Х-35
Х-35 | |
---|---|
индекс ГРАУ: 3М24 | |
Тип | малогабаритная тактическая противокорабельная ракета |
Статус | эксплуатируется |
Разработчик |
* ОКБ Звезда / КБМ(М) * Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» |
Главный конструктор | Хохлов, Георгий Иванович |
Годы разработки | с 1977 года |
Начало испытаний | 1983—2005 |
Принятие на вооружение | 2003 |
Производитель | Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» |
Стоимость единицы | 15 млн руб. (2010)[1] |
Годы эксплуатации | 1999 — н. в. |
Основные эксплуатанты |
ВКС России ВМФ России ВМС Индии |
Другие эксплуатанты | |
↓Все технические характеристики |
Х-35УЭ — тактическая противокорабельная ракета в экспортном варианте. Она предназначена для поражения боевых (десантных) надводных кораблей и транспортных судов, действующих как в составе ударных групп (конвоев), так и одиночно. Способна поразить корабли водоизмещением до 5000 тонн. Ракета применяется для поражения радиоконтрастных и нерадиоконтрастных наземных целей с использованием спутниковой навигации ГЛОНАСС и GPS[2].
Устройство оснащено элементами искусственного интеллекта, что позволяет менять траекторию полёта для преодоления современных систем противовоздушной (ПВО) и противоракетной (ПРО) обороны. Х-35УЭ может использоваться в любых погодных условиях при волнении моря до 6 баллов. По кодификации НАТО ей присвоено наименование AS-20 Kayak[3].
Описание
Средством поражения подвижного противокорабельного комплекса «Бал» является унифицированная управляемая противокорабельная крылатая ракета (ПКР) Х-35 (3М24). Эта ракета выполнена по стандартной аэродинамической схеме с Х-образными крыльями и хвостовым оперением. Корпус ракеты состоит из нескольких цилиндров разного диаметра, с асимметричными средней и хвостовой частями: нижняя часть включает специальную гондолу с воздухозаборником для маршевого двигателя. В ракету Х-35 входит твёрдотопливный стартовый ускоритель с цилиндрическим корпусом и раскладывающимся Х-образным оперением[4].
Длина ракеты Х-35 составляет 3,85 м, а с установленным стартовым ускорителем — 4,4 м. Максимальный диаметр корпуса — 0,42 м, размах крыльев в разложенном виде — 1,33 м, стартовая масса — 600 кг. Как и большинство противокорабельных ракет, Х-35 имеет классическую компоновку: в головной части расположена аппаратура самонаведения, за ней — боевая часть. В средней части находится воздухозаборник, окружённый топливным баком, а в хвостовой части — турбореактивный двигатель[4]. Внутренние объёмы ракеты и нижняя гондола заполнены различным оборудованием.
При разработке Х-35 акцентировалось внимание на надёжном захвате и поражении цели в любых условиях помех, что повлияло на архитектуру системы наведения. ПКР оснащена комбинированной системой наведения: на маршевом участке используется инерциальная навигация и радиовысотомер, а при подходе к цели активная радиолокационная головка самонаведения (ГСН) включает поиск и наведение на цель[4].
Активная радиолокационная ГСН АРГС-35, созданная в НПП «Радар ММС», обеспечивает обнаружение, сопровождение и наведение ракеты на цель. Антенна располагается в головной части под радиопрозрачным обтекателем и имеет угол обзора 90° по горизонтали и от -10° до +20° по вертикали. Первая модификация ГСН АРГС-35 обеспечивает дальность обнаружения до 20 километров[4].
За ГСН в ракете установлена проникающая боевая часть массой 145 кг, обеспечивающая поражение боевых кораблей и судов водоизмещением до 5 тыс. т благодаря прочному корпусу, способному пробить борт и произвести подрыв внутри. Хвостовая часть ракеты содержит турбореактивный двухконтурный двигатель ТРДД-50АТ мощностью 450 кгс, использующий авиационный керосин и запускаемый пиропатроном. Этот двигатель обеспечивает максимальную скорость до 280 м/с и дальность полёта от 7 до 130 км.
В комплексе «Бал» ракета Х-35 комплектуется твёрдотопливным ускорителем, позволяющим покинуть транспортно-пусковой контейнер, после чего запускается маршевый двигатель. Система управления ракеты оптимизирует боевое применение: на маршевом участке она летит на высоте 10 — 15 м, а при наведении — на высоте 4 м, что снижает вероятность обнаружения. Подготовка к пуску автоматизирована, контроль состояния ракеты и ввод задания происходят в автоматическом режиме, что позволяет подготовить ракету к запуску за не более чем 1 минуту. Ракеты семейства Х-35 поставляются в герметичных ТПК[4].
Конструкция
Это крылатая ракета с обычной аэродинамической схемой. Крестообразные крылья складываются для уменьшения размеров транспортно-пускового контейнера. Для запуска с кораблей, береговых установок и вертолётов используется отделяемый твёрдотопливный ускоритель. После достижения необходимой скорости запускается турбореактивный двигатель. В авиационном варианте ускоритель не требуется. Полёт проходит на высотах 10—15 метров под управлением инерциальной системы. На финальном участке траектории цель захватывается активной радиолокационной ГСН АРГС-35, после чего высота уменьшается до 3—5 метров. Это, в сочетании с околозвуковой скоростью, усложняет перехват ракеты средствами ПВО[5].
Головка самонаведения
Активная радиолокационная система, способная функционировать в условиях радиоэлектронного противодействия. Наведение ракеты на цель осуществляется с помощью активной радиолокационной головки самонаведения АРГС-35 с щелевой антенной решёткой, разработанной компанией «Радар ММС». Характеристики радиолокационной ГСН АРГС-35:
- Угол горизонтального обзора: от −45 до +45 градусов.
- Угол вертикального обзора: от +10 до −20 градусов.
- Дальность действия: до 20 км.
- Вес: 40-47,5 кг.
- Диаметр: 420 мм.
- Длина: 700 мм.
Ограничения по применению ГСН:
- Осадки: до 4 мм/с.
- Волнение моря: до 6 баллов.
- Температура эксплуатации: от −50 °C до +50 °C.
Также существует вариант с тепловизионной головкой самонаведения[6].
Радиовысотомер
Для полётов на сверхмалых высотах над морской поверхностью в ракетах Х-35 установлен радиолокационный высотомер РВЭ, состоящий из блока приёмопередатчика и двух антенн. Он способен с высокой точностью (до 1 метра) определять высоту полёта ракеты в диапазоне от 1 до 5000 метров, даже при активных манёврах (± 15° по крену и ± 20° по углу тангажа). Масса оборудования радиовысотомера составляет 4,5 кг, питание производится от бортовой электросети ракеты, потребляемая мощность составляет 20 Вт[6].
Двигатель
Запуск двигателя осуществляется с помощью пиропатрона. В качестве топлива используется авиакеросин, который находится в топливном баке, окружённом воздуховодным каналом[6].
Боевая часть
X-35 оснащён проникающей осколочно-фугасной боевой частью, предназначенной для уничтожения ракетных, торпедных и артиллерийских катеров, а также надводных судов водоизмещением до 5000 тонн и морских транспортов[6].
Модификации
3М24 «Уран» — это ракета, предназначенная для корабельного базирования.
ИЦ-35 — это мишень, которая имитирует цель и не оснащена боевой частью и ГСН.
Х-35 («изделие 78», Х-35В) — ракета для вертолётов, отличающаяся укороченным стартовым ускорителем.
Х-35У («изделие 78У») — авиационная (самолётная) ракета, не имеющая стартового ускорителя.
Х-35Э — экспортная версия, произведено примерно 150 единиц[7].
Тактико-технические характеристики
Характеристики ракеты:
- Скорость полёта: 0,8-0,85 м.
- Максимальная дальность действия: 130 км.
- Минимальная дальность действия: 5 км.
- Высота полёта (маршевый участок): 5 —10 м.
- Высота полёта (конечный участок): 3 —5 м.
Размеры:
- Длина для корабельного, берегового и вертолётного базирования: 4,4 м.
- Длина для самолётного базирования: 3,85 м.
Стартовая масса, кг:
- Корабельное,береговое базирование: 600 (670) кг.
- Вертолётное базирование: 610 (650) кг.
- Самолётное базирование: 520 (550) кг.
Двигатель: ТРДД.
Топливо: Авиакеросин.
Система наведения: Активная радиолокационная ГСН (БИНС + СН + АПРЛГСН).
Боевая часть: Осколочно-фугасная проникающего типа.
Масса боевой части, кг: 145
Дальность пуска, км:
- Для Х-35: до 130.
- Для Х-35У: до 260.
Максимальный диаметр корпуса ракеты: 420 мм.
Размах крыльев: 1,3 м.
Масса ракеты на старте: 630 кг[8].
Боевое применение
С августа 2023 года ракеты Х-35УЭ успешно используются Вооружёнными Силами Российской Федерации в рамках Специальной военной операции на территории Украины[3].
Технические особенности
В отличие от предыдущих моделей, Х-35 разрабатывалась как более лёгкая и компактная противокорабельная ракета (ПКР) с дозвуковой скоростью полёта. Уменьшение веса и скорости планировалось компенсировать за счёт улучшения других параметров и возможностей.
Все модификации Х-35 имеют цилиндрический корпус с радиопрозрачным головным обтекателем. На корпусе предусмотрены два набора Х-образных плоскостей. Для корабельных и береговых комплексов ракета также оснащается стартовым двигателем, который размещён в сбрасываемом корпусе. Диаметр ракеты составляет 420 мм, размах крыла – 1,33 м. Длина ракеты со стартовым двигателем равна 4,4 м, без него – 3,85 м. Стартовая масса может достигать 610 кг, в зависимости от конфигурации.
ПКР оснащена малогабаритным турбореактивным двигателем, который установлен в хвостовой части корпуса, а воздухозаборник расположен под днищем. Такой тип силовой установки обеспечивает скорость полёта примерно 0,8 М. В первой модификации Х-35 дальность полёта составляла до 130 км.
Ракета оборудована комбинированными системами управления. В базовой версии Х-35 использовался автопилот, интегрированный с инерциальной навигационной системой и активной радиолокационной головкой самонаведения АРГС-35. Инерциальная навигационная система обеспечивала полёт в район цели, а радиолокационная головка отвечала за обнаружение и наведение на цель. Дальность обнаружения составляла 20 км.
В ходе модернизации в проекте Х-35У к существующим системам была добавлена спутниковая навигация. Активно-пассивная головка «Грань-К» заменила изделие АРГС-35, что позволило увеличить дальность обнаружения цели до 50 км. Сектор обзора с возможностью сопровождения цель составляет 130°.
Все модификации Х-35 способны доставлять к цели осколочно-фугасную проникающую боевую часть массой 145 кг, которая может поражать или выводить из строя надводные объекты водоизмещением до 5 тыс. тонн.
Базовая и унифицированная версии ракеты Х-35 могут использоваться на различных платформах. Их носителями в составе комплекса «Уран» являются десятки боевых кораблей разных проектов как российских, так и зарубежных. На берегу ракеты Х-35 применяются с комплексами «Бал». Модель Х-35У совместима с несколькими типами современных истребителей и бомбардировщиков, а также разработана модификация ПКР для запуска с вертолётов[4].
Оценки ракеты
Достоинства
К основным преимуществам ракеты Х-35 можно отнести:
- Низкая высота полёта обеспечивает незаметный подход ПКР к атакуемому кораблю, его обнаружение и защиту средствами ПВО.
- Компактные размеры ракеты уменьшают её ЭПР.
- Большое количество ракет (8—16) на носителе снижает их потребность в массовом количестве.
- Возможность залповой стрельбы (с интервалом 3 секунды) повышает вероятность поражения корабля противника.
- Комбинированная система управления (инерциальная + активная радиолокационная) снижает заметность ПКР на начальном этапе и улучшает её устойчивость в боевых условиях.
- Ракета способна поражать корабли различных классов, таких как корветы, эсминцы и ракетные катера, с водоизмещением до 5000 тонн.
- Поставка Х-35 в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) обеспечивает быструю и безопасную замену на базе.
- Новая система управления и обработки информации позволяет эффективно поражать как боевые корабли, так и транспортные суда противника.
- Большие возможности для модернизации, например, использование более энергоёмкого топлива, могут значительно увеличить дальность полёта[4].
Недостатки
К основным недостаткам можно отметить:
- Недостаточная дальность полёта, что подвергает носитель риску входа в зону ПВО.
- Относительно низкая скорость полёта увеличивает вероятность перехвата ракеты средствами ПВО атакуемого корабля.
- Система управления не позволяет атаковать береговые и наземные цели[4][9].
Примечания
- ↑ Годовой отчёт Корпорации «Тактическое ракетное вооружение». 2010 год. стр.92 (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 февраля 2012. Архивировано 21 сентября 2013 года.
- ↑ Воздушно-космические силы . Рособоронэкспорт. Дата обращения: 18 сентября 2024.
- ↑ 3,0 3,1 Х-35УЭ (тактическая противокорабельная ракета) . bigenc.ru. Дата обращения: 15 сентября 2024.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 Противокорабельная крылатая ракета Х-35 . missilery.info. Дата обращения: 15 сентября 2024.
- ↑ Противокорабельная ракета Exocet . Ракетная техника. Дата обращения: 18 сентября 2024.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Х-35 . newstest.ru. Дата обращения: 15 сентября 2024.
- ↑ Х-35 . aviaros.narod.ru. Дата обращения: 15 сентября 2024.
- ↑ Противокорабельная ракета Х-35 . rus.team. Дата обращения: 15 сентября 2024.
- ↑ Потенциал противокорабельной ракеты Х-35 . topwar.ru (22 февраля 2022). Дата обращения: 16 сентября 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |