Музей А. Н. Радищева

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Музей А. Н. Радищева
Музей А. Н. Радищева. Вход в усадьбуМузей А. Н. Радищева. Вход в усадьбу
Дата открытия 28 октября 1945
Реорганизован С 1975 года филиал Объединения государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области
Адрес Пензенская область, Кузнецкий район, с. Радищево, ул. Центральная, 64
Сайт Музей А. Н. Радищева
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
53°04′58″ с. ш. 46°43′52″ в. д. / 53.08278° с. ш. 46.73111° в. д. / 53.08278; 46.73111 (G) (O) (Я)

Музе́й А. Н. Ради́щева — государственный музей, посвящённый жизни и творчеству Александра Николаевича Радищева (1749-1802), русского писателя, поэта, философа и просветителя XVIII века. Музей находится в бывшей вотчине Радищевых Верхнее Аблязово — ныне село Радищево Кузнецкого района Пензенской области. В усадьбе родителей будущий писатель провел детство, сюда возвращался в зрелые годы, посетил незадолго до смерти. Родовую усадьбу изобразил в произведениях «Повесть о Филарете Милостивом» и «Описание моего владения»[1][2].

Музей А. Н. Радищева был открыт в 1945 году. С 1975 года на правах филиала входит в состав Объединения государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области[3]. Единственный музейно-усадебный комплекс XVIII века на территории Пензенской области. К мемориальным памятникам, сохранившимся на территории усадьбы Радищевых, принадлежит Спасо-Преображенская церковь, построенная в 1736 году прадедом писателя и являющаяся одним из старейших культовых сооружений Пензенской области, памятником Федерального значения[4].

История

Село Верхнее Аблязово (Спасо-Преображенское) было основано в 1692 году прадедом писателя по материнской линии Григорием Афанасьевичем Аблязовым. В 1736 году им возведена церковь Спасо-Преображения и одновременно построен «во вкусе умной старины» двухэтажный каменный господский дом, где с середины XVIII века жили родители будущего писателя с детьми и где вырос Александр Николаевич Радищев. На уровне второго этажа здание соединялось с церковью крытой деревянной галереей и составляло единый архитектурный ансамбль хоромного типа. В конце XIX века дом находился в ветхом состоянии и был продан последним владельцем. Барский дом как составная часть музейно-усадебного пространства восстановлен в 1995 году на оставшемся фундаменте[2].

Структура музейного комплекса

В музейный комплекс входят:

  • барский дом;
  • сохранившаяся на территории усадьбы мемориальная Спасо—Преображенская церковь;
  • историческое здание бывшей земской школы, где расположена литературная экспозиция[5].

Господский дом

Музей Объ 02.jpg

Господский дом возведён в 1730-х годах из камня. От восточного фасада дома на уровне второго этажа к церкви вела крытая галерея. Эта деревянная галерея соединяла через колокольню господский дом с Преображенской церковью и выводила на предназначенный для господ балкон в основной части храма[1].

Дом имел 2 этажа, 14 саженей в длину и в 6,5 в ширину. Нижний этаж — глухой, с четырьмя окнами в виде бойниц. На первом этаже располагались две людские — комнаты для слуг. Верхний этаж имел 24 окна по периметру. Здесь, в двенадцати комнатах второго этажа, проживали владельцы имения.

Дом Радищевых к 1840-м годам уже обветшал, и был продан владелицей, племянницей писателя, а новый хозяин, помещик Кузнецов, в свою очередь, в 1890-е годы, продал дом на снос. По сохранившимся описям имения 1829 и 1836 годов, а также акварельному изображению дома и церкви, выполненному в 1847 году художником — любителем И. С. Страховым, фотографиям дома 1860 года, после кропотливого изучения существующих материалов и аналогов строительства провинциальных усадеб России в конце XVII — начале XVIII веков Институт «Спецпроектреставрация» разработал проект восстановления дома Радищевых. Господский дом в 19901995 годы был восстановлен на оставшемся фундаменте, но в уменьшенном объёме[6].

По состоянию на 2020-е годы, пространство дома используется под тематические выставки, культурно-просветительские мероприятия, литературную гостиную. Регулярный сад с плодовыми деревьями и кустарниками, устроенный в XVIII веке отцом писателя Николаем Афанасьевичем возле дома, используется в качестве парка[6]

Спасо-Преображенская церковь

Церковь Спасо-Преображения Господня — единственный сохранившийся памятник от бывшей радищевской усадьбы, хотя и со значительными утратами в декоре интерьеров. Выразительный вид храму придаёт трехъярусная шатровая колокольня, на втором этаже которой расположен придел Иоанна Воина, освящённый в 1738 году. Церковь возведена на спуске к реке Тютнярке. Основной объём храма возведён в виде многоярусной башенки: восьмерик на четверике. Композиционно храм построен «кораблём», то есть соединён с трапезной и трёхъярусной шатровой колокольней[1].

