Торевтика
Торе́втика (греч. τορευτιϰή, греч. τορεύω — вырезать, чеканить) — искусство ручной рельефной обработки художественных изделий из металла. Чаще всего торевтикой называют обработку изделий путём чеканки, тиснения, ковки[1].
Иногда этим термином также обозначают и отделку литых изделий[2]. Термин применяют преимущественно к памятникам древности — зародившись в бронзовом веке, торевтика получила распространение в железном веке (у народов Малой Азии, Ассирии, Вавилона, Персии, а также Европы)[1].
История
Искусство торевтики уходит своими корнями в глубокую древность. Она применяется уже в эпоху бронзового века. Изделиями высокого мастерства, созданными в железном веке являются Certosa situla из Италии, а также бронзовая ситула из Ваче и поясная пряжка из Ваче (Словения). Особенное развитие торевтика получила у народов Малой Азии, Ассирии, Вавилона, перейдя оттуда в древнюю Персию. Ярким примером влияния персидской школы торевтики считается клад из села Надь-Сент-Миклош, который был найден в Трансильвании в 1799 году. Клад, состоящий из 23-х золотых сосудов, считался сервизом предводителя гуннов Аттилы, изделием аваров или печенегов. Однако большинство учёных из-за содержащихся на сосудах рунических надписей, считает его работой протобулгарских мастеров[3].
В Древней Греции этот термин использовали в качестве синонима сфиротехники (греч. sphyron — «молоток, пятка молотка» и греч. techne — «ремесло, умение») — выколачивания объемных фигур из листов меди и бронзы. В современном значении — выколотка. Именно так изготавливали огромные составные статуи, полые внутри, которые из-за их размеров было невозможно отлить из бронзы. Техника античной торевтики использовалась для декора металлических сосудов. В русском языке есть близкий термин: ковка (лат. cudo — «бью, колочу»). Близкое по смыслу определение, хотя и иной этимологии, — кузнечное ремесло. Ныне термин торевтика используют для обозначения всех техник холодной обработки металла — биговки, буклирования, обронной работы, пуансирования, резьбы, репуссе, канфарения, таушировки, тиснения, торсирования, чеканки, штамповки[4][5].
Впервые внимание научной общественности к драгоценным находкам из кочевнических курганов было привлечено в конце XVII века благодаря собирательской деятельности Николай Корнелий Витзена. Ещё более подогрели этот интерес раскопки Литого кургана в Херсонской губернии, произведённые Алексеем Петровичем Мельгуновым во второй половине XVIII века. Однако широкую известность данные памятники приобрели только в XIX веке, когда начались систематические археологические исследования скифских курганов в Северном Причерноморье. Научное же осмысление изделий торевтики относится уже к XX веку[6].
Первые находки средневековой торевтики из Западной Сибири стали известны широкой публике ещё в XVIII веке благодаря академическим экспедициям. Так автор первой «Истории Сибири» академик Герхард Фридрих Миллер привёз из Приобья несколько бронзовых западноевропейских водолеев, два из которых, к сожалению, погибли при пожаре Кунсткамеры в конце XVIII века. Впоследствии импортные изделия из серебра и бронзы собирали члены Императорского археологического общества и частные коллекционеры. К концу XIX века в фондах Эрмитажа сконцентрировалась огромная коллекция средневекового серебра, найденного в различных регионах Российской империи, в том числе и в Западной Сибири. Серебро стран Востока было опубликовано академиком Яковом Ивановичем Смирновым в 1909 году в атласе «Восточное серебро». На сибирских и прикамских коллекциях основывались труды Иосифа Абгаровича Орбели и Камилла Васильевна Тревер по греко-бактрийскому и сасанидскому искусству, исследования Василия Григорьевича Луконина по искусству Ирана, Алисы Владимировны Банк по художественному металлу Византии и Бориса Ильича Маршака по согдийскому серебру, а также серия работ Анатолия Алексеевича Иванова по исламским бронзам, исследования, посвящённые византийским чашам из Приуралья и Западной Сибири, и свод произведений восточной торевтики VIII—XIII веков Владислава Петровича Даркевича. Западносибирские и уральские находки стали ключевыми для Марка Григорьевича Крамаровского в его исследовании художественного металла Золотой Орды[7].
Новый этап понимания торевтики как источника по истории культуры средневековья связан с работами Бориса Ильича Маршака: это серия его статей конца 1970-х—1980-х годов, затем докторская диссертация и книга, вышедшая в 1986 году в Германии. Он рассматривал торевтику не как совокупность произведений мастеров отдельной страны или региона, но как результат сложного процесса взаимовлияния европейских и азиатских культур. Борис Ильич Маршак фактически способствовал восприятию этой категории средневекового искусства как источника по истории взаимодействия культур на торговых и военных путях эпохи. Им впервые были обозначены проблемы формирования центров производства художественного металла в молодых государствах Европы и Азии, в том числе Волжской Болгарии[7].
Итоги этому процессу были подведены в каталогах двух выставок, одна из которых состоялась в 1996 году в Эрмитаже, вторая — в 2003 году в Ямало-Ненецком окружном музейно-выставочном комплексе имени Ивана Семёновича Шемановского[8].
Иранское и среднеазиатское серебро образует довольно многочисленную группу (к настоящему времени известно 21 изделие, но на самом деле их гораздо больше), места находок тяготеют к верховьям реки Северной Сосьвы и бассейну реки Сыни. К иранско-среднеазиатской группе относятся самые ранние предметы «дальнего импорта» в Нижнем Приобье, в том числе серебряная позолоченная голова чудовища, атрибутированная Борисом Ильичём Маршаком как часть трона согдийской богини, произведённого в Согде или регионе согдийской колонизации и датированного VIII веком[9].
Кроме серебряных иранских (среднеазиатских) изделий в Западной Сибири, в том числе и на её севере, довольно часто находят бронзовые сферические чаши, украшенные циркульным орнаментом или гладкие. Чаши датируются VIII — X веками. Можно подвести итог анализу мест находок иранской и среднеазиатской торевтики в Приобье. Во-первых, выделяются группы сосудов VIII—IX веков и X—XI веков.
Все это может иметь несколько объяснений. Торговые пути с запада (из Прикамья) на восток (в Приобье) пролегали как раз по рекам Северная Сосьва и Сыня, и соответственно, большая часть импортных товаров оседала именно здесь. Наконец, серебро могли принести сюда не торговцы, а переселенцы с западных склонов Урала, вынужденные бежать на восток и север в результате неких исторических событий и оседавшие в основном в бассейнах этих рек. В последнем случае понятна ярко выраженная сакральность серебряных вещей, а два временных их массива можно соотнести с двумя волнами миграций[7].
Вклад Бориса Маршака
Маршак разработал методологию атрибуции предметов из драгоценных металлов, основанную на стилистическом анализе и хронологическом датировании. Его исследования охватывают более 150 золотых и серебряных сосудов из Ближнего и Среднего Востока и соседних регионов, а также включают восточно- и западноевропейские образцы, что расширяет контекст понимания передачи торевтических техник и стилей по Евразии[10].
Влияние восточных традиций и европейских художественных тенденций
Поток предметов роскоши, включая, возможно, изделия из металла, по Великому шелковому пути и другим торговым маршрутам, предполагает потенциальный путь передачи торевтических техник и стилей в Россию.
Анализ русской иконописи XVIII века показывает значительное влияние западноевропейских художественных техник на русское искусство. В работе Ивана Зубова, русского гравёра начала XVIII века, иллюстрирует смешение традиционной русской иконографии с голландскими техниками травления. Это демонстрирует восприимчивость русского искусства к иностранным художественным влияниям, предполагая, что подобная открытость могла существовать и в области металлообработки. Обзор икон XVIII века в Музее Русского Искусства подтверждает это, показывая, как западноевропейские реалистические техники повлияли на русскую иконопись — параллельное художественное поле, которое могло иметь схожие пути влияния с торевтикой[11].
Древние русские традиции металлообработки
Золотой Бык из Майкопа, датированный 2500 года до нашей эры, находится в Эрмитаже Санкт-Петербурга, свидетельствует о долгой истории металлообработки в регионе, потенциально заложившей основу для последующих влияний. Раннее мастерство металлообработки в Кавказском регионе могло внести свой вклад в развитие местных русских техник[12].
Уральская школа торевтики
История металлургии на Урале, охватывающая период от IV тысячелетия до нашей эры и до настоящего времени, раскрывает непрерывную и развивающуюся традицию производства металла. Это включает раннюю медь-бронзовую металлургию, развитие железоделания и значительный промышленный рост металлургических центров в XVIII век и XIX веках, включая Каслинский завод, известный своим чугунным искусством при директорах, таких как Григорий Зотов, и художниках, таких как Михаил Канаев и Николай Бах. Производство Каслинским заводом железных архитектурных деталей и бронзовых отливок, а также репродукций работ Петра Клодта, демонстрирует высокий уровень художественного мастерства и интеграции различных техник. Музей Строгановской академии с его коллекцией русского декоративно-прикладного искусства дополнительно подчеркивает важность сохранения и изучения русских традиций металлообработки. Приобретение Эрмитажем сасанидского серебряного изделия, вероятно, полученного через торговые пути от купца по имени Сиронтинин, также демонстрирует обмен предметами роскоши, включая изделия из металла, по этим маршрутам[13].
Разновидности торевтики
Художественная ковка — изготовление изделий путем обработки металла, известное как ковка, позволяет создавать кованые изделия любого назначения, которые обладают свойствами художественных произведений. Искусство художественной ковки берёт свое начало у кельтских племён, которые первыми начали украшать материалы, поверхности и изделия. Хотя самые древние находки, такие как кинжалы, золотые кубки, доспехи и украшения, относятся к III тысячелетию до нашей эры, ковка оставалась основным методом обработки металлов в течение долгого времени[14][15].
Филигрань (скань) — один из самых древних видов искусства по обработке металла. Название происходит от двух латинских слов: «филюм», что означает «нить», и «гранум», что переводится как «зерно». Слово «скань» имеет древнеславянские корни и означает «свить» или «скрутить». Оба названия указывают на основные особенности этого метода обработки металла. Разнообразие элементов филигранных узоров велико: они могут быть выполнены в виде веревочек, шнурков, плетений, ёлок, дорожек, гладки и прочих форм. Отдельные компоненты узора соединяются в единое целое с помощью пайки. Часто филигрань комбинируется с зернью, представляющей собой крошечные металлические шарики, которые припаиваются в подготовленные углубления. Для изготовления филигранных изделий используются сплавы из золота, серебра и платины, а также меди, латуни, мельхиора и нейзильбера. Украшения в этой технике или с использованием элементов филиграни нередко подвергаются обработке, например, оксидированию или серебрению, чтобы придать им более привлекательный вид. Ранее филигранные изделия создавались в царских либо монастырских мастерских. В XVII веке спрос на такие изделия возрос, что привело к разделению труда среди ремесленников. Они стали более независимыми, и некоторые мастера специализировались исключительно на изготовлении проволоки и филигранных элементов. В XVIII веке началось массовое производство крупных изделий, в которых помимо драгоценных камней широко использовались хрусталь и перламутр. В этот же период стали популярны небольшие серебряные изделия, такие как вазочки, солонки и шкатулки[16][14].
Чеканка (торевтика) — металлообработка методом выколотки или плющения выполняется с использованием специального чеканочного молотка. Чеканка может быть самостоятельным методом создания художественных изделий, для чего применяются листовые материалы. В этом случае возможно создание как плоскорельефных, так и объёмных работ. Рельефная чеканка реализуется разнообразными методами: осаживанием металла на подкладной матрице или нанесением плоскорельефного узора с помощью специальных штампиков, известное как пуансонная чеканка. Также возможно создание рельефа свободным формированием на пластичной подкладке из резины, свинца или смолы. Канфарение, разновидность пуансонной чеканки, предполагает создание зернистой текстуры на поверхности изделия. Чеканка также используется как дополнительный процесс при доработке и окончательной отделке художественного литья[14].
Гравировка — оформление художественных предметов методом поверхностной резьбы включает в себя гравировку, проводимую вручную с использованием специальных инструментов, известных как штихели. В зависимости от применяемых техник, гравировка подразделяется на два типа: штриховую, которая создается с помощью контурных линий и штрихов, и рельефную резьбу, известную как обронная работа. В последнем случае происходит удаление фонового материала и создание рельефных деталей изображения. Часто обронная техника комбинируется с чеканкой[17].
Чернь (ниэло) — создание графического орнамента на поверхности серебряных изделий осуществляется посредством нанесения черневого состава. Черневая смесь содержит сернистые соединения серебра, меди и свинца. Этот синевато-чёрный сплав черни обладает металлическим блеском, высокой прочностью и пластичностью, надежно сцепляется с серебряной основой изделия. Состав наносится на поверхность с тиснением или гравировкой, после чего изделие подвергается обжигу. Во время плавления чернь растекается, заполняя углубления узора, а лишний материал удаляется методом опиловки и шлифовки[18][14].
Штамповка — металлообработка методом тиснения или удара выполняется с использованием механических прессов, оснащённых разнообразными штампами, которые можно менять. Ключевые компоненты штампов включают в себя пуансон, выступающий в роли ударного или рубящего инструмента, и матрицу — стальную основу, отражающую форму конечного изделия. Штамповка позволяет осуществлять различные операции, такие как вырубка плоских деталей из листового металла, формовка и вытягивание объемных форм, а также создание рельефных изображений посредством тиснения[19].
Насечка — создание узора с помощью инкрустации включает в себя процесс насечки, который выполняется по материалам, таким как сталь или слоновая кость, с использованием металлов вроде серебра, золота или меди. Техника предполагает обход контуров изделия или создание небольших углублений на его поверхности с помощью штихеля. Затем в эти выемки вставляется металлическая проволока или пластинки для завершения узора инкрустации[20].
Ковка — пластическая обработка металла осуществляется через такие процессы, как плющение, изгибание, скручивание и рубка. Она может выполняться либо механически, либо вручную, с использованием простых инструментов, таких как молоток, наковальня, зубила и фасонные пробойники. Для создания сложных рельефных деталей применяются пресс-формы[21].
Гнутье — упрощенная разновидность ковки, выполнение изделий из фабричных заготовок (проката) путем склепывания или сваривания гнутых элементов.
Литьё — формовка изделий из расплавленного металла включает в себя различные методы художественного литья. Наиболее распространенные из них включают литье в односторонние или двусторонние формы из земли. Здесь используются опоки — это металлические рамы с прямыми высокими стенками, которые заполняются специальной формовочной смесью. Другой метод — это литьё в кокиль, что представляет собой металлическую разъемную форму. Когда необходимо создать изделия сложной формы, применяются цельные формы. Эти формы изготавливаются путём образы с последующей выплавкой восковых моделей[22][14].
Современные инструменты и техники
- Электроинструменты: Гравировальные машинки, электронные молотки.
- Компьютерное моделирование: 3D-моделирование (Autodesk, SolidWorks) для создания шаблонов. CAD/CAM системы для автоматизации производства[23].
- Лазерная гравировка: Высокоточная гравировка с высокой детализацией[24].
- Новые материалы: Новые металлы и сплавы (алюминиевые деформируемые сплавы системы Al-Mg-Si-(Cu) (серии 6ххх))[25].
- Комбинированные техники: Сочетание традиционных и современных технологий.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Торевтика . БРЭ. Дата обращения: 12 мая 2024.
- ↑ Торевтика . Археологический справочник. Дата обращения: 12 мая 2024.
- ↑ Торевтика . Поискслов.рф. Дата обращения: 12 мая 2024.
- ↑ Традиции античного мира в европейской культуре . school10-mgn.ru. Дата обращения: 12 мая 2024.
- ↑ А ларчик просто открывался . Евпатория. Дата обращения: 13 мая 2024.
- ↑ Кисель В. А. Шедевры ювелиров Древнего Востока из скифских курганов . kronk.spb.ru. Дата обращения: 13 мая 2024.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Художественный металл средневекового Востока на севере Западной Сибири . civ-history.livejournal.com. Дата обращения: 13 мая 2024.
- ↑ Хронограф . Культура.рф. Дата обращения: 31 октября 2024.
- ↑ Федорова Н. В. Западносибирские клады в контексте исторического развития территории (ранний железный век - средневековье) // Труды КАЭЭ ПГПУ. — 2018. — № 14.
- ↑ Маршак Б. И. История восточной торевтики III–XIII вв. и проблемы культурной преемственности / Под ред. Никонорова В. П.. — СПб., 2017.
- ↑ Мишина Е. А. Влияние западно-европейского гравировального искусства XVI — начала XVII века на русскую гравюру XVII столетия. // Новое искусствознание. — 2022. — № 3.
- ↑ Золотая фигурка быка . РИА новости.
- ↑ Как голландская сажа русский чугун прославила, или Секреты мастеров из Касли . Мир.24 (1 февраля 2021). Дата обращения: 31 октября 2024.
- ↑ 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 Виды обработки металлов . studfile.net. Дата обращения: 13 мая 2024.
- ↑ Калганова Ю. С. Историко-культурный потенциал художественной ковки как средство формирования общекультурных компетенций бакалавров // Наука и школа. — 2019. — № 4.
- ↑ Филигрань - ювелирное искусство . maltsevacrystall.tilda.ws (2022=07-11). Дата обращения: 31 октября 2024.
- ↑ Ефремов Е, В., Бутов А. Ю. Современные технологии художественной гравировки на металле в традиционно-прикладном искусстве // E-Scio. — 2020. — № 10. — С. 49.
- ↑ Северная чернь . Русские ремёсла. Дата обращения: 31 октября 2024.
- ↑ Штамповка . Лувр. Дата обращения: 31 октября 2024.
- ↑ Губина Т. А. О разграничении техник «Инкрустация» и «Тауширование» при декорировании железных предметов // Казанский вестник молодых учёных. — 2020. — № 3.
- ↑ Художественная обработка металла . kovkasite.ru. Дата обращения: 31 октября 2024.
- ↑ Художественное литьё . de.donstu.ru. Дата обращения: 31 октября 2024.
- ↑ Новоселова Ю. И., Пауков А. М., Шерышев М. А., Акимов К. В., Диканова Н. С. 3D-моделирование в CAD-системах на примере программы SOLID WORKS // Успехи в химии и химической технологии. — 2018. — № 6.
- ↑ Уникальные технологии лазерных гравёров . sharplase.ru (31 марта 2020). Дата обращения: 31 октября 2024.
- ↑ Бенариеб И., Бер Л. Б., Антипов К. В., Сбитнева С. В. Тенденции развития деформируемых сплавов системы AL-MG-SI-(CU) // Авиационные материалы и технологии. — 2019. — № 3.
Литература
- Краткий словарь терминов изобразительного искусства / Обухова Г. Г.. — Советский художник, 1961.
- Маршак Б. И. История восточной торевтики III — XIII веков и проблемы культурной преемственности / Никоноров В. П.. — СПб., 2017.
- Marschak, Boris. Silberschätze des Orients. Metallkunst des 3.-13. Jahrhunderts und ihre Kontinuität. — Leipzig: VEB E.A. Seemann Verlag, 1986.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |