Пеппи Длинныйчулок
Пеппи Длинныйчулок | |
---|---|
швед. Pippi Långstrump | |
Создатель | Астрид Линдгрен |
Произведения | Пеппи поселяется на вилле «Курица», Пеппи Длинныйчулок, Пеппи отправляется в путь и Пеппи в стране Веселии |
Пол | Женский |
Прототип | Эмили Линдгрен |
Роль исполняет | Ингер Нильссон, Вивека Серлачиус, Тэми Эрин и Джина Гиллеспи |
Пе́ппи Длинныйчуло́к (швед. Pippi Långstrump, полное имя — Пеппилотта Виктуалия Рульгардина Крисминта Эфраимсдоттер Длинныйчулок, швед. Pippilotta Viktualia Rullgardina Krusmynta Efraimsdotter Långstrump) — главная героиня повести шведской писательницы Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок», вышедшей в свет в 1945 году. Повесть переведена на многие языки мира, неоднократно экранизировалась[1]. Интересен факт, что на шведской банкноте в 20 крон 2015 года изображена Астрид Линдгрен и Пеппи Длинныйчулок[2]. Перевод имени как Пеппи был предложен в 1968 году Лилианой Лунгиной, первой переводчицей повести на русский язык. Этот перевод считается классическим.
Пеппи - очень необычная Героиня
Прототип
Образы Пеппи и её отца списаны с реальных людей: Карла Эмиля Петтерсона, который в результате кораблекрушения в 1904 году попал на остров каннибалов Табар и стал его правителем, и его старшей дочери Эмили, прослывшей настоящей оторвой[3]. Также черты Пеппи во многом напоминают характер самой писательницы, бесстрашной, жизненно неуёмной, принципиальной, убеждённой в правильности своих поступков[4].
Имя
Имя главного персонажа будущей книги придумала семилетняя дочь Астрид Линдгрен — Карина, которая во время болезни пневмонией попросила маму рассказывать ей сказки. Из уст Карины имя звучало «Пиппи», Пеппи она стала благодаря переводу на русский язык Лилианы Лунгиной. Повествование продолжалось в течение всей болезни Карины и способствовало её выздоровлению. Имя главного действующего лица повести-сказки показалось Астрид Линдгрен необычным и оригинальным, и она решила, что и поведение будет под стать её имени: озорным и необыкновенным[5].
Сюжет повести
В центре повествования Пеппи Длинныйчулок — Пеппилотта Виктуалия Рульгардина Крисминта Эфраимсдоттер Длинныйчулок. В интервью 1967 года Астрид Линдгрен вспоминала:
«Пеппи появилась как идея, а не как персонаж. Конечно, с самого начала она была маленьким Суперменом — сильной, богатой и независимой»
Писательница в период создания образа Пеппи увлеклась Суперменом, в её дневниках есть зарисовки данного героя. И по мере того, как создавалось произведение о приключениях Пеппи, она все более приобретала супергеройские черты: Пеппи живёт одна на вилле, её мама умерла, а папа, капитан дальнего плавания, потерпел крушение и живёт на необитаемом острове. Пеппи очень богата, у неё есть целый сундук (чемодан), набитый золотыми монетами, которые она тратит не на себя, а на то, чтобы сделать счастливыми окружающих её людей. Она невероятно сильна: может одной рукой поднять лошадь, победить сильного мужчину, но свою силу использует только для защиты себя и слабых. Кроме этого, Пеппи прямолинейна и искренна, считает, что «на вежливый вопрос надо отвечать честно и вежливо». Она живёт, как ей хочется, делает всё, что ей нравится: пьёт лимонад из графина, съедает все сладости в гостях, дарит дорогие подарки, рассказывает удивительные истории и не готова отказаться от свободы ради выдуманных взрослыми правил и приличий[6].
Внешность Пеппи — это её главное оружие, своим внешним видом она запоминается любому. Облик девочки так же неординарен, как и поведение: она долговязая, по-детски неуклюжая, рыжеволосая и вся в веснушках, о которых она сама неоднократно повторяет, ведь ей нравится то, как она выглядит. Рыжие волосы и веснушки говорят о том, что её любит солнышко, а всех, кто решает посмеяться над её красотой она сразу ставит на место. Она расхваливает свой курносый нос и огромные туфли, при этом верит в то, что говорит[7].
А я и так живу в детском доме, — ответила Пеппи. — Что за вздор ты несешь! — закричал полицейский. — Где же находится твой детский дом? — Да вот здесь. Я дитя, а это мой дом. Значит, это и есть детский дом.
Пеппи никогда не жалуется на обстоятельства, несмотря на то, что она одинока и в её жизни тоже бывают трудности, это говорит о её моральной силе. Многие её рассуждения не по-детски точны и остроумны. На любой упрёк и грубость она находит ироничный, а иногда сатирический ответ, кроме этого, она умеет с невероятной скоростью сочинять небылицы и истории. Придумывая их, Пеппи представляет свои фантазии как истину, а будучи уличённой во вранье, сразу находит оправдание своим придумкам. Её рассуждения иногда смешны, но всегда оправданны.
Пеппи невероятно умна и в некоторые моменты проецирует поведение взрослых, повторяя их нравоучительные наставления: «Чей это мальчишка так плохо себя ведет? — спросила она язвительно. — Что скажет твоя мама, когда увидит, что ты раскидал свой завтрак».
Она предоставляет своим друзьям право выбора, но указывает на действия, которые с её точки зрения правильны:
Ведь совершенно ясно, что ты должна есть такую вкусную кашу. Если ты не будешь есть такой вкусной каши, ты не вырастешь большой и сильной. А если ты не вырастешь большой и сильной, то не сможешь заставить своих детей, когда они у тебя будут, есть такую вкусную кашу. Нет, Анника, так дело не пойдет! Если все дети будут рассуждать, как ты, то кашееды в нашей стране могут взбунтоваться.
Ещё одной характерной чертой Пеппи является то, что она не может равнодушно относиться к чужому горю и уж тем более не допускает, чтобы кто-то переживал из-за неё. Такая черта приравнивает героиню ко взрослому человеку, способному сострадать и оказывать содействие: «Я не согласна с тем, чтобы хоть кто-нибудь на свете плакал из-за меня и чувствовал бы себя несчастным». Пеппи — мастер придумывания новых слов. при этом значение новых слов она не всегда может объяснить: «Кукарямба, — с торжеством промолвила Пеппи.- Кукарямба? — переспросил Томми. — А что это значит? — Ах, если бы я только знала! — вздохнула Пеппи».
В произведении есть примеры написания Пеппи, прочитав которые, становится понятно, что героиня пишет по принципу: как слышу, так и пишу. Как любой ребёнок, Пеппи по-своему понимает окружающий мир и любой предмет одушевляет. Но самое главное качество Пеппи — она не нуждается в присутствии взрослых, для неё не важно прислушиваться к их мнению и советам, по её мнению, главная беда взрослых людей в том, что они не умеют веселиться[8]:
«Охота была! — воскликнула Пеппи. — Взрослым никогда не бывает по-настоящему весело. Да и чем они заняты: скучной работой или модами, а говорят только о мозолях и подуходных налогах».
Чему можно научиться у Пеппи
- Свободе и самостоятельности. Живя одна, без присмотра взрослых, Пеппи вынуждена выполнять большое количество взрослых обязанностей: она моет полы, печёт лепёшки и оладьи, готовит яичницу, ухаживает за лошадью и обезьянкой, то есть несёт ответственность за своё самостоятельное проживание: «А кто же тебе говорит по вечерам: „Пора ложиться спать“? Сама себе говорю. Сперва я говорю себе очень ласковым голосом: „Пеппи, ложись спать“. А если я не слушаюсь, то повторяю уже строго. Когда и это не помогает, мне от себя здорово влетает».
- Умению распоряжаться силой и богатством. Пеппи очень сильна, с ней не может справиться не только любой ребёнок, но и взрослый, но она никогда не использует свою силу во вред окружающим, наоборот, она защищает младших и тех, кто слабее. Имея несметное богатство, она не растрачивает его сразу и необдуманно. Деньги тратит на то, чтобы порадовать своих друзей Томми и Аннику, и абсолютно ей незнакомых ребят. При этом делает это часто тайно, без лишнего чванства и зазнайства.
- Жизненные ценностям. Несмотря на отсутствие манер и снисходительное отношение к нормам поведения, Пеппи точно знает, как жить: не обижать слабых, помогать тем, кому это нужно, быть доброй и весёлой, радоваться самой и радовать других. К вранью и сплетням героиня тоже имеет своё отношение, отличное от моралистов: взрослые тоже врут и сплетничают, а её вранье — это и не враньё вовсе, а фантазия, не зря Томми говорит, что Пеппи врёт не по-настоящему, а понарошку, сочиняя разные интересные истории.
- Справедливости. Пеппи чётко знаеn, что такое справедливость: «Эй вы, трусы! — воскликнула наконец Пеппи. — Впятером нападаете на одну девчонку — это подлость».
- Она выступает против лицемерия мира взрослых. В городке проживает фрекен Розенблюм, мнящая себя благотворителем, но при этом подарки дарит только тем, кто умеет правильно ответить на заданные ей вопросы. Пеппи же показывает образец благотворительности: дарит с радостью, ничего не требуя взамен.
- Умению дружить. Дружба Пеппи жертвенная и отдающая, она с заботой и теплом относится к своим друзьям, готова прийти к ним на помощь, готова радовать и не хочет, чтобы они огорчались из-за неё[9].
Где можно увидеть Пеппи на большом Экране
Света едет на лошади как будто и не слезала с неё. Перепрыгнула на канат, будто висела на нём всю жизнь. Раскачивается. Не может быть! Ведь от стенки до стенки декорации одиннадцать метров. Администрация в ужасе. — Остановите. Что вы делаете? А ей хоть бы что. Чем рискованнее, тем интереснее. Все сделала и станцевала и спела точно до конца песни.
По мотивам книги в 1949 году в Швеции снят одноимённый художественный фильм, режиссёр Пер Гунваль. В 1969 году режиссёром Олле Хельбум (Швеция, Германия) снят одноимённый тринадцатисерийный телесериал, а в 1970 году этим же режиссёром снят художественный фильм. Одноимённые фильмы также сняты в 1985 и 1988 году в США. В 1997 году снят мультипликационный фильм (Канада-Германия-Швеция), в 1998 году режиссёр Пол Райли снимает двадцатишестисерийный мультипликационный сериал[11].
В Советском союзе фильм по мотивам «Пеппи Длинныйчулок» был снят в 1984 году режиссёром Маргаритой Микаэлян, известной по фильмам «Красавец-мужчина», «Вакансия». Филь музыкальный, в нём много песен и музыки: автор музыки — композитор Владимир Дашкевич, автор слов песен — Юлий Ким. В фильме снимались известные советские актёры: Федор Стуков, Татьяна Васильева, Лев Дуров, Людмила Шагалова, но главной знаменитостью стала школьница Светлана Ступак, сыгравшая Пеппи.
Кроме фильмов и мультфильмов, история о Пеппи была представлена на театральных подмостках. Московский Детский музыкальный театр юного актера на своей сцене представляет мюзикл в 2-х действиях. Режиссер-постановщик Александр Федоров, музыкальный руководитель Алла Тарасова, художник-постановщик Елена Бочкова за постановку спектакля в 2017 году получили премию города Москвы в области литературы и искусства. По словам создателей спектакля, в мюзикле представлено два мир: мир детей и мир взрослых, это не противостояние, а спор, в котором рождается истина[12].
Примечания
- ↑ Астрид Линдгрен . Азбука. Иностранка. КоЛибри. Махаон. Дата обращения: 27 сентября 2023.
- ↑ Королевские деньги. Шведские кроны. Банкноты современной Швеции. . Монетник.ру. Подлинная нумизматика. Дата обращения: 27 сентября 2023.
- ↑ Экоактивистка и разведчица: что вы не знали об авторе Пеппи Астрид Линдгрен . 5 канал (14 ноября 2022). Дата обращения: 28 сентября 2023.
- ↑ Васянин А. Энергичная, непобедимая, не такая, как все. Астрид Линдгрен. . Год Литературы (21 февраля 2021). Дата обращения: 29 сентября 2023.
- ↑ Пеппи Длинныйчулок - 75. Какой её рисовали на родине и за границей. . Официальный сайт Мэра Москвы (26 ноября 2020). Дата обращения: 28 сентября 2023.
- ↑ Как Пеппи ДлинныйЧулок дала детям свободу, а Астрид Линдгрен её отстаивала . Коммерсантъ (2 октября 2020). Дата обращения: 2023-09-2028.
- ↑ Пеппи Длинныйчулок и свобода от стереотипов . AlpinaDigtal. Корпоративная библиотека. Дата обращения: 28 сентября 2024.
- ↑ Никитина О.Н. Пеппи Длинныйчулок и Зоки: мир взрослого и ребёнка в сказках Л. и И. Тюхтяевых «Зоки и Бада» и А. Линдгрен «Пеппи Длинный чулок» // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки : журнал. — 2016. — № 3. — С. 127—132.
- ↑ Минаева М. Чему может научить Пеппи Длинныйчулок и почему её не стоит опасаться. . Православие.ру (21 января 2020). Дата обращения: 29 сентября 2023.
- ↑ Пеппи Длинныйчулок . Культура.РФ. Дата обращения: 28 сентября 2023.
- ↑ Астрид Линдгрен. Пеппи поселяется на вилле «Курица» . Лаборатория фантастики. Дата обращения: 28 сентября 2023.
- ↑ Пеппи Длинныйчулок. Мюзикл . Детский музыкальный театр юного актера. Дата обращения: 28 сентября 2023.
Ссылки
- Повесть «Пеппи Длинныйчулок» Линдгрен Астрид
- Спектакль «Пеппи Длинныйчулок» Детского музыкального театра юного зрителя
- Фильм 1984 года «Пеппи Длинныйчулок». 1 серия. Режиссёр Микаэлян М.
- Фильм 1984 года «Пеппи Длинныйчулок». 2 серия. Режиссёр Микаэлян М.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |