Таксономия Блума
Таксономия Блума (англ. Bloom’s Taxonomy) — это система классификации образовательных целей, разработанная американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом в 1956 году. Эта система представляет собой иерархию когнитивных навыков, которые ученики могут развивать и приобретать в процессе обучения. Таксономия Блума является одной из наиболее широко используемых и влиятельных моделей в области образования и педагогики[1].
История
Бенджамин Блум был известным американским психологом и педагогом, работавшим в области образования и психологии обучения[2]. Его ранние исследования были связаны с мотивацией и развитием личности учеников. В начале 1950-х Блум объединился с группой исследователей, включая Макса Энгельхарта и других специалистов в области образования и психологии. Они были заинтересованы в том, каким образом можно лучше измерять и оценивать уровень умственной деятельности студентов в контексте образования. На тот момент в образовании существовало множество терминов и понятий, описывающих образовательные цели, но не было четкой иерархии или системы классификации. Это делало сложным создание конкретных целей обучения и их оценку.
Группа исследователей начала систематически изучать различные уровни умственной деятельности, начиная с простых задач, таких как запоминание фактов, и продвигаясь к более сложным видам анализа, синтеза и оценки информации. Исследования Блума и его коллег позволили им разработать иерархию, включающую шесть уровней когнитивных навыков. Исследователи опубликовали свои результаты в работе «Таксономия образовательных целей: Классификация когнитивных целей», выпущенной в 1956 году[1]. Эта публикация стала основой для дальнейших исследований и практического применения таксономии Блума в системе образования.
Таксономия в образовании
Таксономия в образовании — это систематическая модель классификации образовательных целей и уровней учебных достижений, которая помогает учителям и образовательным специалистам структурировать образовательный процесс, определять желаемые результаты обучения и оценивать достижения студентов. Эта система помогает учителям более чётко определить, что студенты должны знать и уметь делать в результате обучения, и разрабатывать соответствующие учебные программы и методики. Важным аспектом таксономии в образовании является иерархия уровней когнитивных навыков, начиная с более простых и заканчивая более сложными[3].
Области образовательной деятельности
Бенджамин Блум выделяет три основные области образовательной деятельности, которые он называет «областями обучения». Эти три области образовательной деятельности представляют собой разные аспекты и типы обучения, и они являются ключевыми компонентами его таксономии образовательных целей[1].
- Когнитивная область (Cognitive Domain): эта область образовательной деятельности связана с когнитивными навыками и умственной активностью студентов. Здесь учащиеся развивают свои интеллектуальные способности, включая знание, понимание, анализ, синтез и оценку. Таксономия Блума включает в себя шесть уровней когнитивных навыков, начиная с самого низкого уровня «знание» и заканчивая самым высоким уровнем «оценка».
- Психомоторная область (Psychomotor Domain): эта область связана с развитием физических навыков и моторики. Здесь студенты обучаются выполнять конкретные действия, такие как двигательные навыки, манипуляции и умения, требующие физической активности. Примерами могут быть навыки игры на музыкальных инструментах, спортивные умения или умения в ремеслах.
- Аффективная область (Affective Domain): эта область связана с развитием эмоциональных и социальных аспектов личности студентов. Здесь учащиеся развивают свои ценностные ориентации, мотивацию, убеждения и эмоциональные навыки. Обучение в аффективной области помогает студентам развивать эмпатию, этическое поведение, лидерские качества и умение работать в коллективе.
Эти три области образовательной деятельности вместе обеспечивают комплексное обучение, учитывая как интеллектуальные, так и физические и эмоциональные аспекты развития студентов.
Когнитивная область
Бенджамин Блум выделяет шесть основных категорий когнитивного процесса, которые составляют основу его таксономии когнитивных навыков. Эти категории охватывают разные аспекты умственной активности и представляют собой уровни сложности в обработке информации и знаний[4].
- Знание (Knowledge): эта категория отражает базовый уровень когнитивных навыков, где студенты демонстрируют способность запоминать и воспроизводить факты, термины и концепции. На этом уровне студенты могут перечислять, идентифицировать, называть и описывать факты или явления, например: «Перечислите элементы водорода».
- Понимание (Comprehension): данная категория включает в себя умение интерпретировать и объяснять информацию. Студенты на этом уровне могут выразить смысл и основные идеи, а также уметь описывать информацию своими словами, например: «Объясните смысл высказывания в своих словах».
- Применение (Application): на этом уровне студенты способны использовать знания и понимание в новых ситуациях. Они применяют полученные знания для решения практических задач, например: «Примените принципы физики для решения задачи».
- Анализ (Analysis): здесь студенты способны разбирать информацию на составляющие части и выявлять взаимосвязи между ними. Они проводят анализ данных и инференцию, например: «Проанализируйте структуру текста».
- Синтез (Synthesis): на этом уровне студенты создают новую информацию или идеи, объединяя различные элементы в единое целое. Они могут генерировать новые решения и концепции, например: «Создайте проект, который интегрирует разные дисциплины».
- Оценка (Evaluation): это самый высокий уровень когнитивных навыков. Здесь студенты способны проводить критическую оценку информации, анализировать аргументы и делать выводы о ценности информации или решений, например: «Оцените достоверность данного источника информации».
Эти шесть категорий когнитивного процесса представляют собой иерархическую систему, где каждая следующая категория предполагает более высокий уровень умственной активности и сложности в обработке информации[1].
Психомоторная область
Психомоторная область (Psychomotor Domain) — это одна из трёх основных областей образовательной деятельности, выделенных Бенджамином Блумом в его таксономии образовательных целей. Психомоторная область фокусируется на развитии физических навыков, моторики и умений студентов[3]. В психомоторной области студенты развивают следующие аспекты:
- Моторные навыки: эта часть психомоторной области включает в себя развитие физических умений и двигательных навыков. Это может включать умения вождения автомобиля, игры на музыкальных инструментах, спортивные навыки, навыки ручной работы и многое другое.
- Координация движений: студенты разрабатывают навыки координации между различными частями своего тела и учатся выполнять сложные действия, требующие точности и согласованности движений.
- Управление инструментами и оборудованием: это включает в себя умение работать с инструментами и техническим оборудованием, такими как компьютеры, медицинское оборудование, производственные машины и другие.
- Спортивные навыки и физическая активность: в данной области студенты могут развивать спортивные навыки, участвовать в физической активности и спорте, что способствует улучшению физического здоровья и физической формы.
- Умения в области искусства и творчества: эта часть психомоторной области включает в себя развитие навыков в искусстве, музыке, танце, актерском мастерстве и других формах творчества.
- Профессиональные навыки: в этой области студенты могут развивать навыки и компетенции, специфические для своей профессиональной области, например, навыки врачей, инженеров, программистов и др.
Психомоторная область важна, так как развитие физических навыков и моторики может быть критическим в различных сферах жизни, от профессиональной деятельности до физического здоровья и саморазвития. Эта область также включает в себя умения и навыки, которые могут быть особенно полезными в повседневной жизни и при решении практических задач[1].
Аффективная область
Аффективная область (Affective Domain) — это одна из трёх основных областей образовательной деятельности, выделенных Бенджамином Блумом в его таксономии образовательных целей. Аффективная область охватывает развитие эмоциональных и социальных аспектов личности студентов, и она фокусируется на их эмоциональных реакциях, ценностных ориентациях и мотивации.
В аффективной области студенты развивают следующие аспекты[5]:
- Ценности и убеждения: студенты формируют свои ценности, убеждения и этические нормы. Они определяют, что для них важно и что они считают правильным или неправильным.
- Мотивация: в этой области обучения учащиеся разрабатывают мотивацию и увлечение учебой. Они определяют, почему им важно изучать определенные темы или достигать определенных целей.
- Эмпатия и социальная компетенция: аффективная область включает в себя развитие способности студентов понимать и сопереживать чувства и потребности других людей. Это помогает им развивать лучшие межличностные отношения и навыки сотрудничества.
- Эмоциональный интеллект: студенты учатся управлять своими эмоциями, развивать эмоциональную саморегуляцию и понимать, как эмоции влияют на их поведение и принятие решений.
- Мировоззрение и отношение к окружающему миру: в аффективной области студенты формируют свое мировоззрение и отношение к различным аспектам жизни и общества. Они обретают более глубокое понимание собственных ценностей и мнений.
Эффективное обучение в аффективной области позволяет студентам развивать не только интеллектуальные навыки, но и эмоциональные и социальные компетенции, которые могут быть важными для их личностного роста, успешной социализации и взаимодействия в обществе[1].
Список глаголов для каждой категории
Для каждого уровня иерархии навыков в таксономии Блума существует ряд активностей, которые помогают студентам продемонстрировать свои знания и умения на этом уровне. Вот список глаголов, которые часто ассоциируются с каждым уровнем[6]:
- Знание (Knowledge):
- Перечислить;
- Называть;
- Описывать;
- Идентифицировать;
- Составлять список;
- Выявлять;
- Указывать;
- Подчеркивать;
- Цитировать;
- Определять.
- Понимание (Comprehension):
- Объяснить;
- Интерпретировать;
- Изложить;
- Пересказать;
- Описать смысл;
- Продемонстрировать понимание;
- Сравнить;
- Классифицировать;
- Обобщить;
- Расшифровать.
- Применение (Application):
- Применить;
- Использовать;
- Решать;
- Выполнять;
- Применять в практике;
- Проводить;
- Демонстрировать;
- Изменять;
- Применять к новым ситуациям.
- Анализ (Analysis):
- Анализировать;
- Выявлять связи;
- Разбирать на составляющие;
- Сравнивать и контрастировать;
- Обнаруживать закономерности;
- Классифицировать элементы;
- Раскрывать структуру.
- Идентифицировать причины и следствия;
- Синтез (Synthesis):
- Создавать;
- Составлять;
- Генерировать;
- Разрабатывать;
- Конструировать;
- Сочинять;
- Выявлять закономерности;
- Интегрировать информацию;
- Совершенствовать;
- Структурировать.
- Оценка (Evaluation):
- Оценивать;
- Сравнивать и оценивать;
- Выделять наиболее важные аспекты;
- Делать выводы;
- Производить критическую оценку;
- Оценивать эффективность;
- Судить о ценности;
- Оправдывать;
- Критически анализировать.
Эти глаголы предоставляют студентам и учителям ясное представление о том, какие виды деятельности и задач соответствуют каждому из уровней в таксономии Блума, помогая учителям структурировать образовательные цели и оценочные задания.
Обновленная таксономия Блума
Обновленная таксономия Блума — это модификация и расширение оригинальной таксономии Блума, разработанной Дэвидом Круфтом и Лориной Андерсон в 2001 году. Она включает в себя дополнительные уровни и более современные формулировки когнитивных навыков, чтобы отразить изменения в образовательной практике и технологические инновации. Обновленная таксономия Блума включает следующие уровни[7]:
- Помнить (Remembering): этот уровень соответствует уровню «знание» в оригинальной таксономии Блума. Здесь студенты должны способствовать запоминанию и воспроизведению фактов и информации. Примеры активностей на этом уровне включают в себя запоминание данных, фактов, терминов и событий.
- Понимать (Understanding): этот уровень аналогичен уровню «понимание» в оригинальной таксономии Блума. Здесь студенты должны объяснять и интерпретировать информацию, а также демонстрировать понимание основных концепций и идей.
- Применять (Applying): этот уровень аналогичен уровню «применение» в оригинальной таксономии Блума. На этом уровне студенты должны использовать свои знания и понимание для решения практических задач и применения их в новых ситуациях.
- Анализировать (Analyzing): этот уровень аналогичен уровню «анализ» в оригинальной таксономии Блума. Здесь студенты разбирают информацию на составляющие, выявляют взаимосвязи и анализируют структуру данных.
- Оценивать (Evaluating): этот уровень соответствует уровню «оценка» в оригинальной таксономии Блума. На этом уровне студенты проводят критическую оценку и судят о ценности информации, аргументов или решений.
- Создавать (Creating): Это новый уровень, который не был представлен в оригинальной таксономии Блума. На этом уровне студенты создают новые идеи, продукты или решения, интегрируя различные элементы и концепции.
Обновленная таксономия Блума помогает более точно определить цели обучения и развития критического мышления у студентов, учитывая современные требования к образованию и учебным практикам.
Критика
Таксономия Блума, является важным инструментом в образовании и педагогике, но она также подвергалась критике и вызывала дискуссии по ряду вопросов. Одной из основных критик таксономии Блума является субъективность в определении уровней когнитивных навыков. Разные люди могут трактовать и интерпретировать уровни по-разному, что может привести к разночтениям в образовательной практике[8].
Критики также указывают на ограничения таксономии Блума на когнитивные навыки и умы студентов, учитывая лишь интеллектуальные аспекты обучения. Это может привести к недооценке других важных аспектов развития, таких как эмоциональные и социальные навыки, которые также являются важными для образования[9].
Критики также замечают, что таксономия Блума может быть слишком упрощенной и линейной, что не всегда соответствует сложности реальных учебных задач и когнитивных процессов студентов. Она может не учитывать контекст обучения и разнообразие учеников, что ограничивает её применение в различных образовательных ситуациях[10].
Несмотря на эти критические замечания, таксономия Блума остается полезным инструментом в образовании и педагогике. Она помогает структурировать обучение, определять образовательные цели и содействует развитию критического мышления у студентов. Критика способствует более глубокому пониманию её ограничений и может вдохновить развитие более совершенных подходов к оценке и развитию образования.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Bloom, B. S., Engelhart, M. D., Furst, E. J., Hill, W. H., Krathwohl, D. R. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals. — New York: David McKay Company, Inc., 1956.
- ↑ Anderson, L. W. Bloom's Taxonomy of Educational Objectives: A Forty-year Retrospective (National Society for the Study of Education Yearbooks). — The National Society for the Study of Ed, 1994. — 264 с. — ISBN 978-0226601649.
- ↑ 3,0 3,1 Гафурова А.Д. Таксономия образовательных целей Бенджамина Блума // Young Scientist” : журнал. — 2022. — Январь (т. 1, № 396). — С. 237-238.
- ↑ Султанова, Г.С. Таксономия Блума как инструмент интеллектуально развивающего обучения студентов // Высшее образование сегодня. — 2019. — Т. 1. — С. 14-19.
- ↑ Kasilingam G., Ramalingam M., Chinnavan E. Assessment of learning domains to improve student’s learning in higher education // Journal of Young Pharmacists. — 2014. — № 6. — С. 27-33.
- ↑ Seifert K., Sutton R. Educational Psychology. — The Saylor Foundation, 2009. — С. 37. — 376 с.
- ↑ Anderson, L. W., & Krathwohl, D. R. Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing: A Revision of Bloom's Taxonomy of Educational Objectives. — Pearson, 2000. — 336 с. — ISBN 978-0801319037.
- ↑ Smith, T. M., & Smith, D. M. Sorting Out the Blooms: Clarifying Bloom's Taxonomy of Educational Objectives // Curriculum Journal. — 2008. — Т. 19, № 4. — С. 295—306.
- ↑ Kinchin, I. M., Hay, D. B., & Adams, A. How a qualitative approach to concept map analysis can be used to aid learning by illustrating patterns of conceptual development // Educational Research. — 2008. — Т. 50, № 3. — С. 277—302.
- ↑ Krathwohl, D. R. A Revision of Bloom’s Taxonomy: An Overview // Theory into Practice. — 2002. — Т. 41, № 4. — С. 212—218.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |