Су-30
Су-30 | |
---|---|
Тип | Многоцелевой истребитель |
Разработчик | → ОКБ Сухого |
Производитель |
КнААЗ[1] «Иркут»[2] |
Главный конструктор | И. В. Емельянов |
Первый полёт | 31 декабря 1989 года |
Начало эксплуатации | 1992 год |
Статус | эксплуатируется, производится |
Эксплуатанты |
Индия см. на вооружении |
Годы производства | с 1989 года |
Единиц произведено |
более 650 (на начало 2023 года)[3][4][5] |
Стоимость единицы |
$83 млн (Су-30МКИ индийской сборки, 2012 год) |
Базовая модель | Су-27 |
Су-30 (по кодификации НАТО: Flanker-C — «Фланкер-Си») — советский и российский двухместный многоцелевой истребитель, поколения 4+. Многофункциональный истребитель, разработанный российским ОКБ Сухого. Эта машина предназначена для выполнения различных боевых задач, включая воздушные бои, атаки на наземные цели и морскую разведку. Су-30 сочетает в себе высокие лётные характеристики, многофункциональность и современные системы вооружения, что делает его одним из наиболее успешных и востребованных истребителей на международном рынке[6].
История разработки
Происхождение
Разработка Су-30 началась в конце 1970-х годов на базе истребителя Су-27. Основной целью было создание многоцелевого истребителя, способного выполнять как воздушные, так и наземные задачи. Первый полёт совершил прототип в 1989 году. В 1996 году Су-30 был принят на вооружение[7].
Опыт эксплуатации одноместных истребителей продемонстрировал, что в условиях современного воздушного боя нагрузки на пилота становятся чрезмерными из-за необходимости маневрирования и одновременного управления сложным вооружением. Это также касалось и новейшего на тот момент Су-27С. В связи с этим было принято решение о введении второго члена экипажа — лётчика-оператора. Он должен был заниматься решением тактических и навигационных задач, управлять группой самолётов и, при необходимости, брать управление на себя, что позволяло разгрузить пилота во время длительных полётов. Кроме того, наличие второго члена экипажа оказывало положительное влияние на психологическое состояние. В результате, уже в середине 1980-х годов в Конструкторском бюро Сухого начались разработки концепции боевого двухместного истребителя. Проектом руководил Игорь Викторович Емельянов[8].
Для разработки нового истребителя была выбрана базовая модель — двухместный учебно-боевой Су-27УБ. Прототипом послужила самолёт-лаборатория под шифром Т-10У-2, который был оснащён штангой для дозаправки в воздухе[9].
В 1988 году на Иркутском авиазаводе были модифицированы первые два экземпляра Су-27УБ, получившие шифры Т-10ПУ-5 и Т-10ПУ-6. На заводе им присвоили обозначения «10-4ПУ» и бортовые номера 05 и 06. Эти самолёты были оснащены системой дозаправки в воздухе, новой навигационной системой, усовершенствованной системой дистанционного управления полётом и управлением вооружением. Первая машина вышла на испытания осенью 1988 года, её пилотировали заводские лётчики-испытатели Геннадий Егорович Буланов, Владимир Борисович Максименков, Сергей Васильевич Макаров и Иванов. Позже испытания продолжились в Лётно-исследовательском институте имени М. М. Громова[10].
В серийном производстве новый самолёт получил название Су-30. Из-за большой преемственности с учебно-боевой модификацией было решено организовать его выпуск в Иркутске[11].
Установлена система дозаправки топливом в полёте с штангой, размещённой в предкабинном отсеке с левой стороны. В задней кабине установлена специализированная аппаратура связи и наведения, а также широкоформатный телевизионный индикатор тактической обстановки. Су-30 предназначался не только для завоевания воздушного превосходства, но и для длительного патрулирования, сопровождения тяжёлых ударных самолётов и выполнения функций воздушного командного пункта для группы истребителей. Кроме того, он сохранял возможность использоваться в качестве учебно-тренировочного самолёта. Основное предназначение Су-30 — поддержка нужд войск противовоздушной обороны страны[12].
Первые два построенных самолёта (№ 79371010101 и № 79371010102) поступили в ЛИИ для испытаний, после чего были переданы пилотажной группе Анатолия Николаевича Квочура. Они получили новое окрашивание в красно-сине-белые цвета и бортовые номера 596 и 597. Первой публичной демонстрацией пилотажной группы и показа Су-30 стал авиационный выставка 1992 года, с чего началось активное участие российских самолётов в международных выставках[13].
Однако вследствие развала Советского Союза и сложной экономической ситуации производство Су-30 шло медленно. В частности, 148-й Центр боевого применения и переучивания лётного состава в Саваслейке получил несколько самолётов, построенных в 1994—1996 годах, и два из них приняли участие в авиашоу RIAT '97[14].
Участие Су-30 в международных выставках привлекло интерес иностранных покупателей. Поскольку для своей страны уже не было возможностей проводить закупки, было решено начать экспорт Су-30, что поддержало отечественную авиационную промышленность. В результате начались работы по созданию экспортных модификаций.
Первым зарубежным заказчиком Су-30 стала Индия. Индийская модификация Су-30К («коммерческая») слегка отличалась от базовой модели по составу оборудования и была выпущена в количестве 18 единиц[15].
Развитие и модернизация
Су-30 претерпел несколько модификаций, каждая из которых добавляла новые возможности и улучшала характеристики. Су-30МК был ориентирован на экспорт, предлагая различным странам доступ к современным технологиям. В последующем появились вариации Су-30СМ, Су-30МКА и другие, каждая из которых имела свои особенности и предназначалась для конкретных операторов[16].
С тех пор самолёт не раз модернизировался в ответ на запросы иностранных покупателей и активно поставлялся за границу. В XXI веке на Су-30 обратили внимание и российские заказчики, что привело к разработке модификации для России — Су-30СМ на основе одной из последних индийских модификаций — Су-30МКИ. 21 сентября 2012 года самолёт совершил свой первый полёт, и к концу года два первых серийных Су-30СМ были переданы в Военно-воздушные силы[16].
Технические характеристики
Су-30 — это высокоэффективный истребитель с впечатляющими характеристиками.
Технические характеристики
- Экипаж: 2 человека.
- Длина: 21,9 м.
- Высота: 6,36 м.
- Размах крыла: 14,7 м.
- Площадь крыла: 62 м².
Масса:
- пустого: 18 800 кг.
- нормальная взлётная: 24 900 кг.
- максимальная взлётная: 34 500 кг.
- предельная взлётная: 38 800 кг.
- топлива: 9640 кг.
Тяга:
- максимальная бесфорсажная: 2 × 7770 кгс.
- на форсаже: 2 × 12500 кгс.
- углы отклонения вектора тяги (для АЛ-31ФП): ±16° в любом направлении, ±20° в плоскости.
- скорость отклонения вектора тяги (для АЛ-31ФП): 60°/с.
- масса: 1520 кг.
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 G.
Лётные характеристики
Максимальная скорость:
Дальность полёта:
- у земли: 1270 км.
- на высоте: 3000 км.
- боевой радиус: 1500 км.
- Продолжительность полёта: 3,5 ч (без дозаправок).
- Практический потолок: 17 300 м.
- Скороподъёмность: 13 800 м/мин (230 м/с).
- Длина разбега: 550 м.
- Длина пробега: 750 м.
Тяговооружённость:
- при нормальной взлётной массе: 1,00.
- при максимальной взлётной массе: 0,84.
- при предельной взлётной массе: 0,76.
Нагрузка на крыло:
- при нормальной взлётной массе: 398 кг/м².
- при максимальной взлётной массе: 532 кг/м².
Вооружение
- Пушечное: 30-мм встроенная пушка ГШ-30-1.
- Точки подвески: 12.
- Боевая нагрузка: 8000 кг[17] (до 10,4 т по РЛЭ).
Подвесное вооружение:
- 6 управляемых ракет средней дальности Р-77, Р-27Р или Р-27ЭР, Р-27Т или Р-27ЭТ с ТГС и 6 ракет ближнего боя Р-73 с ТГС, и Х-35;
- Свободнопадающие бомбы массой по 500 кг (до 8 единиц) или по 250 кг (28 единиц);
- Контейнеры КМГ-У (до 7 единиц) или блоки НАР С-13 и С-8 (до 4 единиц);
- Возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса[16].
Конструкция
Аэродинамика
Су-30 имеет классическую схему с парой крыльев и два двигателя, которые расположены под фюзеляжем. Конструкция крыла позволяет истребителю выполнять манёвры на больших углах атаки, что очень эффективно в воздушном бою. Использование аналитических технологий и моделирования при разработке обеспечило высокий уровень аэродинамической эффективности[18].
Двигатели
На Су-30 устанавливаются два двигателя типа AL-31F, которые обеспечивают отличные лётные характеристики. Двигатели обладают высокой тягой и могут работать в различных режимах. Это позволяет истребителю быстро набирать высоту и скорость, а также эффективно маневрировать в боевых условиях.
Электроника и системы управления
Современные версии Су-30 оснащены многофункциональными радиолокационными станциями, которые позволяют обнаруживать и сопровождать множество целей одновременно. Современные системы управления огнём значительно увеличивают точность и эффективность применения оружия[18].
Тактические возможности
Воздушный бой
Су-30 спроектирован для выполнения задач в воздушном бою. Его высокая манёвренность, отличные лётные характеристики и современные системы управления огнём дают возможность эффективно противостоять как устаревшим, так и современным истребителям противника.
Удары по наземным целям
Су-30 способен вести огонь по наземным и морским целям. Он может использовать разнообразные виды боеприпасов: управляемые бомбы, ракеты и неуправляемые авиационные бомбы. Это делает его универсальным инструментом в условиях современных конфликтов.
Применение в разведке
Истребитель может быть использован для выполнения задач разведки и наблюдения. Современные системы оптики и электронного слежения позволяют Су-30 эффективно выполнять эту роль, собирая информацию о расположении и активности противника.
Операторы
Су-30 стал популярным среди многих стран. Операторами являются как Россия, так и различные страны мира. Особенно активную роль в экспорте Су-30 сыграли Индия, Венесуэла, Алжир и другие государства[18].
Использование по странам
Россия
В России Су-30 используется как для учебных, так и для боевых задач. Части ВКС России активно применяли истребители в различных конфликтах, где подтвердили свою эффективность.
Индия
Индийские ВВС используют Су-30МKI, модификацию, специально адаптированную для индийских условий и технологий. Су-30МKI стал важным элементом индийских ВВС и резко усилил их боевые возможности.
Другие страны
Су-30, благодаря своей универсальности и многозадачности, стал популярным выбором для многих стран по всему миру. В данное время он находится на вооружении 13 государств, где насчитывается около 670 истребителей различных модификаций. Каждая страна-эксплуатант адаптировала Су-30 под свои операционные требования и условия. Например, ВВС Венесуэлы адаптировали истребители для выполнения задач в условиях тропического климата и в сложной горной местности, в то время как Алжир использует Су-30 для охраны своего воздушного пространства и борьбы с возможными угрозами. Малайзия, в свою очередь, интегрировала различные системы вооружения для повышения боеспособности своих Су-30.
Средний возраст истребителей составляет около 15 лет, что указывает на необходимость модернизации для поддержания их боевой готовности. Средства на модернизацию выделяются только крупнейшими эксплуатантами, такими как ВВС России и Индии, которые активно работают над улучшением своих самолётов, добавляя современные системы наведения и вооружения. На сегодняшний день производство Су-30 продолжается, но, в основном, в интересах Военно-воздушных сил России (ВВС РФ), а также для нужд Вооружённых сил Республики Беларусь (ВС РБ) и Казахстана (ВС Казахстана). Завершение поставок в такие страны как Алжир и Индия открыло новые горизонты для надёжности и индустриальной поддержки, создавая новые возможности для совместных проектов и технического сотрудничества.
- Алжир — 57 Су-30МКА по состоянию на 2023 год.28 поставлено в 2009, ещё 16 в 2012 году и 14 в 2017 году.
- Ангола — 12 ед. Су-30К на 2023 год, всего по первому контракту было заказано 12 самолётов Су-30К, ранее состоявших на вооружении ВВС Индии.
- Армения — 4 ед. Су-30СМ на 2023 год.
- Белоруссия — 4 ед. Су-30СМ на 2023 год, 12 заказано.
- Венесуэла — 22 ед. Су-30МК2 по состоянию на 2023 год.
- Вьетнам — 35 ед. Су-30МК2 по состоянию на 2023 год. В 2013 году заключён контракт на поставку 12 Су-30МК2 на $600 млн.
- Индия — 263 Су-30МКИ на 2023 год.
- Индонезия — 2 ед. Су-30МК и 9 ед. Су-30МК2 по состоянию на 2023 год.
- Казахстан — 23 ед. Су-30СМ на 2023 год. Всего по четырём контрактам суммарно заказано 36 самолётов.
- Китай
- Малайзия — 18 ед. Су-30МКМ, по состоянию на 2023 год, боеспособность некоторых под сомнением.
- Россия
- ВВС России — около 80 Су-30СМ, и 19 Су-30М2 по состоянию на 2024 год.
- Авиация ВМФ РФ — не более 18 Су-30СМ и 8+ Су-30СМ2 по состоянию на 2024 год.
- Уганда — 6 ед. Су-30МК2 на 2023 год, поставлены 2011 году.
Заказы
ВС РФ:
- На 2016 год для Военно-Воздушных Сил России было заказано 60 истребителей Су-30СМ, все из которых были успешно поставлены. Из них 2 самолёта отправились в Государственный лётно-испытательный центр имени Чкалова, 4 — в Липецкий авиацентр, 24 — на авиабазу Домна, расположенную под Читой, 4 — в Дзёмги, 22 — в Миллерово и 4 — в Центр пилотажной и тактической подготовки (ЦПАТ) в Кубинке. Для Военно-Морского Флота России было заказано 12 истребителей Су-30СМ, из которых 5 + 7 машин вошли в состав морской авиации Черноморского флота. В 2015 году Министерство обороны Российской Федерации сделало ещё один заказ на 8 истребителей для авиации ВМФ, доставка которых намечена на 2016 год—2017 годы[19]. В 2016 году был заключён контракт на поставку 28 истребителей для Воздушно-космических сил (ВКС) России и 8 единиц для ВМФ до конца 2018 года. 30 октября 2016 года в Иркутске состоялся первый полёт нового двухместного многоцелевого истребителя Су-30СМ, который получил имя «Иркутск» и предназначен для морской авиации ВМФ России. Самолёты Су-30СМ также используются группой высшего пилотажа «Русские витязи». Четыре истребителя Су-30СМ2 с синими бортовыми номерами с «78» по «81» предназначены для завершения процесса перевооружения 1-й эскадрильи, базирующейся на аэродроме Черняховск в Калининградской области, 4-го гвардейского морского штурмового авиационного полка 34-й смешанной авиационной дивизии Балтийского флота. В период с 2016 по 2018 годы в состав этой эскадрильи были поставлены восемь самолётов Су-30СМ с номерами с «70» по «77». Большая часть полка по-прежнему оснащена устаревшими самолётами Су-24М и Су-24МР, но процесс модернизации продолжается, что свидетельствует о стремлении армии поддерживать высокие стандарты боевой готовности[20].
ВС Индии:
- Заказано 82 единицы, и в 2007 году Индия также получила лицензию на производство дополнительных 140 истребителей до 2020 года. На 2009 год в стране находилось 98 Су-30МКИ. Завод «Иркут» осуществил поставку первых 8 Су-30К в период с 1997 по 1999 год, а в 2002—2004 годах были переданы 32 Су-30МКИ. В 2007 году Индия получила 18 истребителей Су-30МКИ, которые заменили поставленные ранее Су-30К, поскольку модернизация последних до уровня Су-30МКИ оказалась невозможной. В 2008 году планировалось начать реализацию программы по лицензионной сборке 40 самолётов Су-30МКИ стоимостью 1,5 миллиарда долларов. Из этой партии 20 Су-30МКИ должны были поступить в Индию уже облётанными, 15 — полностью собранными, но не облётанными, а остальные 5 — в рамках «второй фазы» поставок. На 2014 год уровень боеготовности индийских Су-30 составлял 55 %, что означает, что 87 из 193 самолётов находились в ремонте и на обслуживании. В процессе эксплуатации было потеряно 8 самолётов в разные даты: 30 апреля 2009 года, 13 ноября 2009 года, 13 декабря 2011 года, 19 февраля 2013 года, 14 октября 2014 года, 19 мая 2015 года, 15 марта 2017 года и 23 мая 2017 года[21].
ВС КНР:
- 73 единицы Су-30МКК поставил завод КНААПО в 2000 году—2004 годы. 24 единицы Су-30МК2 поставлены в 2004 году (ВМС НОАК (10-й авиаполк 4-й дивизии, Восточный флот); двигатели АЛ-31Ф-М1.
ВС Армении:
- 1 февраля 2019 года стало известно о контракте на поставку 4 единицы Су-30СМ Армении[22][23]. 4 ноября 2019 года, министр обороны Армении Давид Тоноян заявил, что «поставки российских СУ-30СМ в Армению начнутся в декабре 2019 года или в первые месяцы 2020 года». Он также уточнил, что «на первом этапе Армения планирует получить четыре СУ-30СМ из России, контракт на поставку истребителей уже частично оплачен», добавив, что «Ереван намерен приобрести 12 таких машин»[24]. 27 декабря 2019 года первые четыре истребителя Су-30СМ прибыли в Армению на авиабазу «Ширак» в городе Гюмри[25] 21 марта 2021, года премьер-министр Армении заявил, что Армения закупила у России истребители Су-30СМ без ракет[26][27][28].
Применение в боевых действиях
Су-30 использовался в различных горячих точках, включая конфликты в Сирии и на Кавказе. В Сирии истребитель продемонстрировал свою эффективность при запуске ракет по наземным целям, а также в воздушных боях.
Су-30 — это многофункциональный истребитель, который успешно сочетает в себе высокую манёвренность, современное вооружение и различные тактические возможности. Он доказал свою эффективность в боевых действиях и продолжает оставаться основным элементом авиабоёв и ударных операций многих стран. Разработка и модернизация Су-30 продолжается, и это делает его актуальным и востребованным в современном мире[28].
Галерея
Примечания
- ↑ Су-30МК2 Архивная копия от 19 сентября 2020 на Wayback Machine на сайте КНААПО
- ↑ Су-30КН на сайте «Иркут» (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 августа 2012. Архивировано 22 марта 2013 года.
- ↑ The Military Balance 2017
- ↑ Поставки боевых самолётов в Вооружённые Силы России в 2017 году Архивная копия от 24 марта 2018 на Wayback Machine // ИА REX
- ↑ IAF Plans to Upgrade Su-30MKI Fighters With Advanced Radar, Missiles Архивная копия от 28 октября 2017 на Wayback Machine | India.com - India News
- ↑ Су-35С: особенности российского истребителя поколения 4++ . Военное обозрение (13 августа 2024). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ Многоцелевой истребитель Су-30 . РИА новости (12 августа 2023). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ Истребитель Су-27: дважды рожденный . Военное обозрение (6 марта 2017). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ Су-27: уходя в последний полет, не стоит оглядываться . Военное обозрение (21 декабря 2022). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ ОКБ им. Сухого Су-27 Истребитель-перехватчик . Авиации мира. Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ Многоцелевой истребитель Су-30 . РИА новости (22 сентября 2020). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ Су-30: получилось несколько не то, что планировали . Военное обозрение (20 апреля 2022). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ Многоцелевой истребитель Су-30 . Авиа.ру. Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ Авиация войск противовоздушной обороны и авиабаза Саваслейка . Военное обозрение (13 февраля 2023). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ Зубов П. На Западе заявили о превосходстве российского истребителя . Газета (2 декабря 2023). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ 16,0 16,1 16,2 Су-30 в серии и на международном рынке . Военное обозрение (12 сентября 2018). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ Су-30МК: боевая нагрузка + дальность -Су-30МК -Продукция . www.irkut.com. Дата обращения: 13 сентября 2024. Архивировано 24 сентября 2019 года.
- ↑ 18,0 18,1 18,2 СУ-30СМ . Военное обозрение (31 октября 2013). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ ВКС и ВМФ России получили уже более 60 истребителей Су-30СМ . РИА новости (8 июня 2016). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ Для Морской авиации ВМФ России построены первые четыре истребителя Су-30СМ2 21/01/2022 . Дата обращения: 14 февраля 2022. Архивировано 14 февраля 2022 года.
- ↑ В Индии истребитель Су-30МКИ упал на деревню . РИА Новости. Дата обращения: 13 сентября 2024. Архивировано 15 марта 2017 года.
- ↑ Россия продала Армении истребители как себе — Газета Коммерсантъ № 18 (6498) от 01.02.2019 . kommersant.ru. Дата обращения: 13 сентября 2024. Архивировано 7 февраля 2019 года.
- ↑ Минобороны Армении подтвердило покупку четырёх российских истребителей Су-30 . interfax.ru. Дата обращения: 13 сентября 2024. Архивировано 10 августа 2019 года.
- ↑ Названы сроки поставок российских Су-30СМ в Армению: Оружие: Наука и техника: Lenta.ru . lenta.ru. Дата обращения: 13 сентября 2924. Архивировано 5 ноября 2019 года.
- ↑ В Армении состоялись демонстрационные полеты новейших самолетов Су-30 СМ (англ.). arminfo.info. Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ Армения закупила Су-30СМ без ракет: Пашинян о причинах поражения и роли России в войне . Sputnik Армения. armeniasputnik.am. Дата обращения: 13 сентября 2024. Архивировано 21 марта 2021 года.
- ↑ Пашинян признал покупку у России истребителей Су-30 без ракет . lenta.ru. Дата обращения: 13 сентября 2024. Архивировано 21 марта 2021 года.
- ↑ 28,0 28,1 Пашинян признал покупку у России Су-30СМ без ракет . РБК. РБК. Дата обращения: 13 сентября 2024. Архивировано 21 марта 2021 года.