Х-35

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Х-35
индекс ГРАУ: 3М24
Противокорабельная ракета Х-35Э. Крыло в сложенном состоянии. МАКС-2009Противокорабельная ракета Х-35Э.
Крыло в сложенном состоянии. МАКС-2009
Тип малогабаритная тактическая противокорабельная ракета
Статус эксплуатируется
Разработчик * Союз Советских Социалистических Республик ОКБ Звезда / КБМ(М)
* Россия Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»
Главный конструктор Хохлов, Георгий Иванович
Годы разработки с 1977 года
Начало испытаний 19832005
Принятие на вооружение 2003
Производитель Россия Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»
Стоимость единицы 15 млн руб. (2010)[1]
Годы эксплуатации 1999 — н. в.
Основные эксплуатанты Flag of the Russian Air Force.svg ВКС России
Naval Ensign of Russia.svg ВМФ России
Naval Ensign of India.svg ВМС Индии
Другие эксплуатанты Алжир Вьетнам Туркменистан
↓Все технические характеристики

Х-35УЭ — тактическая противокорабельная ракета в экспортном варианте. Она предназначена для поражения боевых (десантных) надводных кораблей и транспортных судов, действующих как в составе ударных групп (конвоев), так и одиночно. Способна поразить корабли водоизмещением до 5000 тонн. Ракета применяется для поражения радиоконтрастных и нерадиоконтрастных наземных целей с использованием спутниковой навигации ГЛОНАСС и GPS[2].

Устройство оснащено элементами искусственного интеллекта, что позволяет менять траекторию полёта для преодоления современных систем противовоздушной (ПВО) и противоракетной (ПРО) обороны. Х-35УЭ может использоваться в любых погодных условиях при волнении моря до 6 баллов. По кодификации НАТО ей присвоено наименование AS-20 Kayak[3].

Описание

Средством поражения подвижного противокорабельного комплекса «Бал» является унифицированная управляемая противокорабельная крылатая ракета (ПКР) Х-35 (3М24). Эта ракета выполнена по стандартной аэродинамической схеме с Х-образными крыльями и хвостовым оперением. Корпус ракеты состоит из нескольких цилиндров разного диаметра, с асимметричными средней и хвостовой частями: нижняя часть включает специальную гондолу с воздухозаборником для маршевого двигателя. В ракету Х-35 входит твёрдотопливный стартовый ускоритель с цилиндрическим корпусом и раскладывающимся Х-образным оперением[4].

Длина ракеты Х-35 составляет 3,85 м, а с установленным стартовым ускорителем — 4,4 м. Максимальный диаметр корпуса — 0,42 м, размах крыльев в разложенном виде — 1,33 м, стартовая масса — 600 кг. Как и большинство противокорабельных ракет, Х-35 имеет классическую компоновку: в головной части расположена аппаратура самонаведения, за ней — боевая часть. В средней части находится воздухозаборник, окружённый топливным баком, а в хвостовой части — турбореактивный двигатель[4]. Внутренние объёмы ракеты и нижняя гондола заполнены различным оборудованием.

При разработке Х-35 акцентировалось внимание на надёжном захвате и поражении цели в любых условиях помех, что повлияло на архитектуру системы наведения. ПКР оснащена комбинированной системой наведения: на маршевом участке используется инерциальная навигация и радиовысотомер, а при подходе к цели активная радиолокационная головка самонаведения (ГСН) включает поиск и наведение на цель[4].

Активная радиолокационная ГСН АРГС-35, созданная в НПП «Радар ММС», обеспечивает обнаружение, сопровождение и наведение ракеты на цель. Антенна располагается в головной части под радиопрозрачным обтекателем и имеет угол обзора 90° по горизонтали и от -10° до +20° по вертикали. Первая модификация ГСН АРГС-35 обеспечивает дальность обнаружения до 20 километров[4].

За ГСН в ракете установлена проникающая боевая часть массой 145 кг, обеспечивающая поражение боевых кораблей и судов водоизмещением до 5 тыс. т благодаря прочному корпусу, способному пробить борт и произвести подрыв внутри. Хвостовая часть ракеты содержит турбореактивный двухконтурный двигатель ТРДД-50АТ мощностью 450 кгс, использующий авиационный керосин и запускаемый пиропатроном. Этот двигатель обеспечивает максимальную скорость до 280 м/с и дальность полёта от 7 до 130 км.

В комплексе «Бал» ракета Х-35 комплектуется твёрдотопливным ускорителем, позволяющим покинуть транспортно-пусковой контейнер, после чего запускается маршевый двигатель. Система управления ракеты оптимизирует боевое применение: на маршевом участке она летит на высоте 10 — 15 м, а при наведении — на высоте 4 м, что снижает вероятность обнаружения. Подготовка к пуску автоматизирована, контроль состояния ракеты и ввод задания происходят в автоматическом режиме, что позволяет подготовить ракету к запуску за не более чем 1 минуту. Ракеты семейства Х-35 поставляются в герметичных ТПК[4].

Конструкция

Это крылатая ракета с обычной аэродинамической схемой. Крестообразные крылья складываются для уменьшения размеров транспортно-пускового контейнера. Для запуска с кораблей, береговых установок и вертолётов используется отделяемый твёрдотопливный ускоритель. После достижения необходимой скорости запускается турбореактивный двигатель. В авиационном варианте ускоритель не требуется. Полёт проходит на высотах 10—15 метров под управлением инерциальной системы. На финальном участке траектории цель захватывается активной радиолокационной ГСН АРГС-35, после чего высота уменьшается до 3—5 метров. Это, в сочетании с околозвуковой скоростью, усложняет перехват ракеты средствами ПВО[5].

Головка самонаведения

Активная радиолокационная система, способная функционировать в условиях радиоэлектронного противодействия. Наведение ракеты на цель осуществляется с помощью активной радиолокационной головки самонаведения АРГС-35 с щелевой антенной решёткой, разработанной компанией «Радар ММС». Характеристики радиолокационной ГСН АРГС-35:

  • Угол горизонтального обзора: от −45 до +45 градусов.
  • Угол вертикального обзора: от +10 до −20 градусов.
  • Дальность действия: до 20 км.
  • Вес: 40-47,5 кг.
  • Диаметр: 420 мм.
  • Длина: 700 мм.

Ограничения по применению ГСН:

  • Осадки: до 4 мм/с.
  • Волнение моря: до 6 баллов.
  • Температура эксплуатации: от −50 °C до +50 °C.

Также существует вариант с тепловизионной головкой самонаведения[6].

Радиовысотомер

Для полётов на сверхмалых высотах над морской поверхностью в ракетах Х-35 установлен радиолокационный высотомер РВЭ, состоящий из блока приёмопередатчика и двух антенн. Он способен с высокой точностью (до 1 метра) определять высоту полёта ракеты в диапазоне от 1 до 5000 метров, даже при активных манёврах (± 15° по крену и ± 20° по углу тангажа). Масса оборудования радиовысотомера составляет 4,5 кг, питание производится от бортовой электросети ракеты, потребляемая мощность составляет 20 Вт[6].

Двигатель

Запуск двигателя осуществляется с помощью пиропатрона. В качестве топлива используется авиакеросин, который находится в топливном баке, окружённом воздуховодным каналом[6].

Боевая часть

X-35 оснащён проникающей осколочно-фугасной боевой частью, предназначенной для уничтожения ракетных, торпедных и артиллерийских катеров, а также надводных судов водоизмещением до 5000 тонн и морских транспортов[6].

Модификации

3М24 «Уран» — это ракета, предназначенная для корабельного базирования.

ИЦ-35 — это мишень, которая имитирует цель и не оснащена боевой частью и ГСН.

Х-35 («изделие 78», Х-35В) — ракета для вертолётов, отличающаяся укороченным стартовым ускорителем.

Х-35У («изделие 78У») — авиационная (самолётная) ракета, не имеющая стартового ускорителя.

Х-35Э — экспортная версия, произведено примерно 150 единиц[7].

Тактико-технические характеристики

Характеристики ракеты:

  • Скорость полёта: 0,8-0,85 м.
  • Максимальная дальность действия: 130 км.
  • Минимальная дальность действия: 5 км.
  • Высота полёта (маршевый участок): 5 —10 м.
  • Высота полёта (конечный участок): 3 —5 м.

Размеры:

  • Длина для корабельного, берегового и вертолётного базирования: 4,4 м.
  • Длина для самолётного базирования: 3,85 м.

Стартовая масса, кг:

  • Корабельное,береговое базирование: 600 (670) кг.
  • Вертолётное базирование: 610 (650) кг.
  • Самолётное базирование: 520 (550) кг.

Двигатель: ТРДД.

Топливо: Авиакеросин.

Система наведения: Активная радиолокационная ГСН (БИНС + СН + АПРЛГСН).

Боевая часть: Осколочно-фугасная проникающего типа.

Масса боевой части, кг: 145

Дальность пуска, км:

  • Для Х-35: до 130.
  • Для Х-35У: до 260.

Максимальный диаметр корпуса ракеты: 420 мм.

Размах крыльев: 1,3 м.

Масса ракеты на старте: 630 кг[8].

Боевое применение

С августа 2023 года ракеты Х-35УЭ успешно используются Вооружёнными Силами Российской Федерации в рамках Специальной военной операции на территории Украины[3].

Технические особенности

В отличие от предыдущих моделей, Х-35 разрабатывалась как более лёгкая и компактная противокорабельная ракета (ПКР) с дозвуковой скоростью полёта. Уменьшение веса и скорости планировалось компенсировать за счёт улучшения других параметров и возможностей.

Все модификации Х-35 имеют цилиндрический корпус с радиопрозрачным головным обтекателем. На корпусе предусмотрены два набора Х-образных плоскостей. Для корабельных и береговых комплексов ракета также оснащается стартовым двигателем, который размещён в сбрасываемом корпусе. Диаметр ракеты составляет 420 мм, размах крыла – 1,33 м. Длина ракеты со стартовым двигателем равна 4,4 м, без него – 3,85 м. Стартовая масса может достигать 610 кг, в зависимости от конфигурации.

ПКР оснащена малогабаритным турбореактивным двигателем, который установлен в хвостовой части корпуса, а воздухозаборник расположен под днищем. Такой тип силовой установки обеспечивает скорость полёта примерно 0,8 М. В первой модификации Х-35 дальность полёта составляла до 130 км.

Ракета оборудована комбинированными системами управления. В базовой версии Х-35 использовался автопилот, интегрированный с инерциальной навигационной системой и активной радиолокационной головкой самонаведения АРГС-35. Инерциальная навигационная система обеспечивала полёт в район цели, а радиолокационная головка отвечала за обнаружение и наведение на цель. Дальность обнаружения составляла 20 км.

В ходе модернизации в проекте Х-35У к существующим системам была добавлена спутниковая навигация. Активно-пассивная головка «Грань-К» заменила изделие АРГС-35, что позволило увеличить дальность обнаружения цели до 50 км. Сектор обзора с возможностью сопровождения цель составляет 130°.

Все модификации Х-35 способны доставлять к цели осколочно-фугасную проникающую боевую часть массой 145 кг, которая может поражать или выводить из строя надводные объекты водоизмещением до 5 тыс. тонн.

Базовая и унифицированная версии ракеты Х-35 могут использоваться на различных платформах. Их носителями в составе комплекса «Уран» являются десятки боевых кораблей разных проектов как российских, так и зарубежных. На берегу ракеты Х-35 применяются с комплексами «Бал». Модель Х-35У совместима с несколькими типами современных истребителей и бомбардировщиков, а также разработана модификация ПКР для запуска с вертолётов[4].

Оценки ракеты

Достоинства

К основным преимуществам ракеты Х-35 можно отнести:

  • Низкая высота полёта обеспечивает незаметный подход ПКР к атакуемому кораблю, его обнаружение и защиту средствами ПВО.
  • Компактные размеры ракеты уменьшают её ЭПР.
  • Большое количество ракет (8—16) на носителе снижает их потребность в массовом количестве.
  • Возможность залповой стрельбы (с интервалом 3 секунды) повышает вероятность поражения корабля противника.
  • Комбинированная система управления (инерциальная + активная радиолокационная) снижает заметность ПКР на начальном этапе и улучшает её устойчивость в боевых условиях.
  • Ракета способна поражать корабли различных классов, таких как корветы, эсминцы и ракетные катера, с водоизмещением до 5000 тонн.
  • Поставка Х-35 в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) обеспечивает быструю и безопасную замену на базе.
  • Новая система управления и обработки информации позволяет эффективно поражать как боевые корабли, так и транспортные суда противника.
  • Большие возможности для модернизации, например, использование более энергоёмкого топлива, могут значительно увеличить дальность полёта[4].

Недостатки

К основным недостаткам можно отметить:

  • Недостаточная дальность полёта, что подвергает носитель риску входа в зону ПВО.
  • Относительно низкая скорость полёта увеличивает вероятность перехвата ракеты средствами ПВО атакуемого корабля.
  • Система управления не позволяет атаковать береговые и наземные цели[4][9].

Примечания

  1. Годовой отчёт Корпорации «Тактическое ракетное вооружение». 2010 год. стр.92 (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 февраля 2012. Архивировано 21 сентября 2013 года.
  2. Воздушно-космические силы. Рособоронэкспорт. Дата обращения: 18 сентября 2024.
  3. 3,0 3,1 Х-35УЭ (тактическая противокорабельная ракета). bigenc.ru. Дата обращения: 15 сентября 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 Противокорабельная крылатая ракета Х-35. missilery.info. Дата обращения: 15 сентября 2024.
  5. Противокорабельная ракета Exocet. Ракетная техника. Дата обращения: 18 сентября 2024.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Х-35. newstest.ru. Дата обращения: 15 сентября 2024.
  7. Х-35. aviaros.narod.ru. Дата обращения: 15 сентября 2024.
  8. Противокорабельная ракета Х-35. rus.team. Дата обращения: 15 сентября 2024.
  9. Потенциал противокорабельной ракеты Х-35. topwar.ru (22 февраля 2022). Дата обращения: 16 сентября 2024.