Одометр

Одометр
Тип прибора Контрольно-измерительные приборы транспортного средства
Принцип работы учёт и фиксирование количества оборотов колеса при преодолении расстояния и демонстрация пробега ТС

Одо́метр — (от древнегреческого др.-греч. ὁδός «дорога» + μέτρον «мера») — прибор для точного определения пройденного расстояния транспортным средством (автомобилем, велосипедом, самокатом с электроприводом) по количеству оборотов колёс. На приборную панель автомобиля одометр выводит информацию о пройденном пути с момента схода автомобиля с конвейера. Кроме этого, с его помощью можно узнать расстояние от одного пункта до другого. В отличие от спидометра, одометр показывает проделанный ТС путь (км/мили), а спидометр — скорость (км/ч), с которой происходит движение[1].

Одометр — ключевой прибор, определяющий сроки технического обслуживания (замена масла, регулировка клапанов, ремня ГРМ, проверка схождения колёс и др.). Его показания отражают реальный износ и техническое состояние автомобиля. При покупке подержанного авто опытные водители в первую очередь обращают внимание на пробег по одометру. Узнать, была ли корректировка (уменьшение) показателей одометра недобросовестным продавцом, можно, проверив корпус прибора на предмет возможных повреждений и воспользоваться специальными электронными программами[2].

Исторически одометр рассматривался как устройство или прибор для транспортного средства. В 2000-х годах в России появились разработки одомеров, которые могут вести учёт и в трубопроводах малого диаметра, и в условиях сильного загрязнения, и интегрироваться в функционал роботов[3].

Исторические сведения об одометре

Античный период

Уже в античности известны попытки измерять расстояния механическим способом. В трудах античных авторов — Страбона и Плиния Старшего — упоминаются точные данные о маршевых переходах армии Александра Македонского (336—323 гг. до н. э.). Исследователи предполагают, что точность этих данных невозможна без применения измерительных приборов, родственных одометру.

К этому периоду относятся и первые письменные сведения об одометре. Римский архитектор и инженер Витрувий (около 80—15 гг. до н. э.) описал устройство для измерения расстояния, которое использовалось в его время и устанавливалось на колесницы. Он не называет изобретателя, однако позднейшая традиция приписывает создание этого механизма либо Архимеду (287—212 гг. до н. э.), либо Герону Александрийскому (I век н. э.), который подробно описал конструкцию одометра в трактате «Диоптра»[4][5].

В трактате Герон описал передвижную тележку с измерительным колесом, червячной передачей и счётным механизмом. При каждом полном обороте колеса в специальную коробку падал камешек, что позволяло фиксировать пройденное расстояние. Конструкция была рассчитана так, что 400 оборотов соответствовали одной римской миле (около 1609 метров)[6][7].

На востоке (конкретно — в Китае) так же использовали колёсные приборы для измерения расстояний[8].

Примеры одометров
Odometer of Archimedes, Kotsanas Museum of Ancient Greek Archaeology.jpg
Han dynasty odometer cart.jpg
Vitruve's odometer, 1st century BC, Roma (reconstruction).jpg
Reconstituted odometer of the Museum of ancient Greek technology.jpg
Одометр Архимеда, Музей древнегреческой археологии. Тележка с одометром династии Хань Одометр Витрувия, I век до н. э., Рим (реконструкция) Реконструированный одометр из Музея древнегреческих технологий

Средневековье и Новое время

В эпоху Возрождения интерес к устройствам для измерения расстояния возродил Леонардо да Винчи (1452—1519). В его рабочих тетрадях сохранились чертежи двух вариантов одометра — с одним и двумя колёсами. В обоих случаях вращение ходового колеса передавалось на счётный механизм через систему шестерён, а фиксация пройденного пути снова осуществлялась при помощи падающих шариков или камешков.

Схема прибора у Леонардо была следующей: при каждом полном обороте ходового колеса зубчатая передача смещала вспомогательное колесо на один шаг. Это, в свою очередь, приводило в действие горизонтальный диск с лунками, из которых по одной выпадали камешки в специальный ящик. Подсчитав их количество, можно было точно определить число оборотов колеса, а значит — и длину маршрута.

В проекте Леонардо три оборота колеса соответствовали примерно шести метрам. После каждых шести метров один камешек падал в контейнер. Максимум, который прибор мог измерить без опустошения ящика, составлял около 288 метров (48 камешков)[5][9].

Во второй половине XVII века Блез Паскаль создал счётную машину «Паскалина» — прототип одометра. Устройство состояло из системы зубчатых колёс: каждая шестерня имела 10 зубьев, и при полном обороте одной шестерни следующая перемещалась на одну позицию. Этот принцип десятичного переноса лежит в основе работы механических одометров[10].

В 1698 году английский военный инженер и изобретатель Томас Севери запатентовал первый паровой двигатель. Среди его разработок был одометр для кораблей, предназначенный для измерения пройденного расстояния[10].

В 1713 году курфюрст Саксонии Фридрих Август I поручил пастору и картографу Адаму Фридриху Цюрнеру (1679—1742) провести топографическую съёмку всего курфюршества Саксонии. Для более точного измерения расстояний по почтовым и государственным дорогам Адам Цюрнер разработал специальную измерительную тележку-вагон (нем. Vermessungswagen), колесо которой имело обхват 4,531 метра (одна «дрезденская рута»). Каждое вращение заднего колеса передавалось через цепь или червячный механизм на счётчик в корпусе тележки. Дополнительно использовалось отдельное вспомогательное колесо («пятое колесо») для участков, недоступных для экипажа. С помощью этих приборов была стандартизирована саксонская «почтовая миля» (1 миля = 9,062 км) и установлены милевые столбы вдоль дорог с 1721 года[11].

В XVIII веке известный как государственный деятель, писатель и изобретатель Бенджамин Франклин, будучи генеральным почтмейстером, оптимизировал почтовые маршруты. Для этого он создал простой одометр, который крепился к его карете и фиксировал пройденный путь.

В 1847 году в США был изобретен одометр-роудометр. Устройство прикреплялось к колесу фургона и считало его обороты. Авторы и разработчики — Уильям Клейтон и Орсон Пратт. Конструкция была построена плотником Эпплтоном Мило Хармоном. Идея возникла после того, как Уильям Клейтон установил, что 360 оборотов колеса равны одной миле. Сначала он отмечал обороты красной тряпкой на колесе, но через неделю этот метод стал утомительным. Впервые применили роудомер 12 мая 1847 года[10].

В 1854 году Сэмюэль МакКин из Новой Шотландии создал ещё одну раннюю версию одометра. Его прибор крепился к карете и измерял мили по вращению колёс[10].

Во второй половине XIX века измерение пути стало бытовой задачей велосипедистов: на ступицах и спицах появились компактные счётчики оборотов — «циклометры». Одним из ключевых изобретателей был американец Кёртис Хасси Видер (англ. Curtis H. Veeder), чья конструкция циклометра была защищена патентами и пошла в массовое производство через основанную им компанию Veeder Mfg. Co. в Хартфорде (штат Коннектикут). Ранние патенты Veeder на счётчики прямо ссылаются на его базовый патент «Cyclometer» от 22 октября 1895 года. Историки техники фиксируют именно эти приборы как стандарт для велосипедов 1890-х годов[12][13].

Одометр получил широкое распространение лишь в XIX веке с развитием парового транспорта и железных дорог, когда потребовалась повышенная точность учёта расстояний.

Примеры одометров
Leonardo's odometer.jpg
Одометр.jpg
Lauenstein Museum Schloss (2) 2005.jpg
Die kursächsischen Postmeilensäulen beim zweihundertjährigen Bestehen 063.jpg
Одометр Леонардо да Винчи. Современная деревянная модель Одно- и двухколёсный одометры на чертежах Леонардо да Винчи Измерительная тележка Адама Фридриха Цюрнера (ок. 1713 г.) для точного расчёта расстояний на почтовых дорогах Саксонии. Одометр Адама Цюрнера

Новейшее время

В начале XX века одометры стали стандартным оборудованием автомобилей. Первые модели были механическими и основывались на вращении колёс. Они отличались простотой, но были подвержены погрешностям при изменении давления в шинах, пробуксовке или износе протектора. С середины XX века началось развитие электронных одометров, использующих датчики и микропроцессоры. Такие устройства учитывали скорость, дорожные условия и даже температуру, что значительно повысило точность измерений.

