Су-24
Су-24 | |
---|---|
Тип | фронтовой (тактический) бомбардировщик |
Разработчик | → ОКБ Сухого |
Производитель | → НАПО им. В. П. Чкалова |
Главный конструктор | Е. С. Фельснер |
Первый полёт | 17 января 1970 года (Т-6-2И) |
Начало эксплуатации |
Су-24: 4 февраля 1975 года Су-24М: 22 июня 1983 года Су-24М2: 2007 год |
Статус | эксплуатируется, снят с производства |
Эксплуатанты |
ВКС России ВМФ России ВВС Украины |
Годы производства |
Су-24, Су24М: 1971 — 1993 Су-24М2: 2007 — 2009 |
Единиц произведено | Су-24, Су24М: ~ 1 400[1] |
Варианты | Су-24МР |
Су-24 (изделие Т-6, по кодификации НАТО: Fencer — «Фехтовальщик») — советский и российский тактический фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в любых метеоусловиях круглосуточно, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей[2].
Также является носителем тактических ядерных зарядов. Советский и российский фронтовой бомбардировщик, разработанный в 1960-х годах. Этот многоцелевой самолёт стал одним из самых значимых достижений отечественного авиастроения, сочетая в себе высокую манёвренность, мощное вооружение и современные авионики для своего времени. Первые полёты Су-24 состоялись в 1970 году, а служба в ВВС началась в 1974 году[3].
История разработки
В 1950-х годах — 1960-х годах военное руководство СССР предъявило новые требования к фронтовым бомбардировщикам. Необходимость в тактических воздушных ударах с высокой точностью, а также в возможности стрельбы управляемыми ракетами и бомбами привела к решению разработать новый самолёт, способный выполнять эти задачи[4].
Изначально, после принятия на вооружение истребителя Су-7Б, планировалось создать модификацию всепогодного самолёта, предназначенного для поражения малогабаритных целей. Однако разработка на базе Су-7 с учётом тактико-технических требований оказалась невозможной. В связи с этим ОКБ Сухого начало работу над самолётом под шифром С-6, который имел треугольное крыло, двигатели Р21Ф-300 и тандемное расположение экипажа[5].
В 1963 году был собран натурный образец, а в 1964 году проект был преобразован в шифр Т-58М — модификацию Су-15. Концепция самолёта изменилась: в соответствии с новыми ТТТ, стало необходимо создать маловысотный бомбардировщик с укороченным взлётом и посадкой, который мог бы совершать сверхзвуковые полёты на малых высотах, преодолевая при этом системы ПВО[6].
С 1965 года экипаж перестал размещаться в тандемном порядке, и пилоты стали сидеть рядом, что было вызвано большими размерами РЛС «Орион». В качестве двигателей были выбраны Р-27Ф-300, дополняя конструкцию четырьмя дополнительными РД-36-35 для обеспечения короткого взлёта и посадки[7].
24 августа 1965 года самолёт получил обозначение Т-6, а 2 июля 1967 года испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин выполнил на нём первый полёт. В октябре 1967 года были установлены более мощные АЛ-21Ф, что позволило отказаться от предыдущих четырёх РД-36-35[8].
Разработка варианта Т-6 с крылом изменяемой стреловидности началась в 1967 году под руководством Олег Сергеевич Самойловича, при активном участии Павла Осиповича Сухого. В то время в СССР впервые планировалось установить пилоны для подвески внешней нагрузки на подвижных частях крыла. Первый опытный самолёт Т-6-2И с новым крылом поднялся в воздух 17 января 1970 года под управлением испытателя Владимира Сергеевича Ильюшина. Так самолёт получил официальное обозначение Су-24[4].
Считается, что в конце 1960-х годах — начале 1970-х годов советский Су-24 разрабатывался с учётом американского F-111. По словам Олега Сергеевича Самойловича, на создание Су-24 оказали значительное влияние многочисленные подетальные фотографии F-111, сделанные им на авиасалоне в Ле-Бурже в 1967 году[9].
Государственные испытания Су-24 проводились с января 1970 года по июль 1974 года. Самолёт был принят на вооружение 4 февраля 1975 года. Во время испытательных полётов возникали так называемые «титановые» пожары двигателя из-за использования титановых сплавов в некоторых элементах компрессора, что приводило к быстрому прогару корпуса двигателя и его разрушению в воздухе. После выявления причины пожаров КБ «Сатурн» перепроектировало компрессор: масса и размеры двигателя увеличились, однако его надёжность и тяга значительно возросли[7].
В рамках испытаний Су-24 было проведено более 2000 полётов. Самолёт поступал как в части бомбардировочной, так и в морской авиации ВС СССР, продолжая службу в ВС РФ вплоть до 2016 года. Последний полёт Су-24 был совершён 31 августа на самолёте из состава 43-го отдельного морского штурмового авиаполка[10].
На базе Су-24 были созданы несколько модификаций, среди которых бомбардировщики Су-24М, разведчик Су-24МР и самолёт радиоподавления Су-24МП. Госуниверситетные испытания Су-24М проходили с декабря 1976 года по май 1981 года, и 22 июня 1983 года модифицированный бомбардировщик Су-24М был принят на вооружение[11].
Производственные работы этих модификаций осуществлялись на двух авиазаводах — НАПО и КнААПО, а серийное производство было завершено в 1993 году. Всего было выпущено около 1200 этих машин.
В 2001 году состоялся первый полёт модернизированного Су-24М2, а предварительные испытания начались в 2004 году и завершились в 2006 году. Сначала в Липецкий центр боевого применения были переданы два первых Су-24М2, а к декабрю 2009 года завершилась поставка всех заказанных самолётов первой партии для ВВС России[11].
Проектирование
Разработка Су-24 началась в ОКБ Сухого под руководством главного конструктора Петра Сухого. Уникальный облётный профиль с изменяемой геометрией крыла обеспечивал самолёту отличные лётные характеристики. Внедрение комплексных навигационных систем и бортового компьютера. Способность нести различные типы боеприпасов, включая управляемые ракеты, авиабомбы и торпеды. После успешных испытаний и доработок в 1971 году Су-24 был представлен на авиационном салоне в Жуковском. В 1974 году самолёт был принят на вооружение ВВС СССР[12].
Конструкция и характеристики
Общие сведения
Су-24 — двухместный, высокоплан, снабжённый изменяемым крылом. Самолёт может выполнять полёты в условиях любого времени суток и сложной метеообстановки.
Двигатели: Двухконтурные турбовентиляторные двигатели Д-30Ф6. Это обеспечивает высокий уровень тяги и экономичность.
Крылья: Изменяемая геометрия крыла позволяет менять угол атаки в зависимости от условий полёта.
Корпус: Композитные материалы и лёгкие сплавы использовались для облегчения конструкции[7].
Технические характеристики
- Длина: 23,3 метров.
- Размах крыла: 14,4 м (при максимальном выставлении).
- Скорость: до 2 Махов.
- Крейсерская скорость: 1,2 Маха.
- Дальность действия: около 2000 километров.
- Максимальная взлётная масса: 48 000 килограмм[7].
Вооружение
Су-24 способен нести широкий спектр вооружения, включая:
- Управляемые авиабомбы (УАБ): Классы КАБ-500, КАБ-1500.
- Ракеты: Х-22, Х-31.
- Пушки: 23-мм авиапушка ГШ-23.
На Су-24 также возможно использование современных видов вооружения, таких как управляемые противорадиолокационные ракеты[7].
Эксплуатация
Су-24 служил в различных авиаполках и участвует в многочисленных конфликтах, начиная с 1970-х годов. Он использовался в операциях в Афганистане, Чечне и других горячих точках. Кроме России, Су-24 активно использовали страны, входившие в состав Варшавского договора, такие как Украина и Сирия[13].
Модификации
Существует несколько модификаций Су-24, наиболее значимые из которых:
- Су-24М: Улучшенная версия с новыми системами управления и навигации.
- Су-24МР: Разведывательный вариант, оборудованный средствами радиолокационного противодействия.
- Су-24 стал символом советской авиации, демонстрируя передовые технологии своего времени. Он обладает высокой боевой эффективностью и был задействован в различных конфликтах, значительно повысив тактические возможности ВВС.
До сих пор Су-24 активно используется в российской армии, где он продолжает решать задачи по уничтожению наземных целей, ведению разведки и поддержке своих войск. Способность использовать современные виды вооружения и адаптироваться под новые требования новых конфликтов сделала Су-24 незаменимым самолётом для Вооружённых Сил России[14].
Су-24 — это не просто самолёт, а символ целой эпохи в истории советской и российской авиации. Его успехи и достижения по-прежнему остаются актуальными и сегодня, продолжая служить с гордостью в рядах российских ВВС. Надёжность, высокая манёвренность и адаптивность к современным военным условиям делают его важной частью современного арсенала вооружённых сил[14].
Литература
«Су-24. История и особенности» / Авиапром, 2020.
«Советская авиация в ужасающих конфликтах: 1970—2020» / Российское Войсковое Издание, 2021.
«Бомбардировщик Су-24: особенности конструкции и службы» / Военная публикация, 2022.
В данной статье представлен общий обзор самолёта Су-24, его истории, конструкции и значимости как в России, так и за её пределами. Самолёт до сих пор актуален и продолжает свою службу, что подтверждает его высокую эффективность и уникальные качества.
Галерея
Примечания
- ↑ Су-24МК — Историческая справка Архивная копия от 28 декабря 2015 на Wayback Machine // ОАО «Компания „Сухой“»
- ↑ 01673 авиация ОКБ Сухого-24М Fencer-D (1:72) . Моделист. Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ Тактическое ядерное оружие России . Военное обозрение (27 сентября 2022). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ 4,0 4,1 Юферев С. История создания фронтового бомбардировщика Су-24 . Военное обозрение (26 марта 2019). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ Решетников Э. Конкуренты легендарного МиГ-21. Часть вторая. Су-7: первый двухмаховый . Военное обозрение (5 ноября 2014). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ Юферев, Сергей. История создания фронтового бомбардировщика Су-24 . Военное обозрение (26 мая 2019). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Бомбардировщики . modernweapon.ru. Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ Фронтовой бомбардировщик СУ-24М . prezi.com. Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ Скоморохов Р. Этот морально и физически устаревший Су-24… . Военное обозрение (13 октября 2017). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ 37 лет назад начались войсковые испытания фронтового бомбардировщика Су-24 . Военное обозрение (3 мая 2012). Дата обращения: 2024-09-2024.
- ↑ 11,0 11,1 Фронтовой бомбардировщик Су-24/Су-24М . РИА новости (27 августа 2021). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ Три грозных достоинства Су-24 . Военное обозрение (22 января 2014). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ Служба и боевое применение фронтового бомбардировщика Су-24. Часть 2-я . Военные обозрения (27 октября 2015). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ 14,0 14,1 Фронтовой бомбардировщик Су-24/Су-24М: летно-технические характеристики . РИА новости (10 октября 2017). Дата обращения: 13 сентября 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Воздушные суда по алфавиту
- Воздушные суда, осуществившие первый полёт в 1970 году
- Знание.Вики:Готовые статьи о технологиях
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Летательные аппараты
- Летательные аппараты по алфавиту
- Летательные аппараты по странам
- Бомбардировщики России