Музыкотерапия

Материал из «Знание.Вики»
Картина художника Луи Галле «Сила музыки», изображающая брата, играющего на скрипке для своей сестры, отчего она впадает в глубокий сон, забывая все страдания — душевные и физические.

Музыкотерапи́я — комплексная деятельность на стыке медицины, педиатрии, нейрофизиологии, рефлексологии, физиотерапии, реабилитационной медицины, психологии, логопедии, педагогики, дефектологии, а также музыкальных дисциплин, двигательной терапии[1].

Также музыкальная терапия задействуется в таких областях как дерматология, омоложение, в спортивной медицине — способствуя улучшению спортивных показателей. Это совокупность приёмов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных человеку переживаний и формирование у него такого мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым. Устойчивая положительная динамика в развитии эмоциональной сферы человека достигается за счёт вовлечения его в широкий круг музыкальных художественных переживаний. Используется также такое толкование этого понятия как контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, имеющих заболевания различного характера[2].

Музыкотерапия — наиболее древняя форма коррекции эмоциональных состояний, которой пользуются, чтобы снять накопленное напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Использование в лечебных и профилактических целях известно, по меньшей мере, 2500 лет[2].

История

В Древней Греции и Риме врачи считали, что необходимо лечить и тело, и душу одновременно, и музыка использовалась для лечения души

Влияние музыки на человека было рассмотрено в работах древнегреческих философов, таких как Аристотель, Платон, Пифагор, а также в древней Индии, Китае, Италии и Германии. Платон писал о том, как разные лады воздействуют не только на психику, но и на поступки человека. Аристотель считал, что с помощью ладов можно влиять на эмоциональное состояние человека, а его концепция катарсиса показывала, что зрители древнегреческих трагедий освобождались от негативных эмоций и излечивали душу. Пифагор предложил понятие эвритмии, утверждая, что человеческая деятельность пронизана определенным ритмом, который может воздействовать на человека благотворно или негативно. Врачи в Древней Греции и Риме использовали музыку для лечения души, считая, что для полноценного исцеления необходимо лечить и тело, и душу одновременно[3].

В период европейского средневековья, в эпоху распространения христианства, мы обращаемся к сочинениям отцов церкви: Василия Великого и Иоанна Златоуста, чтобы понять роль музыки в достижении гармонии с Богом. Отцы церкви подчёркивают, что такая гармония возникает, когда человек поёт в храме во время богослужения. Особенно прекрасно это выражено в православном учении, где поющие прихожане сравниваются с поющими ангелами на небесах, восхваляющими Бога[4].

В эпоху Возрождения происходит отдаление человека от Бога. Важно отметить, что это произошло в католической части христианства, на западе. Человек начинает возвеличивать природу, ставя её на место Бога. В этом возвеличении природы есть и положительные моменты, так как оно стимулировало развитие науки. Наука начинает изучать человека как часть природы, в первую очередь его физическое тело. Медицина, как раздел биологии, начинает разрабатывать методы лечения различных болезней, главным образом физических. И здесь на помощь приходит музыка. Именно здесь зарождается новое направление в музыкотерапии — музыкотерапия в медицине[4].

Новый период в развитии науки начался в XIX веке. В это время стали более активно изучать душу, понимаемую как основной элемент человека. Укрепляя романтическую «программу жизни», в первой половине XIX века начало подчёркиваться значение души человека. Для эффективного изучения душевных проявлений стала использоваться музыка, что способствовало развитию музыкотерапии. Так возникло новое направление в музыкотерапии — музыкотерапия в психокоррекции[4].

Важным этапом в развитии культуры стал начало XX века. В это время предпринимались попытки вернуться к Богу в западной Европе. Одной из таких попыток была деятельность австрийского философа Рудольфа Штайнера, создателя антропософии. Учение Штайнера легло в основу вальдорфской педагогики, где центральное место занимала эвритмия — искусство, объединяющее художественное движение, поэтическую речь и музыку, направленное на достижение единения с Богом. Музыка играла особую роль в этом искусстве, причём эвритмию Штайнера можно рассматривать как создание еще одного направления в музыкотерапии — музыкотерапия в педагогической работе. К сожалению, этот опыт не увенчался успехом из-за мистической направленности педагогического воздействия[4].

Виды музыкотерапии

Виды музыкотерапии
  1. Клиническая: специализируется на лечении психосоматических расстройств, устранении патологических симптомов и восстановлении основных функций организма[2].
  2. Оздоровительная: направлена на использование резервных возможностей человека, снятие нервного напряжения и усталости, увеличение производительности, социальную адаптацию, развитие психических и интеллектуальных способностей, улучшение состояния здоровья[2].
  3. Экспериментальная: занимается поиском и тестированием новых методов и технологий музыкотерапии, изучением реакций на воздействие музыки[2].

Существует два основных вида музыкотерапии: активная и пассивная. В пассивной форме пациент просто получает терапевтический музыкальный сеанс, не участвуя в нём активно. В то время как в активной форме пациент сам участвует в процессе музицирования. Цель пассивной музыкотерапии заключается в том, чтобы помочь погрузить человека в определённое эмоциональное состояние, развить его эстетическое восприятие и помочь реагировать на свои проблемы. Она также способствует релаксации, позитивной стимуляции, и позволяет человеку побыть наедине с самим собой. Это может способствовать формированию нового отношения к жизненным ценностям и установкам[2].

Использование музыкальной терапии в работе с детьми

Музыкальная терапия раннего и дошкольного возраста

Использование музыкальной терапии в работе с детьми

В результате длительных исследований французского врача А. Томатиса по воздействию музыки на ребёнка до и после его рождения было обнаружено несколько интересных фактов. А. Томатис установил, что слуховой аппарат человеческого эмбриона начинает функционировать уже через 4 месяца с момента зачатия, причём лучше воспринимает звуки высокой частоты, такие как голос матери. Также было выявлено, что влияние звуков высокой частоты на психику человека и ребёнка в частности проведено впервые в мире и получило систематизированные результаты. В период внутриутробного развития ребёнок слышит огромное количество различных звуков, включая внутренние звуки материнского организма, которые после рождения становятся недоступными, так как уши ребёнка заполнены жидкостью, проводящей звук лучше воздуха[5].

В классической психологии термин «запечатление» представляет собой закрепление определённой информации в памяти. Конрад Лоренц замечает, что вся информация, поступающая в мозг новорождённого, моментально фиксируется как фотография в памяти фотокамеры. Этот период раннего впечатления или импринтинга начинается в 20—25 день внутриутробного развития и заканчивается к 3—4 годам. Исследования учёных центра М. Лазарева показали, что музыка оказывает положительное воздействие на организм плода, включая его костную структуру, щитовидную железу и внутренние органы, способствуя стимуляции кровообращения в глубоко лежащих тканях[5].

Для начала развития личности и формирования качеств, которые будут развиваться в течение всей жизни, важно обратить внимание на дошкольный возраст. Музыкотерапия в этом возрасте способствует развитию активности, любознательности, эмоциональной отзывчивости, умению управлять своим поведением и планировать действия, а также общению с взрослыми и сверстниками. Музыка может использоваться как важный фактор для лечения и профилактики, а также как дополнение к другим психотерапевтическим приёмам. Важно отметить, что воздействие через слух достигает пика к 3—4 годам у девочек и к 3 годам у мальчиков. В возрасте 13—14 лет реакция на слушание музыки у детей становится минимальной[5].

Использование музыки реализует ряд целей:

  • позволяет преодолеть психологическую защиту ребёнка;
  • помогает развивать коммуникативные и творческие возможности;
  • повышает самооценку;
  • развивает эмпатические способности;
  • способствует установлению и развитию межличностных отношений;
  • формирует практические навыки — пение, игру на музыкальных инструментах и так далее[5].

Среди коррекционных задач музыкотерапии для детей дошкольного возраста следует выделить две группы:

  1. Коррекция и профилактика эмоционально-личностных нарушений.
  2. Коррекция и профилактика нарушений познавательной деятельности, формирование умений и навыков[5].

Работа музыкальных терапевтов с детьми школьного возраста

В работе с детьми школьного возраста учитывается возрастная специфика развития слуха и психофизиологические процессы. Ученики начинают активнее воспринимать информацию, формируется умение обработки визуальной информации. К четвертому классу образуются основные модели чувственного сознания, включая восприятие фонетических знаков, музыкальной нотации и логической связи, что способствует развитию мозга[5].

Между 9—11 годами развитие акустических каналов оказывает значительное влияние на развитие речи и слушания. В этот период мозг и акустическая система начинают обрабатывать звуки и явления окружающего мира. Поэтому важно проводить занятия хоровым пением, поэзией и тренировать различные аспекты произношения (например, изучение иностранных языков). Исследования показывают, что когда ребёнок нового возраста учит иностранный язык путём простого слушания (например, через фильмы или телепрограммы), то этот язык всегда остается для него иностранным. Если же ребёнок запоминает новую речь через мелодичное исполнение (например, пение народных песен), то мозг начинает ассоциировать новые звуки как часть себя. К тому же, на этом этапе заканчивается формирование «мозолистого тела», что соединяет правое и левое полушария, позволяя им реагировать на внешние стимулы одновременно. Исследования также указывают на то, что у музыкантов этот участок мозга развит сильнее, чем у других людей, что подтверждает влияние музыки на развитие нервных связей в мозге. Между 11 и 13 годами активно развивается самосознание, а занятия музыкой и другими видами творчества способствуют развитию правого полушария мозга. К старшим классам занятия музыкой уже выполнили свою функцию: мозг продолжает развиваться, но основные возможности для изменения процесса восприятия уже использованы[5].

Достижения и перспективы

Научная музыкотерапия

На данный момент существует множество отдельных упоминаний о целебных свойствах музыки, как в мифологии, так и в документах, относящихся к различным историческим периодам. В XX веке музыкальная терапия (МТ) стала признанным профессиональным направлением в различных странах по всему миру, включая США, европейские страны, Австралию, Японию и другие. За рубежом сегодня существует разветвлённая система профессиональной подготовки. Около 100 университетов и колледжей по всему миру предлагают образовательные программы разного уровня по музыкальной терапии: от бакалавриата до последипломных курсов. Только в США насчитывается более 7000 профессиональных музыкальных терапевтов, работающих в медицинских и реабилитационных учреждениях по всей стране. В западной музыкотерапии в основном используются эмпирические методы, например метод, разработанный Нордоффом и Роббинсом, или ситуация, когда музыкальный терапевт играет на инструменте перед пациентом в клинической обстановке[6].

На сегодняшний день научная музыкотерапия представляет собой передовое лечебно-профилактическое направление, которое отличается от традиционных эмпирических методов в музыкальной терапии благодаря научному обоснованию, инновационным технологиям, разнообразию и клинической эффективности. Основы научной музыкотерапии были заложены в XIX веке — XX веке российскими учёными Иваном Михайловичем Догелем, Иваном Михайловичем Сеченовым, Владимиром Михайловичем Бехтеревым и другими[6].

Сегодня научная музыкотерапия представляет собой направление, включающее более 50 различных музыкально-акустических методов и технологий, направленных на улучшение психического и физического здоровья, профилактику заболеваний, социальную реабилитацию и творческое развитие личности. Представители этой школы создали более 350 научных работ, включая кандидатские и докторские диссертации, книги, учебники и монографии. Эволюция музыкальной терапии привела её от эмпирического метода психологического воздействия к мощному лечебно-профилактическому направлению и высоким технологиям[6].

Примечания

  1. Лусточкина А. П. Концепция музыкальной терапии // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : материалы 25-й Международной научно-практической конференции : сборник. — 2020. — Т. 2. — С. 233—238.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Русинова С. В. Музыкотерапия как метод социальной реабилитации инвалидов в условиях учреждений социального обслуживания населения // Отделение дневного пребывания : методическое пособие. — 2014. — 14 ноября. — С. 6—7.
  3. Аожань, Ян. Становление музыкотерапии на Востоке и Западе в исторической перспективе // Вестник музыкальной науки. — 2022. — Т. 10, № 4. — С. 176—177.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Клюев А. С. музыкотерапия в педагогической работе:прошлое, настоящее, будущее // Музыкотерапия сегодня:наука, практика, образование : электронное издание. — 2019. — С. 17—18.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 Миланич Е. Э. Музыкальная терапия // Музыкальная терапия : комплекс. — 2022. — 26 декабря. — С. 27—30.
  6. 6,0 6,1 6,2 Шушарджан С. В. эволюция, достижения и перспективы музыкальной терапии // Музыкотерапия сегодня:наука, практика, образование : электронное издание. — 2019. — С. 6—7.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!