Портрет С.В. Рахманинова (художник К.А. Сомов)
Константин Сомов | |
Портрет С.В.Рахманинова. 1925 год | |
Картон, масло. 63,7 × 51,6 см | |
Государственный Русский музей, Москва |
«Портрет С. В. Рахманинова» — портрет русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова, выполненный художником Константином Сомовым в 1925 году.
В феврале 1924 года Константин Андреевич Сомов выполнил карандашом портрет Рахманинова, которым остался недоволен («Вышел он у меня грустным демоном»), но семья композитора считала, что художник изобразил его душу. В мае 1925 года фирма Стейнвей заказала Сомову большой портрет композитора для зала Карнеги-холл в Нью-Йорке. Этюдом к этой работе послужил холст Русского музея, написанный в течение двух недель, в замке Корбевиль в Орсэ. Автор остался недоволен этим полотном и лишь год спустя закончил его, вписав пейзажный фон. Портрет С. В. Рахманинова, который К. А. Сомов написал в 1925 году во Франции, принадлежит к числу наиболее известных произведений, созданных художником в эмиграции[1].
История создания
Фирма «Стейнвей и сыновья» планировала использовать портрет Рахманинова, написанный Сомовым, для репродуцирования на рекламных плакатах, афишах концертов, конвертов грампластинок.
Портрет С. В. Рахманинова обязан своим появлением соревнованию, между художниками Б. М. Кустодиевым и К. А. Сомовым, принадлежавших к объединению «Мир искусства»[2]. Художники писали друг для друга произведения на условленные темы и обменивались ими.
Обсуждая заказ на портрет с Рахманиновым и его семьёй, решили сделать его на фоне русской весны с цветущими вишнями, лучами солнца и радугой. Русская весна, навеянная его музыки «Весна». Речь здесь идёт о кантате на стихотворение Н. А. Некрасова «Зелёный шум» для баритона, смешанного хора и оркестра, ор. 20. Композитор написал «Весну» в 1902 году; она стала популярной, и Рахманинов часто включал эту кантату в программу своих концертов[2].
Сомов тяжело работал над портретом. Шестью месяцами ранее, в декабре 1924 года, он очень быстро, в два карандаша, нарисовал Рахманинова, и эта работа была признана удачной не только самим композитором и всеми его домашними и друзьями, но даже самим художником, насколько его вообще удовлетворяли собственные произведения. Сомовская едкость заставляет внимательнее вглядываться в его портреты. На этот раз, в августе 1925 года, все с самого начала пошло не так.
Это произведение можно сравнить с работой того же жанра — знаменитым портретом Шаляпина кисти Б. М. Кустодиева, где певец в роскошной шубе возвышается над городком, в котором происходит масленичное гуляние. Сопоставить картины интересно и в силу личных взаимоотношений, которые связывали Рахманинова и Шаляпина. Безусловно, Сомов хорошо знал портрет Шаляпина и вполне мог видеть его ещё на мольберте. Он часто бывал дома у Кустодиева, особенно часто — 1923 году, там проходили собрания петроградского оргкомитета Выставки русских художников в Америке. Сомов являлся одним из организаторов и отбирал для неё произведения. У Сомова в портрете Рахманинова тоже есть отсылка к заочному состязанию в плакатах: на нём, как и на эскизе плаката американской выставки, изображён чистый пейзаж, причём некоторые мотивы совпадают или близки друг другу (берёза, опушка леса или сада)[2].
Сюжет
На полотне Рахманинов сидит на фоне раскидистой зелени. Это связано с договоренностью между художником и композитором. Сквозь ветви деревьев пробиваются солнечные лучи, отбрасывающие тени на смуглое лицо композитора с легким средиземноморским загаром.
Рахманинов изображен глубоко задумавшимся. Портрет передаёт сосредоточенность и внутреннее напряжение — это выражается в глубоком взгляде и крепко сжатых пальцах ладони. Один его глаз чуть больше второго, что связано с болями неврологического характера, которые не мог обойти стороной внимательный художник.
Все цвета картины объединены общей тональностью — преимущественно это оттенки коричневого. Этюд исполнен в необычной для Сомова широкой, свободной живописной манере. Светло-песочного цвета кардиган, густо-синий галстук и белый крахмальный воротничок рубашки — вот цветовые аккорды фигуры Рахманинова. Сомов стремился дать сконцентрированную, предельно ёмкую характеристику духовного облика человека при полной внешней его неподвижности[3].
Детали и описание
Работа над портретом состояла из двух этапов. В начале написан живописный эскиз — погрудный портрет, в характерной этюдной технике, широкими мазками. На лице они многократно перекрывают друг друга; нижние веки и щёки производят впечатление «заработанных», что не свойственно для живописных портретных эскизов Константина Сомова, но распространено в его графике. Тени и полутени зачастую отмечены отдельными мазками кисти. Свет и рассеянные по всему лицу блики сообщают лицу композитора глянцевость, делают его похожим на маску — художник держится здесь в рамках своей портретной концепции[4]. Маска Рахманинова вышла у Сомова простой.
Второй, окончательный вариант, художник дописывал в отсутствие модели, на «заработанность» лица Рахманинова нет и намёка: оно блестит. Ироническая подоплёка, которая имеет место во многих произведениях Сомова, оказалась совершенно неуместной для парадного портрета, к тому же предназначенного для рекламы.
Композитор сидит на стуле с нотами в руках. Вероятно, он сочиняет, и погруженный в это занятие, смотрит вперед мимо зрителя — его взгляд нельзя поймать. Сомову не удалось раскрыть здесь внутренний мир Рахманинова, его образ лишён личного содержания. Складки одежды композитора безжизненны, и нет дневниковых записей, позволяющих проследить работу над портретом день за днём.
Фигура Рахманинова не связана с пейзажем позади неё и словно наклеена на фон. По замыслу Сомова, их должна была связывать радуга, которая словно входит в левое ухо композитора. В композиционном отношении радуга пришлась кстати, разделив изобразительное пространство почти по диагонали на две равные части: портрет помещён в нижней правой части картины, пейзаж — в верхней правой. Однако это разделение ещё больше разграничивает планы, отрывает фигуру Рахманинова от роскошного весеннего сада.
Последний фон, написан несколько сумбурно, собраны все типичные для Сомова пейзажные элементы. Художник и описывает его в письме к сестре как типический:
«Тема фона дана была мне вольной и я её выработал с Сергеем Васильевичем Рахманиновым. Пейзаж с цветущими фруктовыми деревьями, прошедшая гроза (конечно, две радуги, уж без этого мне нельзя), молодые берёзы, прудик, освещённый солнцем, ярко-зеленая трава»[5].
В описании идет речь о двух радугах — вторая помещена позади фигуры композитора, на дальнем плане. Она не имеет столь важного композиционного значения, как первая, но, тем не менее, Сомов дважды повторил мотив и специально отметил его значимость в письме к сестре.
Данным портретом, Сомов показал, что он — намного более интеллектуальный художник, чем его соперник. Даже незначительный пейзажный мотив открывает целую сеть смыслов и коннотаций, пронизывающих и все искусство Сомова, и всю его жизнь. Этим и ценен казалось бы неудачный портрет Рахманинова[6].
В 1964 году супруги Михаил и Софья Брайкевич подарили Русскому музею этюд к портрету С. В. Рахманинова, исполненный Константином Сомовым в первые годы эмиграции в Америку.
Примечания
- ↑ Коллекция Государственного Русского музея . Дата обращения: 28 июля 2023.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Голубев, П.С. "портрет С. В. Рахманинова" К. А. Сомова (1925) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение» . Ciberleninka (2018). Дата обращения: 28 июля 2023.
- ↑ Журавлева Е.В. Константин Андреевич Сомов. — М., 1980..
- ↑ Голубева П. С. Сомов К. А. Дневник. 1917—1923. — 2017. — С. 98.
- ↑ Голубев П. С. Художники русской эмиграции в критических высказываниях К. А. Сомова (на материалах его дневника 1925—1934 гг.). — 2014.
- ↑ Алленов М.М. Портретная концепция К. Сомова. — 1982.
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |