Сорока-воровка (повесть)

Материал из «Знание.Вики»
Сорока-воровка
Сорока-воровка
Жанр повесть
Автор Александр Иванович Герцен
Язык оригинала русский
Дата написания 1846 год
Дата первой публикации 1848 год (в журнале «Современник»)

«Сорока-воровка» — повесть Александра Ивановича Герцена, написанная в 1846 году и впервые опубликованная в 1848 году во втором номере журнала «Современник» с посвящением актёру Михаилу Щепкину.

История создания

В январе 1846 года Александром Ивановичем Герценым была написана повесть «Сорока-воровка», история которой была основана на рассказе писателю его товарищем Михаилом Щепкиным о трагической истории русской крепостной актрисы. В своих мемуарах писатель и литературный критик Иван Панаев рассказывал как летом 1839 года, на даче близ Химок, Щепкин говорил о встрече с актрисой среди других «разных анекдотов и случаев из своей жизни». По рассказам Авдотьи Панаевой, при различных встречах «Щепкина всегда просили рассказать что-нибудь из его молодости, когда он еще был провинциальным актером и служил у антрепренеров. Между прочим, Щепкин рассказал однажды печальную историю одной молоденькой актрисы, и этот рассказ послужил Герцену сюжетом для повести „Сорока-воровка“[1][2]. После написания повести, Виссарион Белинский предложил Герцену написать повесть в большом литературном альманахе, издание которого он задумал. 19 февраля 1846 года, получив повесть, Белинский писал Герцену, что „Сорока-воровка“ рассказана мастерски и производит глубокое впечатление. Одного боюсь, всю запретят. Буду хлопотать, хотя в душе и мало надежды». Повесть так и не была опубликована в альманахе, однако она впервые была опубликована в 1848 году во втором номере журнала «Современник». В 1849 году в одном из писем к писателю Фёдору Достоевскому поэт Алексей Плещеев вновь рассказывал как «просидел… несколько часов у Щепкина и тот вспоминал много интересных вещей, между прочим, говоря о русских актрисах, коснулся анекдота о Сороке-воровке…У него слезы блистали на глазах когда он говорил о свиданье с этой актрисой, которой он мне имя назвал, так же как и имена прочих лиц этой повести»[2]. Ироническим эпиграфом к повести Герцен поставил вирши 1816 года напечатанной в своё время в харьковском журнале «Украинский вестник», обращённые к орловскому крепостнику-театралу графу Сергею Каменскому, который в повести Герцена значился под именем князя Скалинского. Именно в его театре и случилась история крепостной актрисы, о которой Герцену поведал Михаил Щепкин. В дневнике известного фольклориста Александра Афанасьева была обнаружена запись рассказа Щепкина, в которой крепостная актриса театра Каменского названа Кузьминой[1][2].

Персонажи

  • Князь Скалинский
  • Актриса, игравшая служанку Анету во французской пьесе «Сорока-воровка»
  • Художник, бывший актёр
  • Управляющий
  • Декоратёр
  • Молодой человек
  • Славянин
  • Европеец
  • Швейцар
  • Официант

Основной сюжет

В начале повести в качестве эпиграфа находится вирши 1816 года из харьковского журнала «Украинский вестник»:

Твой дом, украшенный богато, Гостям-сограяеданам открыт; Там Терпсихора и Эрато С водругой Талией гостит; Хозяин, ласковый душою, Склоняет к ним приветный взор

Повесть начинается с беседы не названных по имени трёх мужчин. Они пытаются найти ответ на вопрос: «Почему в России нет великих актрис?» Так и не придя к общему мнению в ходе обсуждения женского вопроса, они просят появившегося собеседника, известного в прошлом артиста, рассудить их. Но артист, вместо ответа на их вопрос, утверждает, что знал великую актрису, и начинает рассказывать об истории их встречи. Когда-то на заре своей артистической карьеры артист решил поправить своё материальное положение и устроиться в театр князя Скалинского. С этой целью он прибыл в имение князя. Устройство и богатство театра произвели на него самое лучшее впечатление. Но игра актёров, а это были крепостные из имения князя, его не впечатлила, пока он не увидел спектакль «Сорока-воровка» по мелодраме Луи Кенье и Бодуэна д’Обиньи 1815 года. Актриса, которая играла главную роль Анеты, своей игрой поразила его до глубины самой души. По окончании спектакля актёр побежал за кулисы, чтобы выразить всё своё восхищение, но лакеи князя Скалинского не пропустили его. Приложив немало усилий, он всё же смог встретиться с актрисой. Она рассказала актёру свою непростую историю. По её словам, раньше она принадлежала другому помещику, он был простой и добрый человек, он уважал её и занимался её образованием, она и стала актрисой в его крепостном театре. Но хозяин скоропостижно умер, и вся актёрская (крепостная) труппа была продана князю Скалинскому. У князя были совсем иные порядки, он был строг и требовал от своих актёров раболепия и полного подчинения. Старику князю приглянулась молодая талантливая актриса, и он стал недвусмысленно за ней ухаживать и требовать её расположения. Она отвергла его, вызвав у того негодование и гнев. Её стали притеснять и оскорблять в поместье князя. В отместку князю она завела интрижку на стороне и забеременела. Услышав эту историю, актёр передумал идти служить в труппу Скалинского, собрал вещи и уехал. Постоянные гонения подорвали здоровье крепостной актрисы, и вскоре после отъезда бывшего актёра она умерла[3].

Экранизации

Примечания

  1. 1,0 1,1 Григорьян К. Н. Повесть А. И. Герцена «Сорока-воровка»: (К вопросу о каноническом тексте) // Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка. — М.: Изд-во АН СССР, 1950. — Т. IX. Вып. 4. — С. 303.
  2. 2,0 2,1 2,2 Путинцев В. Крепостная актриса Кузьмина (О героине повести Л. И. Герцена „Сорока-воровка“) / В. Путинцев // Вопросы литературы. — 1963 — № 9. — C. 190—194
  3. Сорока-воровка: Повесть / А. И. Герцен; [Вступ. статья В. А. Путинцева] ; Рис. В. Панова. — 3-е изд. — Москва : Дет. лит., 1979. — 46 с.

Литература

  • Сорока-воровка: Повесть / А. И. Герцен; [Вступ. статья В. А. Путинцева] ; Рис. В. Панова. — 3-е изд. — Москва : Дет. лит., 1979. — 46 с.
  • Сорока-воровка : Повесть. — Иваново: Иван. кн. изд-во, 1953. — 24 с.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!