Неофольклоризм
Неофольклоризм | |
---|---|
Направление | Неофольклоризм |
Истоки | Народный фольклор европейских народов |
Дата возникновения | первая треть XX века |
Страна возникновения |
Великобритания Венгрия Испания |
Годы расцвета |
первая треть XX века 1960-1980-е годы |
Родственные | |
этномузыкология | |
См. также | |
неоклассицизм |
Неофольклори́зм (др.-греч. новый и фольклор, англ. new folkloristics) — направление в европейской музыке в первой трети XX века. Неофольклоризм включает в себя народный фольклор, который исполнялся при помощи современных на тот момент технических и стилевых приёмов, и органично был связан с опорой на особенности фольклора[1]. Данный вид музыки развивался одновременно с неоклассицизмом и являлся противоположностью так называемому ортодоксальному фольклоризму, заложенному членами Могучей кучки. Статьи и выступления Мануэля де Фальи и венгерского музыканта и композитора Белы Бартока легли в основу его «программы». Именно венгр вместе с русским композитором Игорем Стравинским стояли у истоков зарождения неофольклоризма[2].
История
Родоначальники неофольклоризма работали в пределах общей тенденции к отказу от излишеств позднего романтизма. Именно в то время зародилась новая научная дисциплина — этномузыкология, яркими представителями которой были композиторы: Александр Эллис (Британия)[3], Бела Барток (Венгрия) и Мануэль де Фалья (Испания). Последний сочинял музыку на основе испанского фольклора — фламенки. Также он написал множество статей по этой теме[2].
Этномузыкология открыла в европейских странах ранее неизвестные архаичные слои музыкального народного фольклора. Они уже не вписывались в традиционные нормы классической романтической стилистики, которые изобиловали узким объёмным звукорядом, пентатоникой, экзотическими ритмами и т. д[3].
Ряд европейских композиторов включали в свои музыкальные произведения традиционную народную музыку. Часто это происходило непреднамеренно. Эти эксперименты начали придавать новым произведениям определённый народный и национальный колорит. Например, фортепианные миниатюры французского композитора Клода Дебюсси на испанскую тему. Однако основными вехами в становлении неофольклоризма стали произведения испанца Мануэля де Фальи и особенно венгра Бела Бартока, который часто ездил в многочисленные этномузыкальные экспедиции. Полученные материалы, а также свой творческий опыт и талант позволил ему совершить несколько обобщений о влияния народного, в первую очередь крестьянского, фольклора на современную музыку. Другим ярким представителем неофольклоризма стал великий русский композитор Игорь Фёдорович Стравинский[2][4].
В музыкальной стилистике неофольклоризма очень характерны заострение внимания на тех или иных чертах народного фольклора, например метрической нерегулярности русской деревенской песни у Стравинского. Для Бартока характерны мелодичные особенности фольклора тех народов, чья музыкальная традиция резко отличается от общеевропейского. Бела Барток часто использовал в своих произведениях гармоничные и ритмичные так называемые «варваризмы». Этот же приём использовал в своём творчестве Игорь Стравинский[2].
Современность
Хотя своё основное развитие неофольклоризм получил в первой трети ХХ века, в 1960—1980-х годах данная музыкальная стилистика приобрела новое дыхание — «новая фольклорная волна»[5]. В частности, во времена Советского Союза в стиле неофольклоризма исполняли свои песни белорусский вокально-инструментальный «Песняры»[6] и узбекский «Ялла».
Литература
- Фалья М. де. Статьи о музыке и музыкантах. М., 1971;
- Бела Барток. Сб. ст., М., 1977;
- Земцовсхий И., Фольклор и композитор, Л.-М., 197S;
- Головинский Г. Л., Композитор и фольклор, М., 1981.
Примечания
- ↑ Жоссан Н. Ю. О неофольклорном направлении в русской музыке второй половины XX века . cyberleninka.ru. Дата обращения: 20 ноября 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Евгений Фоминов. Неофолклоризм . Энциклопедия. Всемирная история (26.11.2021). Дата обращения: 20 ноября 2024.
- ↑ 3,0 3,1 Этномузыковедение . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 20 ноября 2024.
- ↑ Неофольклоризм. «Новое фольклорное движение» в истории отечественной музыки . ozlib.com. Дата обращения: 20 ноября 2024.
- ↑ О. В. Фраёнова. Новая фольклорная волна . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 20 ноября 2024.
- ↑ Владимир Завьялов. Не повторяется такое никогда: Владимир Завьялов — о невозвращении советской эстрады . Афиша Daily (21 января 2021). Дата обращения: 20 ноября 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Музыкальные жанры
- Проект:Музыка:Последняя правка в 2024 году
- Проект:Музыка:Последняя правка в текущем месяце
- Знание.Вики:Готовые статьи об искусстве
- Знание.Вики:Готовые статьи о культуре
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Фольклористика
- Музыка
- Искусство
- Культура
- Музыка XIX века