Су-57
Су-57 | |
---|---|
Тип | многоцелевой истребитель |
Разработчик | ОКБ Сухого |
Производитель | КнААЗ |
Главный конструктор | М. Ю. Стрелец |
Первый полёт | 29 января 2010 год |
Начало эксплуатации | 2020 год |
Статус | эксплуатируется |
Эксплуатанты |
ВКС России см. на вооружении |
Су-57 — российский многофункциональный истребитель пятого поколения, разработанный компанией «Сухой» в рамках программы по созданию новых боевых авиационных комплексов[1]. Известен также под наименованиями ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) и Т-50. Был создан для выполнения различных боевых задач, включая уничтожение воздушных, наземных и надводных целей.
Су-57 обладает высокими характеристиками, позволяющими круглосуточно и эффективно выполнять задачи в различных метеоусловиях, в сложной помеховой обстановке, при противодействии системам Противовоздушной обороны (ПВО) противника. Специализированные системы позволяют самолётам действовать как под внешним управлением (человеком-пилотом), так и автономно, что открывает новые возможности для выполнения сложных задач. Автономные системы также позволяют осуществлять миссии в опасных зонах с минимальными рисками для пилота[2].
История
Проектирование перспективного многофункционального истребителя, который впоследствии стал называться Су-57, началось в СССР в конце 1970-х годов. Эта инициатива была направлена на создание современного боевого самолёта, способного заменить устаревающую технику, такую как Су-27 и МиГ-31. 5 июля 1981 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров об утверждении целевой комплексной программы создания боевых самолётов. Программа включала в себя научные исследования, проектирование, испытания и серийное производство новых самолётов. В конце 1990-х годов Министерство обороны России объявило конкурс на создание нового истребителя пятого поколения. ОКБ Сухого одержало победу в этом конкурсе благодаря своим достижениям в области проектирования и разработки высокомодернизированных боевых самолётов. Работы над проектом, получившим индекс Т-50 (изначально обозначенным как И-21) начались в 1999 году.
Проектировщики поставили перед собой цель создать многофункциональный истребитель с высоким уровнем манёвренности, малозаметностью и современным бортовым оборудованием. Эскизный макет самолёта был завершен к осени 2004 года, что стало важным этапом в процессе разработки. На этом этапе были определены основные характеристики и состав техники, которая будет использоваться в самолёте. Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ) был выбран в качестве площадки для строительства самолётов. Этот завод имеет богатую историю и опыт в производстве военной авиационной техники. К 2009 году были изготовлены два прототипа самолёта для проведения наземных испытаний. Испытания были необходимы для проверки различных систем и обеспечения их стабильности и безопасности.
Первый лётный экземпляр Т-50 поднялся в воздух 29 января 2010 года под управлением лётчика-испытателя Сергея Богдана. Этот полёт стал знаковым событием в истории российского авиастроения и подтвердил успешность первых этапов проекта. Первые серийные образцы и опытные экземпляры Су-57 оснащены двигателями «изделие 117», разработанными научно-производственным объединением «Сатурн». Этот двигатель представляет собой высокоэффективную силовую установку, которая также используется на истребителе Су-35. Двигатель обладает высокой манёвренностью и мощностью, позволяя самолёту демонстрировать отличные лётные характеристики. Начиная с 2016 года, на базе разработки «изделия 30» проводятся стендовые испытания. Данный двигатель предназначен для будущих модификаций Су-57 и обладает улучшенными характеристиками, включая возможность достижения сверхзвуковой скорости без использования форсажа. С 2010 по 2013 год на опытных экземплярах Т-50 проводились заводские испытания, в ходе которых проверялись различные системы и элементы конструкции. Важным этапом стали государственные совместные испытания, которые начались после успешного завершения заводских. Испытательные полёты проводились в Лётно-исследовательском институте имени М. Громова в Подмосковье и в 929-м Государственном лётно-испытательном центре ВВС РФ им. В. Чкалова в Ахтубинске Астраханской области. Главнокомандующий Воздушно-космическими силами России Виктор Николаевич Бондарев объявил о том, что первый этап государственных испытаний истребителя Т-50 завершён. 11 августа 2017 года было объявлено, что истребитель Т-50 получил серийное название Су-57. 5 декабря 2017 года Су-57, оснащённый новым двигателем второго этапа (изделие 30), совершил свой первый испытательный полёт. Истребителем управлял Сергей Богдан. Полет длился 17 минут, и его успешное завершение подтвердило, самолёт справился с условиями задания. 1 марта 2018 года министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил о том, что два экземпляра Су-57 успешно прошли программу испытаний в Сирии. Это включало как лётные испытания, так и боевые вылеты, что было значимым для реальной апробации самолёта в полевых условиях. Начальник Генерального штаба Валерий Герасимов подтвердил, что Су-57 снова прошли апробацию в Сирии, где успешно выполнили все запланированные задачи. Этот опыт использования истребителя в боевых условиях позволил дополнительно проверить его характеристики и возможности, а также собрать данные для дальнейшего улучшения[3].
Характеристики
Главный конструктор Су-57, директор ОКБ «Сухого» Михаил Стрелец сообщил, что истребитель пятого поколения (ранее известный как Т-50 или ПАК ФА) обладает рядом выдающихся характеристик, которые делают его одним из наиболее современных боевых самолётов в мире[4]. Несмотря на то, что точные характеристики не раскрываются, можно предоставить общие сведения о его возможностях:
- Многофункциональный истребитель пятого поколения.
- Экипаж машины рассчитан на одного человека — пилота.
- Максимальная взлётная масса — до 35 тонн.
- Максимальная скорость: крейсерская: 1,7-1,8 Маха, максимальная: 2,0-2,5 Маха (в зависимости от условий).
- Дальность полёта приблизительно 4 500-5 000 км (в зависимости от конфигурации и боевой нагрузки)[5].
- Вооружение: внутрифюзеляжные отсеки для хранения ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», а также для авиабомб; авиапушка калибра 30 мм (при наличии); возможность внешней подвески вооружения на подкрыльевых пилонах.
- Использование композитных материалов, форма фюзеляжа и технологии поглощения радиолокационных волн обеспечивают низкую заметность для радаров и других систем обнаружения.
- Современные системы управления полётом, бортовая электроника, включая радиолокационные станции, системы отпора и управления боевыми задачами.
- Высокая манёвренность благодаря использованию векторного управления потоком и современным конструктивным решениям.
- Возможность выполнения коротких взлётов и посадок обеспечивает большую оперативность действий на различных аэродромах.
Су-57 представляет собой важный элемент воздушной мощи Военно-космических сил (ВКС) России и способен выполнять широкий спектр боевых задач, включая завоевание превосходства в воздухе, ударные миссии и противодействие современным средствам противовоздушной обороны[2].
Эксплуатация
В 2018 году был заключён первый контракт на поставку установочной партии истребителей Су-57 для Министерства обороны России. А в 2020 году был передан первый истребитель Су-57 из установочной партии. Эта поставка стала знаковым событием, подчёркивающим конечную цель всей программы разработки — обеспечить российскую армию современными и высокоэффективными воздушными средствами. Поставки Су-57 в Министерство обороны России продолжаются, что свидетельствует о растущем интересе к этому истребителю и его роли в обеспечении национальной безопасности. Су-57 рассматривается не только как основное средство ВКС России, но и как важный экспортный продукт для ПАО «Компания «Сухой». Ожидается, что экспортный вариант Су-57 станет востребованным на международном рынке оборонной продукции. Это позволит России укрепить свои позиции в сфере авиационного производства и расширить экспортные возможности в условиях глобальной конкуренции на рынке военной техники[6].
Примечания
- ↑ Военный эксперт назвал преимущества истребителя пятого поколения Су-57 . ООО «МИЦ «Известия» (13 октября 2023). Дата обращения: 22 августа 2024.
- ↑ 2,0 2,1 Су-57 . Объединённая авиастроительная корпорация. Дата обращения: 25 августа 2024.
- ↑ Лысцева М. Истребитель Су-57. История проекта, испытания, контракты . Информационное агентство ТАСС (24 декабря 2019). Дата обращения: 22 августа 2024.
- ↑ Алимов Т. Главный конструктор рассказал об уникальности вооружения Су-57 . Специальный проект «Русское оружие» (31 марта 2020). Дата обращения: 25 августа 2024.
- ↑ Жуков А. Истребитель Су-57 — провал отечественного авиастроения или передовой самолёт? . Hi-News.ru (20 июля 2022). Дата обращения: 25 августа 2024.
- ↑ Дым В., Измайлов И. Чудо-птички: Насколько круты Су-57, как будут использоваться и как улучшат боеготовность российской армии . Комсомольская правда (28 декабря 2022). Дата обращения: 25 августа 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Воздушные суда по алфавиту
- Воздушные суда, осуществившие первый полёт в 2010 году
- Самолёты Сухого
- Знание.Вики:Готовые статьи о технологиях
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Двухдвигательные реактивные самолёты
- Перспективные проекты российской военной авиации
- Предсерийные самолёты и прототипы
- Истребители пятого поколения