Неофольклоризм

Материал из «Знание.Вики»

Неофольклори́зм (др.-греч. новый и фольклор, англ. new folkloristics) — направление в европейской музыке в первой трети XX века. Неофольклоризм включает в себя народный фольклор, который исполнялся при помощи современных на тот момент технических и стилевых приёмов, и органично был связан с опорой на особенности фольклора[1]. Данный вид музыки развивался одновременно с неоклассицизмом и являлся противоположностью так называемому ортодоксальному фольклоризму, заложенному членами Могучей кучки. Статьи и выступления Мануэля де Фальи и венгерского музыканта и композитора Белы Бартока легли в основу его «программы». Именно венгр вместе с русским композитором Игорем Стравинским стояли у истоков зарождения неофольклоризма[2].

История

Родоначальники неофольклоризма работали в пределах об­щей тен­ден­ции к от­ка­зу от из­ли­шеств позд­не­го ро­ман­тиз­ма. Именно в то время зародилась новая научная дисциплина — этномузыкология, яркими представителями которой были композиторы: Александр Эллис (Британия), Бела Барток (Венгрия) и Мануэль де Фалья (Испания). Последний сочинял музыку на основе испанского фольклора — фламенки. Также он написал множество статей по этой теме[1].

Этномузыкология[3] от­кры­тыла в европейских странах ра­нее не­из­вест­ные ар­ха­ичные слои музыкального народного фольк­ло­ра. Они уже не впи­сы­вались в традиционные нор­мы клас­си­ческой ро­ман­тической сти­ли­сти­ки, которые изобиловали уз­ким объ­ём­ным зву­ко­ря­дом, пен­та­то­ни­кой, эк­зо­тическими рит­мами и т. д[2].

Ряд европейских композиторов включали в свои музыкальные произведения традиционную народную музыку. Часто это происходило не­пред­на­ме­рен­но. Эти эксперименты начали придавать новым произведениям оп­ре­де­лён­ный народный и национальный ко­ло­рит. Например, фортепианные миниатюры французского композитора Клода Де­бюс­си на испанскую тему[2].

Однако основными вехами в становлении неофольклоризма стали произведения испанца Мануэля де Фа­льи и осо­бен­но венгра Бела Бар­то­ка, который часто ездил в многочисленные этномузыкальные экспедиции. Полученные материалы, а также свой творческий опыт и талант позволил ему совершить несколько обобщений о влияния народного, в первую очередь крестьянского, фольк­ло­ра на современную му­зы­ку.

Другим ярким представителем неофольклоризма стал великий русский композитор Игорь Фёдорович Стравинский[2].

В музыкальной стилистике неофольклоризма очень характерны заострение внимания на тех или иных чертах народного фольк­ло­ра, например мет­ри­че­ской не­ре­гу­ляр­но­сти русской деревенской пес­ни у Стравинского[1]. Для Бартока характерны ­ме­ло­ди­чные осо­бен­но­сти фольк­ло­ра тех на­ро­дов, чья музыкальная традиция резко от­ли­ча­ет­ся от об­ще­ев­ро­пей­ско­го.

Бела Барток часто использовал в своих произведениях гар­мо­ничные и рит­мичные так называемые «вар­ва­риз­мы». Этот же приём использовал в своём творчестве Игорь Стравинский[2].

Хотя своё основное развитие неофольклоризм получил в первой трети ХХ века, в 1960-80-х годах данная музыкальная стилистика приобрела новое дыхание — «но­вая фольк­лор­ная вол­на». В частности, во времена Советского Союза в стиле неофольклоризма исполняли свои песни белорусский вокально-инструментальный «Песняры»[4] и узбекский «Ялла»[5].

Литература

  • Фалья М. де. Статьи о музыке и музыкантах. М., 1971;
  • Бела Барток. Сб. ст., М., 1977;
  • Земцовсхий И., Фольклор и композитор, Л.-М., 197S;
  • Головинский Г. Л., Композитор и фольклор, М., 1981.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Неофольклоризм. Дата обращения: 5 июля 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Неофольклоризм. Дата обращения: 5 июля 2024.
  3. Этномузыковедение. Дата обращения: 5 июля 2024.
  4. Не повторяется такое никогда: Владимир Завьялов — о невозвращении советской эстрады. Дата обращения: 5 июля 2024.
  5. Узбекистан: Первый состав группы «Ялла» отметил шестидесятилетие Сергея Аванесова. Дата обращения: 5 июля 2024.