Налог на игорный бизнес
Налог на игорный бизнес — инструмент государственного регулирования игорной отрасли, целью которого является получение дополнительных доходов для государства и регулирование игорной индустрии. Данный налог также используется для контроля и борьбы с незаконными игорными операциями и предотвращения проблем с игровой зависимостью. Сфера его применения — доходы, полученные от организации и проведения азартных игр.
Налог на игорный бизнес в различных странах мира
Налог на игорный бизнес в Монако
Монако — небольшое суверенное государство. Игорный бизнес здесь является легальным и хорошо развитым. Первое казино было открыто еще в середине XIX века. Индустрия азартных игр в Монако регулируется законом № 1103 от 12 июня 1987 года. Согласно этому нормативно-правовому акту, на территории княжества разрешены практически все виды азартных игр. В местных казино можно встретить[1]:
- настольные игры — покер, рулетку, техасский холдем, блэкджек, баккара, крэпс, Trente et Quarante (с фр. — «тридцать и сорок»);
- игровые автоматы — тематические слоты, электронную рулетку, видеопокер.
Однако закон об азартных играх не упоминает о бинго, ставках на спорт и лотереях. Поэтому эти разновидности игр не регулируются в стране. Посещать игорные заведения в Монако могут только лица, достигшие 18 лет, и имеющие при себе документы, удостоверяющие личность. Доступ в такие заведения запрещен[1]:
- местным гражданам;
- военнослужащим;
- священнослужителям и тем, кто принадлежит к религиозной общине;
- лицам, которые находятся в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотиков;
- лица, чьё поведение может вызвать скандал или неприятный инцидент;
- для исключённых, то есть лишённых право посещать игорное заведение. Исключёнными считаются люди, которые сделали письменное заявление, недееспособные лица по письменному заявлению их законных опекунов или представителей либо люди, которые признаны нежелательными посетителями.
Исключения игроков, действующие более чем один год, вступают в силу после утверждения администратора. Административный орган всегда может исключить конкретного посетителя. Разрешение на открытие и работу игорного дома или казино может быть предоставлено только в условиях, определенных законом № 1103 по игорному бизнесу. В разрешении обязательно указывается[1]:
- имя и квалификация владельца разрешения;
- помещения, где эксплуатируются лицензионные игры;
- число разрешенных настольных игр и слотов.
Это разрешение сопровождается сертификацией. Фирма, получившая разрешение на предоставление азартных развлечений, должна уведомлять административный орган об изменениях в уставном капитале, причем незамедлительно. Если преимущественная часть капитала изменяется, то необходимо подавать новую заявку на лицензию (в течение 15 дней), поскольку предыдущая становится недействительной[1].
Директор или руководитель компании, которая имеет лицензию, не могут выполнять свои обязанности без предоставления официального разрешения. Оператор казино не может использовать материалы и оборудование, иные, чем те модели, которые получили официальное разрешение. Каждый оператор казино должен представить отчет о доходах административному органу. Эти правила закреплены кабинетом министров. Административный орган осуществляет контроль за соблюдением и применением правил учета доходов от игры[1].
Налог на игорный бизнес в США
США имеет длинную историю игорных салонов, однако, с ходом истории менялся и налог на игорный бизнес в США, и сегодня эта сфера законодательства отличается от европейской. Отличительная черта права США заключается в существенных различиях между законами разных штатов. Например в двух из 48 штатов азартные игры под полным запретом. Но в противовес этому другие штаты разрешают проводить время за автоматами даже подросткам. В Америке всего три вида лицензии, получив которые игорный бизнес может работать. Каждая из лицензий имеет свою систему начисления налогов и схему их выплаты[2].
Виды лицензий:
- Ограниченная лицензия выдается владельцам небольших залов игровых автоматов, баров и других развлекательных заведений и предполагает размещение игровых автоматов, количеством не более 15 штук. Держатели такой лицензии ежегодный налог в размере 250 долларов за каждый автомат и ежеквартальный прогрессивный налог, сумма которого зависит от количества автоматов в заведении.
- Неограниченная лицензия бывает двух типов. Первый тип — только игровые автоматы, но можно открывать неограниченное количество заведений с неограниченным количеством машин. Второй тип — автоматы и игры, позволяет вести любую игорную деятельность, в том числе организовывать покер, рулетку и так далее. Ставки по неограниченной лицензии значительно выше, чем по ограниченной, и формируются в зависимости от объемов валового дохода: от 3,5 % при заработке от 50 тысяч долларов и до 6,75 % на прибыль свыше 134 тысяч долларов.
- Специальная лицензия — такое разрешение получают операторы, которые размещают автоматы на территориях заведений третьих лиц. Условия налогообложения зависят от локации, суммы аренды и других факторов.
Налогообложение онлайн-казино в США позаимствован у британской модели вычисления суммы налогов по месту потребления. Онлайн-казино сейчас обязаны платить 12 % налоги на депозиты. Но государство получает только 4 %, остальное равномерно распределяется между штатами, в которых подобный бизнес легализован[2].
Налог на игорный бизнес в России
Налогоплательщиками налога на игорный бизнес в России признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Этот налог один из трёх региональных налогов, поступления от которого являются источником доходов бюджета субъекта РФ, на территории которого он введен. Объектами налогообложения признаются: игровой стол; игровой автомат; процессинговый центр букмекерской конторы; процессинговый центр тотализатора; процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора; процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы; пункт приема ставок тотализатора и пункт приема ставок букмекерской конторы[3][4].
По каждому из объектов налогообложения, налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации[5][6][7][8]:
- за один игровой стол — от 50 000 до 250 000 рублей;
- за один игровой автомат — от 3 000 до 15 000 рублей;
- за один процессинговый центр букмекерской конторы — от 50 000 до 250 000 рублей;
- за один процессинговый центр тотализатора — от 50 000 до 250 000 рублей;
- за один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора — от 2 500 000 до 3 000 000 рублей;
- за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы — от 2 500 000 до 3 000 000 рублей;
- за один пункт приема ставок тотализатора — от 10 000 до 14 000 рублей;
- за один пункт приема ставок букмекерской конторы — от 10 000 до 14 000 рублей.
В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по минимальному значению в вышеуказанных диапазонах[4].
Налоговым периодом по налогу на игорный бизнес является календарный месяц. Также предусмотрены случаи, когда применяется 1/2 ставки налога. Если в налоговом периоде после 15-го числа (включительно) установлен новый объект налогообложения или до 15-го числа (включительно) выбыл старый. При этом объект налогообложения считается выбывшим с даты подачи соответствующего заявления в налоговый орган. Налоговая декларация по налогу на игорный бизнес за истекший налоговый период (календарный месяц) представляется налогоплательщиком в налоговую инспекцию по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог на игорный бизнес, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 28 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Также по месту регистрации объектов налогообложения в налоговый орган налогоплательщиком предоставляется налоговая декларация за истекший налоговый период[3][4].
В настоящее время в России функционируют четыре действующие игорные зоны, которыми являются:
- «Сибирская монета», расположенная на территории Алтайского края;
- «Красная Поляна», расположенная на территории Краснодарского края;
- «Приморье», расположенная на территории Приморского края;
- «Янтарная», расположенная на территории Калининградской области.
Налог на игорный бизнес в Грузии
Игорная индустрия в Грузии — это не только экономический инструмент, находящийся в распоряжении правительства страны, но и сфера инвестирования и привлечения туристов, способствующая притоку международных гостей на территорию грузинского государства. Сама сфера азартных игр регулируется Службой доходов, среди основных задач которой — выдача лицензий, формирование налоговой политики, создание благоприятной среды для развития отрасли, а также контроль над соблюдением всех установленных законом правил ведения бизнеса со стороны представителей индустрии. При исполнении своих обязанностей ответственный за азартные игры орган руководствуется принципами справедливости и честности, уделяя особое внимание защите прав потребителей[9][10].
Работа Службы доходов основывается на целом ряде нормативно-правовых актов, а именно:
- Закон Грузии «Об организации лотерей, азартных и прибыльных игр» от 25 марта 2005 года № 1180;
- Закон Грузии «О лицензиях и разрешениях» от 24 июня 2005 года № 1775;
- Закон Грузии «О лицензионных и разрешительных сборах» от 12 августа 2003 года № 2937;
- Закон Грузии «О сборе за игорный бизнес» от 29 декабря 2006 года № 4250;
- Налоговый кодекс Грузии от 17 сентября 2010 года № 3591;
- Совместный приказ Министра финансов и Министра внутренних дел Грузии «Об утверждении правил проверки исполнения владельцами разрешений азартных и других прибыльных игр» от 14 декабря 2011 года № 611—1013[9][10];
Закон Грузии «О сборе за игорный бизнес» от 29 декабря 2006 года № 4250 в соответствии со статьей 94 Конституции Грузии и Законом Грузии «Об основах системы сборов» определяет виды, ставки, порядок и сроки уплаты сбора за установленный законом игорный бизнес. Вышеперечисленные законопроекты и положения определяют легальными на территории Грузии все виды игорной деятельности. Следовательно, предпринимателю выдаются лицензии на ведение бизнеса посредством наземного казино; игровых автоматов; настольных игр; букмекерского бизнеса; бинго; лото; лотереи; онлайн-казино; онлайн-тотализатора; салонов игровых автоматов.☃.
Объектами сбора за игорный бизнес являются: стол казино, стол клуба и игровой аппарат; призовой фонд поощрительного розыгрыша; игры в системно-электронной форме (кроме поощрительного розыгрыша); игры казино, организованные в системно-электронной форме; разность между суммарной стоимостью реализованных лотерейных билетов и призовым фондом; касса для азартных или (и) прибыльных игр в системно-электронной форме, находящаяся вне объекта; касса для азартных или (и) прибыльных игр, организованных в системно-электронной форме, находящаяся вне объекта[9].
Ставки сбора за игорный бизнес дифференцируются по видам игорного бизнеса и определяются:
- с каждого игорного стола казино — в квартал от 20 000 до 40 000 лари включительно;
- с каждого игорного аппарата — в квартал от 2 000 до 4000 лари включительно;
- с каждого поощрительного розыгрыша — 10 процентов призового фонда;
- за игру в системно-электронной форме (кроме поощрительного розыгрыша) — в квартал от 250 000 до 300 000 лари включительно;
- за игры, организованные в системно-электронной форме: игры казино — в квартал от 250 000 до 300 000 лари включительно; игры игровых аппаратов — в квартал от 250 000 до 300 000 лари включительно;
- игры тотализатора — в квартал от 250 000 до 300 000 лари включительно;
- за устройство лотерей — 10 % от разности между суммарной стоимостью реализованных лотерейных билетов и призовым фондом;
- с каждой кассы для азартных или (и) прибыльных игр в системно-электронной форме, находящейся вне объекта, организованного разрешением на устройство азартных или (и) прибыльных игр, − в квартал от 1 500 до 20 000 лари включительно;
- с каждого стола клуба — в квартал от 4 000 лари до 14 000 лари включительно[9].
Организаторы азартных игр уплачивают сбор за игорный бизнес при приобретении знака уплаты сбора. На знаке уплаты сбора должны указываться: поле (диапазон) нумерации в зависимости от объектов сбора за игорный бизнес, в пределах которого выдаются знаки уплаты сбора; а так же период налогообложения сбором. Устроитель (организатор) лотереи обязан ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, уплачивать сбор в государственный бюджет[9].
Также, взимаются дополнительные налоги на деятельность азартных заведений: на доходы физических лиц (заработную плату) — 20 %; на имущество — до 1 %; корпоративный подоходный налог — 15 %; налог за ответственность, удерживаемый во время турниров, — 20 %. За нарушение Закона № 4250 от 29 декабря 2006 года (9 февраля 2023 года № 2587) на плательщика сбора за игорный бизнес налагаются санкции, определенные Налоговым кодексом Грузии.
Налог на игорный бизнес в Казахстане
В Казахстане плательщиками налога на игорный бизнес являются юридические лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг: казино; зала игровых автоматов; тотализатора; букмекерской конторы. Объектами обложения налогом на игорный бизнес при осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса являются: игровой стол; игровой автомат; касса тотализатора; электронная касса тотализатора; касса букмекерской конторы; электронная касса букмекерской конторы[11].
Ставка налога на игорный бизнес с единицы объекта налогообложения составляет[12]:
- игровой стол — 1 660-кратный размер месячного расчётного показателя в месяц;
- игровой автомат — 60-кратный размер месячного расчётного показателя в месяц;
- кассу тотализатора — 300-кратный размер месячного расчётного показателя в месяц;
- электронную кассу тотализатора — 4 000-кратный размер месячного расчётного показателя в месяц;
- кассу букмекерской конторы — 300-кратный размер месячного расчётного показателя в месяц;
- электронную кассу букмекерской конторы — 3 000-кратный размер месячного расчётного показателя в месяц.
Ставки налога, определяются исходя из размера месячного расчётного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 число налогового периода. Налоговым периодом для налога на игорный бизнес является календарный квартал. Исчисление налога на игорный бизнес производится путем применения соответствующей ставки налога к каждому объекту налогообложения. При вводе в эксплуатацию объектов налогообложения до 15 числа месяца включительно налог на игорный бизнес исчисляется по установленной ставке, после 15 числа — в размере 1/2 от установленной ставки. При выбытии объектов налогообложения до 15 числа месяца включительно налог на игорный бизнес исчисляется в размере 1/2 от установленной ставки, после 15 числа — по установленной ставке. Декларация по налогу на игорный бизнес представляется не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом. Налог на игорный бизнес подлежит уплате в бюджет по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом[11].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Игорный бизнес Монако . Slots.com.ua. Дата обращения: 2 декабря 2023.
- ↑ 2,0 2,1 Налог на Игорный Бизнес в США: Регулирование . GaminatorSystem.com. Дата обращения: 2 декабря 2023.
- ↑ 3,0 3,1 Глава 29. НК РФ Налог на игорный бизнес (ст. 364 - 371) . Гарант информационно-правовое обеспечение. Дата обращения: 29 ноября 2023.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Порядок исчисления и уплаты налога на игорный бизнес . Федеральная налоговая служба. Официальный сайт. Дата обращения: 28 октября 2023.
- ↑ Закон Алтайского края от 12.11.2003 N 55-ЗС «О ставках налога на игорный бизнес на территории Алтайского края» . Гарант информационно-правовое обеспечение. Дата обращения: 2 декабря 2023.
- ↑ Закон Краснодарского края от 20.10.2003 N 611-КЗ «О налоге на игорный бизнес» . Гарант информационно-правовое обеспечение. Дата обращения: 2 декабря 2023.
- ↑ Закон Приморского края от 06.11.2003 N 75-КЗ «О налоге на игорный бизнес» . Гарант информационно-правовое обеспечение. Дата обращения: 2 декабря 2023.
- ↑ Закон Калининградской области от 29.11.2004 N 459 «О ставках налога на игорный бизнес» . Гарант информационно-правовое обеспечение. Дата обращения: 2 декабря 2023.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 О сборе за игорный бизнес . Preview. Дата обращения: 30 ноября 2023.
- ↑ 10,0 10,1 Правовое регулирование игорного бизнеса в Грузии . News Of Gambling (15 марта 2016). Дата обращения: 4 декабря 2023.
- ↑ 11,0 11,1 Налоговый кодекс РК 2023 . Юрист. Дата обращения: 29 ноября 2023.
- ↑ Глава 66. Налог на игорный бизнес . Налоги в Казахстане. Дата обращения: 4 декабря 2023.
Ссылки
- Департамент налоговых служб
- Комитет государственных доходов РК
- Налоговая служба Грузии
- Налоговое управление США
- Федеральная налоговая служба Российской Федерации