МиГ-31

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»


МиГ-31
МиГ-31МиГ-31
Тип Истребитель-перехватчик
Разработчик ОКБ МиГ
Производитель Горьковский авиазавод
Главный конструктор А. А. Чумаченко,
Г. Е. Лозино-Лозинский,
К.К.Васильченко,
А. Б. Аносович
Первый полёт 16 сентября 1975 года
Начало эксплуатации 6 мая 1981 года
Статус эксплуатируется
Эксплуатанты ВКС России
Годы производства 19751994
Единиц произведено более 500
Базовая модель МиГ-25
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

МиГ-31 (по классификации НАТО — англ. Foxhound) — советский двухместный сверхзвуковой высотный всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия, первый истребитель-перехватчик созданный в СССР четвёртого поколения. Использовался на вооружении военно-воздушных сил СССР (ВВС СССР) с 1981 года. Эксплуатация модернизированной модели в военно-воздушных силах Российской Федерации продолжается по сей день[1].

История

Истребитель создан в опытно-конструкторском бюро имени Анастаса Ивановича Микояна (ОКБ имени А. И. Микояна) в 1968 году. Главным конструктором стал Александр Андреевич Чумаченко. На моменте испытания и усовершенствования к проекту присоединился Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский. В дальнейшем проект возглавил Константин Константинович Васильченко[2]. Цель создания — замена перехватчиков старого поколения Т-128.

Лётчиком-испытателем прототипа МиГ-31, который совершил первый полёт 16 сентября 1975 года, был Александр Васильевич Федотов[3].

В 1976 году на Горьковском авиазаводе началась подготовка серийного производства МиГ-31 и изготовление двух машин установочной партии. От опытных самолётов они уже отличались, в частности, увеличенным размахом закрылков, меньшей площадью горизонтального оперения и углами его отклонения и стреловидности, большим плечом вертикального оперения за счёт удлинения фюзеляжа. Сократились также размеры тормозных щитков и возрос угол их отклонения. Изменения были продиктованы лётными испытаниями прототипов.

Первый МиГ-31 с весовым эквивалентом бортовой радиолокационной станции «Заслон» собрали для аэродинамических испытаний в конце весны 1977 года. Второй самолёт собрали для испытания бортового оборудования уже в конце 1977 года. Затем были построены вторая и третья серии из трёх и пяти машин для лётных испытаний.

Работы по отработке монтажей самолётных систем и бортового оборудования традиционно велись на основе принципов горьковской системы КАНАРСПИ. Был подготовлен перечень конструкторских работ по снижению массы МиГ-31, увеличению запаса топлива.

Основными конструкторскими отличиями, подвергшейся доработке, стали панели кабины панорамного типа, воздухозаборники без верхнего входа, бак-фюзеляж с увеличенным объёмом топлива, встроенная гондола тормозного парашюта, возросшее количество подфюзеляжных ракет и другие.

Разработка конструкторской документации на самолёт проводилась в 1978-1980 годах. Самолёт собрали в опытном цехе в 1983 году, и 29 декабря шеф-пилот ОКБ имени А. И. Микояна А. В. Федотов поднял его в воздух с заводского аэродрома.

В июле 1987 года опытный истребитель-перехватчик МиГ-31Д3 пролетел через северный полюс по маршруту Мончегорск-Полюс-Анадырь (Чукотка). Самолёт дважды дозаправлялся топливом в воздухе и в полёте находился 6 часов 26 минут, при этом экипаж пользовался аппаратурой дальней навигации. С 1989 года этот тип самолёта стал выпускаться серийно.

В 1987 году началась работа по глубокой модернизации МиГ-31, получившего обозначение МиГ-31Б. МиГ-31Б отличался от серийного в основном модифицированной БРЛС «Заслон-А», ракетами увеличенной дальности и дополнительными пусковыми устройствами на крыле. Системы дозаправки самолёта топливом в воздухе, дальней радио- и космической навигации, усовершенствованной аппаратуры передачи информации о целях существенно расширили возможности машины.

В итоге в конце 1989 года вместо МиГ-31 в серийное производство был запущен МиГ-31Б, одновременно разрабатывалась конструкторская документация на переоборудование ранее выпущенных МиГ-31.

В начале 1990-х годов на горьковском авиазаводе была разработана документация и был построен образец экспортного самолёта МиГ-31Э[4].

Производство истребителя — перехватчика МиГ-31 прекращено в 1994 году, количество построенных самолётов МиГ-31 насчитывало более 500 экземпляров. Сейчас производится модернизация самолётов до версии МиГ-31БМ, первые два поступили на вооружение в 2008 году[3].

Характеристики

Максимальное количество членов экипажа: 2 человека. Длина истребителя — 21,62 метра[5]. Размах крыла — 13,456 метра[4]. Высота истребителя — 6,5 метра. Вес во время взлёта составляет — 41 тысяч килограмм Максимальная развитая скорость — 3000 километров в час. Дальность полёта — 3000 километров. Продолжительность полёта — 3,6 часов. Максимальная выпота подъема - 30 километров[5]. Взлётная тяга - 2х15500 кгс, максимально число М - 2,83, время нахождения в воздухе с дозаправкой - до 7 часов[4].

Боевой радиус — 720 км. Встроенное вооружение - 23 мм авиационная пушка ГШ-6-23М. Тип силовой установки — 2 ТРДДФ Д-30Ф-6[5]. Оснащён радиоаппаратурой для связи строя из 4 самолётов. В настоящее время истребитель - перехватчик МиГ-31 состоит на вооружении ВВС России и ВВС Казахстана[6].

Эксплуатация

Первые боевые модели МиГ-31 получил 786-й истребительный авиационный полк ПВО (786-й ИАП) и Центр боевого применения ПВО в Саваслейке. МиГ-31 заменили устаревшие Су-15 и Ту-128. В сентябре 1984 года новые самолёты поступили на службу Дальнего Востока (аэродром «Сокол», остров Сахалин).

Продолжается усовершенствование и модернизирование модели МиГ-31 до уровня МиГ-31БМ с 2008 года. С 2011 года на заводе «Сокол» происходит модернизация истребителей -перехватчиков до версии МиГ-31БМ. В 2013 году несколько истребителей-перехватчиков заступили на службу в Мурманскую область[5].

В современном образце МиГ-31 изменён и установлен радар «Заслон-М», который обнаруживает воздушные цели на расстоянии до 320 км[1]. МиГ-31 поражает одновременно 6 целей, и может сопровождать до 10 целей. В 2016 году воздушно-космические войска Российской Федерации получили семнадцать машин МиГ-31БМ, в 2017 году — ещё более двадцати. С апреля 2018 года истребитель-перехватчик охраняет воздушное пространство над Каспийским морем. МиГ-31БМ на данный момент составляет основу истребителей-перехватчиков ПВО России[7].

Литература

  • МиГ-31 : Страж российского неба [Текст] / сост. М. Никольский. — Киров : Типография № 1, 2000. — Вып. 95 : МиГ-31 / П. Н. Сергеев. — 52 с. : цв. ил., ч.-б. ил., табл., схемы. — (Военно-техническая серия / Кировское общество любителей военной техники и моделизма). — 300 экз.
  • История и самолёты ОКБ «МиГ» : [к 60-летию КБ] [Мультимедиа] : [рус.] : воен. энцикл. / АНПК «МиГ». — М. : Студия «Крылья России», 1999. — Мультимедиа диск об истории КБ.
  • Ларионов, Алексей. Чемодан из гастронома [Текст] : ст. // Мир авиации : авиац.-ист. журн. / гл. ред. В. В. Золотов. — М. : ООО «От винта!», 1999. — № 3. — С. 14—24 ; 29—39. — ISSN 0859-7450.
  • Панков, Василий. Флагман ПВО [Текст] : ст. // Крылья Родины : науч.-попул. журн. / гл. ред. А. И. Крикуненко. — М. : ООО «Редакция журнала „Крылья Родины“», 2002. — № 2. — С. 1—3. — 3700 экз. — ISSN 0130-2701.
  • Ильин, Владимир. «Английская гончая» с красными звёздами [Текст] : ст. // Крылья Родины : науч.-попул. журн. / гл. ред. С. Н. Левицкий. — М. : ООО «Редакция журнала „Крылья Родины“», 1993. — № 2. — С. 25—28 Шаблон:Cont. — 30 000 экз. — ISSN 0130-2701.
  • Ильин, Владимир Евгеньевич. Самые скоростные истребители МиГ-25 и МиГ-31 [Текст] : справ. изд. / В. Е. Ильин. — М. : Астрель : АСТ, 2002. — 95 с. : цв. ил. — (Современная авиация). — На обл. авт. не указан. — 8000 экз. — ББК Ц651.111.1(2Рос)я2. — ISBN 5-17-011748-5.
  • The Military Balance : the annual assessment of global military capabilities and defence economics [Текст] : [англ.] : справ. / International Institute for Strategic Studies. — London, UK : Routledge, 2016. — No. 2016. — 504 p. : ил., постер. — Назв. постера : The 2016 military balance chart : Gulf region missile defence. — ISBN 9781857438352. — ISSN 0459-7222.
  • МиГ-31. Такие разные у самолётов судьбы (25 августа 2014). — Авторский сайт об авиационных происшествиях. Дата обращения: 15 ноября 2016. Архивировано 26 апреля 2016 года.
  • Аэродром Сокол на Сахалине. Forumavia.ru (21 октября 2016). — Ветка форума о сахалинском аэродроме «Сокол». Дата обращения: 15 ноября 2016. Архивировано 18 ноября 2016 года.
  • МиГ-31. Фото. Характеристики. Avia.pro (авиа новости). Информационное агентство Avia.pro (11 мая 2014). — Статья в блоге на новостном сайте об авиации. Дата обращения: 18 ноября 2016. Архивировано 11 мая 2016 года.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Якубович Н. МиГ-31 Непревзойдённый истребитель-перехватчик. — Яуза, 2018. — 130 с.
  2. Нахимов С. Истребитель-перехватчик МиГ-31 с гиперзвуковой ракетой “Кинжал”. Amalnews военный (8 июня 2023). Дата обращения: 18 августа 2024.
  3. 3,0 3,1 Аньков В. Истребитель-перехватчик МиГ-31: тактико-технические характеристики. РИА Новости (4 июля 2023). Дата обращения: 18 августа 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 Агафонов Ю. И., Дробышевский В. Г., Князюков В. П., Корионова О. В., Королёв П. М., Левадный Н. Д., Сандович В. С., Хейфец Г. А., Школьник А. С. НАЗ «Сокол». Люди и самолёты. — Нижний Новгород: ИП Макшанов Андрей Валерьевич, 2022. — С. 70—73. — 144 с. — 1000 экз.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Истребитель-перехватчик МиГ-31. Армия и солдаты. Инженерные заметки.. Дата обращения: 18 августа 2024.
  6. МиГ-31. История создания и технические характеристики. Смотрим (6 сентября 2011). Дата обращения: 18 августа 2024.
  7. ОАК передала Минобороны первые в 2024 году модернизированные МиГ-31. ТАСС (15 июля 2024). Дата обращения: 18 августа 2024.

Ссылки