Су-34
Су-34 | |
---|---|
Тип | Истребитель-бомбардировщик[1] |
Разработчик | / ОКБ Сухого |
Производитель | НАЗ имени В. П. Чкалова |
Главный конструктор | Р. Г. Мартиросов |
Первый полёт | 13 апреля 1990 года (Т-10В-1) |
Начало эксплуатации | 21 марта 2014 года[2] |
Статус | эксплуатируется, производится |
Эксплуатанты | ВВС России |
Годы производства | c 2008 года |
Единиц произведено |
147 (на 2022 год) (из них 7 опытных и предсерийных)[3] |
Базовая модель | Су-27 |
Су-34 — (по кодификации НАТО: Fullback) — это российский многоцелевой истребитель-бомбардировщик, разработанный компанией Сухой. Он предназначен для выполнения различных задач, включая удары по наземным целям, проведение воздушной поддержки войск, а также уничтожение вражеской авиации и систем ПВО. Первый полёт Су-34 состоялся в 1996 году, а его серийное производство началось в 2006 году[4].
Конструкция и тактико-технические характеристики
Су-34 представляет собой модифицированный вариант Су-27 с изменённой геометрией корпуса. Основные характеристики включают:
- Двигатели: Два турбовентиляционных двигателя АЛ-31Ф, обеспечивающих высокую скорость и манёвренность.
- Экипаж: Два человека (пилот и штурман), что позволяет более эффективно использовать все ресурсы самолёта и увеличивает его боевую стойкость[5].
- Длина: 23,3 м; Размах крыла: 14,7 м; Высота: 6,09 м; Площадь крыла: 62 м²; Угол стреловидности: 42°; Коэффициент удлинения крыла: 3,5; База шасси: 6,63; Колея шасси: 4,4 м.
- Масса: Максимальная взлётная масса составляет около 45 тонн:
- снаряжённого (с заряженной пушкой и экипажем) — 22 500 килограмм;
- нормальная взлётная — 39 000 килограмм;
- максимальная взлётная — 45 000 килограмм;
- топливо — 12 100 килограмм;
- максимальная нагрузка со 100 % топлива — 10 400 килограмм;
- нормальная нагрузка со 100 % топлива — 4 400 килограмм;
- максимально допустимая нагрузка — 12 500 килограмм;
- Двигатель — 2 × ТРДДФ АЛ-31Ф-М1;
- Тяга максимальная бесфорсажная — 2 × 8 250 кгс;
- Тяга на форсаже — 2 × 12500 −2 % кгс;
- Степень двухконтурности — 0,571.
- Максимальная эксплуатационная перегрузка — +7G.
- Максимальная скорость — у земли 1400 км/ч; на большой высоте 1900 км/ч (1,8М).
- Перегоночная дальность — 4500 км с ПТБ.
- Боевой радиус — 1100 км.
- Практический потолок — 17 000 м.
- Тяговооружённость:
- при нормальной взлётной массе — 0,71.
- при максимальной взлётной массе — 0,6.
- Вооружение:
- Пушечное вооружение — 1 × 30 мм пушка ГШ-30-1.
- Узлов подвески вооружения — 12.
- Дальность полёта: Су-34 способен выполнять полёты на расстоянии до 4000 километров без дозаправки, увеличивая радиус своих операций. Наибольшая дальность применяемых боеприпасов 250 км. Применяются: блоки НАР, контейнеры, бомбы различных типов, ракеты различных типов и классов (воздух-земля, воздух-воздух, воздух-корабль).
- Максимальная боевая нагрузка — 8 000 кг (по неофициальным данным и по РЛЭ — до 12 500 кг), 12 000 килограмм при боевом радиусе более 1000 км(4000 км при полной загрузке вооружения). КРЭП — комплекс радиоэлектронного противодействия Хибины (изделие Л-175В)[6].
Оборудование и вооружение
Су-34 оснащён современными системами avionics. Электронные системы подавления позволяют самолёту эффективно противостоять системам противовоздушной обороны противника. Управляемые и неуправляемые бомбы Су-34 способны нести разнообразное вооружение, включая управляемые бомбы типа КАБ, крылатые ракеты, ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-земля». РЛС Су-34 оснащён многофункциональной радиолокационной станцией (РЛС), что расширяет его возможности по обнаружению и целеуказанию на большие расстояния[7].
Боевое применение
Су-34 активно используется в различных военных конфликтах. Самолёт Су-34 производил удары по террористическим целям при проведении военной операции в Сирии, где выполнял задачи по уничтожению объектов инфраструктуры противника[8].
Самолёт этой модификации производит поддержку наземных войск. Авиационные миссии часто выполняются в тесном взаимодействии с сухопутными силами, что повышает результативность операций. Су-34 также используется для защиты стратегически важных объектов и территорий при патрулировании и охраны воздушного пространства. Су-34 стал важным элементом вооружённых сил России, обладая высокими боевыми характеристиками, разнообразным вооружением и широкими возможностями для выполнения различных задач. Его многоцелевой характер и современное оборудование делают его эффективным инструментом для ведения боевых действий в современных условиях[7].
Су-34 впервые участвовал в боевых действиях во время пятидневной войны в Южной Осетии в августе 2008 года. Самолёт выполнял задачи по обеспечению прикрытия ударных групп и участвовал в радиоэлектронной борьбе с системами противовоздушной обороны (ПВО) Грузии. Его главной задачей в рамках радиоэлектронной борьбы было выявление и подавление систем управления и вооружений грузинских сил, защита своих каналов управления и противодействие средствам технической разведки. Су-34 создавал помехи с боевых позиций, что осложняло работу грузинских зенитно-ракетных комплексов (ЗРК)[9].
Для наиболее опасных радиоэлектронных средств (РЭС) зенитно-ракетных комплексов «Бук» и С-125 Су-34 применял противорадиолокационные ракеты (ПРР). Контейнер активных помех групповой защиты, установленный на Су-34, продемонстрировал высокую эффективность. В частности, самолёт был задействован в уничтожении ключевой грузинской радиолокационной станции 36Д6-М около села Шавшвеби под Гори[10][11].
РЛС (Радиолокационные системы)
Су-34 оснащён мощным многофункциональным радаром «Багет», который способен обнаруживать и сопровождать как воздушные, так и наземные цели. РЛС имеет дальность обнаружения воздушных целей до 250 км, а наземных — до 200 км. Она позволяет Су-34 эффективно работать в любых метеоусловиях и в любое время суток[12].
Навигационные системы Су-34 включают в себя инерциальную систему навигации, спутниковую систему GPS/ГЛОНАСС и радионавигационные системы. Это обеспечивает высокую точность бомбардировочных ударов и позволяет выполнять задачи в условиях активного подавления сигналов со стороны противника[12].
Другие функции
Су-34 имеет ряд уникальных особенностей, которые делают его особенно эффективным в выполнении боевых задач. Бронированные кабины защищены бронекерамическими плитами, что обеспечивает высокий уровень защиты экипажа от зенитного огня и шрапнели. Защита самолёта достигается благодаря усиленной броне и системе аварийного сброса топлива, что улучшает его устойчивость в боевых условиях.
Комфорт экипажа имеет сидячие места и достаточно пространства для экипажа, что позволяет выполнять длительные миссии без усталости. Также предусмотрена возможность приготовления пищи и отдыха. Широкий спектр вооружений Су-34 способен нести до 8 тонн вооружений на 12 точках подвески. Это включает в себя различные типы бомб, ракет и управляемых снарядов[13].
Модернизации и перспективы
Су-34 постоянно модернизируется для увеличения его боевых возможностей. В будущих версиях планируется улучшение авионных систем, внедрение новых типов вооружений и повышение общей боевой эффективности. Су-34 успел зарекомендовать себя в реальных боевых условиях. Он успешно использовался в различных конфликтах, начиная с операции в Сирии, где заслужил высокую оценку за свою эффективность и надёжность. Самолёт показал способность выполнять как стратегические бомбардировки, так и более точечные ударные миссии[14].
Су-34 представляет собой важный элемент российской авиации, обеспечивая выполнение широкого спектра задач от стратегических бомбардировок до тактической поддержи войск. Благодаря своей универсальности, прочной конструкции и современному оснащению, Су-34 остаётся одним из ключевых компонентов российской военной авиации и будет продолжать модернизироваться для соответствия будущим вызовам и угрозам[5].
Постоянные модернизации не только поддерживают его на актуальном уровне, но и значительно расширяют его боевые возможности. Некоторые из ключевых направлений модернизации включают:
- Обновление авионики: Введение новых систем управления и навигации, более мощных процессору обеспечения обработки данных в режиме реального времени, интеграция возможностей искусственного интеллекта для повышения точности и скорости реакции на изменяющиеся условия на поле боя.
- Современные системы РЭБ (радиоэлектронной борьбы): Су-34 в рамках модернизации оснащается новыми системами РЭБ, что позволяет ему эффективно противостоять современным средствам радиолокационного обнаружения и нападения противника. Это включает в себя системы активного подавления и постановки помех.
- Расширение арсенала: Введение новых типов вооружений, включая высокоточное спутниковое оружие, гиперзвуковые ракеты и современные виды управляемых бомб и ракет. Это увеличивает возможности Су-34 в выполнении различных типов боевых задач, от уничтожения высокозащищённых целей до применения по площадям.
- Улучшение аэродинамики и двигательной установки: Работы по повышению эффективности двигателей, снижению их радиолокационной и тепловой заметности, а также улучшение аэродинамических характеристик самолёта. Это позволяет увеличить дальность полёта, уменьшить затраты топлива и повысить манёвренность.
- Обновление интерфейса пилотов: Внедрение новых дисплеев, улучшенных систем шлемной индикации и голосового управления. Все эти меры позволяют повысить ситуационную осведомлённость пилотов и сделать эксплуатацию самолёта более удобной и эффективной[14].
Международное сотрудничество и экспортный потенциал
Самолёт рассматривается как модель для экспорта. Уже некоторые страны выразили заинтересованность в его приобретении для своих военно-воздушных сил (ВВС). Международное сотрудничество в области оборонной техники способствует активному продвижению Су-34 на мировом рынке вооружений, предлагая его в качестве высокоэффективного и надёжного решения для современных ВВС[15].
Су-34 является одним из самых передовых и универсальных боевых самолётов в мире. Его многофункциональность, высокие боевые характеристики и мощные системы обороны и нападения делают его незаменимым в условиях современных военных конфликтов. Постоянные модернизации и расширение арсенала позволяют этому самолёту долгое время оставаться в строю и эффективно выполнять поставленные перед ним задачи[15].
Примечания
- ↑ Истребитель-бомбардировщик Су-34 . Дата обращения: 25 августа 2013. Архивировано 3 апреля 2015 года.
- ↑ Россия вооружилась бомбардировщиками Су-34 . Дата обращения: 21 марта 2014. Архивировано 28 марта 2014 года.
- ↑ Russian Air Force receives first Su-34M front-line bombers Архивная копия от 29 сентября 2022 на Wayback Machine // Aviation Defense News, 05 July 2022.
- ↑ Российский истребитель-бомбардировщик Су-34: особенности и применение . Военное обозрение (20 августа 2024). Дата обращения: 30 августа 2024.
- ↑ 5,0 5,1 Фронтовой бомбардировщик Су-34: летно-технические характеристики . РИА новости (20 октября 2020). Дата обращения: 30 августа 2024.
- ↑ Что представляет собой бомбардировщик Су-34? . АиФ (29 сентября 2015). Дата обращения: 30 августа 2024.
- ↑ 7,0 7,1 Су-34: быстрый и беспощадный . Независимое военное обозрение (29 августа 2024). Дата обращения: 30 августа 2024.
- ↑ Су-34: боевое применение в Грузии и Сирии . Военное обозрение (26 ноября 2018). Дата обращения: 30 августа 2024.
- ↑ Ридус. Су-34: «адский утенок» российско-грузинской войны Об этом сообщает «Рамблер». . Рамблер (8 августа 2018). Дата обращения: 30 августа 2024.
- ↑ Михайлов А. Пятидневная война: итог в воздухе . Воздушно-космическая оборона (30 января 2009). Дата обращения: 30 августа 2024.
- ↑ Фомин, Андрей. Су 27. История Истребителя. — 2004. — ISBN 5-93511-008-3.
- ↑ 12,0 12,1 СУ-34 — российский истребитель-бомбардировщик (15 июня 2017). Дата обращения: 30 августа 2024.
- ↑ В России раскрыли главные боевые преимущества истребителя Су-34 . Спиридонов А. (5 сентября 2023). Дата обращения: 30 августа 2024.
- ↑ 14,0 14,1 Партия новых фронтовых бомбардировщиков Су-34 поступила на вооружение ВКС РФ . Военное обозрение (1 июня 2023). Дата обращения: 30 августа 2024.
- ↑ 15,0 15,1 Россия получила первые заявки от инозаказчиков на экспортный Су-34 . ТАСС (10 ноября 2019). Дата обращения: 30 августа 2024.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |