Су-24

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Су-24
Су-24М в полёте, 2009 годСу-24М в полёте, 2009 год
Тип фронтовой (тактический) бомбардировщик
Разработчик Флаг СССРФлаг России ОКБ Сухого
Производитель Флаг СССРФлаг России НАПО им. В. П. Чкалова
Главный конструктор Е. С. Фельснер
Первый полёт 17 января 1970 года (Т-6-2И)
Начало эксплуатации Су-24: 4 февраля 1975 года
Су-24М: 22 июня 1983 года
Су-24М2: 2007 год
Статус эксплуатируется, снят с производства
Эксплуатанты Россия ВКС России
Флаг ВМФ России ВМФ России
Ensign of the Ukrainian Air Force.svg ВВС Украины
Годы производства Су-24, Су24М: 19711993
Су-24М2: 20072009
Единиц произведено Су-24, Су24М: ~ 1 400[1]
Варианты Су-24МР

Су-24 (изделие Т-6, по кодификации НАТО: Fencer — «Фехтовальщик») — советский и российский тактический фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в любых метеоусловиях круглосуточно, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей[2].

Также является носителем тактических ядерных зарядов. Советский и российский фронтовой бомбардировщик, разработанный в 1960-х годах. Этот многоцелевой самолёт стал одним из самых значимых достижений отечественного авиастроения, сочетая в себе высокую манёвренность, мощное вооружение и современные авионики для своего времени. Первые полёты Су-24 состоялись в 1970 году, а служба в ВВС началась в 1974 году[3].

История разработки

В 1950-х годах — 1960-х годах военное руководство СССР предъявило новые требования к фронтовым бомбардировщикам. Необходимость в тактических воздушных ударах с высокой точностью, а также в возможности стрельбы управляемыми ракетами и бомбами привела к решению разработать новый самолёт, способный выполнять эти задачи[4].

Изначально, после принятия на вооружение истребителя Су-7Б, планировалось создать модификацию всепогодного самолёта, предназначенного для поражения малогабаритных целей. Однако разработка на базе Су-7 с учётом тактико-технических требований оказалась невозможной. В связи с этим ОКБ Сухого начало работу над самолётом под шифром С-6, который имел треугольное крыло, двигатели Р21Ф-300 и тандемное расположение экипажа[5].

В 1963 году был собран натурный образец, а в 1964 году проект был преобразован в шифр Т-58М — модификацию Су-15. Концепция самолёта изменилась: в соответствии с новыми ТТТ, стало необходимо создать маловысотный бомбардировщик с укороченным взлётом и посадкой, который мог бы совершать сверхзвуковые полёты на малых высотах, преодолевая при этом системы ПВО[6].

С 1965 года экипаж перестал размещаться в тандемном порядке, и пилоты стали сидеть рядом, что было вызвано большими размерами РЛС «Орион». В качестве двигателей были выбраны Р-27Ф-300, дополняя конструкцию четырьмя дополнительными РД-36-35 для обеспечения короткого взлёта и посадки[7].

24 августа 1965 года самолёт получил обозначение Т-6, а 2 июля 1967 года испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин выполнил на нём первый полёт. В октябре 1967 года были установлены более мощные АЛ-21Ф, что позволило отказаться от предыдущих четырёх РД-36-35[8].

Разработка варианта Т-6 с крылом изменяемой стреловидности началась в 1967 году под руководством Олег Сергеевич Самойловича, при активном участии Павла Осиповича Сухого. В то время в СССР впервые планировалось установить пилоны для подвески внешней нагрузки на подвижных частях крыла. Первый опытный самолёт Т-6-2И с новым крылом поднялся в воздух 17 января 1970 года под управлением испытателя Владимира Сергеевича Ильюшина. Так самолёт получил официальное обозначение Су-24[4].

Считается, что в конце 1960-х годах — начале 1970-х годов советский Су-24 разрабатывался с учётом американского F-111. По словам Олега Сергеевича Самойловича, на создание Су-24 оказали значительное влияние многочисленные подетальные фотографии F-111, сделанные им на авиасалоне в Ле-Бурже в 1967 году[9].

Государственные испытания Су-24 проводились с января 1970 года по июль 1974 года. Самолёт был принят на вооружение 4 февраля 1975 года. Во время испытательных полётов возникали так называемые «титановые» пожары двигателя из-за использования титановых сплавов в некоторых элементах компрессора, что приводило к быстрому прогару корпуса двигателя и его разрушению в воздухе. После выявления причины пожаров КБ «Сатурн» перепроектировало компрессор: масса и размеры двигателя увеличились, однако его надёжность и тяга значительно возросли[7].

В рамках испытаний Су-24 было проведено более 2000 полётов. Самолёт поступал как в части бомбардировочной, так и в морской авиации ВС СССР, продолжая службу в ВС РФ вплоть до 2016 года. Последний полёт Су-24 был совершён 31 августа на самолёте из состава 43-го отдельного морского штурмового авиаполка[10].

На базе Су-24 были созданы несколько модификаций, среди которых бомбардировщики Су-24М, разведчик Су-24МР и самолёт радиоподавления Су-24МП. Госуниверситетные испытания Су-24М проходили с декабря 1976 года по май 1981 года, и 22 июня 1983 года модифицированный бомбардировщик Су-24М был принят на вооружение[11].

Производственные работы этих модификаций осуществлялись на двух авиазаводах — НАПО и КнААПО, а серийное производство было завершено в 1993 году. Всего было выпущено около 1200 этих машин.

В 2001 году состоялся первый полёт модернизированного Су-24М2, а предварительные испытания начались в 2004 году и завершились в 2006 году. Сначала в Липецкий центр боевого применения были переданы два первых Су-24М2, а к декабрю 2009 года завершилась поставка всех заказанных самолётов первой партии для ВВС России[11].

Проектирование

Разработка Су-24 началась в ОКБ Сухого под руководством главного конструктора Петра Сухого. Уникальный облётный профиль с изменяемой геометрией крыла обеспечивал самолёту отличные лётные характеристики. Внедрение комплексных навигационных систем и бортового компьютера. Способность нести различные типы боеприпасов, включая управляемые ракеты, авиабомбы и торпеды. После успешных испытаний и доработок в 1971 году Су-24 был представлен на авиационном салоне в Жуковском. В 1974 году самолёт был принят на вооружение ВВС СССР[12].

Конструкция и характеристики

Общие сведения

Су-24 — двухместный, высокоплан, снабжённый изменяемым крылом. Самолёт может выполнять полёты в условиях любого времени суток и сложной метеообстановки.

Двигатели: Двухконтурные турбовентиляторные двигатели Д-30Ф6. Это обеспечивает высокий уровень тяги и экономичность.

Крылья: Изменяемая геометрия крыла позволяет менять угол атаки в зависимости от условий полёта.

Корпус: Композитные материалы и лёгкие сплавы использовались для облегчения конструкции[7].

Технические характеристики

  • Длина: 23,3 метров.
  • Размах крыла: 14,4 м (при максимальном выставлении).
  • Скорость: до 2 Махов.
  • Крейсерская скорость: 1,2 Маха.
  • Дальность действия: около 2000 километров.
  • Максимальная взлётная масса: 48 000 килограмм[7].

Вооружение

Су-24 способен нести широкий спектр вооружения, включая:

  • Управляемые авиабомбы (УАБ): Классы КАБ-500, КАБ-1500.
  • Ракеты: Х-22, Х-31.
  • Пушки: 23-мм авиапушка ГШ-23.

На Су-24 также возможно использование современных видов вооружения, таких как управляемые противорадиолокационные ракеты[7].

Эксплуатация

Су-24 служил в различных авиаполках и участвует в многочисленных конфликтах, начиная с 1970-х годов. Он использовался в операциях в Афганистане, Чечне и других горячих точках. Кроме России, Су-24 активно использовали страны, входившие в состав Варшавского договора, такие как Украина и Сирия[13].

Модификации

Существует несколько модификаций Су-24, наиболее значимые из которых:

  • Су-24М: Улучшенная версия с новыми системами управления и навигации.
  • Су-24МР: Разведывательный вариант, оборудованный средствами радиолокационного противодействия.
  • Су-24 стал символом советской авиации, демонстрируя передовые технологии своего времени. Он обладает высокой боевой эффективностью и был задействован в различных конфликтах, значительно повысив тактические возможности ВВС.

До сих пор Су-24 активно используется в российской армии, где он продолжает решать задачи по уничтожению наземных целей, ведению разведки и поддержке своих войск. Способность использовать современные виды вооружения и адаптироваться под новые требования новых конфликтов сделала Су-24 незаменимым самолётом для Вооружённых Сил России[14].

Су-24 — это не просто самолёт, а символ целой эпохи в истории советской и российской авиации. Его успехи и достижения по-прежнему остаются актуальными и сегодня, продолжая служить с гордостью в рядах российских ВВС. Надёжность, высокая манёвренность и адаптивность к современным военным условиям делают его важной частью современного арсенала вооружённых сил[14].

Литература

«Су-24. История и особенности» / Авиапром, 2020.

«Советская авиация в ужасающих конфликтах: 1970—2020» / Российское Войсковое Издание, 2021.

«Бомбардировщик Су-24: особенности конструкции и службы» / Военная публикация, 2022.

В данной статье представлен общий обзор самолёта Су-24, его истории, конструкции и значимости как в России, так и за её пределами. Самолёт до сих пор актуален и продолжает свою службу, что подтверждает его высокую эффективность и уникальные качества.

Галерея

Примечания

  1. Су-24МК — Историческая справка Архивная копия от 28 декабря 2015 на Wayback Machine // ОАО «Компания „Сухой“»
  2. 01673 авиация ОКБ Сухого-24М Fencer-D (1:72). Моделист. Дата обращения: 13 сентября 2024.
  3. Тактическое ядерное оружие России. Военное обозрение (27 сентября 2022). Дата обращения: 13 сентября 2024.
  4. 4,0 4,1 Юферев С. История создания фронтового бомбардировщика Су-24. Военное обозрение (26 марта 2019). Дата обращения: 13 сентября 2024.
  5. Решетников Э. Конкуренты легендарного МиГ-21. Часть вторая. Су-7: первый двухмаховый. Военное обозрение (5 ноября 2014). Дата обращения: 13 сентября 2024.
  6. Юферев, Сергей. История создания фронтового бомбардировщика Су-24. Военное обозрение (26 мая 2019). Дата обращения: 13 сентября 2024.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Бомбардировщики. modernweapon.ru. Дата обращения: 13 сентября 2024.
  8. Фронтовой бомбардировщик СУ-24М. prezi.com. Дата обращения: 13 сентября 2024.
  9. Скоморохов Р. Этот морально и физически устаревший Су-24…. Военное обозрение (13 октября 2017). Дата обращения: 13 сентября 2024.
  10. 37 лет назад начались войсковые испытания фронтового бомбардировщика Су-24. Военное обозрение (3 мая 2012). Дата обращения: 2024-09-2024.
  11. 11,0 11,1 Фронтовой бомбардировщик Су-24/Су-24М. РИА новости (27 августа 2021). Дата обращения: 13 сентября 2024.
  12. Три грозных достоинства Су-24. Военное обозрение (22 января 2014). Дата обращения: 13 сентября 2024.
  13. Служба и боевое применение фронтового бомбардировщика Су-24. Часть 2-я. Военные обозрения (27 октября 2015). Дата обращения: 13 сентября 2024.
  14. 14,0 14,1 Фронтовой бомбардировщик Су-24/Су-24М: летно-технические характеристики. РИА новости (10 октября 2017). Дата обращения: 13 сентября 2024.