Современные автомобильные одометры интегрированы с бортовыми компьютерами и навигационными системами. Они отображают не только общий и суточный пробег, но и расход топлива, среднюю скорость, время в пути и другие параметры. В последние десятилетия всё чаще применяются GPS-одометры, которые исключают ошибки, связанные с механическими факторами, и обеспечивают высокую точность даже при сложных условиях движения.

В XXI веке идёт активное развитие дополнительной функциональности одометров. Их начали использовать в робототехнике и топливной промышленности. Например, в 2018 году российскими учёными разработан и запатентован одометр для работы в трубопроводах. Кроме этого, ведутся работы по настройке системы управления мобильным роботом с визуальным одометром[3][14].

Таким образом, развитие одометров отражает общий прогресс транспортных технологий — от примитивных механических счётчиков до сложных цифровых систем, играющих ключевую роль в безопасности, экономичности и удобстве передвижения[15].

Примеры одометров
Smiths speedo.jpg
Speedometer Odometer.jpg
Odometer as of 5 5 2011 (5691051287).jpg
Suzuki GSX-S125 LCD display.jpg
Спидометр Smiths конца 1920-х годов с одометром и счётчиком пройденного пути. Спидометр и одометр в автомобиле
Citroën Acadiane (1986 год)
Электронный одометр (2011 год) Одометр на ЖК-дисплее Suzuki GSX-S125 (2019 год)

Виды и принцип работы одометра

Виды и принцип работы одометра[1]
Вид одометра Время появления Конструкция Преимущества Недостатки
Механический 1910-е годы Полностью механическая — шестерня в коробке передач, гибкий трос, счётчик с вращающимися барабанами на приборной панели. Простота, надёжность. Низкая точность (погрешность при изменении размера колёс), легко поддаётся корректировке (скручиванию, или уменьшению показателей пробега).
Электромеханический 1970-е годы Сохраняет механическую часть (шестерня + трос), но данные выводятся на ЖК-дисплей. Характеристики точнее механических, но уступает электронным. Показания пробега легко изменить.
Электронный 1990-е годы Без механики — только датчики и память микроконтроллера. Максимальная точность, высокая надёжность, максимальная защита от подделки. Возможны эпизодические технические сбои.
Магнитный датчик Холла на монтажной скобе над зубчатым колесом привода. Генерирует импульсы при прохождении зубьев и используется для точного определения оборотов и направления вращения

У всех видов одометров могут быть погрешности измерений в диапазоне от 5 % до 15 %. Максимальные погрешности допускали механические модели, Погрешности измерений современных электронных приборов незначительны и не выходят за рамки допустимых стандартов.

Основными причинами неточности измерений могут стать:

  • износ узлов и механизмов автомобиля;
  • износ резины;
  • пробуксовка колес;
  • расслабление пружин, появление зазоров;
  • плохое сцепление шин с дорогой;
  • эксплуатация транспортного средства в жёстких и экстремальных условиях[16].

Одометр в культуре

Статуя Слепого Джека, Кнэрсборо, Великобритания

В Великобритании в городе Кнэрсборо в Северном Йоркшире установлен памятник местному горою Джону Меткалфу, который, несмотря на слепоту, стал успешным дорожным строителем.

Джон Меткалф (1717—1810), известный как «Слепой Джек из Кнэрсборо», вошёл в историю как один из первых профессиональных дорожных инженеров Великобритании. Родившись в 1717 году в соломенном доме напротив замка Кнэрсборо (Йоркшир), он прожил насыщенную жизнь и стал автором ряда технических новшеств в дорожном строительстве. На его счету — около 180 миль дорог, построенных в графствах Йоркшир, Ланкашир и Дербишир; некоторые участки его трасс до сих пор используются, в том числе фрагменты современных A59 и A61.

В возрасте шести лет Джон Меткалф потерял зрение из-за оспы, однако это не помешало ему с ранних лет уверенно ориентироваться в окрестностях Кнэрсборо. К середине XVIII века он уже состоял в транспортной компании, занимавшейся перевозками между Йорком и Кнэрсборо, и из личного опыта знал, насколько неудовлетворительно состояние местных дорог.

После принятия в 1752 году нового закона о платных дорогах Джон Меткалф получил подряд на строительство трёхмильного участка между Ферренсби и Минскипом. Именно с этого контракта началась его профессиональная деятельность как дорожного мастера. Он разработал эффективный метод прокладки дорог по заболоченной местности, используя настилы из местной растительности (вереска и дрока), что позволяло формировать устойчивое основание на зыбких грунтах. Один из наиболее известных эпизодов — успешное сооружение дороги через болото на трассе Харрогейт — Кнэрсборо, считавшееся прежде практически невыполнимой задачей. За этот проект Джон Меткалф получил вознаграждение в 400 фунтов стерлингов.

Даже в старости Джон Меткалф сохранял активность: он пешком прошёл от Споффорта до Йорка, чтобы продиктовать издателю свои мемуары. Биография «Жизнь Джона Меткалфа, которого обычно называют Слепым Джеком из Кнэрсборо» была опубликована в 1795 году и включает описания его дорожных проектов, а также увлечений — от охоты и карточных игр до строительства мостов.

Память о Джоне Меткалфе сохраняется и в наши дни. В 2008 году жители Кнэрсборо собрали 30 000 фунтов на установку бронзовой статуи, созданной Барбарой Асквит. Скульптура изображает Джона Меткалфа, сидящего с одометром в руке, и установлена рядом с пабом «Blind Jack’s». Фигура размещена на скамье так, что прохожие могут сесть рядом с ним — символически «разделив» историю с человеком XVIII века[17].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Меньщикова Т. Одометр: зачем в машине нужен счётчик пробега. Автоновости на Autonews.ru. Дата обращения: 2 ноября 2025.
  2. Как проверить пробег автомобиля, узнать скручен ли он и где бесплатно посмотреть настоящий показатель перед покупкой авто. КЛЮЧАВТО. Дата обращения: 2 ноября 2025.
  3. 3,0 3,1 Девятериков Е. А., Михайлов Б. Б. Система управления движением мобильного робота с визуальным одометром // Экстремальная робототехника. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2013. — С. 103—108. — ISSN 2658-7645.
  4. Герон Александрийский. Большая российская энциклопедия (24 октября 2023). Дата обращения: 2 ноября 2025.
  5. 5,0 5,1 Odometer Was Invented in Ancient Greece (англ.). Greek Boston. Дата обращения: 2 ноября 2025.
  6. Шпаковский В. Герон и его изобретения. Военное обозрение (13 апреля 2024). Дата обращения: 2 ноября 2025.
  7. Mile (англ.). Britannica. Дата обращения: 2 ноября 2025.
  8. Михайлов И. Одометр Герона: колесо, которое считало километры ещё до появления машин. Mostimes.com: Общественно-политическое издание (2025-0823). Дата обращения: 2 ноября 2025.
  9. Изобретения в механике Леонардо да Винчи. Путешествия Семиэстрель. Дата обращения: 2 ноября 2025.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 История Одометра (англ.). Education Resource (3 июня 2020).
  11. Forschungsgruppe Postmeilensäulen (нем.). Forschungsgruppe Postmeilensäulen. Дата обращения: 2 ноября 2025.
  12. Патент US676519A Соединенные Штаты (англ.). Veeder Manufacturing Co. Дата обращения: 2 ноября 2025.
  13. Патент US548482A США. Veeder Manufacturing Co..
  14. Девятериков Е. А., Михайлов Б. Б. Система управления движением мобильного робота с визуальным одометром // Экстремальная робототехника : журнал. — СПб.: СанктПетербургский государственный политехнический университет, 2013. — С. 103—108. — ISSN 2658-7645.
  15. Горбачёв А. Ю. Применение одометров для коррекции интегрированных навигационных систем // Вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана. Серия «Приборостроение». : журнал. — 2009. — № 4. — С. 37—53. — ISSN 0236-3933.
  16. Матвеев И. Одометр – это счётчик пробега транспортного средства.. ГЛОНАСС/GPS мониторинг транспорта - система спутникового контроля от Ставтрэк (2 мая 2024). Дата обращения: 2 ноября 2025.
  17. Clissitt С. Слепой Джек (Blind Jack) (англ.). Historic UK. Дата обращения: 2 ноября 2025.

Ссылки