Метрическая книга

Материал из «Знание.Вики»
Метрическая книга православного прихода. Запись бракосочетаний. 1903 год

Метри́ческая книга — книга регистрации рождений, браков и смертей, записи в которую вносились церковными священнослужителями различных конфессий по определённым регламентам. Предшественниками метрических книг были европейские приходские регистры, появившиеся в XIIXIII веках Италии и Франции.

В метрических книгах велась хронологическая регистрация событий крещения (рождения), венчания (брака), погребения (смерти) конкретных лиц. С XIII века метрические книги фиксировали прежде всего культовое событие, приобретшее впоследствии значение юридического факта посредством его записи приходским священником[1]. Появление метрических книг было обусловлено формированием государственности и бюрократического аппарата: возникла необходимость в регистрации населения и демографических событий. Помимо своего гражданского — правового значения метрические книги служили источником статистического материала.

История

Метрические книги в России явились аналогом европейских приходских регистров. Историю создания и ведения метрических книг исследователи подразделяют на шесть периодов.

  1. 16661772 годы. «Пустынный период». Приняты нормы ведения книг, но сами книги практически не ведутся и не хранятся.
  2. 17721775 годы. Становление метрикации. Начало повсеместного ведения метрических книг. Потребление государством информации статистического характера.
  3. 1775—1837 годы. Упрочение правого статуса источника. Завершение развития формуляра.
  4. 1837—1917 годы. Устойчивый формуляр. Персональная информация активно потребляется как частными лицами, так и государством.
  5. 1917—1920 -е годы. Метрические книги отменены законом, но их ведение продолжается до создания органов ЗАГС на местах.
  6. С 1920—по настоящее время. Период хранения, документирования, изучения[1].

Указом Петра I от 14 апреля 1702 года «О подаче в Патриарший духовный приказ приходским священникам недельных ведомостей о родившихся и умерших» было узаконено ведение метрических книг в Российской империи[2]. Первые метрические книги не имели четкого шаблона и писались в свободной форме. В мае 1722 году было принято «Прибавления к Духовному регламенту», которое устанавливает обязательное повсеместное ведение метрических книг в Российской империи[3]. Далее был введён целый ряд дополнительных уточнений: о форме ведения, количестве разделов и списке сведений, обязательных к заполнению священниками. В 1724 году Указом Синода впервые были введены графические формы метрических книг и уточнены особенности их ведения. С 1779 года после издания Указа Синода «Об исправном содержании метрических книг во всех приходских церквах» наличие книг в приходах и консисториях стало обязательным.

В 1802 году Указ Синода «О содержании в предписанном порядке метрических книг» запретил хранить книги в домах священников и делать записи о крещении, венчании и отпевании в разных книгах. С этого времени все записи регистрации должны были осуществляться в одной общей книге[4]. В 1838 году Указом Синода был утвержден окончательный формуляр ведения метрических книг, новая форма метрик, регламент ежемесячного свидетельства подписью и подсчета причтом количества родившихся, умерших и сочетавшихся браком[5].

Запись о родившихся в метрической книге. 1913 год

С 1918 года церковь была отделена от государства и больше не могла фиксировать акты гражданского состояния. Основу организации органов ЗАГС положил Декрет Совета народных комиссаров РСФСР от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». Чуть позднее был принят Декрет «О расторжении брака». Функция регистрация актов гражданского состояния перешла в ЗАГСы, было установлено ведение отдельных книг «О браке», «О рождении», «О смерти» и другие.

Структура и содержание

С 1838 года Указом Синода было утверждено три раздела метрических книг: «О родившихся», «О бракосочетавшихся», «Об умерших», а также, появилась жёсткая табличная форма. Тетради для ведения метрических книг, напечатанных типографским способом, появились не сразу, поэтому часто встречаются страницы, разлинованные от руки[6].

В разделе «О родившихся» указывались дата рождения и крещения, имя и фамилия, место жительства и вероисповедание родителей и восприемников (крестных родителей), законность и незаконность рождения, сословие, социальный статус и род занятий.

  • Столбец «Счет родившихся» состоял из двух колонок, указывающих на пол младенца.
  • Столбец «Месяц и день» был разбит на две колонки: «Рождение» и «Крещение».
  • В столбце «Имя родившегося» кроме написания имени, данного младенцу, делалась метка «незаконнорожденный», если ребёнок был рожден матерью, не состоящей в браке.
  • В столбце «Звание, имя, отчество и фамилия родителей, и какого вероисповедания» в метрических книгах XVIII и начала XIX веков могло быть указано только имя и место жительства отца. Со второй четверти XIX века стали указывать и имя матери. Например: «Вотчины господина Надворного Советника и кавалера Николая Александровича Геннади села Бекрень крестьянин Иван Михайлов и законная жена его Марфа Филиппова оба они православного вероисповедания».
  • В столбце «Звание, имя, отчество и фамилия восприемников» указывались данные крестных родителей. Крестными обычно становились близкие родственники или соседи родителей новорожденного, также могли восприемниками стать покровители семьи.

Раздел «О бракосочетавшихся» включал в себя дату венчания, фамилию, имя, отчество, место жительства, вероисповедание жениха и невесты, возраст вступления в брак, фамилии и имена свидетелей — поручителей, также указывалась кратность брака для жениха и невесты, сословие, социальный статус и род деятельности.

Раздел «Об умерших» содержал дату смерти и погребения, фамилию, имя, отчество умершего, место жительства, возраст, причину смерти, место захоронения.

Правила ведения и учёта

Правила ведения и учёта метрических книг были установлены Синодом. В консистории или в духовном правлении приходским священникам выдавались незаполненные бланки, собранные в метрические тетради. Приходские священники должны были регулярно и аккуратно вести записи в двух экземплярах метрических книг. Дважды в год благочинным проводились проверки правильности заполнения, ведения, хранения метрических книг. Во избежание подлогов, ошибок, упущений ответственность за каждую запись возлагалась на весь церковный причт. Один из экземпляров ежегодно направлялся в духовную консисторию — уч­ре­ж­де­ние епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния и ду­хов­но­го су­да Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви, не­по­сред­ст­вен­но под­чи­нён­ное епар­хи­аль­но­му ар­хие­рею и под­ве­дом­ст­вен­ное Свя­тей­ше­му Си­но­ду, второй экземпляр оставался в церкви. Благодаря этому документация сохранялась в архивах, в зависимости от церковно -административного подчинения церквей.

Консисторский экземпляр, включал в себя метрические тетради рождения, брака, смерти за один год по всем приходам одного уезда или города. Сшитый в единый том, он достигал 1000—1200 листов. Приходский экземпляр включал записи рождений, браков и смертей только одного конкретного прихода за несколько лет. До 1840-50-х годов приходская метрическая книга включала все виды регистрации, позднее каждый вид регистрации велся в отдельной книге. Объём приходской метрической книги чаще всего был около 200—250 листов. Полную юридическую силу имели документы, выданные на основе консисторского экземпляра.

Архивное хранение метрической книги

Законы относительно правильного ведения метрических книг были изданы в Российской империи: для католиков — в 1826 году, для магометан — в 1828 и в1832 году, для евреев —в 1835 году. В 1872 году ведение метрик распространилось и на мусульман Заквказского края. Всеми этими законами ведение метрических книг было вверено духовенству соответствующих вероисповеданий. Гражданская регистрация актов состояния существует для раскольников с 1874 года, для баптистов с 1879 года. Законом от 19 апреля 1874 года регистрация актов состояния у раскольников возложена на полицию[7].

Хранение

До 1918 года консисторские экземпляры метрических книг хранились в архивах консисторий, приходские экземпляры — непосредствеено в приходских церквях. После 1918 года, достаточно длительное время, многие приходские экземпляры метрических книг конца XIX—начала XX веков хранились в ЗАГСах. При обращении граждан советских республик, родившихся до 1917 года, с заявлениями на выдачу свидетельств и паспортов, персональные данные сверялись с записями в метрических книгах.

Постепенно приходские экземпляры метрических книг передавались в государственные и областные архивы. По законодательству бывшего СССР и большинства стран СНГ, метрические книги в течение 75 лет хранились в органах ЗАГС, после чего передавались в государственные архивы на постоянное хранение[8]. Все сохранившиеся метрические книги и книги ЗАГС до 1925 года включительно должны храниться в областных, краевых или региональных архивах по месту события. Российский государственный исторический архив, находящийся в Санкт-Петербурге содержит фонды консисторий и фонд Святейшего Синода. Незначительная часть приходских экземпляров метрических книг хранится в музеях, библиотеках, частных коллекция. Трагические события российской истории, революция и войны, нанесли большой урон архивным собраниям, коллекциям многих региональных архивов, что привело к утрате части метрических книг различных приходов.

В 1996 году между Генеалогическим обществом штата Юта (США) и Российским обществом историков-архивистов (РОИА), а в его лице со всеми российскими архивами было заключено «Соглашение о культурном сотрудничестве в выявлении и исследовании генеалогических документов (до 1917 года), хранящихся в фондах государственных архивов РФ, и создании на них страховых копий (на микрофильмах)». По этому Соглашению Генеалогическое общество штата Юта микрофильмировало документы генеалогического характера (метрические книги, исповедные росписи и ревизские сказки) в российских архивах, делая две копии микрофильмов. Одну они забирали к себе на хранение в Гранитную гору, а вторую оставляли нашим архивам в качестве страховой копии. Полученные в результате работы по этому Соглашению электронные копии документов из российских архивов (метрические книги, исповедные росписи, ревизские сказки и прочее) Генеалогическое общество штата Юта в 2011 году начало размещать на своем международном генеалогическом портале.

Роль в современных исследованиях

Записи о рождении, браке и смерти, содержащиеся в метрических книгах, являются одним из основных источников информации при генеалогических исследованиях [9]. В настоящее время исследование семейной истории становится все более популярным в России. Российские граждане, интересующиеся историей своей семьи, для получения информации о рождении, браке, смерти своих предков могут обратиться с запросом в региональные или государственные архивы, а также подать заявку на выдачу интересующих их метрических книг в читальный зал архива[10] С 2020 года многие российские государственные и региональные архивы начали предоставлять исследователя доступ к оцифрованным копиям метрических книг на своих сайтах, что безусловно упрощает поиск информации о предках. Одним из первых стал Центральный Государственный Исторический Архив Санкт-Петербурга[11].

Будучи основным источником генеалогической информации, метрические книги также являются источником по локальной истории населения[12]. В XXI веке развиваются новые направления и применяются новые методы в использовании информации из метрических книг, использующие методы математического и демографического анализа. Для обработки оцифрованных текстов метрических книг активно используется Искусственный интеллект.

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 Антонов Д. Н. Анонова И. А. Метрические книги России XVIII - начала XX в / Научный редактор Каштанов С. М.. — Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2006. — С. 22-39.
  2. Полное собрание законов Российской империи. 1 изд.Т.4 №1908. — СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. канцелярии, 1830.
  3. Полное собрание законов Российской империи 1 изд. Т. 6. № 4022. — СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. канцелярии, 1830.
  4. Орешкова Ю. А. Особо ценные документы XIX в. в историко-культурном наследии Хакасии (по метрическим книгам ГКУ РХ "Национальный архив".
  5. Жирнов Е. «Но присылки в Синод ниоткуда не видно» // "Коммерсант" : газета. — 2024. — 17 февраля.
  6. Спичак А. В. Эволюция оформления метрических книг в Тобольской епархии в XVII – начале XX веков // Вестник Южно-Уральского Государственного Университета. Серия социально-гуманитарные науки. : сборник. — 2016. — Т. 16, № 2. — С. 54—61. — ISSN 63.2 ББК 63.2.
  7. Метрические книги // Энциклопедический словрь. Издатели: Брокгауз Ф. А. Эфрон И. А. : словарь. — 1896. — Т. XIX. — С. 203.
  8. Письмо Росархива от11.10.2006 N 6/1875-К О направлении Рекомендаций по использованию книг государственной регистрации актов гражданского состояния и метрических книг, переданных в государственные архивы. Законы, кодексы и нормативно- правовые акты Российской Федерации. ЮИС Легалакт (11.10. 2006).
  9. Пашинин А. В. Метрические книги как источник составления родословных // Власть : журнал. — 2012. — Ноябрь. — С. 198—201. — ISSN 2071-5358.
  10. Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральное Архивное Агентство. Рекомендации по использованию книг Государственной регистрации актов гражданского состояния и метрических книг, переданных в государственные (11 октября 2006).
  11. Вовк В. Как найти предков за пять секунд: представлена электронная база данных метрических книг православных церквей Санкт-Петербургской губернии // Петербургский дневник : газета. — 2023. — 27 апреля.
  12. Приходской и консисторский экземпляры метрической книги. Поколения Пермского края. Дата обращения: 1 марта 2025.

Ссылки