Сикорский, Игорь Иванович

Материал из «Знание.Вики»
Игорь Иванович Сикорский
Igor Sikorsky B&W.jpg
Дата рождения 25 мая (6 июня) 1889(1889-06-06)
Место рождения Киев, Российская империя
Дата смерти 26 октября 1972(1972-10-26) (83 года)
Место смерти Истон, Коннектикут, США
Страна Флаг России Россия
 США
Научная сфера авиаконструктор
Место работы Род-Айлендский университет
Бриджпортский университет
«Sikorsky Aircraft»
Альма-матер Киевский политехнический институт императора Александра II (1911)
Награды и премии

И́горь Ива́нович Сико́рский (англ. Igor Sikorsky, 25 мая (6 июня1889, Киев, Российская империя26 октября 1972, Истон, Коннектикут, США) — русский и американский учёный в области авиастроения, авиаконструктор, изобретатель и философ.

Один из пионеров авиации в России[1]. Основатель и первый президент американской самолёто- и вертолётостроительная компания «Sikorsky Aircraft». Создатель первых в мире — четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» в 1913 году и первого в мире тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика «Илья Муромец» в 1914 году, трансатлантического гидроплана «VS-44» и серийного вертолёта одновинтовой схемы «Sikorsky R-4» в 1942 году. В 1946 году награждён одной из высших наград Международной федерации аэронавтики Золотой авиационной медали, а в 1967 году «за выдающийся вклад в области инженерных наук» был удостоен Национальной научной медали США.

Биография

Происхождение и образование

Родился 25 мая (6 июня1889 года в Киеве, Российская империя в семье известного профессора психологии Императорского Киевского университета Ивана Алексеевича Сикорского (1842—1919), также он был общественно-политическим деятелем — членом Киевского клуба русских националистов. и Марии Стефановны Сикорской, урождённой Темрюк-Черкасовой. В 1896 году после получения его отцом чина действительный статский советник они получили право на потомственное дворянство[1][2][3].

В 1903 году после окончания Первой киевской гимназии, Сикорский поступил в в Морской кадетский корпус в Петербурге. Здоровье не позволило ему стать офицером, поэтому после окончании общеобразовательных классов в 1906 году он поступил в техническую школу Дювиньо де Ланно во Франции. Через год уехал в Киев и продолжил своё образование на механическом факультете в Киевском политехническом институте императора Александра II, где существовала воздухоплавательная секция. В этой секции он занимался у профессора Николая Артемьева — ученика основоположника гидро- и аэродинамики Николая Жуковского. Позже начал заниматься в кружке математики этой секции Николая Делоне[1][2][3].

Исследовательская деятельность

Император Николай II и Игорь Сикорский на борту «Русского витязя» , лето 1913 года
Пионер русской морской авиации Николай Фогель и Игорь Сикорский. 1 (14) сентября 1913 года
Игорь Сикорский у первого экземпляра «Ильи Муромца», зима 1913—1914 годов

В 1909 году снова оказался в Париже, где обучался лётному мастерству в технической школе при аэродроме Жовиси. После окончания школы вновь работал в России. В этом же году Игорь Сикорский построил свой первый вертолёт, однако аппарат не смог подняться в воздух. В 1908—1911 годах построил два вертолёта, однако не летавших, в 1910 году он построил свой первый самолёт С-1, силовая установка которого не обладала необходимой для взлёта мощностью. Потерпев неудачу, он переключился на создание аэропланов и 3 (16) июня 1910 года совершил полёт на первом самолете собственной конструкции С-2, это был третий в России полёт на отечественном аэроплане. В 1910—1912 год Сикорский построил самолёты С-3, С-4, С-5 и С-6 на которых совершил шестнадцать полётов[1][2][3][4].

В 1911 году Сикорский получил диплом лётчика и тогда же установил четыре всероссийских воздушных рекорда, в том числе достиг высоты пятьсот метров, дальности полёта — восемьдесят пять километров, продолжительности полёта — пятьдесят две минуты, скорости — сто двадцать пять километров в час. Тогда же Сикорский впервые был представлен императору Николаю II. Вскоре председатель Правления Акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода Михаил Шидловский создал авиационный отдел и пригласил Сикорского на должность руководителя и конструктора самолётов. С 1912 по 1917 год работал главным конструктором в авиационном отделе Русско-Балтийского вагонного завода в Петрограде. В 1912—1914 годах конструкторское бюро завода создало около двадцати опытных самолётов[1][2][3][4].

В 1912 году Сикорский на биплане С-6 совершил полёт с пятью пассажирами. 27 марта (9 апреля1914 года Сикорский на самолёте С-6 установил мировые рекорды скорости с двумя пассажирами на борту на скорости — сто одиннадцати километров в час, с пятью — сто шесть 106 километров в час. В сентябре 1912 года на авиационных соревнованиях в Петербурге Сикорскому был присуждён первый приз за самолёт С-6Б. В 1912—1913 годах Сикорский построил первый в мире четырёхмоторный самолёт в качестве опытного самолёта для стратегической разведки, давший начало тяжёлой авиации самолёт «Гранд», вскоре названный «Русский витязь» (С-21), и четырёхмоторный биплан гигантского размера «Илья Муромец» (С-22), который поднимал в воздух семнадцать пассажиров и обеспечивал высокий по тем временам уровень комфорта, включая свет, тепло, туалет и даже смотровую площадку. Эти самолёты положили начало созданию самолётов с несколькими двигателями. За этот самолёт Сикорский был награжден орденом Святого Владимира IV степени, а также получил государственный грант на продолжение своих работ[5]. В годы Первой мировой войны самолеты этих моделей использовались как стратегические разведчики и бомбардировщики. В 1915 году Сикорский создал первый в мире серийно выпускавшийся истребитель сопровождения РБВЗ-С-16 для совместных действий с бомбардировщиками «Илья Муромец» и охраны аэродромов от самолётов противника[1][2][3][4].

В эмиграции

Игорь Сикорский на обложке журнала Time, 1953 год

В 1918 году после Октябрьской революции не приняв власть большевиков Сикорский через Архангельск покинул Россию. Работал конструктором во Франции и Великобритании. В 1919 году переехал в США. В 1923 году Сикорский организовал американскую самолёто- и вертолётостроительную компанию «Sikorsky Aircraft», где занял должность президента, а с конца 1920-х годов был вице-президентом и главным конструктором. Рабочими и пайщиками компании стали в основном русские эмигранты, землю для предприятия на своей ферме на острове Лонг-Айленд в штате Нью-Йорк предоставил военный лётчик-ас Виктор Утгоф. Большую роль в становлении компании Сикорского сыграл русский композитор Сергей Рахманинов, вложивший крупную сумму денег в акции компании[1][2][3][4].

В 1923—1939 годах Сикорский создал около пятнадцати типов самолётов, в том числе гидропланов. Наибольший коммерческий успех имели самолеты-амфибии S-38 и S-42, который использовался для пассажирских трансатлантических перелётов. В 1928 году Игорь Сикорский получил гражданство США. С середины 1930-х годов Сикорский занимается вертолетостроением. В 1939 году его компания объединилась с фирмой Vought, по итогам слияния была образована Vought-Sikorsky Aircraft, в этом же году был создан первый опытный вертолёт Vought-Sikorsky 300. С 1939 года занимался созданием вертолётов одновинтовой схемы, получивших широкое распространение, в том числе S-51, S-56, S-64. В 1942 году Сикорский создал первый в мире серийный вертолет Sikorsky R-4[1][2][3][4].

С 1939 по 1945 год за годы Второй мировой войны компания Сикорского выпустила для американской армии четыреста двадцать вертолетов S-47, S-48 и S-49. Благодаря Сикорскому к 1945 году США оказались единственной страной в мире, обладавшей собственной вертолётной промышленностью. С конца 1940-х годов Сикорский разрабатывал тяжелые транспортные машины, в том числе S-55 и S-60. Компания Сикорского первой в мире начала производить вертолёты с газотурбинными двигателями и вертолеты-амфибии. На его вертолётах были впервые совершены перелёты через Атлантический океан на S-61 в 1967 году и Тихом океане на S-65 в 1970 году с дозаправкой в воздухе[1][2][3][4].

В 1957 году Сикорский вышел в отставку, оставшись почетным консультантом созданной им компании, перед этим создав свой последний вертолёт S-58. В 1967 году Президент США Линдон Джонсон был награждён Национальной научной медали США в области инженерных наук с формулировкой:

За пионерскую разработку многомоторных летательных аппаратов, как сухопутных, так и морских, а также за разработку вертолета как полезного и важного средства воздушного транспорта

Скончался Игорь Иванович в 1972 году в городе Истоне (штат Коннектикут). Похоронен на кладбище Святого Иоанна Крестителя (англ. Saint John the Baptist Russian Orthodox Cemetery) в Стратфорде.

Общественная деятельность

В эмиграции возглавлял Толстовское и Пушкинское общества, занимался философией и богословием, а также принимал участие в деятельности эмигрантского монархического движения[1]. Входил в руководящий комитет Пушкинского фонда, созданного в 1935 году для подготовки к столетию со дня гибели поэта. Являлся одним из основателей, а с 1954 года — вице-президентом Толстовского фонда, занимавшегося оказанием финансовой помощи русским эмигрантам[2].

В 1930-х годах Сикорский состоял в Русском национальном союзе в Америке, с 1950-х годов состоял в Российском политическом комитете в Нью-Йорке. В качестве публициста печатался в газетах «Державная Русь» и «Воскресение России». Сикорский был противником украинского национализма, высказывал мнение, что территория Украины — неотъемлемая часть России: «как Техас или Луизиана — интегральная часть Соединенных Штатов»[2].

Сикорский был православным христианином, считал, что между религией и наукой нет противоречий, активно участвовал в церковной жизни. В 1941 году на его средства была построена Николаевская церковь в Стратфорде (штат Коннектикут), прихожанином которой он был до конца жизни (приход относился к Русской православной церкви за границей)[2].

Семья

Сикорский был женат дважды:

  • Первая супруга — Ольга Симкович. В браке с ней родилась дочь Татьяна Сикорская - фон Йорк (1918—2008), профессор социологии Университета Бриджпорт.
  • Вторая супруга — Елизавета Семёнова (1903—1995). В их семье было четверо сыновей: Сергей (род. 1925); Николай (род. 1926); Игорь (род. 1929) и Георгий (род. 1931)[2].

Награды

Российской империи
Иностранные

Признание

Галерея

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 Сикорский, Игорь Иванович Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 Сикорский, Игорь Иванович. ТАСС. Дата обращения: 17 августа 2024.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 Катышев Г. И., Михеев В. Р. Авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский. 1889—1972. — М.: Наука, 1989. — 176 с. — (Научно-биографическая серия). — ISBN 5-02-006748-2.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Михеев В. Р., Катышев Г. И. Сикорский. — СПб.: Политехника, 2003. — 624 с. — (XX век. Знаменитые конструкторы России). — 3000 экз. — ISBN 5-7325-0564-4.
  5. 5,0 5,1 Игорь Сикорский — великий изгнанник. Журнал «Живая история». Дата обращения: 17 августа 2024.
  6. Премия Джона Скотта Лауреаты. Дата обращения: 17 августа 2024.
  7. Национальная научная медаль Президента США. Официальный сайт Правительства США. Дата обращения: 17 августа 2024.

Литература

Ссылки