Сикорский, Игорь Иванович
Игорь Иванович Сикорский | ||||
---|---|---|---|---|
Дата рождения | 25 мая (6 июня) 1889 | |||
Место рождения | Киев, Российская империя | |||
Дата смерти | 26 октября 1972 (83 года) | |||
Место смерти | Истон, Коннектикут, США | |||
Страна |
Россия США |
|||
Научная сфера | авиаконструктор | |||
Место работы |
Род-Айлендский университет Бриджпортский университет «Sikorsky Aircraft» |
|||
Альма-матер | Киевский политехнический институт императора Александра II (1911) | |||
Награды и премии |
|
И́горь Ива́нович Сико́рский (англ. Igor Sikorsky, 25 мая (6 июня) 1889, Киев, Российская империя — 26 октября 1972, Истон, Коннектикут, США) — русский и американский учёный в области авиастроения, авиаконструктор, изобретатель и философ.
Один из пионеров авиации в России[1]. Основатель и первый президент американской самолёто- и вертолётостроительная компания «Sikorsky Aircraft». Создатель первых в мире — четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» в 1913 году и первого в мире тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика «Илья Муромец» в 1914 году, трансатлантического гидроплана «VS-44» и серийного вертолёта одновинтовой схемы «Sikorsky R-4» в 1942 году. В 1946 году награждён одной из высших наград Международной федерации аэронавтики Золотой авиационной медали, а в 1967 году «за выдающийся вклад в области инженерных наук» был удостоен Национальной научной медали США.
Биография
Происхождение и образование
Родился 25 мая (6 июня) 1889 года в Киеве, Российская империя в семье известного профессора психологии Императорского Киевского университета Ивана Алексеевича Сикорского (1842—1919), также он был общественно-политическим деятелем — членом Киевского клуба русских националистов. и Марии Стефановны Сикорской, урождённой Темрюк-Черкасовой. В 1896 году после получения его отцом чина действительный статский советник они получили право на потомственное дворянство[1][2][3].
В 1903 году после окончания Первой киевской гимназии, Сикорский поступил в в Морской кадетский корпус в Петербурге. Здоровье не позволило ему стать офицером, поэтому после окончании общеобразовательных классов в 1906 году он поступил в техническую школу Дювиньо де Ланно во Франции. Через год уехал в Киев и продолжил своё образование на механическом факультете в Киевском политехническом институте императора Александра II, где существовала воздухоплавательная секция. В этой секции он занимался у профессора Николая Артемьева — ученика основоположника гидро- и аэродинамики Николая Жуковского. Позже начал заниматься в кружке математики этой секции Николая Делоне[1][2][3].
Исследовательская деятельность
В 1909 году снова оказался в Париже, где обучался лётному мастерству в технической школе при аэродроме Жовиси. После окончания школы вновь работал в России. В этом же году Игорь Сикорский построил свой первый вертолёт, однако аппарат не смог подняться в воздух. В 1908—1911 годах построил два вертолёта, однако не летавших, в 1910 году он построил свой первый самолёт С-1, силовая установка которого не обладала необходимой для взлёта мощностью. Потерпев неудачу, он переключился на создание аэропланов и 3 (16) июня 1910 года совершил полёт на первом самолете собственной конструкции С-2, это был третий в России полёт на отечественном аэроплане. В 1910—1912 год Сикорский построил самолёты С-3, С-4, С-5 и С-6 на которых совершил шестнадцать полётов[1][2][3][4].
В 1911 году Сикорский получил диплом лётчика и тогда же установил четыре всероссийских воздушных рекорда, в том числе достиг высоты пятьсот метров, дальности полёта — восемьдесят пять километров, продолжительности полёта — пятьдесят две минуты, скорости — сто двадцать пять километров в час. Тогда же Сикорский впервые был представлен императору Николаю II. Вскоре председатель Правления Акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода Михаил Шидловский создал авиационный отдел и пригласил Сикорского на должность руководителя и конструктора самолётов. С 1912 по 1917 год работал главным конструктором в авиационном отделе Русско-Балтийского вагонного завода в Петрограде. В 1912—1914 годах конструкторское бюро завода создало около двадцати опытных самолётов[1][2][3][4].
В 1912 году Сикорский на биплане С-6 совершил полёт с пятью пассажирами. 27 марта (9 апреля) 1914 года Сикорский на самолёте С-6 установил мировые рекорды скорости с двумя пассажирами на борту на скорости — сто одиннадцати километров в час, с пятью — сто шесть 106 километров в час. В сентябре 1912 года на авиационных соревнованиях в Петербурге Сикорскому был присуждён первый приз за самолёт С-6Б. В 1912—1913 годах Сикорский построил первый в мире четырёхмоторный самолёт в качестве опытного самолёта для стратегической разведки, давший начало тяжёлой авиации самолёт «Гранд», вскоре названный «Русский витязь» (С-21), и четырёхмоторный биплан гигантского размера «Илья Муромец» (С-22), который поднимал в воздух семнадцать пассажиров и обеспечивал высокий по тем временам уровень комфорта, включая свет, тепло, туалет и даже смотровую площадку. Эти самолёты положили начало созданию самолётов с несколькими двигателями. За этот самолёт Сикорский был награжден орденом Святого Владимира IV степени, а также получил государственный грант на продолжение своих работ[5]. В годы Первой мировой войны самолеты этих моделей использовались как стратегические разведчики и бомбардировщики. В 1915 году Сикорский создал первый в мире серийно выпускавшийся истребитель сопровождения РБВЗ-С-16 для совместных действий с бомбардировщиками «Илья Муромец» и охраны аэродромов от самолётов противника[1][2][3][4].
В эмиграции
В 1918 году после Октябрьской революции не приняв власть большевиков Сикорский через Архангельск покинул Россию. Работал конструктором во Франции и Великобритании. В 1919 году переехал в США. В 1923 году Сикорский организовал американскую самолёто- и вертолётостроительную компанию «Sikorsky Aircraft», где занял должность президента, а с конца 1920-х годов был вице-президентом и главным конструктором. Рабочими и пайщиками компании стали в основном русские эмигранты, землю для предприятия на своей ферме на острове Лонг-Айленд в штате Нью-Йорк предоставил военный лётчик-ас Виктор Утгоф. Большую роль в становлении компании Сикорского сыграл русский композитор Сергей Рахманинов, вложивший крупную сумму денег в акции компании[1][2][3][4].
В 1923—1939 годах Сикорский создал около пятнадцати типов самолётов, в том числе гидропланов. Наибольший коммерческий успех имели самолеты-амфибии S-38 и S-42, который использовался для пассажирских трансатлантических перелётов. В 1928 году Игорь Сикорский получил гражданство США. С середины 1930-х годов Сикорский занимается вертолетостроением. В 1939 году его компания объединилась с фирмой Vought, по итогам слияния была образована Vought-Sikorsky Aircraft, в этом же году был создан первый опытный вертолёт Vought-Sikorsky 300. С 1939 года занимался созданием вертолётов одновинтовой схемы, получивших широкое распространение, в том числе S-51, S-56, S-64. В 1942 году Сикорский создал первый в мире серийный вертолет Sikorsky R-4[1][2][3][4].
С 1939 по 1945 год за годы Второй мировой войны компания Сикорского выпустила для американской армии четыреста двадцать вертолетов S-47, S-48 и S-49. Благодаря Сикорскому к 1945 году США оказались единственной страной в мире, обладавшей собственной вертолётной промышленностью. С конца 1940-х годов Сикорский разрабатывал тяжелые транспортные машины, в том числе S-55 и S-60. Компания Сикорского первой в мире начала производить вертолёты с газотурбинными двигателями и вертолеты-амфибии. На его вертолётах были впервые совершены перелёты через Атлантический океан на S-61 в 1967 году и Тихом океане на S-65 в 1970 году с дозаправкой в воздухе[1][2][3][4].
