Жуковский, Николай Егорович

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Николай Егорович Жуковский
Николай Егорович Жуковский.jpg
Место рождения с. Орехово,
Покровский уезд,
Владимирская губерния,
Российская империя
Страна  Российская империя,
 РСФСР
Научная сфера механика
Место работы Московский университет,
ИМТУ,
Альма-матер Московский университет (1868)
Учёная степень доктор математики (1882)
Учёное звание член-корреспондент СПбАН (1894),
заслуженный профессор (1911)
Ученики Я. Д. Аккерман
А. А. Архангельский
Л. В. Ассур
В. П. Горячкин
Н. Б. Делоне
А. А. Микулин
Л. С. Лейбензон
Б. С. Стечкин
А. Н. Туполев
С. А. Чаплыгин
В. В. Шулейкин
Известен как создатель аэродинамики как науки
Награды и премии Орден Святой Анны 1-й степени Орден Святой Анны 2-й степени Орден Святого Станислава 1-й степени Орден Святого Станислава 2-й степени Орден Святого Владимира 3-й степени

Никола́й Его́рович Жу́ковский (17 января [5 января] 1847, село Орехово, Покровский уезд, Владимирская губерния, Российская империя — 17 марта 1921, Москва) — русский учёный в области механики, основоположник современной гидродинамики и аэродинамики, педагог и популяризатор науки. Член-корреспондент Петербургской Академии наук (1894), после Октябрьской революции член-корреспондент Российской Академии наук (1917)[1].

Биография

Детство

Николай Жуковский родился 17 января [5 января] 1847 года в селе Орехово Покровского уезда Владимирской губернии. Отец — Егор Иванович Жуковский — небогатый помещик, штабс-капитан, военный инженер, мать — Анна Николаевна Стечкина (из семьи помещиков Тульской губернии)[2]. После свадьбы родители Николая Жуковского купили небольшое имение в Орехово. Семья Жуковских была большой — в ней воспитывалось шесть детей — четыре сына (Иван, Николай, Валериян и Владимир) и две дочери (Мария и Вера)[3].

В Орехово Николай Жуковский жил до школьного возраста. Его воспитанием занималась няня — Арина Михайловна, а первым учителем стал студент — Альберт Ремпан. Ремпан, видя в своём ученике большие математические способности предсказал ему блестящее будущее[3].

Образование

С детства Николай проявлял интерес к науке и новым технологиям. В 1858 году поступил в четвёртую московскую гимназию. Жуковский, как и его отец, хотел стать инженером-путейцем, но из-за ограниченных финансовых возможностей родителей, ему не получилось поступить в Петербургский институт путей сообщения[2].

В 1864 году Жуковский окончил гимназию с серебряной медалью и поступил в Московский государственный университет на физико-математический факультет. После окончания университета Жуковский преподавал физику во 2-й московской женской гимназии, а позже — математику и механику в Московском высшем техническом училище, где через несколько лет стал профессором — доцентом кафедры аналитической механики, а в 1887 году — профессором химии. Кроме этого преподавал механику в академии коммерческих наук Москвы[2][4].

В 1876 году защитил магистерскую диссертацию на тему «Кинематика жидких тел». Диссертация стала первым серьёзным научным достижением Жуковского и была признана мировым научным сообществом. В 1882 году, за диссертацию «О прочности движения», получил степень доктора прикладной математики[4].

Семья

У Николая Жуковского было два ребёнка — сын и дочь. Дети были рождены от тамбовской крестьянки, которая работала прислугой в доме Жуковских. Дети Жуковского рано скончались. Сергей — сын Жуковского умер в возрасте 24 лет (1924 год), дочь Елена скончалась в 1920 году — причиной смерти стал туберкулёз[5].

Памятная монета 150-летие Николай Егорович Жуковский

Деятельность с 1900—1920 годы

В 1902 году стал руководителем сооружения одной из аэродинамических труб. В 1904 году Жуковский организовал воздухоплавательную секцию при Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии[4].

В 1910 году при Московском высшем техническом училище, которое впоследствии было преобразовано в Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, при участии Жуковского основана лаборатория аэродинамики. Совместно с Жуковским работала группа его учеников, которые впоследствии стали экспертами в различных областях авиационной науки и техники (Владимир Ветчинкин, Александр Архангельский, Гурген Мусинянц, Борис Стечкин, Андрей Туполев и другие). С 1913 года Николай Жуковский преподавал на курсах офицеров-лётчиков.[2].

Николай Жуковский не ограничивался только авиацией. В период Первой мировой войны он начал активно разрабатывать уникальную теорию бомбометания и баллистики артиллерийских снарядов. Под руководством Жуковского разрабатывались методы аэродинамического расчёта самолётных конструкций и расчёта на прочность. Всё это имело важное значение для подготовки конструкторов самолётов и пилотов[4].

Кроме этого, в годы Первой мировой войны, он и его студенты проводили лекции по баллистике, аэронавтике на курсах лётчиков-добровольцев, организованных военным ведомством при Московском высшем техническом училище[1].

После Октябрьской революции 1917 года Николай Жуковский и его молодые учёные активно включились в процесс создания новой советской авиации. В 1918 году студенты и ученики Николая Жуковского убедили его обратиться к властям с предложением о создании комплексного научного центра в Советской России. Инициатива профессора Жуковского была поддержана руководителем научно-технического отдела Высшего совета народного хозяйства Николаем Горбуновым, и 1 декабря 1918 года Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) начал свою работу[6].

Теоретические курсы для военных лётчиков, разработанные Николаем Жуковским, были преобразованы в Московский авиационный техникум, который в 1920 году стал известен как Институт инженеров Красного воздушного флота, а затем в Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н. Е. Жуковского[1].

Работы учёного легли в основу современной авиационной науки. Его исследования в области аэродинамики и гидродинамики привели к важным открытиям и новаторским методам расчётов[4].

3 декабря 1920 года, в связи с 50-летием научной деятельности профессора Жуковского, выпущено Постановление Совета Народных Комиссаров за подписью Ленина[7]. «В ознаменование пятидесятилетия научной деятельности профессора Н. Е. Жуковского и огромных заслуг его, как „отца русской авиации“, Совет Народных Комиссаров постановил»[8]:

  • «Освободить профессора Н. Е. Жуковского от обязательного чтения лекций, предоставляя ему право объявлять курсы более важного научного содержания».
  • «Назначить ему ежемесячный оклад содержания в размере ста тысяч (100 000) рублей с распространением на этот оклад всех последующих повышений тарифных ставок».
  • Установить годичную премию Н. Е. Жуковского за научные труды по математике и механике с учреждением жюри в составе профессора Н. Е. Жуковского, а также представителей по одному: от Государственного учёного совета, от Российской Академии наук, от физико-математического факультета Московского государственного университета и от Московского математического общества".
  • «Издать труды Н. Е. Жуковского».

17 марта 1921 года Николай Жуковский скончался в санатории «Усово» и был похоронен в Донском монастыре в Москве[1].

Научные труды

Полное собрание трудов Н. Е. Жуковского. Издание 1938 года

Исследования Жуковского стали базовыми для последующих открытий в истории воздухоплавания. Он разработал оптимально экономичные способы горизонтального полёта; сформулировал теорему о количественной величине подъёмной силы крыла самолёта; определил основные профили крыльев и лопастей винта самолёта; разработал вихревую теорию воздушного винта; изобрёл математический аппарат для решения задач обтекания крыла; установил закон распределения скорости у лопасти винта, который стал теоретической основой для проектирования воздушных винтов[1][2].

В фундаментальном труде «О парении птиц» Жуковским проанализированы механизмы полёта птиц, определены возможные траектории эволюции. В статьях «Падение в воздухе лёгких продолговатых тел, вращающихся около своей продольной оси» и «О присоединённых вихрях» учёный раскрыл принцип образования подъёмной силы крыла и сформулировал теорему для её расчёта. Работа «Теоретические основы воздухоплавания» стала доказательством эффективности изогнутого профиля крыла в сравнении с плоским[1].

В 19121918 годах Жуковский опубликовал серию статей под названием «Вихревая теория гребного винта», тем самым установил законы распределения скоростей на лопастях и заложил основу для проектирования воздушных винтов. Его исследования не ограничивались теоретическими аспектами. Жуковский создал инновационные аэродинамические трубы, где экспериментально изучал свойства крыльев, что позволило определить их оптимальные формы[1].

Основные труды

  • «Аналитическая геометрия в пространстве», 1886;
  • «О реакции вытекающей и втекающей жидкости»,1886;
  • «О движении вязкой жидкости, заключённой между двумя вращающимися эксцентрическими цилиндрическими поверхностями», 1887;
  • «Элементарная теория гироскопов», 1888;
  • «Теоретическое исследование о движении подпочвенных вод», 1888;
  • «Видоизменение метода Кирхгофа для определения движения жидкости в двух измерениях при постоянной скорости данной на неизвестной линии тока», 1890;
  • «Определение силовой функции по данному семейству траекторий», 1890;
  • «О парении птиц», 1891;
  • «Определение движения жидкости при каком-нибудь условии, данном на линии тока», 1891;
  • «Условия конечности интегралов уравнения», 1891;
  • «К вопросу о давлении диэлектрического газа в электрическом поле», 1893;
  • «О скольжении ремня на шкивах», 1894;
  • «К вопросу о разрезании вихревых шнуров», 1894;
  • «Условие равновесия твёрдого тела, опирающегося на неподвижную плоскость некоторою площадкою и могущего перемещаться вдоль этой плоскости с трением», 1897;
  • «Модель маятника Гесса», 1899;
  • «Об упругой оси турбины Лаваля и об осях с качающимися подшипниками», 1899;
  • «О влиянии давления на насыщенные водою пески» 1899;
  • «О движении материальной псевдосферической фигуры по поверхности псевдосферы», 1902;
  • «Геометрическая интерпретация теории движения полюсов вращения Земли по её поверхности», 1904;
  • «О трении смазочного слоя между шипом и подшипником» (соавторство Сергеем Чаплыгиным), 1904;
  • «Сочинения 1870—1910. Юбилейное издание», 1912;
  • «О движении воды на повороте реки», 1914;
  • «О снежных заносах», 1915;
  • «Бомбометание с аэропланов», 1916;
  • «Исследование устойчивости конструкции аэропланов», 1918;
  • «Движение волны со скоростью больше скорости звука», 1920[9].

Награды

Память

Заслуги Николая Жуковского отмечены многочисленными наградами и премиями. В его честь названы аэропорты, институты, корабли, улицы, медали и премии. Имя великого учёного навсегда вписано в историю как одного из основоположников современной авиации. Кроме того, его образ отражён в работах таких авторов, как Леонид Лейбензон, Аркадий Космодемьянский, Екатерина Домбровская. Об история жизни и деятельности Николая Жуковского снят ряд кинофильмов[10].

Премии имени Жуковского:

  • В 1920 году учреждена премия имени Жуковского, за выдающиеся работы по математике и механике.
  • В 1947 годау, в честь 100-летия со дня рождения Жуковского, Совет министров СССР учредил две ежегодные премии — стипендии Жуковского. 

Имя Николая Жуковского присвоено:

 Памятные места в России:

В кино

В 1950 году вышел биографический фильм «Жуковский», в котором показан его жизненный путь учёного. В 1977 году на экраны вышел фильме «Талант», а в 1979 году фильм «Поэма о крыльях» в которых отображены эпизоды из жизни Жуковского[13].

Памятники

Памятники Николаю Жуковскому, служат символом признательности и почитания его заслуг:

Помимо этих памятников, существует множество других монументов и бюстов Николая Жуковского по всей России и за её пределами. Все они служат напоминанием о вкладе учёного в развитие авиации[13].

Литература

  • Дружинина-Георгиевская Е. В. Человек летает. Биографическая повесть о жизни Н. Е. Жуковского. — Лениздат. — Л.,, 1947. — С. 155.
  • Лейбензон Л. С. Николай Егорович Жуковский : к 100-летию со дня рождения. — Москва ; Ленинград :: Издательство Академии Наук СССР, 1947. — С. 184.
  • Космодемьянский А. А. Н. Е. Жуковский — отец русской авиации. — Москва: Воен. изд-во, 1952. — 136 с. — (Научно-популярная библиотека солдата).
  • Арлазоров М. С. Жуковский. — Молодая гвардия. — М.:, 1959. — 302 с.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Гордость большой страны. Отец русской авиации.Учёный и конструктор Николай Егорович Жуковский.. livejournal. Дата обращения: 6 мая 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Отец русской авиации Николай Егорович Жуковский. Владимирская областная научная библиотека. Дата обращения: 6 мая 2024.
  3. 3,0 3,1 Семья Н. Е. Жуковского. Научно-мемориальный музей профессора Н.Е. Жуковского. Дата обращения: 12 мая 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Николай Жуковский: биография и достижения. Проект «Россия. 1000 поводов для гордости». Дата обращения: 6 мая 2024.
  5. Николай Жуковский. Отец русской авиации, в честь которого назван подмосковный город. 2024-06-04 (memorycode.ru).
  6. История. Об институте. ЦАГИ. Дата обращения: 8 мая 2024.
  7. Биография Николая Жуковского. РИА Новости. Дата обращения: 4 июня 2024.
  8. 3 декабря. Постановление СНК в связи с 50-летием научной деятельности профессора Н. Е. Жуковского. docs.historyrussia.org. Дата обращения: 4 июня 2024.
  9. 9,0 9,1 Жуковский Николай Егорович. Летопись Московского университета. Дата обращения: 6 мая 2024.
  10. 10,0 10,1 К 176-летию со дня рождения профессора Н. Е. Жуковского. Государственный музей истории космонавтики в Калуге. Дата обращения: 8 мая 2024.
  11. Семья Н. Е. Жуковского. Научно-мемориальный музей профессора Н.Е. Жуковского. Дата обращения: 6 мая 2024.
  12. Усадьба Н.Е. Жуковского. Мемориальный Дом-музей усадьба Н.Е. Жуковского. Дата обращения: 6 мая 2024.
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 Николай Егорович Жуковский. КФ МГТУ им. Н. Э. Баумана. Дата обращения: 9 мая 2024.

Ссылки

Научно-мемориальный музей профессора Н. Е. Жуковского

Жуковский Николай Егорович

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!