МиГ-29

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
МиГ-29
МиГ-29 Хлевное.jpg
Тип лёгкий фронтовой истребитель
Разработчик Опытное конструкторское бюро имени А. И. Микояна
Производитель Россия МАПО имени П. В. Дементьева (Москва), Авиастроительный завод «Сокол»
Статус эксплуатируется
Единиц произведено 1600

МиГ-29 (по кодификации НАТО: Fulcrum — «Точка опоры») — советский/российский истребитель четвёртого поколения. Предназначен для уничтожения управляемыми ракетами и огнём из бортовой пушки всех типов воздушных целей в простых и сложных метеоусловиях в свободном пространстве и на фоне земли, в том числе в условиях помех, а также для поражения наземных целей с применением неуправляемых средств поражения в условиях визуальной видимости. В последующие годы экспортировался во множество стран и использовался в различных армиях мира. Отличается маневренностью, высокой скоростью и хорошей управляемостью. Оснащён передовыми системами радиоэлектроники и современными оружейными системами. Легко поддаётся модернизации, что позволяет сохранять его боеспособность. В настоящее время активно используется во многих странах и остается одной из основных боевых машин ВВС России[1].

История создания

Создание истребителей четвёртого поколения началось в СССР и США в конце 1960-х годов. В отличие от своих предшественников — МиГ-23, F-5 Tiger (США), Mirage F.1 (Франция), эти самолёты должны были быть многоцелевыми (то есть обладать возможностью поражать цели как в воздухе, так и на поверхности), иметь повышенную маневренность и пониженный расход топлива, электродистанционную систему управления, новую авионику и высокоэффективные средства поражения[2].

В 1970-х годах США получили на вооружение сразу три типа истребителей четвёртого поколения: лёгкий F-16, тяжёлый F-15 и палубный F-14. По целому ряду параметров они превосходили имевшиеся в ВВС и ПВО СССР МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25 второго и третьего поколения.

Советские военные специалисты и учёные также пошли по пути создания нескольких классов истребителей, каждый из которых создавался для решения определённой задачи. «Лёгкий» истребитель был предназначен для действий над своей территорией и в ближнем (до 150 км) тылу противника. Он должен был быть простым в пилотировании, производстве и эксплуатации. Перед конструкторами была поставлена задача оснастить самолёт новейшим на тот момент электронным оборудованием и вооружением, обеспечить высокую маневренность и тяговооружённость[3].

Конструктор

МиГ-29 разрабатывался в ОКБ имени А. И. Микояна с 1972 года[4].

В 1973 году в целом были завершены исследования по обоснованию состава перспективного парка ИА, теперь уже применительно к конкретным самолётам Су-27 и МиГ-29, и выпущены уточнённые ТТТ ВВС к ПФИ и ЛФИ. Наиболее серьёзные требования предъявлялись к бортовому оборудованию новых истребителей. Основными принципиальными отличиями СУВ этих самолётов от существующих систем должны были стать:

  • многорежимность БРЛС по видам излучения;
  • многоканальность при обнаружении и сопровождении целей;
  • цифровая обработка информации;
  • новая элементная база, обеспечивающая снижение массогабаритных и повышение эксплуатационных характеристик;
  • наличие оптико-электронной системы (ОЭС) в виде комбинации обзорно-следящего теплопеленгатора и лазерного дальномера;
  • наличие двухэкранной системы индикации, включающей прицельно-пилотажный индикатор на лобовом стекле (ИЛС) и индикатор на электронно-лучевой трубке (ЭЛТ).

В процессе разработки двигателей для МиГ-29 было уделено большое внимание увеличению их эффективности и надёжности. Коллективы различных конструкторских бюро работали над созданием новых двигателей, которые имели бы малый удельный вес и высокие характеристики газодинамической производительности. Основные бюро, занимающиеся разработкой двигателей, включали ГМЗ им. В. Я. Климова, МЗ «Сатурн», ММЗ «Союз» и Пермское МКБ. Эти организации работали совместно с Центральным институтом авиационного моторостроения (ЦИАМ), который оказывал научную поддержку и консультации. Результаты работ этих коллективов привели к созданию двигателей нового поколения, которые были установлены на МиГ-29. Эти двигатели обеспечивали высокую тягу и надёжность, а также имели малый удельный вес, что значительно повысило производительность истребителя. Двухдвигательная схема и использование новых двигателей позволили достичь надёжности МиГ-29, что было особенно важно для выполнения боевых задач. Эти характеристики сделали его одним из наиболее успешных фронтовых истребителей своего времени[5].

