Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина

Материал из «Знание.Вики»
КнААЗ им. Ю.А. Гагарина
СУ-27СУ-27
Тип Филиал
Год основания 1934 год
Расположение

Флаг России Россия:

 Комсомольск-на-Амуре
Ключевые фигуры Пекарш Александр Иванович
(директор филиала)
Отрасль производство авиационной техники
Оборот ~80 млрд руб. (2014)
Чистая прибыль 320 млн руб. (2011)
Число работников 13,5 тыс. человек (2011)
Награды Орден Ленина Орден Октябрьской Революции
Сайт https://www.uacrussia.ru/ru/corporation/company/filial-otkrytogo-aktsionernogo-obshchestva-aviatsionnaya-kholdingovaya-kompaniya-sukhoy-komsomolskiy/

Комсомо́льский-на-Аму́ре авиацио́нный заво́д и́мени Ю. А. Гага́рина (Завод № 126 НКТП, НКОП, НКАП, МАП, п/я 40, Дальневосточный машиностроительный завод (ДМЗ), Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю. А. Гагарина МАП, предприятие п/я М-5873, ФГУП «Комсомольское-на-Амуре авиационное ПО (КнААПО) им. Ю. А. Гагарина», ОАО «КнААПО») — авиастроительное предприятие в Комсомольске-на-Амуре. Официальное наименование — филиал ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация». Участвует в создании многоцелевого истребителя Су-35 и регионального пассажирского лайнера Сухой Суперджет 100.

КнААЗ также осуществляет ремонт и модернизацию самолётов Воздушно-космических сил и Военно-морского флота России. Имеет статус сертифицированного поставщика корпорации «Боинг»[1].


История

Комсомольский-на-Амуре авиационный завод, который изначально задумывался как одно из градообразующих предприятий, сыграл ключевую роль в развитии города и авиационной промышленности СССР и России.

Строительство завода началось в 1932 году на месте нанайского стойбища Дзёмги. Первоначально выбранная площадка была затоплена в результате паводка на реке Амур, что привело к переносу строительства на 4,5 километра вглубь от реки. 18 июля 1934 года был заложен первый камень в фундамент главного механического корпуса.

По приказу Главного управления авиационной промышленности от 25 февраля 1932 года предприятию был присвоен номер 126 Народный комиссариат тяжелой промышленности (НКТП), а 15 марта 1932 года оно перешло в ведение «Авиастроя» Главного управления авиационной промышленности НКТП.

Постановлением Совета Труда и Обороны СССР от 31 июля 1934 года были установлены сроки сдачи основных объектов завода: главный корпус — к 1 марта, гидроспуск — к 1 мая, сборочный цех — к 1 июня 1935 года. Заводу было поручено подготовиться к производству самолёта Р-6 конструкции Андрея Туполева. Первый Р-6 был собран 1 мая 1936 года, а к концу года было построено 20 таких машин[2].

В 1936 году завод № 126 специализировался на производстве двухмоторных бомбардировщиков и разведчиков. В ноябре 1937 года с завода № 39 были переданы чертежи ДБ-3 и самолёт-эталон. Несмотря на производственную программу на 1937 год в 100 самолётов ДБ-3, из-за неблагоприятных условий труда и эпидемии ни один самолёт не был построен.

Первый бомбардировщик ДБ-3 был собран в марте 1938 года. К 1939 году проектная мощность завода достигла 600 ДБ-3 в год. В годы Великой Отечественной войны завод № 126 стал головным предприятием по производству бомбардировщиков ДБ-3Ф. Производство росло год от года: в 1941 году — 360 штук, в 1942 году — 695, в 1943 году — 658, в 1944 году — 597, в 1945 году — 485.

После войны завод перешёл на выпуск транспортных и пассажирских самолётов Ли-2 (1947-1950 годы, 353 машины). С 1950 года начался выпуск истребителей МиГ-15бис и МиГ-17. В 1956 году завод приступил к производству сверхзвуковых истребителей Су-7.

В 1959 году завод освоил выпуск истребителей-бомбардировщиков Су-7Б. С 1963 года предприятие вышло на международный рынок. В 1968 году началось производство Су-17 с крылом изменяемой стреловидности.

В 1976 году завод был переименован в Комсомольский-на-Амуре авиационный завод, а в 1977 году ему присвоено имя Ю. А. Гагарина. С 1976 года началась подготовка к производству истребителя Су-27.

В 1989 году на базе завода создано Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО). В 1999 году внедрена система электронного проектирования и моделирования.

В 2007 году построен первый опытный образец SSJ 100. В 2010 году начато производство Су-35С и совершил первый полёт истребитель пятого поколения Т-50 ПАК ФА.

Помимо авиационной техники, завод в разные периоды производил комплектующие для космического корабля «Буран», противокорабельные ракеты, велосипеды и катера.

Руководители

Ниже представлен хронологический перечень директоров завода с момента его основания :

  1. Золотарёв Константин Романович (1932—1934 годы);
  2. Кузнецов Кузьма Дмитриевич (1934—1938 годы);
  3. Тер-Маркарян Артём Никитович (1938—1939 годы);
  4. Коломенский Алексей Васильевич (1939—1940 годы);
  5. Тимофеев Дмитрий Александрович (1940—1944 годы);
  6. Медков Михаил Григорьевич (1944 — 1946 годы);
  7. Белиловский Сергей Иванович (1947 — 1950 годы);
  8. Беляк Константин Никитович (1950 — 1955 годы);
  9. Березницкий Филипп Аввакумович (1955 — 1965 годы);
  10. Копылов Виталий Егорович (1965 — 1973 годы);
  11. Авраменко Владимир Николаевич (1973 — 1988 годы);
  12. Петров Анатолий Михайлович (1988 — 1994 годы);
  13. Меркулов Виктор Иванович (1994 — 2006 годы)[3];
  14. Пекарш Александр Иванович (2006 — 2024 год);
  15. Кондратьев Юрий (с 10 октября 2024 года).

Достопримечательности

Комсомольский-на-Амуре авиационный завод (КнААЗ) богат историческими памятниками и мемориальными объектами, отражающими его богатую историю и вклад в развитие авиационной промышленности. Территория завода разделена на зоны А и Б, каждая из которых содержит уникальные экспонаты[4].

Макеты авиационной техники

Территория А:

На фасаде здания рядом с макетом Ли-2 установлена мемориальная доска, увековечивающая визит вице-президента США Генри Уоллеса в июне 1944 года.

Территория Б:

Макет АНТ-7, установленный напротив цеха № 8, имеет особое историческое значение. Он воспроизводит первую продукцию завода — 20 единиц АНТ-7, построенных в 1936—1937 годах на колёсном и поплавковом шасси. Макет создан в начале 1980-х годов энтузиастами завода по оригинальным чертежам. Несмотря на некоторые несоответствия, он в целом отражает конструкцию АНТ-6.

Мемориальные комплексы

  • Мемориал памяти работникам завода, погибшим в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Расположен на территории А и открыт 8 мая 1985 года в честь 40-летия Победы. Авторы — А. Кехтер и В. Бушуев. Центральный элемент — 14-метровая стела, символизирующая крыло самолёта. У её основания находится гранитная плита с трехлопастным воздушным винтом, к которому подведён Вечный огонь. Винт обрамлён лавровым венком. Мемориал виден через ворота у проходных территории А.
  • На территории аэродрома установлен памятный знак в честь погибшего главного инженера малой авиации.

Другие памятные объекты

При входе в столовую на территории А установлены бронзовые львы — подарок от Шэньянской авиастроительной корпорации (Shenyang Aircraft Corporation, SAC), символизирующий международное сотрудничество в авиационной отрасли.

Санкции

Комсомольский-на-Амуре авиационный завод (КнААЗ) столкнулся с рядом международных санкций из-за своей роли в оборонно-промышленном комплексе России.

В 2018 году США ввели ограничения против КнААЗ, охарактеризовав его как предприятие, действующее в интересах оборонно-промышленного комплекса или разведслужб РФ.

В связи с началом специальной военной операции на Украине, США, Канада, Европейский союз, Швейцария, Новая Зеландия, Австралия и Япония ввели санкции против КнААЗ. Украина также включила его в свой санкционный список 19 октября.

В конце 2023 года Европейский союз расширил санкции против КнААЗ, мотивируя это тем, что завод обеспечивает боевыми самолётами Вооружённые Силы России.

Санкции ограничили международное сотрудничество КнААЗ и доступ к зарубежным технологиям и рынкам, создав дополнительные вызовы для его деятельности. Санкции отражают глобальную геополитическую напряжённость и демонстрируют значимость КнААЗ в российском оборонно-промышленном комплексе[5].

Примечания

  1. Краткая История завода КнААЗ. sdelanounas.ru. Дата обращения: 29 ноября 2024.
  2. Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина. «Военное обозрение» (21 декабря 2013). Дата обращения: 29 ноября 2024.
  3. Легендарный директор. Официальный сайт ДВК-Медиа (газеты "Дальневосточный Комсомольск"). Дата обращения: 30 ноября 2024.
  4. Истории заводских памятников: самолет-памятник Су-17. Союз Авиапроизводителей России. Дата обращения: 30 ноября 2024.
  5. Губернатор Хабаровского края прокомментировал санкции США в отношении КнААЗ. РИА новости. Дата обращения: 30 ноября 2024.