МиГ-31
МиГ-31 | |
---|---|
Тип | Истребитель-перехватчик |
Разработчик | ОКБ МиГ |
Производитель | Горьковский авиазавод |
Главный конструктор |
А. А. Чумаченко, Г. Е. Лозино-Лозинский, К.К.Васильченко, А. Б. Аносович |
Первый полёт | 16 сентября 1975 года |
Начало эксплуатации | 6 мая 1981 года |
Статус | эксплуатируется |
Эксплуатанты |
ВКС России |
Годы производства | 1975—1994 |
Единиц произведено | более 500 |
Базовая модель | МиГ-25 |
Медиафайлы на Викискладе |
МиГ-31 (по классификации НАТО — англ. Foxhound) — советский двухместный сверхзвуковой высотный всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия, первый истребитель-перехватчик созданный в СССР четвёртого поколения. Использовался на вооружении военно-воздушных сил СССР (ВВС СССР) с 1981 года. Эксплуатация модернизированной модели в военно-воздушных силах Российской Федерации продолжается по сей день[1].
История
Истребитель создан в опытно-конструкторском бюро имени Анастаса Ивановича Микояна (ОКБ имени А. И. Микояна) в 1968 году. Главным конструктором стал Александр Андреевич Чумаченко. На моменте испытания и усовершенствования к проекту присоединился Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский. В дальнейшем проект возглавил Константин Константинович Васильченко[2]. Цель создания — замена перехватчиков старого поколения Т-128.
Лётчиком-испытателем прототипа МиГ-31, который совершил первый полёт 16 сентября 1975 года, был Александр Васильевич Федотов. В 1981 году на Горьковском авиазаводе стартовало производство Миг-31.
Производство истребителя — перехватчика МиГ-31 прекращено в 1994 году, количество построенных самолётов МиГ-31 насчитывало более 500 экземпляров. Сейчас производится модернизация самолётов до версии МиГ-31БМ, первые два поступили на вооружение в 2008 году[3].
Характеристики
Максимальное количество членов экипажа: 2 человека. Длина истребителя — 21,62 метра. Размах крыла — 13,45 метра. Высота истребителя — 6,5 метра. Вес во время взлёта составляет — 41 тысяч килограмм Максимальная развитая скорость — 3000 километров в час. Дальность полёта — 3000 километров. Продолжительность полёта — 3,6 часов. Максимальная выпота подъема - 30 километров[4].
Боевой радиус — 720 км. Встроенное вооружение - 23 мм авиационная пушка ГШ-6-23М. Тип силовой установки — 2 ТРДДФ Д-30Ф-6[4]. Оснащён радиоаппаратурой для связи строя из 4 самолётов. В настоящее время истребитель - перехватчик МиГ-31 состоит на вооружении ВВС России и ВВС Казахстана[5].
Эксплуатация
Первые боевые модели МиГ-31 получил 786-й истребительный авиационный полк ПВО (786-й ИАП) и Центр боевого применения ПВО в Саваслейке. МиГ-31 заменили устаревшие Су-15 и Ту-128. В сентябре 1984 года новые самолёты поступили на службу Дальнего Востока (аэродром «Сокол», остров Сахалин).
Продолжается усовершенствование и модернизирование модели МиГ-31 до уровня МиГ-31БМ с 2008 года. С 2011 года на заводе «Сокол» происходит модернизация истребителей -перехватчиков до версии МиГ-31БМ. В 2013 году несколько истребителей-перехватчиков заступили на службу в Мурманскую область[4].
В современном образце МиГ-31 изменён и установлен радар «Заслон-М», который обнаруживает воздушные цели на расстоянии до 320 км[1]. МиГ-31 поражает одновременно 6 целей, и может сопровождать до 10 целей. В 2016 году воздушно-космические войска Российской Федерации получили семнадцать машин МиГ-31БМ, в 2017 году — ещё более двадцати. С апреля 2018 года истребитель-перехватчик охраняет воздушное пространство над Каспийским морем. МиГ-31БМ на данный момент составляет основу истребителей-перехватчиков ПВО России[6].
Литература
- МиГ-31 : Страж российского неба [Текст] / сост. М. Никольский. — Киров : Типография № 1, 2000. — Вып. 95 : МиГ-31 / П. Н. Сергеев. — 52 с. : цв. ил., ч.-б. ил., табл., схемы. — (Военно-техническая серия / Кировское общество любителей военной техники и моделизма). — 300 экз.
- История и самолёты ОКБ «МиГ» : [к 60-летию КБ] [Мультимедиа] : [рус.] : воен. энцикл. / АНПК «МиГ». — М. : Студия «Крылья России», 1999. — Мультимедиа диск об истории КБ.
- Ларионов, Алексей. Чемодан из гастронома [Текст] : ст. // Мир авиации : авиац.-ист. журн. / гл. ред. В. В. Золотов. — М. : ООО «От винта!», 1999. — № 3. — С. 14—24 ; 29—39. — ISSN 0859-7450.
- Панков, Василий. Флагман ПВО [Текст] : ст. // Крылья Родины : науч.-попул. журн. / гл. ред. А. И. Крикуненко. — М. : ООО «Редакция журнала „Крылья Родины“», 2002. — № 2. — С. 1—3. — 3700 экз. — ISSN 0130-2701.
- Ильин, Владимир. «Английская гончая» с красными звёздами [Текст] : ст. // Крылья Родины : науч.-попул. журн. / гл. ред. С. Н. Левицкий. — М. : ООО «Редакция журнала „Крылья Родины“», 1993. — № 2. — С. 25—28 Шаблон:Cont. — 30 000 экз. — ISSN 0130-2701.
- Ильин, Владимир Евгеньевич. Самые скоростные истребители МиГ-25 и МиГ-31 [Текст] : справ. изд. / В. Е. Ильин. — М. : Астрель : АСТ, 2002. — 95 с. : цв. ил. — (Современная авиация). — На обл. авт. не указан. — 8000 экз. — ББК Ц651.111.1(2Рос)я2. — ISBN 5-17-011748-5.
- The Military Balance : the annual assessment of global military capabilities and defence economics [Текст] : [англ.] : справ. / International Institute for Strategic Studies. — London, UK : Routledge, 2016. — No. 2016. — 504 p. : ил., постер. — Назв. постера : The 2016 military balance chart : Gulf region missile defence. — ISBN 9781857438352. — ISSN 0459-7222.
- МиГ-31 . Такие разные у самолётов судьбы (25 августа 2014). — Авторский сайт об авиационных происшествиях. Дата обращения: 15 ноября 2016. Архивировано 26 апреля 2016 года.
- Аэродром Сокол на Сахалине . Forumavia.ru (21 октября 2016). — Ветка форума о сахалинском аэродроме «Сокол». Дата обращения: 15 ноября 2016. Архивировано 18 ноября 2016 года.
- МиГ-31. Фото. Характеристики . Avia.pro (авиа новости). Информационное агентство Avia.pro (11 мая 2014). — Статья в блоге на новостном сайте об авиации. Дата обращения: 18 ноября 2016. Архивировано 11 мая 2016 года.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Якубович Н. МиГ-31 Непревзойдённый истребитель-перехватчик. — Яуза, 2018. — 130 с.
- ↑ Нахимов С. Истребитель-перехватчик МиГ-31 с гиперзвуковой ракетой “Кинжал” . Amalnews военный (8 июня 2023). Дата обращения: 18 августа 2024.
- ↑ Аньков В. Истребитель-перехватчик МиГ-31: тактико-технические характеристики . РИА Новости (4 июля 2023). Дата обращения: 18 августа 2024.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Истребитель-перехватчик МиГ-31 . Армия и солдаты. Инженерные заметки.. Дата обращения: 18 августа 2024.
- ↑ МиГ-31. История создания и технические характеристики . Смотрим (6 сентября 2011). Дата обращения: 18 августа 2024.
- ↑ ОАК передала Минобороны первые в 2024 году модернизированные МиГ-31 . ТАСС (15 июля 2024). Дата обращения: 18 августа 2024.
Ссылки
- Программа «Ударная сила», выпуск «Ослепительный МиГ», посвящённый МиГ-31
- МиГ-31 (Foxhound): сверхзвуковой истребитель-перехватчик дальнего действия // Оружие России: информационное агентство.
- Сайт самолётостроительной корпорации МиГ
- Модернизированный МиГ-31 прошёл испытания
- Модернизируемый МиГ-31 обвинили в близорукости
- ВВС России получили первую партию модернизированных МиГ-31БМ, 2015/04/09/
- Перехватчики МиГ-25 и МиГ-31. Документальный фильм
- МиГ-31. Машина сложная, но надёжная. Сайт Армавирского училища лётчиков ПВО.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Воздушные суда по алфавиту
- Воздушные суда, осуществившие первый полёт в 1975 году
- Знание.Вики:Cite web (неверный параметр)
- Знание.Вики:Готовые статьи о технологиях
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Все статьи
- Самолёты МиГа
- Реактивные истребители России
- Реактивные истребители СССР
- Самолёты из титана
- Самолёты российско-украинской войны
- Самолёты
- Самолёт-истребитель
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN