Скафандр и бабочка (фильм)

Материал из «Знание.Вики»
Скафандр и бабочка
фр. Le scaphandre et le papillon
Скафандр и бабочка.png
Жанр драма
биография
Режиссёр Джулиан Шнабель
Продюсер Кэтлин Кеннеди
Джон Килик
Автор
сценария
Жан-Доминик Боби (автобиография)
Рональд Харвуд
В главных
ролях
Матьё Амальрик
Эммануэль Сенье
Мари-Жозе Кроз
Оператор Януш Камински
Композитор Пол Кантелон
Кинокомпания Pathé Renn Productions
France 3 Cinéma
Kennedy/Marshall Company
C.R.R.A.V. Nord Pas de Calais
Région Nord-Pas-de-Calais
Canal+
CinéCinéma
Banque Populaire Images 7
Бюджет 14 млн долл.[1]
Сборы 19,8 млн долл.[2]
Страна Шаблон:FRA-cinema
 США

Скафа́ндр и ба́бочка (фр. Le scaphandre et le papillon) — художественный фильм (жанр драма) кинокомпании MIRAMAX, премьера которого состоялась в 2007 году. Фильм снят режиссёром Джулианом Шнабелем. Сюжет ленты сосредоточен на жизни Жана-Домини́ка Боби́, редактора журнала ELLE, который в возрасте 43 лет перенёс тяжёлый инсульт, приведший к полной парализации. Сценарий фильма основан на автобиографической книге Боби, в которой он описывает свои переживания и внутренний мир после трагического события[3][4][5][6][7].

История создания

Фильм основан на реальных событиях по автобиографической книге Жана-Доминика Боби[7]. Для создания фильма «Скафандр и бабочка» режиссёр Джулиан Шнабель изучил французский язык. Изначально сценарий был написан Рональдом Харвудом на английском языке. На роль Жана-Доминика Боби рассматривался актёр Джонни Депп, однако он отказался от участия в проекте в связи с занятостью на съёмках приключенческого фильма «Пираты Карибского моря: На краю света» (2007), режиссёра Гора Вербински. В течение некоторого времени создатели фильма планировали предложить главную роль актёру Гари Олдману, но в конечном итоге Шнабелю удалось убедить руководство парижской студии «Pathé» изменить язык фильма с английского на французский, что позволило сохранить приверженность автобиографической книге Боби. Для более глубокого погружения в образ главного героя Шнабель осуществлял съёмки в той же больнице, где находился Боби. Он общался с медицинским персоналом, ухаживавшим за пациентом, и фиксировал некоторые сцены на балконе, куда выносили Боби, а также на пляже, куда его вывозили близкие[4].

В начале фильма почти 40 минут повествование ведётся от лица главного героя. Следует отметить, что в реальности Жан-Доминик Боби был отцом двоих детей, а не троих, как показано в фильме. Создатели ленты столкнулись с трудностью выбора двух актёров из трёх претендентов на роли, в результате чего было принято решение взять всех троих[5].

Сюжет

Жан-Доминик Боби (23 апреля 1952 года — 9 марта 1997) — французский редактор, известный своей работой в журнале Elle France. 8 декабря 1995 года, в возрасте 43 лет, он перенёс инсульт, который привёл к тяжёлым последствиям. После двадцати дней пребывания в коме Боби проснулся и обнаружил, что его тело полностью парализовано, за исключением левого глаза[5].

В медицинском учреждении, где он проходил лечение, врачи разработали специальный алфавит, позволяющий ему общаться. Используя оставшийся подвижным глаз, Боби мог подмигивать, когда медсестра или другой человек называл нужную букву. Это позволило ему выразить свои мысли и чувства, которые включали страдания от ощущения «запертости» внутри собственного тела, а также фантазии о воображаемых мирах[5].

Таким образом, Жан-Доминик Боби начал создавать текст своей книги. Его произведение было опубликовано, однако он скончался всего через несколько дней, 9 марта 1997 года, от пневмонии[5].

Кинотерапия фильма

В данном фильме центральный персонаж оказывается в состоянии полной неподвижности вследствие инсульта, что приводит к параличу и нахождению в псевдокоматозном состоянии. Структура картины представляет собой композицию из разнообразных визуальных блоков, которые иллюстрируют полгода его жизни в этом состоянии. Каждая часть фильма, функционирующая как самостоятельная глава, отражает различные аспекты внутреннего мира героя: его воспоминания, сны и фантазии, а также восприятие окружающей действительности через единственный функционирующий глаз[8].

Процесс постепенного возвращения сознания к Жану-Доминику после комы является отправной точкой, с которой зритель начинает осознавать ограниченность пространства и восприятия, характерные для жизни парализованного человека. Изображение, представленное в расфокусированном и неустойчивом виде, передает ощущение смутной реальности, где заваленный горизонт и размытые силуэты медицинского персонала создают атмосферу неопределённости. Внутренний монолог пациента, не понимающего происходящее, добавляет к этому ощущению дополнительную глубину[8].

Кадры, запечатлевающие хирургические вмешательства, такие как зашивание второго, утраченного глаза, усиливают эмоциональное напряжение. Увеличенные планы рук хирурга с операционной иглой символизируют тюремное заключение героя внутри его неподвижного тела, которое воспринимается как громоздкий и неуправляемый скафандр, в то время как внутри него продолжает биться «бабочка-душа»[8].

В произведении представлена интерпретация реального мира через эпизоды взаимодействия главного героя с медицинским персоналом и его друзьями. В этом контексте оператор Януш Камински применяет нестандартные композиционные приемы, отражающие ограниченные возможности восприятия Жана-Доминика, который способен лишь закрывать веко, но не может поворачивать глазное яблоко или изменять направление взгляда. Данный метод взаимодействия с окружающей действительностью позволяет ему не только наблюдать, но и реагировать на обращение к нему с помощью моргания[8].

Полная неподвижность тела и отсутствие мышечного тонуса создают аномальное положение тела и головы персонажа. Зритель воспринимает мир глазами парализованного человека, что значительно отличается от привычного восприятия. Эти обстоятельства определяют положение камеры, ее высоту, угол и наклон горизонта. В результате границы кадра не представляют собой завершённую композицию, а предоставляют фрагменты реальности. Сюжетно значимые объекты не располагаются в центре кадра, как это обычно принято, что создает ощущение дискомфорта и беспомощности главного героя. Таким образом, зритель постоянно осознает ограниченность персонажа, находящегося в «тюрьме-скафандре», и заключенной в нем душе-бабочке, стремящейся вырваться на свободу.

Жан-Доминик Бобби, главный герой, сталкивается с уникальной ситуацией, в которой его родные постепенно адаптируются к особенностям общения с ним. Для того чтобы установить контакт, им необходимо наклоняться и заглядывать в его единственный глаз, что символизирует попытку проникновения в его видимое пространство. Композиционное решение, заключающееся в смещении или полном выносе ключевых объектов за рамки кадра, создает ощущение пространственного отстранения[8].

Использование нечеткого и расфокусированного изображения, а также скачкообразные склейки, имитирующие движение века и моргание, отражает трудности, с которыми сталкивается герой в результате поражения глазных мышц. Несмотря на разрушенность и искажённость субъективной картины мира Жана-Доминика, она не вызывает чувства депрессии. Эстетическое содержание кадра соответствует жизнерадостному и ироничному характеру персонажа.

В сочетании с эпизодами, содержащими его сны, фантазии и воспоминания, использование субъективной камеры способствует развитию общей драматургии. Жан-Доминик предстает как сильный духом жизнелюбец, который, несмотря на физические ограничения, смог написать автобиографическую книгу о своем уникальном опыте, используя лишь один глаз. Его творческий порыв, оказавшись в состоянии паралича, находит отражение в художественно выразительных средствах кинематографа, визуальных находках и стилевых решениях, которые вместе создают многогранную экранную интерпретацию сложного космоса человеческой натуры[8].

Актёрский состав

Актёр Роль
Матье Амальрик Жан-Доминик Боби Жан-Доминик Боби
Эммануэль Сенье Селина Демулен Селина Демулен
Анн Косиньи Клод Мандибиль Клод Мандибиль
Мари-Жозе Кроз Анриетта Дюран Анриетта Дюран
Олац Лопес Гармендия Мари Лопес Мари Лопес
Патрик Шене Лепаж доктор Лепаж
Макс фон Сюдов отец Жан-Доминика
Майкл Уинкотт модный фотограф
Исаак де Банколе Лоран Лоран
Марина Хэндс Жозефина Жозефина
Нильс Ареструп Руссен Руссен
Эмма де Кон Евгения императрица Евгения
Жан-Пьер Кассель священник и продавец

Награды и номинации

Номинации

2007 год — Золотая пальмовая ветвь на Каннском фестивале.

2008 год — лучший фильм, лучший режиссёр, лучший адаптированный сценарий, лучший оператор, лучший звук на премии Оскар (США).

2008 год — лучший фильм на иностранном языке от Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA).

2009 год — Лучший низкобюджетный/артхаусный фильм от Российской народной кинопремии «Жорж»[9].

Награды

2007 год — приз зрительских симпатий за лучший европейский фильм на кинофестивале в Сан-Себастьяне.

2007 год — два приза: лучший режиссёр и лучший технический гран-при на Каннском фестивале.

2008 год — два приза: лучший актёр и лучший монтаж на национальной французской премии «Сезар».

2008 год — приз: лучший адаптированный сценарий от Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA)[9].

Примечания

  1. Le Scaphandre et le Papillon (2007). The Numbers. Дата обращения: 10 апреля 2023. Архивировано 10 апреля 2023 года.
  2. Шаблон:Mojo title
  3. Водолазный колокол и бабочка. MIRAMAX. Дата обращения: 6 октября 2024.
  4. 4,0 4,1 Скафандр и бабочка (2007). Кинопоиск. Дата обращения: 6 октября 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Жан-Доминик Боби. Кинопоиск. Дата обращения: 6 октября 2024.
  6. Оскароносный сценарист Рональд Харвуд умер в возрасте 85 лет. АО «Телеканал 360» (9 сентября 2020). Дата обращения: 6 октября 2024.
  7. 7,0 7,1 Жан-Доминик Боби. Скафандр и бабочка. — РИПОЛ Классик, 2023. — 176 с. — ISBN 978-5-386-01456-8.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 Воронецкая - Соколова Ю. Г. Художественное пространство фильмов об «Особом человеке» // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) : журнал. — 2014. — № 1. — С. 87—90.
  9. 9,0 9,1 Награды Скафандр и бабочка. Кинопоиск. Дата обращения: 6 октября 2024.


WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!