В 1957 году Сикорский вышел в отставку, оставшись почетным консультантом созданной им компании, перед этим создав свой последний вертолёт S-58. В 1967 году Президент США Линдон Джонсон был награждён Национальной научной медали США в области инженерных наук с формулировкой:
За пионерскую разработку многомоторных летательных аппаратов, как сухопутных, так и морских, а также за разработку вертолета как полезного и важного средства воздушного транспорта
Скончался Игорь Иванович в 1972 году в городе Истоне (штат Коннектикут). Похоронен на кладбище Святого Иоанна Крестителя (англ. Saint John the Baptist Russian Orthodox Cemetery) в Стратфорде.
Общественная деятельность
В эмиграции возглавлял Толстовское и Пушкинское общества, занимался философией и богословием, а также принимал участие в деятельности эмигрантского монархического движения[1]. Входил в руководящий комитет Пушкинского фонда, созданного в 1935 году для подготовки к столетию со дня гибели поэта. Являлся одним из основателей, а с 1954 года — вице-президентом Толстовского фонда, занимавшегося оказанием финансовой помощи русским эмигрантам[2].
В 1930-х годах Сикорский состоял в Русском национальном союзе в Америке, с 1950-х годов состоял в Российском политическом комитете в Нью-Йорке. В качестве публициста печатался в газетах «Державная Русь» и «Воскресение России». Сикорский был противником украинского национализма, высказывал мнение, что территория Украины — неотъемлемая часть России: «как Техас или Луизиана — интегральная часть Соединенных Штатов»[2].
Сикорский был православным христианином, считал, что между религией и наукой нет противоречий, активно участвовал в церковной жизни. В 1941 году на его средства была построена Николаевская церковь в Стратфорде (штат Коннектикут), прихожанином которой он был до конца жизни (приход относился к Русской православной церкви за границей)[2].
Семья
Сикорский был женат дважды:
- Первая супруга — Ольга Симкович. В браке с ней родилась дочь Татьяна Сикорская - фон Йорк (1918—2008), профессор социологии Университета Бриджпорт.
- Вторая супруга — Елизавета Семёнова (1903—1995). В их семье было четверо сыновей: Сергей (род. 1925); Николай (род. 1926); Игорь (род. 1929) и Георгий (род. 1931)[2].
Награды
- Российской империи
- Иностранные
- Медаль Говарда Поттса Института Франклина (1933)[3]
- Золотая авиационная медаль ФАИ Международной федерации аэронавтики (1946)[3]
- Медаль Дэниела Гуггенхайма (1951)[1]
- Медаль Джона Скотта (1954)[6]
- Медаль ASME Американскогo обществa инженеров-механиков (1963)[3][1]
- Премия Элмера Сперри (1964)[1]
- Национальная научная медаль США в области инженерных наук (1967)[7]
- Медаль Джона Фрица Американской ассоциации инженерных обществ — за научно-технические достижения в области фундаментальных и прикладных наук (1967)[1]
- Премия национальной обороны США (1971)[1]
Признание
- В 1979 году Международный астрономический союз присвоил имя Сикорского кратеру на обратной стороне Луны
- В честь Сикорского назван астероид (10090) Sikorsky, открытый сотрудниками Института теоретической астрономии Людмилы Карачкиной в Крымской астрофизической обсерватории 13 октября 1990 года[1].
- Имя Сикорского носит Киевский политехнический институт
- Имя Сикорского носит аэропорт «Киев»
- В 1980 году был учреждён приз Сикорского, который вручается за создание лучших вертолётов мира[1]
Галерея
Орбита астероида (10090) Sikorsky
Памятник Сикорскому у Киевского политехнического института
Почтовая марка Украины, 1998
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 Сикорский, Игорь Иванович Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 Сикорский, Игорь Иванович . ТАСС. Дата обращения: 17 августа 2024.
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 Катышев Г. И., Михеев В. Р. Авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский. 1889—1972. — М.: Наука, 1989. — 176 с. — (Научно-биографическая серия). — ISBN 5-02-006748-2.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Михеев В. Р., Катышев Г. И. Сикорский. — СПб.: Политехника, 2003. — 624 с. — (XX век. Знаменитые конструкторы России). — 3000 экз. — ISBN 5-7325-0564-4.
- ↑ 5,0 5,1 Игорь Сикорский — великий изгнанник . Журнал «Живая история». Дата обращения: 17 августа 2024.
- ↑ Премия Джона Скотта Лауреаты . Дата обращения: 17 августа 2024.
- ↑ Национальная научная медаль Президента США . Официальный сайт Правительства США. Дата обращения: 17 августа 2024.
Литература
- Сикорский, Игорь Иванович Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Катышев Г. И., Михеев В. Р. Авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский. 1889—1972. — М.: Наука, 1989. — 176 с. — (Научно-биографическая серия). — ISBN 5-02-006748-2.
- Михеев В. Р., Катышев Г. И. Сикорский. — СПб.: Политехника, 2003. — 624 с. — (XX век. Знаменитые конструкторы России). — 3000 экз. — ISBN 5-7325-0564-4.
- Надеждин Н. Я. Игорь Сикорский: «Русский витязь» / Осипенко А. И.. — М.: Майор, 2011. — 192 с. — (Неформальные биографии). — 2000 экз. — ISBN 978-5-98551-124-6.
- Небо и Небеса Сикорского: Биографический очерк. Религиозные воззрения авиаконструктора Сикорского // Сикорский: Небо и Небеса: Религиозно-философские работы выдающегося авиаконструктора / Пер. архиепископ Александр (Милеант); Под общ. ред. архимандрита Сергия (Стурова). — СПб.: Издание храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала, 2005. — С. 5—22. — 280, [8] с. — 340 экз. — ISBN 5-859911-022-X.
- Соболев Д. А. Рождение самолёта: Первые проекты и конструкции. — М.: Машиностроение, 1988. — 208 с. — 75 000 экз. — ISBN 5-217-00298-0.
- Сикорский Игорь Иванович (1889—1972) // Отечественные создатели новой техники: XVII—XX вв.: Популярные биобиблиографические очерки / Составитель З. П. Джинова; Худож. оформление: В. В. Покатов; ФГУ «Российская государственная библиотека», Науч.-исслед. отд. библиографии. — М.: Пашков дом, 2006. — С. 197—205. — 360 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-7510-0373-X.
Ссылки
- Сикорский, Игорь Иванович . ТАСС. Дата обращения: 17 августа 2024.
- Крест в небе . Коммерсантъ. Дата обращения: 17 августа 2024.
- Игорь Сикорский - потерянный гений России . Военное обозрение. Дата обращения: 17 августа 2024.
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 6 июня
- Родившиеся в 1889 году
- Умершие 26 октября
- Умершие в 1972 году
- Умершие в Истоне (Коннектикут)
- Кавалеры ордена Святого Владимира 4-й степени
- Учёные по алфавиту
- Выпускники Киевского политехнического института (до 1917 года)
- Преподаватели Университета Святейшего Сердца
- Авиаконструкторы по алфавиту
- Авиаконструкторы Российской империи
- Инженеры Российской империи
- Пионеры авиации
- Авиаконструкторы США
- Русские эмигранты первой волны в США
- Награждённые золотой авиационной медалью ФАИ
- Награждённые медалью ASME
- Машиностроители
- Награждённые Национальной медалью науки США
- Изобретатели Российской империи
- Изобретатели США
- Члены Национального зала славы изобретателей
- Лауреаты премии Элмера Сперри
- Награждённые медалью Дэниела Гуггенхайма