Студия Дикого

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Студия Дикого
Театр-студия под руководством Алексея Дикого
Прежние названия театрально-литературная мастерская
Тип театра студия
Основан 1931 год
Основатель Алексей Дикий
Закрыт 1936 год

Сту́дия Ди́кого — театральный коллектив (театральная школа) в Москве, основанная Диким Алексеем Денисовичем функционирующая в период 19311936 годов[1].

История

Студия была основана в 1931 году Алексеем Диким при участии Марии Андреевой и Александра Тихонова (Сереброва). До 1935 года называлася театрально-литературной мастерской, в 1935 году коллектив был переименован в «Театр-студию под руководством Алексея Дикого»[2]. Намомент основания студия находилась на улице Воровского при Федерации объединений советских писателей — ФОСП.

В школе Дикого каждый участник был индивидуален, не терялся в общем коллективе. Дикий любил повторять:

Идеально здоровых, со спортивной выправкой не принимаю. Я их направляю в институт им. Лесгафта. Для сцены нужно дарование актёра, его неповторимость.

Среди актёров обучавшихся в студии: Георгий Менглет, Любовь Горячих, Агафоника Миропольская, Олег Солюс, Галина Степанова, Александр Ширшов, Ольга Якунина, Сергей Якушев, Сергей Столяров. Преподавал в студии сам Алексей Денисович и Василий Топорков.

В основу воспитания молодых актёров студии было положено глубокое изучение литературы.Часто организовывались встречи с известными советскими писателями. Среди них были: Александр Серафимович Серафимович, Вера Михайловна Инбер, Алексей Силыч Новиков-Прибой, Владимир Александрович Луговской, Николай Огнев, Павел Ильич Лавут, Александр Николаевич Тихонов (Серебров), Иосиф Павлович Уткин.

Алексей Дикий мечтал, чтобы в театральной студии рождалась и сама пьеса. Однако это осталось в планах, пьеса, написанная в самой студии, не появилась, и через год студия покинула Федерацию писателей и перешла в Московский Дом учёных, где руководителем была жена и друг Максима ГорькогоМария Федоровна Андреева.

В студии выходила периодическая настенная газета. Её редактором был Николай Волчков. Учебные спектакли студии Дикого были отмечены самобытной яркой индивидуальностью самого Алексея Денисовича.

В 1935 году студия Дикого стала одним из московских театров, а в 1936 году Алексей Дикий, который был назначен художественным руководителем Ленинградского Большого драматического театра им. Горького, свою театр-студию интегрировал в основную труппу ленинградского театра. Искусственное слияние разных по духу коллективов спровоцировало внутренний конфликт. По предложению Петра Ершова и Георгия Менглета Комитет по делам искусств отправил коллектив студии в Таджикистан. 17 сентября 1937 года актёры студии прибыли на новое место. В Сталинабаде коллектив студии основался на базе Дома Красной Армии. Выпускники Московского театра-студии Дикого создали Русский драматический театр, в 1940 году было присвоено имя Владимира Маяковского.

Почти все студийцы стали народными и заслуженными артистами Таджикской ССР. Двое — Николай Николаевич Волчков и Георгий Павлович Менглет — народными артистами Советского Союза[3].

Биография и творческий путь основателя

Дикий Алексей Денисович — актёр, режиссёр, педагог, народный артист СССР, профессор Театрального училища им. М. С. Щепкина. Родился 12 (24) февраля 1889 года в Екатеринославе (ныне — Днепропетровск, Украина), умер 1 октября 1955 года в Москве.Театр для Алексея Денисовича был делом семейным. Его сестра – Мария Денисовна Дикова – советская актриса, её муж – актёр и режиссёр Алексей Львович Суходольский. Свою театральную деятельность начал в 6 лет в харьковской труппе Суходольского[1].

В 1910 году Алексей Дикий поступил в Московский Художественный театр (МХТ). В 1911 году окончил драматические курсы МХТ. В 1912 году возглавил драматический кружок на Пречистенских рабфаковских курсах, успешно ставил одноактные пьесы Антона Павловича Чехова. В этот же период Константин Станиславский организовал из талантливой молодёжи театра 1-ю Студию МХТ, в спектаклях которой участвовал Дикий. Его учителями были Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко, Леопольд Сулержицкий, а партнёрами – Евгений Вахтангов, Михаил Чехов, Иван Москвин[4].

До 1931 года работал в МХТ. В 1931 году Алексей Дикий создал Театрально-литературную мастерскую, известную как «Студия Дикого». В начале 1936 года Студия Дикого была закрыта. 26 марта 1936 года Алексей Дикий был назначен главным режиссёром ЛАБДТ имени М. Горького.

17 августа 1937 года Алексей Дикий был арестован и 2 сентября 1938 года приговорён к пяти годам заключения. После прекращения судебного дела и освобождения с осени 1941 года по 1944 год Алексей Дикий работал в московском МАДТ имени Е. Б. Вахтангова[5]. Осенью 1944 года переведён в Малый театр, где служил актёром и режиссёром до 1952 года. В 1952 году перешёл в Московский драматический театр им. А. С. Пушкина.

В 1944 году Алексей Дикий стал членом Художественного совета при Комитете по делам кинематографии. C 1943 года Алексей Дикий снимался в кино, сыграл главные роли в кинофильмах «Кутузов», «Адмирал Нахимов» (1947). Роль Иосифа Виссарионовича Сталина в фильмах «Третий удар» (1948) и «Сталинградская битва» (1949) была одобрена прототипом[6].

Спектакли студии

Литература

  • Дикий А. Д. Повесть о театральной юности / При участии З. В. Владимировой, Предисл. А. П. Мацкина. М.: Искусство, 1957. — 359 с.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Дикий Алексей Денисович. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 7 августа 2024.
  2. Алексей Дикий. Кino-teatr.ru. Дата обращения: 7 августа 2024.
  3. Шерматов Г. Студия Дикого. Кто стоял у истоков русского драматического театра в Таджикистане?. Медиа группа «ASIA-Plus» (Душанбе, Таджикистан) (17 сентября 2022). Дата обращения: 7 августа 2024.
  4. Соловьёва И. Алексей Денисович Дикий. Сайт МХАТ. Дата обращения: 7 августа 2024.
  5. Алексей Дикий. Театр им. Евг. Вахтангова. Дата обращения: 7 августа 2024.
  6. Дикий Алексей Денисович. «Узнай Москву». Дата обращения: 7 августа 2024.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!