В 1936 году церковь была закрыта, в 1974 году здание передано музею, в 1983—1986 годах отреставрировано. По сохранившимся описям церковного имущества 1924 года частично восстановлен её интерьер. С 1991 года Спасо-Преображенский храм снова стал действующим и совместно используется местной общиной верующих и музеем. В здании размещается экспозиция «Из верхнеаблязовской хроники» на основе старинных церковных предметов и сохранившихся фрагментов прежнего иконостаса[4].

Спасо-Преображенская церковь тесно связана с жизнью бывших обитателей усадьбы: здесь Радищевы были на исповеди, крестили детей, здесь их венчали и отпевали. В фамильном склепе храма покоятся родители писателя Николай Афанасьевич и Фёкла Степановна Радищевы, брат Михаил, младший сын Афанасий Александрович. Сохранились надгробные плиты в одном из приделов. В храме находится и мемориальная святыня: подаренная храму сыном писателя Афанасием икона с образами святых тезоименитых покровителей членов семейства Радищевых. Пол в храме ещё при отце писателя выложили чугунными плитами с растительным узором и инициалами владельца (НР 1778), которые сохранились до XXI века.

Главная достопримечательность Спасо-Преображенского храма — фрески XVIII века, которые в 7 ярусов покрывают его стены и купол. Многоликие росписи являют сюжеты Ветхого и Нового Завета. Фрески представляют большую историческую и культурную ценность, являются единственным в Пензенской области образцом настенной росписи XVIII века[2].

Литературная экспозиция

Главная экспозиция музея расположена в старинном деревянном доме — историческом здании бывшей земской школы, построенной на усадьбе прежними владельцами в XIX веке[7]. Литературно-бытовая экспозиция знакомит с историей провинциальной дворянской усадьбы XVIII века, которая более двухсот лет принадлежала одному родовому клану Аблязовых—Радищевых[8].

Фрагмент литературной экспозиции

Экспозиция первого зала посвящена предкам и семье писателя. Здесь выставлен портрет деда Афанасия Прокопьевича Радищева (1683-1746), участника Полтавской битвы, полковника и владельца села Кунчерово, а после женитьбы на дочери соседа Настасье Григорьевне Аблязовой ставшего хозяином и имения Верхнее Аблязово. На другом портрете изображен Афанасий Александрович Радищев (1796-1881), генерал-лейтенант, младший сын писателя. После военной и государственной службы он жил в Аблязове в своей усадьбе на другом конце села. Обстановку барского дома воссоздает мемориальный уголок с мебелью, принадлежавшей потомкам писателя (круглый стол, шкаф для посуды, диван с креслами)[1].

Главный зал посвящён жизни и творчеству Александра Николаевича Радищева[4]. Предметы дворянского быта, документы, книги и журналы XVIII века знакомят с эпохой царствования Екатерины II. Представленные материалы показывают его путь при дворе Екатерины II; учёбу в Лейпцигском университете вместе с будущим немецким поэтом Гёте, где он получил образование по юридическим наукам; службу в Петербургской таможне. В музейных витринах демонстрируются книги Вольтера и Руссо[1]. Портретов Радищева известно не много. На одном из них запечатлен молодой человек, описать которого помогают воспоминания сына Павла[4]:

«Он был среднего роста, был в молодости очень хорош, имел прекрасные карие глаза, выразительные. …Он знал музыку, играл на скрипке и был в свое время ловкий танцор, искусный фехтовальщик, хороший ездок и счастливый охотник с ружьем».

— Павел Радищев

Семейную жизнь писателя иллюстрирует портрет его первой жены Анны Васильевны Рубановской. Отразить творческую биографию Радищева помогают его сочинения «О добродетелях и награждениях», «О человеке, его смертности и бессмертии», «Слово о Ломоносове», «Слово о Ермаке», «Сокращённое повествование о Сибири» и другие. Особое внимание уделено сочинению «Беседа о том, что есть сын Отечества». Книга открыта на выразительных страницах[9]:

Один из разделов экспозиции отдан главному сочинению Радищева и самому запретному произведению русской литературы — книге «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой автор смотрел на мир взором философа, просветителя, размышляя о человеке, власти, законности, государственном устройстве:

«Блаженно государство, если в нем царствует тишина и устройство. Блаженно кажется, когда нивы в нем не пустеют и во градех гордые вздымаются здания. Блаженно называют его, когда властвует оно не только силой, но и словом своим»

— Александр Радищев

Последний зал экспозиции посвящен периоду в жизни, когда Радищев был арестован, заключен в Петропавловскую крепость и после недолгого следствия объявлен государственным преступником и приговорен к смертной казни, заменённой ссылкой в Сибирь. Завершается экспозиция выставкой изданий его сочинений и материалами о судьбе потомков писателя[10].

Нижнее Аблязово

К структуре охранной территории музея относятся также природные ресурсы: Смоленский овраг и Рождественский храм в соседнем селе Нижнее Аблязово. Церковь Рождества Христова была тоже построена прадедом Радищева Григорием Афанасьевичем Аблязовым в 1724 году. Является старейшим культовым сооружением Пензенской области в стиле петровского барокко.

Неотъемлемой частью храмового архитектурного комплекса является сохранившийся резной скульптурный интерьер в стиле барокко, которому присущи роскошь, пышность и великолепие. Поражает воображение сохранившийся пятиярусный золочёный резной деревянный иконостас со скульптурными изображениями ангелов и святых — образец монументально-декоративного искусства второй четверти XVIII века. Уникальность этому храму придают выполненные из дерева скульптурные композиции — явление редкое в оформлении православных храмов. Скульптура, живопись, обильная декоративная резьба — всё сливается в едином ансамбле цвета и пластики[11].

Деятельность музея

Проводятся костюмированные экскурсии на литературной экспозиции музея, экскурсии по храму Преображения Господня. Посетителям музея предлагаются различные тематические программы: «Аблязовская свадьба» с венчанием в мемориальной церкви Радищевых; литературно-музейная программа «Один день в русской усадьбе XVIII века», «Бал в барском доме», фольк-шоу «Аблязовский лужок», с использованием народных ремесел, русской национальной кухни XVIII века. В барском доме посетителям предлагают стать участниками костюмированной экскурсии «Аблязовский каприз» и сыграть с аблязовским барином в старинную игру «бирюльки», в жмурки. Музей является организатором и местом подведения итогов творческого конкурса «Что есть сын Отечества»[12] .

На территории музея проходит ежегодная межрегиональная Тихвинская ярмарка (в ближайшую субботу к дню Тихвинской иконы Божией Матери, чествуемой 9 июля). Её проведение началось в XVIII веке одной из владелиц имения, возрождена сотрудниками музея в 1994 году. Музейная территория ежегодно становится площадкой праздника Масленицы. На событийных мероприятиях гостям предлагают блюда по местным рецептам: «уха по-аблязовски», блины из ореховой муки, «кислые щи» (шипучий напиток), сбитень на аблязовских травах.

Ярмарочные и масленичные забавы включают катание на лошадях, стрельбу из гигантских рогаток, забивание гвоздей на скорость, метание валенка и другие интерактивные площадки. Программа праздников дополняется выступлением пензенского ансамбля этнической музыки «Миряне» и других самодеятельных и профессиональных артистов[13].

Литература

  • Российская музейная энциклопедия в 2 томах / под ред. A. A. Сундиевой, Е. А. Воронцовой, Т. Н. Кадауровой и др. — М.: Прогресс, 2001.
  • Савин О. М. Государственный музей А. Н. Радищева: очерк-путеводитель. — Пенза,1974. — 103 с.
  • Савин О. М. Литературная Пенза. — Саратов, 1984. — 351 с.
  • Живу в душе друзей моих: научно-популярный сборник. — Пенза: ОГЛММ, 2004. — 255 с.
  • Кайманова Т. А. Литературное краеведение в создании турпродукта. — Пенза: ПГУ, 2008. — 615 с.
  • Кайманова Т. А. Путь к Радищеву // Сура. 2021. № 6.
  • Рассказова Л. В. Радищев — гражданин будущих времён. Путеводитель по музею. — Пенза, 2017. — 14 с.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Савин О. М. Государственный музей А. Н. Радищева: очерк—путеводитель. — Пенза, 1974. — 103 с.
  2. 2,0 2,1 2,2 Рассказова Л. В. Радищев - гражданин будущих времён: путеводитель. — Пенза, 2017.
  3. Российская музейная энциклопедия в 2 томах / под ред. A. A. Сундиевой, Е. А. Воронцовой, Т. Н. Кадауровой и др.. — М.: Прогресс, 2001.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Живу в душе друзей моих: научно-популярный сборник. — Пенза: ОГЛММ, 2004. — 255 с.
  5. Что такое литературно-мемориальный музей: сборник научных трудов. — М., 1981.
  6. 6,0 6,1 Андрей Костин. Из истории создания музея А. Н. Радищева в Верхнем Аблязове // Сура : журнал. — 2010. — № 1. — С. 158—166.
  7. Словарь музейных терминов. Дата обращения: 21 февраля 2024.
  8. Кайманова Т. А. Литературное краеведение в создании турпродукта. — Пенза: ПГУ, 2008. — С. 102—150. — 615 с.
  9. Радищев А. Н. Беседа о том, что есть сын Отечества : Полное собрание сочинений в 3 томах. — М.Л.: Академия наук СССР, 1936—1954. — Т. 1.
  10. Пензенская область: Путеводитель / под ред. В. И. Первушкина, Т. А. Каймановой. — Пенза, 2019.
  11. Священник рассказал историю уникального храма в Кузнецком районе. Пенза Пресс. Дата обращения: 22 февраля 2024.
  12. Творческий конкурс «Что есть сын Отечества». Литературный музей в Пензе. Дата обращения: 21 февраля 2023.
  13. Уха по-аблязовски и метание валенок: традиционная Масленица в Радищево. ГТРК Пенза. Дата обращения: 21 февраля 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!