Позднеев, Алексей Матвеевич

Материал из «Знание.Вики»
Алексей Матвеевич Позднеев
Pozdneev AM.jpg
Дата рождения 27 сентября 1851(1851-09-27)
Место рождения Орёл, Российская империя
Дата смерти 30 сентября 1920(1920-09-30) (69 лет)
Место смерти Ростов-на-Дону
Страна  Российская империя
Научная сфера монголоведение
Место работы Императорский Санкт-Петербургский университет (Восточный факультет), Восточный институт, Практическая Восточная академия
Научный руководитель В. П. Васильев
Ученики Г. Ц. Цыбиков, Е. Ф. Зире, Г. В. Подставин, Н. Б. Бадмаев, А. Я. Скворцов (Амфилохий)
Известен как Учёный-монголовед, также внёсший вклад в буддологию, синологию и др. Педагог. Один из основателей Восточного института.
Награды и премии Большая золотая медаль РГО

Алексе́й Матве́евич Поздне́ев (1851, Орёл, Российская империя — 30 сентября 1920, Ростов-на-Дону, РСФСР) — российский учёный, востоковед, монголовед[1]. Специалист по монгольскому и калмыцкому языкам, профессор.

Деятель российского высшего образования. Основатель и первый ректор Восточного института во Владивостоке (1899—1903).

Автор трудов по буддологии и синологии. Является одним из ярких представителей российского монголоведения[2].

Биография

Родился 27 сентября 1851 году в городе Орёл[3], Российская империя, в семье православного священника.

Поступил на факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета[4]. Учился на монгольском отделении. На втором курсе начал заниматься калмыцким языком. Вместе с экспедицией в 1874 году прошёл по Калмыцкой степи в поисках памятников устного народного творчества. Во время этой экспедиции молодой учёный записывал калмыцкие народные сказки[3].

Написал научную работу «Материалы для истории Тибета», после этого в 1876 году утверждён в учёном звании кандидата. В том же году он окончил университет и сразу же отправился в Монголию в составе экспедиции Григорий Потанина. Данная экспедиция была организована Русским географическим обществом[2].

Занимался преподавательской деятельностью на факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета. Среди его учеников был Гомбожаб Цыбиков, который впоследствии. под видом паломника, совершил тайное путешествие в закрытый тогда Тибет[5].

В этом путешествии им были собраны большое количество монгольских рукописей и ксилографов[3].

В 1892 году составил первую в России «Калмыцкую хрестоматию», впоследствии этот труд был дважды переиздан. В хрестоматию вошли литературные и исторические произведений калмыков, а также рассказы для детей[3].

В 1896 году Позднеев совершил очередную поездку в Калмыкию, где он приобрёл рукописи о путешествии калмыцкого ламы Бааза-бакши в Тибет. Вернувшись в столицу он издал эти записи[3].

В 1899 году, по поручению императора России Николая II он приехал во Владивосток[6]. с целью организовать в этом городе Восточный институт[2]. Позднеев стал его первым ректором. В институте изучали китайский, маньчжурский, корейский, монгольский и японский языки. Вуз готовил специалистов для дальнейшей работы по административным и торговым делам. Возглавлял институт до 1903 года. На посту ректора его сменил родной брат Дмитрий, японист и китаист[3].

Стал автором первого в мире научного калмыцко-русского словаря, который был издан в 1911 году.

Написал научный труд «Памятники исторической литературы астраханских калмыков в подлинном калмыцком тексте»[2].

Помимо научной работы он занимался организацией просвещения для калмыцких детей. Сделал ряд шагов по улучшение народного образования кочевников. Сотрудничая с калмыцкими буддийскими ламами учёный написал словарь для калмыцких школ.

Перевёл на калмыцкий язык биографии Михаила Ломоносова и Александра Суворова, а также написал книга для детского чтения[3].

Написал более 120 научных трудов, среди которых 17 монографий[2].

В 1917 году не принял Октябрьскую революцию и уехал с семьёй на юг России[2].

Летом 1919 года на историко-филологическом факультете Донского университета он организовал кафедру монгольского и калмыцкого языков.

Умер в 1920 году в Ростове-на-Дону[2].

Политические взгляды

По своим политическим взглядам был русским националистом и монархистом. Состоял членом различных правых организаций. В частности, входил в Русское Окраинное Общество (РОО), которая была культурно-просветительской патриотической организацией правого толка. РОО боролась с сепаратизмом национальных окраин Российской империи. На заседании этой организации Позднеев в 1908 году выступил с докладом «Современное состояние дальневосточных окраин России» (1908)[7].

Семья

Супруга — Вера Николаевна. В семье родилось двое сыновей и трое дочерей.

Избранные труды

  • О монгольской исторической литературе по 65 памятникам, хранящимся в Санкт-Петербургском университете // Восточное обозрение. — № 5—6.
  • О древнем китайско-монгольском историческом памятнике Юань-чао-ми-ши // Известия Императорского археологического общества. СПб., 1884. — Т. Х, вып. 3—6. — С. 245—259. Отд. отт. 22 с. + 1 табл.
  • Несколько слов об астраханских калмыках // Восточное обозрение. — 1883. — № 46—48.
  • К вопросу о быте калмыков // Эхо. — 1885. — № 1450.
  • Астраханские калмыки и их отношение к России до начала нынешнего столетия // Журнал Министерства народного просвещения. — 1886. — № 3.
  • К истории развития буддизма в Забайкальском крае // Записки восточного отделения Императорского русского археологического общества. 1886. — Вып 1. — Т. 1. — С. 169—188.
  • Калмыцкие хурулы и их утвари // Астраханские Епархиальные ведомости. — 1887. — № 16.
  • Апология ламства // Журнал Министерства народного просвещения. — 1888. — Июнь.
  • Монголо-бурятский переводчик. — Санкт-Петербург: тип. Имп. Акад. наук, 1891. — XVIII, 108 с.
  • Поездка по Монголии в 1892—1893 гг. // Записки Русского географического общества. — 1894. — Т. 30. — Вып. 2.
  • Новооткрытый памятник монгольской письменности времён династии Мин // Восточные заметки. — СПб., 1895. — С. 367—386.
  • Православная русская церковь в Калгане // Церковные ведомости. — 1895. — № 38.
  • Русско-монголо-бурятский переводчик / [А. Позднеев]; [ред.: Н. А. Волошинов]. — 2-е изд. — СПб.: Столич. скоропеч., 1898. — XVIII, 108, II с.
  • К вопросу об организации изучения Востока в русских учебных заведениях. — СПб., 1904.
  • Калмыцко-русский словарь в пособие к изучению русского языка в калмыцких начальных школах / Сост. А. Позднеев, чл. Сов. министра нар. прос., проф. и дир. Практ. вост. акад.; [Предисл.: пред. О-ва востоковедения Н. Шведов]; О-во востоковедения. — Санкт-Петербург: тип. Имп. Акад. наук, 1911. — [2], IV, 306 с.
  • Новые учебники калмыцких начальных школ. — СПб.: Сенат. тип., 1912. — 29 с.
  • Православная миссия и ламаизм // Церковный вестник. — 1916. — № 16/17.
  • История калмыков. — Л., 1935.

Литература

  • Сабрукова С. С. Опты тибето-монгольских штудий А. М. Позднеева (по материалам Архива востоковедения ИВР РАН) // Тибетология в Санкт-Петербурге. Сборник статей. Выпуск 1. СПб., 2014.
  • Ермакова Т. В. Вклад монголоведа А. М. Позднеева в исследование буддийской кульутры// Вестник русской христианской гуманитарной академии. Т.12. Вып. 1 СПб., 2011.
  • Баркова А. Л. Выставка из собрания А. М. Позднеева в государственном музее искусств народов Востока // Восток (Oriens). 2001. № 1.
  • Ермакова Т. В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX — первой трети XX в. (Россия и сопредельные страны). СПб., 1998.
  • Герасимович Л. К. Выдающийся русский монголовед А. М. Позднеев // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. 1996. Вып. 3;
  • Ермакова Т. В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX – первой трети XX в. СПб., 1998;
  • Баркова А. Л. Выставка из собрания А. М. Позднеева в Государственном музее искусств народов Востока // Восток (Oriens). 2001. № 6.

Примечания