Х-22
Х-22 | |
---|---|
по классификации МО США и НАТО — AS-4 Kitchen | |
Тип | стратегическая крылатая ракета |
Статус | эксплуатируется |
Разработчик | / МКБ «Радуга» |
Главный конструктор | А. Я. Березняк |
Годы разработки | c 1958 |
Принятие на вооружение |
фактически: декабрь 1968 официально: 9 февраля 1971 |
Производитель | МКБ Радуга |
Модификации |
Х-22ПГ Х-22ПСИ Х-22МА, Х-22МП Х-22П, Х-22М, Х-22НА Х-22Б |
Х-22 (или Ракета X-22, также известная как Д-2 и классифицируемая НАТО как AS-4 Kitchen («Кухня»)) — советская и российская сверхзвуковая крылатая противокорабельная ракета, предназначенная для воздушного базирования и отличающуюся большой дальностью[1].
История
Разработка авиационно-ракетной системы К-22, основанной на сверхзвуковом бомбардировщике Ту-22, стартовала в 1958 году по Постановлению Совета министров СССР №426-201, подписанному 17 июня. Эта задача была делегирована дубнинскому филиалу ОКБ-155, который впоследствии стал МКБ «Радуга» под руководством главного конструктора Александра Яковлевича Березняка.[1]
Ракета Х-22 имела два основных варианта. Первый предназначался для поражения радиолокационно-контрастных точечных объектов, таких как отдельные боевые корабли, а второй — для атаки площадных целей, включая авианосные ударные группы и конвои. Система наведения К-22У разрабатывалась в КБ-1 ГКРЭ с тремя дипломированными вариантами: с автономным инерциальным счислителем пути ПСИ и двумя типами радиолокационных головок самонаведения — активной и пассивной[2].
Первые образцы ракеты были изготовлены в 1962 году на заводе № 256 ГКАТ. Испытания стартовали с участием модифицированного Ту-16К-22. Несмотря на множество испытаний и связанных с ними проблем, к 1967 году завершились государственные испытания комплекса К-22 на базе Ту-22K с активной радиолокационной системой наведения, что позволило системе быть приняты на вооружение Дальней Авиации. Самолёт Ту-22K был оснащён необходимым оборудованием для подготовки к запуску ракет и специальными балочными держателями[3].
Серийное производство управляемых ракет Х-22 началось на заводе № 256, а позже его мощности были дополнены другими предприятиями, включая Ульяновский машиностроительный завод. Однако разработка модификации Х-22ПСИ с инерциальной системой наведения затянулась, и она была принята на вооружение только в 1971 году. В этом же году группа специалистов из МКБ «Радуга», возглавляемая Александром Яковлевичем Березняком, была отмечена Государственной премией за свою работу над Х-22[4].
С поступлением ракеты Х-22 на вооружение были значительно расширены боевые возможности Дальней Авиации — целью для Ту-22К стали прежде всего авианосные ударные группы вероятного противника. Тем не менее, у этого нового оружия существовали и недостатки, наиболее заметными из которых были вопросы надёжности и безопасности в эксплуатации. Использование агрессивного окислителя и токсичного горючего приводило к серьёзным авариям, а также к частым поломкам ракет после нескольких запусков. Круговое вероятное отклонение у версии ПСИ составляло несколько сотен метров, что не всегда позволяло эффективно поражать точечные цели.
Контрольно-серийные испытания ракеты Х-22 проводились в тесном сотрудничестве с заводом-изготовителем и ГЛИЦ. Большинство тестов проходило успешно благодаря разработке телеметрических систем, позволяющих получать полную информацию о работе всех систем в полёте. Однако во время стрельб в частях часто возникали отказы в системах управления. Телеметрические данные показали, что основными причинами аварий были загрязнение овощных отсеков системы управления и нарушения температурных режимов. Частично проблему удалось решить благодаря введению дренажных систем.
Помимо самолётов Ту-22К, планировалось использовать комплекс К-22 для вооружения самолётов семейства «106» ОКБ-156 и 3МД ОКБ-23, но эти планы так и остались нереализованными[1].
Особенности конструкции
Ракета Х-22 «Буря» обладает рядом уникальных и комплексных конструктивных особенностей, которые делают её одной из самых эффективных противокорабельных систем своего времени. Вот ключевые аспекты её конструкции:
Аэродинамическая форма
- Тело ракеты: Х-22 имеет обтекаемую форму, что снижает сопротивление воздуха и позволяет достигать сверхзвуковых скоростей. Это обеспечивает высокую маневренность и скорость на этапе полета.
- Крылья и оперение: Переднее оперение представляет собой треугольные крылья со стреловидностью, что способствует стабильности и управляемости на высоких скоростях. Заднее оперение включает крестообразные элементы с подкилевыми гребнями, что улучшает аэродинамику[4].
Силовая установка
- -Четырехрежимный ЖРД: Ракета оснащена двухрежимным жидкостным ракетным двигателем Р201-300, который позволяет разгонять её до сверхзвуковых скоростей. Используемое горючее и окислитель обеспечивают высокую мощность и эффективность.
- Горючие элементы: В качестве горючего используется «Самин» ТГ-02, а окислителем служит раствор тетраоксида азота в концентрированной азотной кислоте (меланж, АК-27И), что обеспечивает высокую энергоёмкость[5].
Боевая часть
- Разнообразие боевых частей: Х-22 может быть адаптирована под разные типы боевых частей: фугасно-кумулятивные и ядерные. Боевая часть весит около 960 килограмм (из них 630 килограмм — взрывчатое вещество) и может использоваться как с контактным взрывателем, так и с тротиловым эквивалентом.
- Конструкция для поражения целей: Фугасно-кумулятивная боевая часть разработана так, чтобы создавать значительные разрушения при попадании, обеспечивая ударную волну и разрушительные эффекты при контакте[6].
Система наведения
- Комбинированная система управления: Ракета использует инерциальную систему наведения вместе с активной и пассивной радиолокационными головками самонаведения. Это делает её высокоточными и адаптируемыми к разным условиям, включая работу по радиолокационным мишеням.
- Автопилот и программное управление: Обеспечивают возможность полета по заданной траектории с коррекцией на основе полученных данных[7].
Инновационные технологии
- Телеметрические системы: Х-22 оборудована системами, которыми можно управлять удалённо, что позволяет получить в реальном времени информацию о состоянии систем во время полета.
- Процесс дренировки: В конструкции предусмотрены меры для предотвращения загрязнения и поддержания необходимого температурного режима в отсеке управления, что повышает надёжность ракеты[7].
Технические характеристики
Общие данные:
- Длина: 11,6 метра
- Диаметр: 0,94 метра
- Размах крыла: около 8 метров
- Стартовый вес: до 5780 кг[8].
Силовая установка:
- Тип двигателя: Двухрежимный жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) Р201-300
- Горючее: «Самин» ТГ-02
- Окислитель: 27 % раствор тетраоксида азота в концентрированной азотной кислоте (меланж, АК-27И)[8].
Боевая часть:
- Тип: Фугасно-кумулятивная проникающая или моноблочная ядерная
- Масса боевой части:
- Фугасно-кумулятивная: 960 кг (из них 630 кг — взрывчатое вещество)
- Ядерная: тротиловый эквивалент от 350 до 1 мегатонны
- Взрыватель: Контактный взрыватель или взрыватель с заданной дальностью подрыва (воздушный)[8].
Система наведения:
- Типы наведения: Комбинированная система самонаведения
- Активная радиолокационная головка (РГСН)
- Пассивная радиолокационная ГСН
- Автопилот с инерциальной системой наведения[8].
Полетные характеристики:
- Максимальная скорость: Сверхзвуковая (порядка 3 Махов)
- Рабочая высота полета:
- Верхняя: 22,5 км
- Нижняя: 11,5 км
- Дальность полета: около 600 км[8]
Точность:
- Круговое вероятное отклонение (КВО): несколько сот метров при использовании инерциальной системы наведения[8].
Тактико-технические характеристики
Характеристика | Значение |
---|---|
Длина, м | 11,6 |
Диаметр, м | 0,94 |
Размах крыла, м | 2,99—3,0 (3,35) |
Стартовая масса, кг | 5635—5780 |
Скорость полета, M | 3,5—4,6 |
Дальность стрельбы, км | 140—300 (460—600) |
Высота полета, км | 11,5—12,5 и 22,5—25 |
Высота применения, км | 10 (11—12) |
Система наведения | АРЛГСН или ПРЛГСН или инерциальная ПСИ |
Модификации
Ракета Х-22 находилась в производстве длительное время и имеет множество модификаций, каждая из которых была разработана для решения специфических задач и повышения боевых качеств[9].
Модификация | Значение |
---|---|
Х-22ПГ | Базовый вариант, оснащённый активной радиолокационной головкой самонаведения (типа ПГ), предназначенный для поражения точечных целей (например, отдельных кораблей). Боевые части: фугасно-кумулятивная БЧ «М» массой 960 кг или термоядерная БЧ «Н» мощностью 350—1000 кт. Принята на вооружение: 1968 год. Носители: Ту-22К, Ту-22КД, Ту-22КП, Ту-22КДП. |
Х-22ПСИ | Приём на вооружение: 1971 год. Особенности: использует инерциальную систему наведения для повышения точности. |
Х-22МА | Приём на вооружение: 1974 год. Скорость полета: увеличена до 4000 км/ч. |
Х-22МП | Приём на вооружение: 1974 год. Система наведения: пассивная, скорость полета увеличена до 4000 км/ч. |
Х-22П | Приём на вооружение: 1976 год. Пассивная система самонаведения (наводится по излучению радиотехнических средств противника). Боевые части: устанавливалась БЧ с обычным зарядом несколько уменьшенной мощности. |
Х-22М | Приём на вооружение: 1976 год. Скорость: увеличена до 4000 км/ч. |
Х-22НА | Приём на вооружение: 1976 год. Система управления: инерциальная с коррекцией по рельефу местности. |
Х-22Б | Описание: экспериментальная аэробаллистическая ракета. Скорость: до 6 М, максимальная высота полёта до 70 км. Статус: испытания проводились в 1970-х годах, на вооружение не принята из-за нерешённых технических проблем. |
Х-32 | Описание: глубокая модернизация ракеты Х-22 с новыми системами наведения. Работы: начались в середине 80-х годов, тесты завершились в 1998 году. Принята на вооружение: 2016 год. |
Радуга-Д2 | Описание: гиперзвуковая летающая лаборатория гражданского назначения. Нагрузочный потенциал: может нести до 700-800 кг целевой нагрузки. Максимальная высота полёта: 25-35 км, скорость до 6,5 М. |
Применение и носители
Техническая подготовка ракеты Х-22 к применению
Подготовка ракеты Х-22 «Буря» к запуску представляет собой трудоёмкий и высоко рискованный процесс из-за использования токсичных компонентов ракетного топлива. Вот основные аспекты, связанные с его подготовкой и безопасностью:
Опасности работы с высокотоксичными компонентами
- Топливо: Используемые в Х-22 компоненты ракетного топлива, такие как меланж (тетраоксид азота) и другие токсичные вещества, требуют строгого соблюдения мер безопасности.
- Экипировка: Техники-ракетчики обязаны носить защитные специальные костюмы, которые обеспечивают защиту от агрессивных химических веществ, а также изолирующие противогазы[10].
Меры предосторожности
- Заправка: При проведении заправки ракет принимаются серьёзные меры предосторожности. Это включает наличие аварийной команды в режиме готовности.
- Разделение работ: Работа с окислителями и горючими компонентами строго разделена — техники, работающие с одним компонентом, никогда не взаимодействуют с другим[10].
Учебные пуски и имитаторы
- Сохранение ресурсов: В строевых частях стараются избегать заправки ракет для учений, если не ожидается реальных пусков. Это исключает ненужное использование ресурсов и риск утечек токсичных веществ.
- Имитатор ракеты Х-22 (И-098): Разработан и серийно выпускался имитатор ракеты, который включает оборудование Х-22 и позволяет проводить тренировки для лётных экипажей (так называемые тактические пуски).
- Способности: Имитатор может быть подвешен и транспортирован как на боевых Ту-22М, так и на учебных Ту-134УБК.
- Практика использования: Из-за нехватки имитаторов в некоторых частях использовались реальные боевые ракеты со снятым нижним килем, с пометкой «учебная» на борту. Эти ракеты не использовались для реальных пусков, чтобы предотвратить случайные срабатывания механизма раскрытия киля.
Ракета Х-22 «Буря» была основным компонентом усилий Советского Союза по созданию мощного противокорабельного и стратегического оружия, и она была интегрирована в различные типы бомбардировщиков[10].
Носители ракеты Х-22
Носитель | Описание | Применение |
---|---|---|
Ту-16К-22 | Бомбардировщик, который стал одним из первых носителей ракеты Х-22. | В 444-м бомбардировочном авиационном полку из гарнизона Воздвиженка вооружался серийными Ту-16К-22 с 1968 по 1991 год, запуская по две ракеты на внешней подвеске. |
Ту-22К | Специальная модификация Ту-22, адаптированная для запуска ракет Х-22. | С 1965 по 1968 годы находилась на вооружении трёх полков 15-й гв. Гомельской тяжелобомбардировочной авиадивизии. Первый практический пуск ракеты был выполнен в 1968 году. |
Ту-22М2/3 | Модернизированные версии Ту-22, с улучшенными характеристиками и боевыми возможностями. | Постепенно поступили в войска, начиная с 1974 года, и использовались в дальнейшем для запуска Х-22. |
Ту-95К-22 | Модификация стратегического бомбардировщика Ту-95. | Переоборудованы из Ту-95КМ, были приняты на вооружение в 1987 году и использовались в двух полках Дальней авиации, целью которых были АУГ в Средиземном море и Индийском океане. |
Оперативное использование
- Стратегическая задача: Основной задачей использования ракеты Х-22 было поражение авианосных ударных групп (АУГ) в акваториях Тихого океана и других морей.
- Тактика применения: Пуски планировалось делать группами самолётов — от одного до нескольких полков, что позволяло эффективно диверсифицировать атаки и иметь возможность уклониться от противоракетной обороны противника.
- Группировка: Удары могли проводиться от фронтальных атак до множественных групповых запуска с различных направлений с помощью поддержки самолетов-постановщиков помех[11].
Исторические факты
- Снятие с вооружения: Самолёты типа Ту-22 были сняты с вооружения в 1992 году, однако Ту-22М3, как более современные носители, продолжают использоваться.
- Научные исследования: Некоторые из бомбардировщиков продолжали активно использоваться для испытаний и исследований, что подчёркивало их многофункциональность[12].
Применение крылатых ракет Х-22 и Х-32 в специальной операции
Крылатые ракеты Х-22 «Буря» и их модернизированная версия Х-32 играют заметную роль в действиях дальней авиации воздушно-космических сил России в текущей специальной операции[13][14].
Основные аспекты применения:
Дальняя авиация и ударные задачи
- Дальние бомбардировщики, такие как Ту-22М3, начали активно использоваться для атак по наземным целям в начале спецоперации, что позволяло на значительных расстояниях поражать критически важные объекты противника.
Работа крылатых ракет
- Х-22 «Буря»: Эта ракета продолжает оставаться эффективной благодаря своим характеристикам, включая 960-кг проникающую боевую часть, которая демонстрирует высокую разрушительную силу по целям различного типа.
- Х-32: Она имеет улучшенные характеристики, которые также задействуются в текущих задачах, что позволяет достигать стратегических целей с минимальными потерями.
3. Целевые операции
- Ракеты использовались для ударов по базам живой силы, технике, военной инфраструктуре и объектам двойного назначения. Их способность преодолевать противовоздушную оборону противника и наносить значительный урон была замечена в ряде операций[13].
Реакция на применение ракет
- Первоначальная реакция: Украинская пропаганда негативно относилась к старым ракетам, называя их «металлоломом» и утверждая, что их легко сбивать. Однако практические данные показали, что ракеты успешно прорываются к своим целям.
- Смена мнения: С остростью ситуаций и фактическими повреждениями объектов реакция на использование Х-22 изменилась. Признание сложности в перехвате этих ракет стало заметным[13].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Крылатая ракета Х-22 (комплекс К-22) . Ракетная техника. Дата обращения: 14 сентября 2024.
- ↑ «Буря» в небе: что собой представляют сверхзвуковые ракеты Х-22 и Х-32 . Корнев, Дмитрий (12 марта 2023). Дата обращения: 16 сентября 2024.
- ↑ Комплекс K-22, ракета Х-22 - AS-4 KITCHEN . Russia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.). Дата обращения: 14 сентября 2024.
- ↑ 4,0 4,1 Крылатая ракета Х-22 . Военное обозрение. Дата обращения: 14 сентября 2024.
- ↑ «Буря»: сверхзвуковая крылатая ракета Х-22 . novate.ru. Дата обращения: 14 сентября 2024.
- ↑ X-22 «Буря» - авиационные ракеты класса воздух-поверхность . военная авиация России. Дата обращения: 14 сентября 2024.
- ↑ 7,0 7,1 Методы навигации крылатых ракет . topwar.ru. Дата обращения: 14 сентября 2024.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 Х-22 - инфографика, характеристики, особенности, события. . vistat.org. Дата обращения: 14 сентября 2024.
- ↑ Крылатая ракета Х-22 . topwar.ru. Дата обращения: 14 сентября 2024.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 Ракета Х-22 возвращается на службу . topwar.ru. Дата обращения: 14 сентября 2024.
- ↑ Демонстрация возможностей: учения «Океан-2024» . topwar.ru. Дата обращения: 14 сентября 2024.
- ↑ Заоблачный гром (самый быстрый в мире бомбардировщик Tу-22M3) . topwar.ru. Дата обращения: 14 сентября 2024.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 Крылатые ракеты Х-22 и Х-32 в Спецоперации . topwar.ru. Дата обращения: 14 сентября 2024.
- ↑ Демонстрация возможностей: учения «Океан-2024» . Военное обозрение. Дата обращения: 14 сентября 2024.