Х-59

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Х-59 «Овод»
Изделие Д-9
ракета Х-59МЭ на МАКС-2007ракета Х-59МЭ на МАКС-2007
Тип УРВП
Статус на вооружении
Разработчик Союз Советских Социалистических РеспубликРоссия МКБ «Радуга», НИИЭП[1]
Годы разработки с 1975
Начало испытаний ЛКИ Х-59: 1975-1977
Принятие на вооружение 1980[2]В составе вооружения Су-24М.
Производитель Союз Советских Социалистических Республик СмАЗ[3], ДМЗ[4]
Россия КТРВ
Стоимость единицы 16 млн на 2010 год[5]
Основные эксплуатанты Россия ВВС России
Китай ВВС Китая
Индия ВВС Индии
Модификации Х-59М
Х-59МК
Х-59М2
Х-59МК2
↓Все технические характеристики

Х-59МК2 — высокоточная авиационная управляемая ракета класса «воздух — поверхность» с большим радиусом действия. Она предназначена для поражения различных неподвижных наземных объектов с известными координатами в любое время года и на любом типе местности. Ракета может успешно поражать цели, которые не обладают радиолокационным, инфракрасным или оптическим контрастом относительно окружающей среды. Она работает по принципу «пустил — забыл»[6].

История

В 1970-х годах советская оборонная промышленность начала работать над несколькими новыми проектами управляемых ракет класса «воздух-поверхность». В планах было разработать несколько типов оружия с различными системами наведения, характеристиками и назначением. Одним из таких проектов стала ракета средней дальности Х-59.

Ответственность за проектирование взяло на себя МКБ «Радуга», а производство осуществлялось на Смоленском авиационном заводе. Х-59 являлась усовершенствованной версией Х-29Т, перенимая некоторые успешные технические решения от предшественника Х-58. Попытка адаптировать Х-58 для работы с телевизионной головкой самонаведения оказалась неудачной, так как высокая скорость полёта ракеты не оставляла достаточно времени для обнаружения и точного наведения на цель[7].

С начала 1982 года Х-59 проходила испытания на самолёте Су-17М4. В ходе этих испытаний ракета демонстрировала отличную точность, регулярно поражая цели с отклонением всего 1—1,5 метра. К 1984 году испытания успешно завершились, и ракета была рекомендована для использования на истребителях-бомбардировщиках. Однако было принято решение размещать ракеты на фронтовых бомбардировщиках Су-24М вместо Су-17М4, в частности, из-за прекращения производства последних. В Су-24М наведение ракеты выполнял штурман, что сделало этот тип самолёта единственной платформой в советских, а затем и российских вооружённых силах, для установки ракет Х-59.

Команда разработчиков, работающая над проектом точного авиационного вооружения Х-59, была удостоена высокой государственной награды СССР в 1984 году за свои достижения. Первый раз Х-59 была публично продемонстрирована на авиационной выставке в Дубае в 1991 году. На Западе эта ракета известна как AS-13 «Kingbolt». На основе Х-59 были разработаны её усовершенствованные версии, именуемые Х-59М, которые обладают увеличенной дальностью полёта и новыми двигателями[8][7].

Боевое применение

Чеченская война (1994—1996)

Ракеты Х-59М были задействованы в первой чеченской войне для разрушения укрытий и складов боевиков в горах. Климат Северного Кавказа существенно ограничивал возможности использования высокоточного оружия: неблагоприятные погодные условия, туман и низкая видимость мешали точному наведению в лесистых горах и заснеженных ущельях. Например, в декабре 1994 года в Чечне всего было два дня с ясной погодой, когда все возможности высокоточного оружия могли быть полностью реализованы. В итоге, после четырёх пусков, от применения ракет Х-59 решили отказаться[9].

На Украине

«Овод» использовался в различных военных конфликтах и учениях, демонстрируя высокую эффективность и точность. Его способность поражать цели с малыми радиусами поражения снижает коллатеральный ущерб, что делает его отличным выбором для современных боевых операций.

В ноябре 2023 года, во время конфликта между Россией и Украиной, украинское командование одной из бригад решило провести церемонию награждения в населённом пункте недалеко от линии фронта в Запорожской области. Это мероприятие было приурочено к Дню артиллериста Украины.

По распоряжению на церемонию были приглашены более 100 военнослужащих. Однако сбор большого количества людей в одном месте привёл к трагическим последствиям: на мероприятие была совершена атака российской управляемой ракетой Х-59 «Овод». В результате ракетного удара погибли десятки офицеров, множество других получили ранения. Этот инцидент стал причиной серьёзных потерь для всей бригады[7].

Устройство

Ракета Х-59М предназначена для поражения малых наземных и надводных целей, расположенных в прибрежной зоне или портах, при известных координатах, визуально обнаруженных оператором самолёта с контрастом на фоне местности от 0,1 до 0,3. Ракета была разработана в МКБ «Радуга» под руководством генерального конструктора Игорь Селезнева. На Западе Х-59М получила обозначение AS-18 «Kazoo».

В состав комплекса ракетного оружия «Овод-М» входят:

Ракета Х-59М выполнена по аэродинамической схеме «бесхвостка» с Х-образным крылом и дестабилизатором изменяемой геометрии. Для повышения живучести она спроектирована по отсекам. Органы управления — аэродинамические рули. На ракете установлен малогабаритный турбореактивный двигатель РДК-300, а для старта и разгона до маршевой скорости используется твёрдотопливный ускоритель.

Система управления Х-59М является комбинированной, обеспечивая высокую точность с помощью телевизионно-командного управления, радиовысотомера и радиокомандной передачи. На начальном этапе оператор наводит ракету на цель с помощью телевизионного изображения, передаваемого с борта, а при приближении к цели включается головка самонаведения. Для установки ракеты Х-59М на самолёте-носителе требуется специальный подвесной контейнер типа АПК-8 или АПК-9. Использование контейнера в комплексе ракетного оружия позволяет применять ракету с различных носителей, включая зарубежные тактические истребители, такие как «Мираж-3», F-15, F-16. Для более эффективного поражения площадных целей ракета может использовать проникающие или кассетные боевые части.

Комплекс был впервые представлен на московском аэрокосмическом салоне МАКС-93[10].

Разновидности

Х-59 — начальный вариант с двухступенчатым твёрдотопливным ракетным двигателем (стартовый и маршевый), инерциальной системой управления СНАУ-59 и телевизионно-командной системой наведения «Текон-1» с ТГСН «Тубус-2». Двухступенчатая твердотопливная ракетная установка обеспечивает дальность полёта до 45 км. Государственные испытания завершились в 1979 году, и ракета была принята на вооружение в составе Су-24 в 1980 году. Су-24М стал единственным носителем в ВВС[11].

Х-59Л — вариант с лазерным наведением, который разрабатывался, но, вероятно, не был доведён до серийного производства.

Х-59Т — другое название базовой модификации Х-59 с телевизионно-командной системой наведения.

Х-59М («Овод-М», Изделие Д-9М, по классификации НАТО — AS-18 Kazoo) — модернизированный вариант Х-59 с ТРДД в подфюзеляжной гондоле вместо маршевого двигателя, более мощной боевой частью и системой наведения «Тевкон-1А» с радиовысотомером и ТГСН «Тубус-2А». Дальность действия составляет до 115 км. Экспортировался как Х-59М или Х-59МЕ.

Х-59МЭ — экспортный вариант ракеты Х-59М.

Х-59МК (также известная как Х-59А) — противокорабельная ракета с БИНС, комплексным радиоизмерителем, навигацией по системам ГЛОНАСС/GPS и активной радиолокационной головкой самонаведения АРГС-59Э. Она летит на высоте 10-15 м, а на последнем участке — 4 —7 м, с дальностью до 285 км и проникающей боевой частью массой 320 кг. Впервые была представлена на МАКС-2001.

Х-59МК2 — вариант Х-59МК для поражения неподвижных наземных целей с известными координатами. Оснащена системой управления, включающей БИНС, оптико-электронную ГСН и навигацию по системам ГЛОНАСС/GPS. Полёт к цели осуществляется на высоте 50 — 300 м; предусмотрены как проникающая, так и кассетная боевые части. Была представлена на МАКС-2009.

ёХ-59МК2 имеет обновлённую форму, меньшую длину и массу с квадратным поперечным сечением, что позволяет размещать её во внутреннем отсеке вооружения самолёта. Это аналог западных крылатых ракет AGM-158 JASSM, Scalp EG/Storm Shadow и Taurus, с обводами Stealth и значительной дальностью. Она была представлена на МАКС-2015 и сейчас проходит испытания.

Х-59М2 — вариант с активной радиолокационной головкой самонаведения АРГС-59 и трансляционно-командной системой, позволяющей использовать ракету в любое время суток по наземным и надводным целям с известными координатами.

Х-59М2Э — экспортный вариант Х-59М2[11].

Характеристики

  • Тип ракеты: крылатая ракета с оптико-электронной системой наведения.
  • Двигатель: два твёрдотопливных ракетных двигателя (2 РДТТ).
  • Дальность полёта: примерно 40 км в базовой версии (данные могут варьироваться в разных источниках и для различных модификаций).
  • Высота полёта: настраивается в диапазоне 15, 50 — 1100 м.
  • Вес ракеты: от 760 до 790 кг.
  • Боеголовка: от 148 до 320 кг в зависимости от модификации.
  • Стартовая масса: около 930 кг.
  • Длина ракеты: около 5,37 метров.
  • Диаметр корпуса: около 38 см.
  • Размах крыльев: примерно 1,26 метра после раскрытия.
  • Скорость полёта: около 900—1050 км/ч.
  • Система наведения: комбинированная, включает инерциальную навигацию на начальной стадии и оптико-электронную с корреляционно-контрастной головкой самонаведения на завершающей стадии.
  • Платформы запуска: предназначена для использования с различными боевыми самолётами, такими как Су-24М, Су-25, Су-30, Су-34, Су-35 и Су-57.

Модификации Х-59 могут иметь разные характеристики. Например, Х-59МК обладает увеличенной дальностью полёта до 285 км и улучшенной системой наведения. Информация о технических характеристиках современных версий и модификаций, таких как Х-59МК2, может отличаться и включать новые возможности и улучшения[7].

Носители ракеты

Ракеты серии Х-59 «Овод» могут запускаться с различных типов боевых самолётов, способных нести соответствующие подвесные контейнеры и обеспечивать необходимую интеграцию электроники и программного обеспечения для наведения. Вот некоторые основные носители ракет Х-59:

  • Су-24М — советский фронтовой бомбардировщик, который может применять оригинальные версии ракет Х-59.
  • Су-25 — штурмовик, предназначенный для использования ракет Х-59 при атаке укреплённых объектов.
  • Су-30 — многоцелевой истребитель, способный выполнять различные миссии с использованием ракет Х-59.
  • Су-34 — фронтовой бомбардировщик, разработанный для замены Су-24, который может применять Х-59 для поражения различных наземных целей.
  • Су-35 — модернизированная версия истребителя поколения 4++, также может нести данные ракеты.
  • Су-57 — российский многофункциональный истребитель пятого поколения, который также способен запускать ракеты Х-59. Его бортовая электроника и вооружение позволяют использовать широкий спектр высокоточного оружия, включая управляемые ракеты, что делает Су-57 одной из возможных платформ для применения ракет серии Х-59[11].

Примечания

  1. Тихонов, Т. 2, 2010, с. 159—160.
  2. AS-18 Kazoo / Х-59М (недоступная ссылка) Анализ Вооружённых Сил России
  3. Тихонов, Т. 2, 2010, с. 297.
  4. Тихонов, Т. 2, 2010, с. 92.
  5. Годовой отчёт корпорации тактическое ракетное вооружение. 2010 год. стр. 92
  6. Х-59МК2 (авиационная ракета). bigenc.ru. Дата обращения: 12 сентября 2024.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Ракета Х-59 «Овод»: Российская высокоточная ударная мощь. zvowar.ru. Дата обращения: 12 сентября 2024.
  8. Управляемая ракета «воздух-поверхность» средней дальности Х-59 «Овод». topwar.ru (1 октября 2015). Дата обращения: 12 сентября 2024.
  9. Ракета Х-59М "Овод-М". missilery.info. Дата обращения: 12 сентября 2024.
  10. Х-59 Тактический комплекс ракетного оружия ОВОД-М (AS-18 KAZOO). titus.kz (18 мая 2007). Дата обращения: 12 сентября 2024.
  11. 11,0 11,1 11,2 Х-59. infor24.ru. Дата обращения: 12 сентября 2024.