Первый вылет истребителя состоялся в 1977 году. Для лётных испытаний самолёта, проходивших до 1982 года, в Московском авиационном объединении имени П. В. Дементьева изготовили 14 опытных машин.

МиГ-29УБ

МиГ-29УБ разрабатывался с 1976 года. Для сокращения объёмов доработки планера было принято решение не устанавливать на него БРЛС с соответственно ракет Р-27Р. При этом оптико-электронный комплекс ОПРНК и ракеты малой дальности Р-73 и Р-60 класса «воздух-воздух» сохранились от предшественника. В целях повышения обзора вперёд при посадке самолёта в кабине у инструктора были установлены перископ и зеркала.

Комплекс ОПРНК обеспечивал при необходимости вести ближний маневренный бой с применением управляемых ракет с тепловыми головками самонаведения и пушек, а также поражать наземные цели бомбами и неуправляемыми ракетами.

Первый образец самолёта был построен в ОКБ имени А. И. Микояна, вылет на нём состоялся в 1981 году. Второй планер в агрегатах был направлен на авиазавод в Горький. На горьковском авиазаводе была запущена конструкторская документация и завершена сборка второго планера в агрегатном цехе в 1984 году. В сборочном цехе был отработан монтаж самолётных систем и оборудования в соответствии с требованиями горьковской системы КАНАРСПИ.

В 1984 году Горьковскому авиазаводу был предписан выпуск учебно-боевых МиГ-29УБ. 1 октября 1985 года самолёт был собран, а 4 декабря первый самолёт горьковской сборки поднялся в воздух. Производство МиГ-29УБ на Нижегородском авиазаводе «Сокол» продолжается. В последние годы корпорацией РСК «МиГ» была разработана многоплановая программа комплексной модернизации самолётов МиГ-29 и МиГ-29УБ для доведения боевой эффективности истребителей до уровня тактической авиации текущего времени.

В дальнейшем на опытном самолёте МиГ-29УБ реализовали комплекс дополнительных конструктивных усовершенствований. Модернизированный самолёт получил обозначение МиГ-29УБТ для экспорта в ряд стран Азии и Африки[4].

Модификации

Всего существует несколько десятков модификаций в реестре МиГ-29, причём некоторые из них были разработаны другими странами. Среди всех вариантов можно выделить следующие:

  • МиГ-29 К — модификация для взлёта с палуб кораблей;
  • МиГ-29 КВП — учебный вариант для отработки взлёта с палубы авианосца;
  • МиГ-29М/ОВТ — опытный образец, отклоняемый вектор тяги;
  • МиГ-29UPG — модификация для экспорта в Индию;
  • 9-13 — модель с увеличенным запасом топлива, боевой нагрузкой 3,2 тонны и РЭБ «Гардения»;
  • МиГ-29СМТ — версия для экспорта 1994 года;
  • МиГ-29УБТ — двухместная модификация;
  • МиГ-29AS — модификация для экспорта;
  • МиГ-29СМ — версия с новыми бомбами «В-П»;
  • МиГ-29М — модернизированный вариант базового МиГ-29 с обновлённой авионикой;
  • МиГ-29МУ1 — украинская версия МиГ-29М с улучшенными приборами навигации;
  • МиГ-29М2 — двухместный вариант МиГ-29М с увеличенной дальностью полёта;
  • МиГ-29КУБ — экспортная палубная модель;
  • МиГ-29БМ — модификация из Беларуси с обновленной РЛС;
  • МиГ-29С — третья серия, оснащена управляемыми ракетами РВВ-АЕ, обновлённой системой управления и увеличенной боевой массой в 4 тонны[6].

Эксплуатация

В начале 20-х годов XXI века российские ВВС используют более 270 боевых самолётов типа МиГ-29, а в распоряжении флота РФ находится ещё около 40 единиц таких истребителей.

Кроме того, после детального изучения МиГ обнаружились расслоения и серьёзные трещины в узлах корпусов, хотя амортизационный срок ещё не вышел. Около двух месяцев прошло до того, как около 90 единиц МиГ-29 вернулись к службе. В их число вошли и те, планёры которых не пострадали от воздействия коррозии[7].

Участие МиГ-29 в сражениях

ТТХ (Тактико-технические характеристики)

  • 11.36 метров — размах крыльев;
  • 17.32 метра — длина истребителя (включая штангу ПВД);
  • 4.73 метра — высота машины;
  • 38.06 м2 — площадь крыла;
  • 10.9 тонн — вес пустой машины;
  • 15.3 тонн — нормальный взлётный вес машины;
  • 18.1 тонн — предельный взлётный вес машины;
  • 4.3 тонн — объём базовых топливных баков;
  • 1.5 тонн — объём подвесных ёмкостей для топлива;
  • ТРДДФ РД-33 (2 шт.) — силовые моторы;
  • 2 х 5040 кгс — предельная тяга;
  • 2 х 8300 кгс — мощность форсированной тяги;
  • 2450 км/ч — предельное ускорение «МиГ» на высоте;
  • 1500 км/ч — предельное ускорение «МиГ» у земли;
  • 1430 км — эффективная дистанция на предельной высоте;
  • 710 км — эффективная дистанция на низких высотах;
  • 2100 км — эффективная дистанция с применением ПТБ;
  • 19.8 т/мин — предельная скороподъёмность;
  • 18 км — эффективный потолок;
  • 9 g — показатель предельной перегрузки;
  • 1 пилот — количество экипажа[8];
  • Максимальное число М — 2,1[4].

МиГ-29 в США

В 1997 году Соединённые Штаты Америки использовали самое мощное средство, чтобы самим заполучить МиГ-29. Этим средством стали деньги. Вашингтон купил 21 самолёт МиГ-29, в том числе 14 моделей С, одну модель Б и шесть моделей А. Машины были разобраны, а потом доставлены по частям на транспортных самолётах С-17 в Дейтон, штат Огайо.

Случаи угона

В 1992 году в турецком аэропорту приземлился советский истребитель МиГ-29. За штурвалом был раненый военный летчик 1 класса, капитан Александр Зуев. Он совершил один из самых громких в истории СССР побегов за границу и попросил политического убежища.

Хронология аварий и катастроф истребителей МиГ-29 (2001—2016)

  • 22 марта 2001 года в 35 км северо-восточнее Ахтубинска (Астраханская область) из-за возгорания правого двигателя разбился МиГ-29УБ 929-го государственного лётно-испытательного центра. Оба пилота остались живы.
  • 19 июня 2003 года в Армавире (Краснодарский край) в ходе учебного полёта экипаж МиГ-29УБ из 713-го учебного авиаполка не заметил утечки топлива в полёте. После полной выработки горючего произошла остановка двигателей, и самолёт упал. Инструктор и курсант успели катапультироваться.
  • 12 ноября 2003 года в Армении в районе горы Урасар при выполнении фигур высшего пилотажа МиГ-29 из состава 3624-й российской авиабазы вошёл в штопор и упал, пилот погиб.
  • 12 мая 2005 года группа МиГ-29 возвращалась с боевого дежурства над Москвой во время Парада Победы на свою базу в Андреаполе (Тверская область). При посадке один из пилотов на предельно малой высоте попытался выполнить не предусмотренную лётным заданием фигуру высшего пилотажа «бочка», врезался в землю и погиб.
  • 27 июля 2006 года МиГ-29УБ пилотажной группы «Стрижи» 237-го гвардейского Центра показа авиационной техники при взлёте с аэродрома Большое Савино (Пермский край) столкнулся со стаей птиц, произошёл помпаж обоих двигателей, экипаж катапультировался.
  • 21 марта 2007 года над Миллерово (Ростовская область) столкнулись и упали 2 МиГ-29 из 19-го гвардейского истребительного авиаполка, пилоты остались целы.
  • 17 октября 2008 года в районе села Хадакта (Читинская область) из-за разрушения киля в воздухе разбился МиГ-29 120-го истребительного авиаполка. Причиной стала коррозия и усталостные трещины киля. Пилот успел катапультироваться.
  • 23 июня 2011 года истребитель МиГ-29 КУБ, принадлежавший Российской самолётостроительной корпорации (РСК) «МиГ», потерпел крушение в 43 км от города Ахтубинска (Астраханская область). В результате катастрофы погиб экипаж истребителя
  • 18 октября 2011 года в районе горного ледника Гангстанг произошла катастрофа истребителя ВВС Индии МиГ-29, выполнявшего тренировочный полет в темное время суток. Части истребителя оказались разбросанными по горному склону. Пилот погиб.
  • 6 сентября 2012 года истребитель МИГ-29 разбился в районе аэродрома Домна, в 27 километрах юго-западнее Читы. Боекомплекта на борту самолёта не было. Пилот погиб.
  • 8 ноября 2013 года истребитель МиГ-29 ВВС Индии потерпел крушение в западном штате Гуджарат, пилот катапультировался. Инцидент произошел в районе авиабазы Джамнагар.
  • 24 июня 2013 года истребитель МиГ-29 ВВС Индии, совершавший учебный полет, разбился у деревни Лалпарда южнее города Хамбхалиа. Пилот катапультировался.
  • В 2014 году было зафиксировано четыре случая аварий истребителя МиГ. Один из них — в России.
  • В 2015 году в России было зафиксировано два случая аварий истребителя МиГ-29, в обоих случаях пилоты успешно катапультировались.
  • 14 ноября 2016 года в Средиземном море при заходе на посадку за несколько километров до авианосца «Адмирал Кузнецова» потерпел аварию истребитель МиГ-29. Летчик успел катапультироваться и был доставлен на борт.[9].

Литература

  1. Болдинов В. А., Мартынкевич Д. С. Комплекс авиационного вооружения самолёта МиГ-29 : учебное пособие. — Москва : Издательство МАИ, 2022. — 102 с.; ISBN 978-5-4316-0996-1
  2. Выступов В. В., Ткаченко Д. П. Особые случаи при технической и летной эксплуатации самолёта МиГ-29 : учебное пособие. -— Москва : Изд-во МАИ, 2023. — 94 с.; ISBN 978-5-4316-1037-0
  3. Ткаченко Д. П., Герасимов И. В., Найдюк А. В. Техническая эксплуатация самолёта МиГ-29 : учебное пособие. — Москва : Изд-во МАИ, 2012. — 75 с.; ISBN 978-5-4316-0072-2

Примечания

  1. Тактико-технические характеристики истребителя МиГ-29. ria.ru. Дата обращения: 27 ноября 2023.
  2. Фронтовой истребитель МиГ-29.. Tass.ru. Дата обращения: 4 декабря 2023.
  3. 6 октября 1977 года в небо впервые поднялся легкий истребитель МиГ-29. Sdelanounas.ru. Дата обращения: 4 декабря 2023.
  4. 4,0 4,1 4,2 Агафонов Ю. И., Дробышевский В. Г., Князюков В. П., Корионова О. В., Королёв П. М., Левадный Н. Д., Сандович В. С., Хейфец Г. А., Школьник А.С. НАЗ «Сокол». Люди и самолёты. — Нижний Новгород: ИП Макшанов Андрей Валерьевич, 2022. — С. 74—75. — 144 с. — 1000 экз.
  5. МиГ-29 Фронтовой истребитель. planetavvs.ru. Дата обращения: 27 ноября 2023.
  6. Истребитель МиГ-29. boevoj.ru. Дата обращения: 27 ноября 2023.
  7. МиГ-29. Arms-russia.ru. Дата обращения: 4 декабря 2023.
  8. Технические характеристики. Structure.mil.ru. Дата обращения: 4 декабря 2023.
  9. Катастрофы истребителей МиГ–29 в мире. ria.ru. Дата обращения: 27 ноября 2023.