Статус судьи (Россия)
Ста́тус судьи́ в Росси́йской Федера́ции — правовая категория, характеризующая права, обязанности и ответственность судьи как носителя судебной власти в Российской Федерации, правовая конструкция, совмещающая в себе элементы статуса человека и гражданина и судьи как государственной должности и органа власти[1]. Правовое регулирование статуса судей в Российской Федерации осуществляется на основе соответствующих положений Конституции РФ[2] и Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»[3], отдельными нормами, по меньшей мере, ещё одиннадцати федеральных конституционных законов, нормами более десяти федеральных законов о судебной власти Российской Федерации, Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации»[4], рядом иных нормативных правовых актов[5].
Элементы статуса судей
Традиционно основы статуса судьи в юридической литературе сводят к совокупности положений Конституции РФ об их независимости: судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону, судьи несменяемы и неприкосновенны. Статус судьи определяется Конституцией РФ с тем, чтобы гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом. Общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия, что позволяет сохранять доверие к его независимости и беспристрастности[6].
Вместе с тем, следует отметить, что статус судьи является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием, служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к ранее достигнутому[5].
Правовое регулирование статуса судей
Основы правового статуса судей в Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, которая закрепляет независимость, неприкосновенность и несменяемость судей, минимальный набор требований к судье[2]. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает основы статуса судьи в РФ, закрепляя понятие судьи, принцип единства статуса судей[3].
Базовым законом, регламентирующим статус судьи в РФ является Закон РФ от 26 июня 1992 г.ода № 3231-1 «О статусе судей в Российской Федерации»[4], он устанавливает принципы правового статуса судьи, требования, предъявляемые к судьям и кандидатам на должность судьи, права, обязанности, правовые ограничения, гарантии деятельности судей, дисциплинарную ответственность судей, основания и порядок приостановления и прекращения прекращения полномочий судей[4].
Особенности правового статуса судей Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»[7]; аналогично особенности для судей Верховного Суда — законодательством о Верховном Суде Российской Федерации[8]. Прядок формирования как элемент правового статуса судьи арбитражных судов и судов общей юрисдикции устанавливается соответствующими ФКЗ[9][10]. Особенности правового статуса мировых судей устанавливаются федеральным законом о мировых судьях и законодательством субъектов[11].
Требования, предъявляемые к судье и кандидатам на должность судьи
Общие требования к кандидатам на должность судьи устанавливаются законом о статус судей и включают в себя[4]:
- гражданская принадлежность;
- образование;
- наличие профессионального опыта;
- дееспособность;
- состояние здоровья.
Требования к судьям, которые различаются в зависимости от звена судебной системы:
- для судьи Конституционного Суда Российской Федерации — возраст не менее сорока лет, стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права[7];
- для судьи Верховного Суда Российской Федерации — возраст 35 лет, стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет[8];
- для судьи кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда возраст 30, стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет[4];
- для судьи арбитражного суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мирового судьи, возраст 25 лет и стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.[4]
Порядок наделения судей полномочиями
Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию, которая объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации, формируются экзаменационные комиссии по приёму квалификационного экзамена на должность судьи в целях установления наличия у кандидата на должность судьи теоретических знаний, практических навыков и умений в области правоприменения, необходимых для работы в должности судьи в суде определённых вида, системы и уровня[4].
Судьи высших судов назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента [7].
Судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей. Указанные представления направляются Президенту не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Президент в течение двух месяцев назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания либо же отклоняет представленные кандидатуры, при этом назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.[4][3]
Мировые судьи могут избираться на должность населением соответствующего судебного участка, а в случае открытия вакансии мирового судьи — об этом объявляют в средствах массовой информации с указанием времени и места приёма и рассмотрения заявлений на должность мирового судьи.[11]
Прекращение полномочий судей
Полномочия судьи прекращаются в случае[4]:
— его письменного заявления об отставке, о переходе на другую работу;
— неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам осуществлять свои полномочия, а также при достижении им предельного возраста пребывания в должности судьи или в случае смерти;
— приобретение иностранного гражданства или иного иностранного документа, позволяющего постоянно проживать за территорией РФ;
— нарушение судьёй или его семьёй запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ;
— занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
— вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи или совершение дисциплинарного проступка, за который на него будет наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи, либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
— в случае ограничении его в дееспособности или признания его недееспособным;
— если судья оказывается состоящим в близком родстве с председателем или заместителем председателя того же суда.
Права и обязанности судьи
- работу, отвечающую профессиональной подготовке и квалификации, условия, обеспечивающие безопасность и соблюдение требований гигиены труда;
- профессиональную переподготовку и повышение квалификации, охрану труда;
- оплату труда, а также премирование по результатам работы;
- отдых, который обеспечивается предоставлением еженедельных выходных и праздничных нерабочих дней, а также оплачиваемого ежегодного отпуска;
- заниматься педагогической, научной и творческой деятельностью, хранить и носить огнестрельное оружие, принимать почётные и специальные звания, награды и иные знаки отличия;
- состоять в качестве члена в некоммерческих общественных организациях.
- соблюдать Конституцию и законодательство РФ, мировой судья также и законы субъектов РФ;
- в случае конфликта интересов — заявить самоотвод;
- поддерживать на высоком уровне свою квалификацию и профессиональные знания, совершенствоваться, знать об изменениях в законодательстве;
- быть сдержанным и следить за своей репутацией, воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов;
- ежегодно отчитываться о своих доходах, расходах, и об имуществе, а также доходах, расходах и имуществе супруга(супруги) и своих несовершеннолетних детей в суд, в котором он занимает должность судьи;
- хранить государственную и иную охраняемую законом тайну.[13]
Гарантии статуса судьи
В научной литературе выделяются четыре группы гарантий, обеспечивающих независимость судьи (модусный подход)[5]:
- процессуальные гарантии, которые являются частью профессионального модуса судьи как носителя судебной власти и составляют предмет исследования процессуалистов.
- гарантии, являющиеся частью должностного модуса судьи как лица, замещающего государственную должность, к ним относится законодательно установленный порядок отбора на эту должность, формирования судейского корпуса, порядок прохождения государственной службы по ней и судейской служебной карьеры, ограничения, виды ответственности, основания и порядок привлечения к ответственности судьи, прекращения судейских полномочий, условия пребывания в отставке и др.
- третья группа гарантий представляет собой законодательное закрепление пассивных и активных прав судьи в судейском сообществе, участия судьи через представительство в органах судейского сообщества в управлении судебной властью, защите прав, интересов, независимости судьи и самостоятельности судебной власти от внешних посягательств.
- Четвёртая группа гарантий — это особые социально-правовые меры обеспечения и защиты личности, которые являются компенсацией за ограничения судьи в реализации конституционных прав[5].
Литература
Ермошин Г. Т. Статус судьи в Российской Федерации: научная категория и конкретизация в законодательстве: Монография. — М.: РГУП, 2015. — ISBN 978-5-93916-466-5.
Клеандров, М. И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты. — М.: Норма, 2008. — 448 с. — ISBN 978-5-468-00255-1.
Остапенко Е. П. Правовой статус судьи и эффективность правосудия // Общество и право. — 2010. — № 4. — С. 233—238.
Примечания
- ↑ Алешкова, И.А. Конституционные основы судебной власти [Электронный ресурс] : Курс лекций для бакалавров / И.А. Алешкова, И.А. Дудко, Н.А. Марокко. — М.: РГУП, 2015. — С. 298. — 379 с. — ISBN 978-5-93916-467-2.
- ↑ 2,0 2,1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) . КонсультантПлюс. Дата обращения: 24 ноября 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) . КонсультантПлюс. Дата обращения: 24 ноября 2024.
- ↑ 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 N 3132-1 (последняя редакция) . КонсультантПлюс. Дата обращения: 24 ноября 2024.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Ермошин Г.Т. Статус судьи в Российской Федерации / Н. А. Петухов. — М.,, 2016.
- ↑ Макарова О. В. Конституционные гарантии правового положения судей // Журнал российского права. — 2013. — № 9. — ISSN 1605-6590.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 31.07.2023) «О Конституционном Суде Российской Федерации» . КонсультантПлюс. Дата обращения: 5 декабря 2024.
- ↑ 8,0 8,1 Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 14.07.2022) «О Верховном Суде Российской Федерации» . КонсультантПлюс. Дата обращения: 5 декабря 2024.
- ↑ Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 31.07.2023) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» . КонсультантПлюс. Дата обращения: 5 декабря 2024.
- ↑ Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 31.07.2023) «Об арбитражных судах в Российской Федерации» . КонсультантПлюс. Дата обращения: 5 декабря 2024.
- ↑ 11,0 11,1 Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 N 188-ФЗ (последняя редакция) . КонсультантПлюс. Дата обращения: 5 декабря 2024.
- ↑ Постановление Совета судей РФ от 18.04.2003 N 101 «Об утверждении Типовых правил внутреннего распорядка судов» . КонсультантПлюс. Дата обращения: 5 декабря 2024.
- ↑ 13,0 13,1 Барашева Е.В. Сметанина А.В. Степаненко А.С. Теоретико-правовые аспекты деятельности судьи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки : журнал. — 2022. — № 4.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |