Ревизская сказка
Реви́зская ска́зка — это переписи податного (то есть обязанного платить налоги) населения. Ревизские сказки составлялись во время переписей — ревизий — в XVIII — середине XIX веков в Российской империи. Проведение таких переписей было необходимо для учёта населения. Результаты этих ревизий фиксировались в специальных документах — ревизских сказках. Название «сказка» происходит от слова «сказать»[1]. Это связано с тем, что переписчики записывали информацию, полученную от опрошенных лиц, на основе их слов.
Ревизская сказка представляет собой ценный исторический источник, отражающий данные о составе населения и социально-экономическом положении Российской империи в указанный период времени[2].
Особенности
В Российской империи было проведено 10 ревизий, по итогам которых были составлены ревизские сказки[3].
Номер ревизии | Дата указа о ревизии | Год начала | Сроки ревизии |
---|---|---|---|
1 | 26 ноября 1718 года | 1719 | 1719 —1727 |
2 | 16 декабря 1743 года | 1744 | 1744 — 1747 |
3 | 28 ноября 1761 года | 1762 | 1762 — 1765 |
4 | 16 ноября 1781 года | 1782 | 1782 — 1787 |
5 | 23 июня 1794 года | 1794 | 1794 — 1808 |
6 | 18 мая 1811 года | 1811 | 1811 — 1812 |
7 | 20 июня 1815 года | 1815 | 1815 — 1826 |
8 | 10 июня 1833 года | 1833 | 1833 — 1835 |
9 | 11 января 1850 года | 1850 | 1850 |
10 | 3 июня 1857 года | 1857 | 1857 — 1860 |
В ревизских сказках указывались имя, отчество и фамилия (если она имелась) владельца двора, его возраст, имена и отчества членов его семьи, их возраст и отношение к главе семьи. Каждого человека, подлежащего налогообложению, в таких документах называли ревизской душой[4].
В промежутках между ревизиями ревизские сказки должны были уточняться. В этом случае проверялось наличие каждого учтённого человека, а в случае его отсутствия фиксировалась причина: умер, в бегах, отселён, в солдатах[1]. Именно поэтому каждая ревизская душа до следующей ревизии считалась «живой» даже в случае смерти человека. У этого явления есть две стороны: значительный промежуток времени позволял повышать собираемость налога, но при этом создавал условия для злоупотреблений[4], описанных в поэме «Мёртвые души» русского писателя-реалиста Н. В. Гоголя.
Материалы ревизских сказок поступали в Камер-коллегию — учреждение, регулирующее налогообложение в стране. Архив этого учреждения, включающий ревизские сказки, в настоящее время является фондом 350 «Ландратские книги и ревизские сказки» Российского государственного архива древних актов в Москве. Ревизские сказки описаны во 2 и 3 (наряду с делопроизводственными материалами) описи[5].
Структура сказки
Единообразное оформление ревизской сказки вводится с 7-ой ревизии в 1815 году. Она становится проще, чётче, а запись ведётся по семьям. С этого момента ревизская сказка содержит в себе следующие основные категории информации: дату (год, месяц, число подачи), местоположение (губерния, уезд, село), информацию о владельце крепостного селения (если сказка дана по помещичьему селу), номер семьи, состав семьи «по последней ревизии», данные о «выбывших» и «прибывших» людях, временно отсутствующих, и текущая информация о составе семьи на момент ревизии[6]. В конце сказки присутствуют подписи ответственных лиц.
Состав семьи фиксировался в сказке поочередно для мужчин и женщин: левая и правая половина листа соответственно. Все сведения в ревизской сказке представлены следующим образом[7]:
- № двора по ревизии;
- фамилия, имя и отчество главы семьи и всех проживающих совместно родственников мужского пола;
- возраст, указанный в предыдущей ревизии;
- отметка о выбытии или отсутствии во время ревизии и указание времени;
- возраст на текущую ревизию;
- имена и отчества всех родственниц женского пола;
- отметки о выбытии или отсутствии во время ревизии и указание времени;
- возраст на момент проведения ревизии[7].
Списки
Были слои населения, не считавшиеся податным, то есть освобождённые от уплаты налогов. Этих людей не включали в ревизские сказки. К таким категориям относились:
- купцы первой гильдии;
- потомственные и личные дворяне;
- именитые люди;
- почётные граждане[8].
В деревнях к числу податного населения относились крестьяне (ясачные, монастырские, архиерейские, черносошные, удельные, приписные заводов). В городах к в категорию налогоплательщиков были включены мещане, однодворцы, сельские обыватели, ремесленники, рабочие, посадские, купцы и другие[9].
В деревне ревизские сказки составлялись со слов старосты, для сбора информации о населении в городах назначали чиновника из городского управления. Крестьян, принадлежавших помещикам, переписывали управляющие[6].
Источниковедение
Этнологи использовали материалы ревизских сказок в качестве источника для изучения этнических типов семьи и домохозяйства. Так, сказки 5 — 10 ревизий из Тобольского архива использовала этнограф Р. К. Сатлыкова, которая выяснила, что в Прииртышье в на конец XIX века — начало XX века численность татар достигала 15 000, ведущим типом была малая семья, а брачные связи заключались в пределах региональной этнической группы[10].
В качестве источника информации ревизские сказки используются в истории, генеалогии и экономике (демографии). Учёные исследуют историко-демографические процессы, историю крестьянства, численность населения в разных частях страны[2]. Так, в диссертации М. А. Марковой ревизские сказки исследуются вместе с метрическими книгами, исповедными росписями и клировыми ведомостями. М. А. Маркова отмечает, что привлечение ревизских сказок особенно актуально при изучении демографического состояния страны в первой половине XIX века[11].
В статье Н. М. Арсентьева и А. И. Егуновой «Ревизские сказки: новые возможности исторического исследования» обращается внимание на результаты компьютерной обработки данных ревизских сказок 5—8 ревизий. Учёные продемонстрировали итоги исследования трёх крупных сёл в Пензенской губернии в виде диаграммы половозрастного состава, определили прирост населения, рождаемость, смертность, охарактеризовали структуру и типологию семьи[12].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Души мёртвые и живые. Изучаем ревизские сказки . Дата обращения: 19 августа 2023.
- ↑ 2,0 2,1 Ульянова Г. Н., Троицкая И. А. Ревизские сказки как источник в историографии 1970-х — 2010-х годов // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви : сборник. — 2016. — № 4 (71). — С. 118—135.
- ↑ Данилевский И. Н., Кабанов В. В., Медушевская О. М., Румянцева М. Ф. Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники рос. истории : учеб. пособие для гуманит. спец.. — М.: РГГУ, 1998. — 701 с.
- ↑ 4,0 4,1 Главные документы генеалога: ревизские сказки . Familio. media. Дата обращения: 19 августа 2023.
- ↑ Кащенко С. Г. Современные исследования по исторической демографии России. Особенности массовых источников и некоторые проблемы их изучения // Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер» : журнал. — 2002. — № 30. — С. 182—183.
- ↑ 6,0 6,1 Ревизские сказки и дозорные книги Российской империи . Дата обращения: 19 августа 2023.
- ↑ 7,0 7,1 Хворова О. В. Структура ревизских сказок Российского государства 18 века. — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 89—91.
- ↑ Шагапова О. М. . 1979. — М.: Наука, 1979. Памятники русского языка. Исследования и публикации / Голышенко В. С., Сумкина А. И.. — М.: Наука, 1979. — С. 65—75. — 252 с.
- ↑ Хитрова В. И. Воронежские ревизские сказки XVIII в. // Источники по истории русского языка : [сборник статей / Акад. наук СССР, Ин-т рус. яз.] / Котков С. И.. — М.: Наука, 1976. — С. 51—59. — 263 с.
- ↑ Сатлыкова Р. К. Татары Среднего Прииртышья (хозяйственный уклад, общинная организация и семейные отношения в конце XVIII – начале XX в.) . Дис. … канд. ист. наук. — М., 1986.
- ↑ Кащенко С. Г., Маркова М. А. Население уездов столичной губернии в XVIII — первой половине XIX века: историко-демографические очерки. — СПб., Брянск: Курсив, 2013. — 198 с.
- ↑ Арсентьев Н. М., Егунова А. И. Ревизские сказки: новые возможности исторического исследования // Круг идей: модели и технологии исторической информатики. — М., 1996. — С. 214—229.