Неофольклоризм
Неофольклори́зм (др.-греч. новый и фольклор, англ. new folkloristics) — направление в европейской музыке в первой трети XX века. Неофольклоризм включает в себя народный фольклор, который исполнялся при помощи современных на тот момент технических и стилевых приёмов, и органично был связан с опорой на особенности фольклора[1]. Данный вид музыки развивался одновременно с неоклассицизмом и являлся противоположностью так называемому ортодоксальному фольклоризму, заложенному членами Могучей кучки. Статьи и выступления Мануэля де Фальи и венгерского музыканта и композитора Белы Бартока легли в основу его «программы». Именно венгр вместе с русским композитором Игорем Стравинским стояли у истоков зарождения неофольклоризма[2].
История
Родоначальники неофольклоризма работали в пределах общей тенденции к отказу от излишеств позднего романтизма. Именно в то время зародилась новая научная дисциплина — этномузыкология, яркими представителями которой были композиторы: Александр Эллис (Британия), Бела Барток (Венгрия) и Мануэль де Фалья (Испания). Последний сочинял музыку на основе испанского фольклора — фламенки. Также он написал множество статей по этой теме[1].
Этномузыкология[3] открытыла в европейских странах ранее неизвестные архаичные слои музыкального народного фольклора. Они уже не вписывались в традиционные нормы классической романтической стилистики, которые изобиловали узким объёмным звукорядом, пентатоникой, экзотическими ритмами и т. д[2].
Ряд европейских композиторов включали в свои музыкальные произведения традиционную народную музыку. Часто это происходило непреднамеренно. Эти эксперименты начали придавать новым произведениям определённый народный и национальный колорит. Например, фортепианные миниатюры французского композитора Клода Дебюсси на испанскую тему[2].
Однако основными вехами в становлении неофольклоризма стали произведения испанца Мануэля де Фальи и особенно венгра Бела Бартока, который часто ездил в многочисленные этномузыкальные экспедиции. Полученные материалы, а также свой творческий опыт и талант позволил ему совершить несколько обобщений о влияния народного, в первую очередь крестьянского, фольклора на современную музыку.
Другим ярким представителем неофольклоризма стал великий русский композитор Игорь Фёдорович Стравинский[2].
В музыкальной стилистике неофольклоризма очень характерны заострение внимания на тех или иных чертах народного фольклора, например метрической нерегулярности русской деревенской песни у Стравинского[1]. Для Бартока характерны мелодичные особенности фольклора тех народов, чья музыкальная традиция резко отличается от общеевропейского.
Бела Барток часто использовал в своих произведениях гармоничные и ритмичные так называемые «варваризмы». Этот же приём использовал в своём творчестве Игорь Стравинский[2].
Хотя своё основное развитие неофольклоризм получил в первой трети ХХ века, в 1960-80-х годах данная музыкальная стилистика приобрела новое дыхание — «новая фольклорная волна». В частности, во времена Советского Союза в стиле неофольклоризма исполняли свои песни белорусский вокально-инструментальный «Песняры»[4] и узбекский «Ялла»[5].
Литература
- Фалья М. де. Статьи о музыке и музыкантах. М., 1971;
- Бела Барток. Сб. ст., М., 1977;
- Земцовсхий И., Фольклор и композитор, Л.-М., 197S;
- Головинский Г. Л., Композитор и фольклор, М., 1981.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Неофольклоризм . Дата обращения: 5 июля 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Неофольклоризм . Дата обращения: 5 июля 2024.
- ↑ Этномузыковедение . Дата обращения: 5 июля 2024.
- ↑ Не повторяется такое никогда: Владимир Завьялов — о невозвращении советской эстрады . Дата обращения: 5 июля 2024.
- ↑ Узбекистан: Первый состав группы «Ялла» отметил шестидесятилетие Сергея Аванесова . Дата обращения: 5 июля 2024.