МиГ-29

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
МиГ-29
МиГ-29 Хлевное.jpg
Тип лёгкий фронтовой истребитель
Разработчик Опытное конструкторское бюро имени А. И. Микояна
Производитель Россия МАПО имени П. В. Дементьева (Москва), Авиастроительный завод «Сокол»
Статус эксплуатируется
Единиц произведено 1600

МиГ-29 (по кодификации НАТО: Fulcrum — «Точка опоры») — советский/российский истребитель четвёртого поколения. Предназначен для уничтожения управляемыми ракетами и огнём из бортовой пушки всех типов воздушных целей в простых и сложных метеоусловиях в свободном пространстве и на фоне земли, в том числе в условиях помех, а также для поражения наземных целей с применением неуправляемых средств поражения в условиях визуальной видимости. В последующие годы экспортировался во множество стран и использовался в различных армиях мира. Отличается маневренностью, высокой скоростью и хорошей управляемостью. Оснащён передовыми системами радиоэлектроники и современными оружейными системами. Легко поддаётся модернизации, что позволяет сохранять его боеспособность. В настоящее время активно используется во многих странах и остается одной из основных боевых машин ВВС России[1].

История создания

Создание истребителей четвёртого поколения началось в СССР и США в конце 1960-х годов. В отличие от своих предшественников — МиГ-23, F-5 Tiger (США), Mirage F.1 (Франция), эти самолёты должны были быть многоцелевыми (то есть обладать возможностью поражать цели как в воздухе, так и на поверхности), иметь повышенную маневренность и пониженный расход топлива, электродистанционную систему управления, новую авионику и высокоэффективные средства поражения[2].

В 1970-х годах США получили на вооружение сразу три типа истребителей четвёртого поколения: лёгкий F-16, тяжёлый F-15 и палубный F-14. По целому ряду параметров они превосходили имевшиеся в ВВС и ПВО СССР МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25 второго и третьего поколения.

Советские военные специалисты и учёные также пошли по пути создания нескольких классов истребителей, каждый из которых создавался для решения определённой задачи. «Лёгкий» истребитель был предназначен для действий над своей территорией и в ближнем (до 150 км) тылу противника. Он должен был быть простым в пилотировании, производстве и эксплуатации. Перед конструкторами была поставлена задача оснастить самолёт новейшим на тот момент электронным оборудованием и вооружением, обеспечить высокую маневренность и тяговооружённость[3].

Конструктор

В 1973 году в целом были завершены исследования по обоснованию состава перспективного парка ИА, теперь уже применительно к конкретным самолётам Су-27 и МиГ-29, и выпущены уточнённые ТТТ ВВС к ПФИ и ЛФИ. Наиболее серьёзные требования предъявлялись к бортовому оборудованию новых истребителей. Основными принципиальными отличиями СУВ этих самолётов от существующих систем должны были стать:

  • многорежимность БРЛС по видам излучения;
  • многоканальность при обнаружении и сопровождении целей;
  • цифровая обработка информации;
  • новая элементная база, обеспечивающая снижение массогабаритных и повышение эксплуатационных характеристик;
  • наличие оптико-электронной системы (ОЭС) в виде комбинации обзорно-следящего теплопеленгатора и лазерного дальномера;
  • наличие двухэкранной системы индикации, включающей прицельно-пилотажный индикатор на лобовом стекле (ИЛС) и индикатор на электронно-лучевой трубке (ЭЛТ).

В процессе разработки двигателей для МиГ-29 было уделено большое внимание увеличению их эффективности и надёжности. Коллективы различных конструкторских бюро работали над созданием новых двигателей, которые имели бы малый удельный вес и высокие характеристики газодинамической производительности. Основные бюро, занимающиеся разработкой двигателей, включали ГМЗ им. В. Я. Климова, МЗ «Сатурн», ММЗ «Союз» и Пермское МКБ. Эти организации работали совместно с Центральным институтом авиационного моторостроения (ЦИАМ), который оказывал научную поддержку и консультации. Результаты работ этих коллективов привели к созданию двигателей нового поколения, которые были установлены на МиГ-29. Эти двигатели обеспечивали высокую тягу и надёжность, а также имели малый удельный вес, что значительно повысило производительность истребителя. Двухдвигательная схема и использование новых двигателей позволили достичь надёжности МиГ-29, что было особенно важно для выполнения боевых задач. Эти характеристики сделали его одним из наиболее успешных фронтовых истребителей своего времени[4].

Модификации

Всего существует несколько десятков модификаций в реестре МиГ-29, причём некоторые из них были разработаны другими странами. Среди всех вариантов можно выделить следующие:

  • МиГ-29 К — модификация для взлёта с палуб кораблей;
  • МиГ-29 КВП — учебный вариант для отработки взлёта с палубы авианосца;
  • МиГ-29М/ОВТ — опытный образец, отклоняемый вектор тяги;
  • МиГ-29UPG — модификация для экспорта в Индию;
  • 9-13 — модель с увеличенным запасом топлива, боевой нагрузкой 3,2 тонны и РЭБ «Гардения»;
  • МиГ-29СМТ — версия для экспорта 1994 года;
  • МиГ-29УБТ — двухместная модификация;
  • МиГ-29AS — модификация для экспорта;
  • МиГ-29СМ — версия с новыми бомбами «В-П»;
  • МиГ-29М — модернизированный вариант базового МиГ-29 с обновлённой авионикой;
  • МиГ-29МУ1 — украинская версия МиГ-29М с улучшенными приборами навигации;
  • МиГ-29М2 — двухместный вариант МиГ-29М с увеличенной дальностью полёта;
  • МиГ-29КУБ — экспортная палубная модель;
  • МиГ-29БМ — модификация из Беларуси с обновленной РЛС;
  • МиГ-29С — третья серия, оснащена управляемыми ракетами РВВ-АЕ, обновлённой системой управления и увеличенной боевой массой в 4 тонны[5].

Эксплуатация

В начале 20-х годов XXI века российские ВВС используют более 270 боевых самолётов типа МиГ-29, а в распоряжении флота РФ находится ещё около 40 единиц таких истребителей.

Кроме того, после детального изучения МиГ обнаружились расслоения и серьёзные трещины в узлах корпусов, хотя амортизационный срок ещё не вышел. Около двух месяцев прошло до того, как около 90 единиц МиГ-29 вернулись к службе. В их число вошли и те, планёры которых не пострадали от воздействия коррозии[6].

Участие МиГ-29 в сражениях

ТТХ (Тактико-технические характеристики)

  • 11.36 метров — размах крыльев;
  • 17.32 метра — длина истребителя (включая штангу ПВД);
  • 4.73 метра — высота машины;
  • 38.06 м2 — площадь крыла;
  • 10.9 тонн — вес пустой машины;
  • 15.3 тонн — нормальный взлётный вес машины;
  • 18.1 тонн — предельный взлётный вес машины;
  • 4.3 тонн — объём базовых топливных баков;
  • 1.5 тонн — объём подвесных ёмкостей для топлива;
  • ТРДДФ РД-33 (2 шт.) — силовые моторы;
  • 2 х 5040 кгс — предельная тяга;
  • 2 х 8300 кгс — мощность форсированной тяги;
  • 2450 км/ч — предельное ускорение «МиГ» на высоте;
  • 1500 км/ч — предельное ускорение «МиГ» у земли;
  • 1430 км — эффективная дистанция на предельной высоте;
  • 710 км — эффективная дистанция на низких высотах;
  • 2100 км — эффективная дистанция с применением ПТБ;
  • 19.8 т/мин — предельная скороподъёмность;
  • 18 км — эффективный потолок;
  • 9 g — показатель предельной перегрузки;
  • 1 пилот — количество экипажа[7].

МиГ-29 в США

В 1997 году Соединённые Штаты Америки использовали самое мощное средство, чтобы самим заполучить МиГ-29. Этим средством стали деньги. Вашингтон купил 21 самолёт МиГ-29, в том числе 14 моделей С, одну модель Б и шесть моделей А. Машины были разобраны, а потом доставлены по частям на транспортных самолётах С-17 в Дейтон, штат Огайо.

Случаи угона

В 1992 году в турецком аэропорту приземлился советский истребитель МиГ-29. За штурвалом был раненый военный летчик 1 класса, капитан Александр Зуев. Он совершил один из самых громких в истории СССР побегов за границу и попросил политического убежища.

Хронология аварий и катастроф истребителей МиГ-29 (2001—2016)

  • 22 марта 2001 года в 35 км северо-восточнее Ахтубинска (Астраханская область) из-за возгорания правого двигателя разбился МиГ-29УБ 929-го государственного лётно-испытательного центра. Оба пилота остались живы.
  • 19 июня 2003 года в Армавире (Краснодарский край) в ходе учебного полёта экипаж МиГ-29УБ из 713-го учебного авиаполка не заметил утечки топлива в полёте. После полной выработки горючего произошла остановка двигателей, и самолёт упал. Инструктор и курсант успели катапультироваться.
  • 12 ноября 2003 года в Армении в районе горы Урасар при выполнении фигур высшего пилотажа МиГ-29 из состава 3624-й российской авиабазы вошёл в штопор и упал, пилот погиб.
  • 12 мая 2005 года группа МиГ-29 возвращалась с боевого дежурства над Москвой во время Парада Победы на свою базу в Андреаполе (Тверская область). При посадке один из пилотов на предельно малой высоте попытался выполнить не предусмотренную лётным заданием фигуру высшего пилотажа «бочка», врезался в землю и погиб.
  • 27 июля 2006 года МиГ-29УБ пилотажной группы «Стрижи» 237-го гвардейского Центра показа авиационной техники при взлёте с аэродрома Большое Савино (Пермский край) столкнулся со стаей птиц, произошёл помпаж обоих двигателей, экипаж катапультировался.
  • 21 марта 2007 года над Миллерово (Ростовская область) столкнулись и упали 2 МиГ-29 из 19-го гвардейского истребительного авиаполка, пилоты остались целы.
  • 17 октября 2008 года в районе села Хадакта (Читинская область) из-за разрушения киля в воздухе разбился МиГ-29 120-го истребительного авиаполка. Причиной стала коррозия и усталостные трещины киля. Пилот успел катапультироваться.
  • 23 июня 2011 года истребитель МиГ-29 КУБ, принадлежавший Российской самолётостроительной корпорации (РСК) «МиГ», потерпел крушение в 43 км от города Ахтубинска (Астраханская область). В результате катастрофы погиб экипаж истребителя
  • 18 октября 2011 года в районе горного ледника Гангстанг произошла катастрофа истребителя ВВС Индии МиГ-29, выполнявшего тренировочный полет в темное время суток. Части истребителя оказались разбросанными по горному склону. Пилот погиб.
  • 6 сентября 2012 года истребитель МИГ-29 разбился в районе аэродрома Домна, в 27 километрах юго-западнее Читы. Боекомплекта на борту самолёта не было. Пилот погиб.
  • 8 ноября 2013 года истребитель МиГ-29 ВВС Индии потерпел крушение в западном штате Гуджарат, пилот катапультировался. Инцидент произошел в районе авиабазы Джамнагар.
  • 24 июня 2013 года истребитель МиГ-29 ВВС Индии, совершавший учебный полет, разбился у деревни Лалпарда южнее города Хамбхалиа. Пилот катапультировался.
  • В 2014 году было зафиксировано четыре случая аварий истребителя МиГ. Один из них — в России.
  • В 2015 году в России было зафиксировано два случая аварий истребителя МиГ-29, в обоих случаях пилоты успешно катапультировались.
  • 14 ноября 2016 года в Средиземном море при заходе на посадку за несколько километров до авианосца «Адмирал Кузнецова» потерпел аварию истребитель МиГ-29. Летчик успел катапультироваться и был доставлен на борт.[8].

Литература

  1. Болдинов В. А., Мартынкевич Д. С. Комплекс авиационного вооружения самолёта МиГ-29 : учебное пособие. — Москва : Издательство МАИ, 2022. — 102 с.; ISBN 978-5-4316-0996-1
  2. Выступов В. В., Ткаченко Д. П. Особые случаи при технической и летной эксплуатации самолёта МиГ-29 : учебное пособие. -— Москва : Изд-во МАИ, 2023. — 94 с.; ISBN 978-5-4316-1037-0
  3. Ткаченко Д. П., Герасимов И. В., Найдюк А. В. Техническая эксплуатация самолёта МиГ-29 : учебное пособие. — Москва : Изд-во МАИ, 2012. — 75 с.; ISBN 978-5-4316-0072-2

Примечания

  1. Тактико-технические характеристики истребителя МиГ-29. ria.ru. Дата обращения: 27 ноября 2023.
  2. Фронтовой истребитель МиГ-29.. Tass.ru. Дата обращения: 4 декабря 2023.
  3. 6 октября 1977 года в небо впервые поднялся легкий истребитель МиГ-29. Sdelanounas.ru. Дата обращения: 4 декабря 2023.
  4. МиГ-29 Фронтовой истребитель. planetavvs.ru. Дата обращения: 27 ноября 2023.
  5. Истребитель МиГ-29. boevoj.ru. Дата обращения: 27 ноября 2023.
  6. МиГ-29. Arms-russia.ru. Дата обращения: 4 декабря 2023.
  7. Технические характеристики. Structure.mil.ru. Дата обращения: 4 декабря 2023.
  8. Катастрофы истребителей МиГ–29 в мире. ria.ru. Дата обращения: 27 ноября 2023.