Остафьево (усадьба)
Остафьево | |||
---|---|---|---|
Остафьево - Русский Парнас | |||
Страна | Россия | ||
Город | Москва | ||
Местоположение | Москва, Поселение Рязановское, село Остафьево | ||
Первое упоминание | 1898 год | ||
Состояние | Восстановлена | ||
Сайт | http://www.ostafyevomuseum.ru/ | ||
|
|||
|
|||
Медиафайлы на Викискладе |
Государственный Музей-заповедник «Остафьево» («Русский Парнас») — знаменитый памятник дворянской архитектуры, усадьба двух известных родов Вяземских и Шереметевых, которая стала местом встреч и вдохновения для литературных звёзд различных эпох[1]. Здесь вдохновлялись Александр Пушкин, Василий Жуковский и Николай Гоголь, но самое главное — в усадьбе Николай Карамзин написал восемь томов «Истории государства Российского». Усадьба была построена в конце XVIII века при князе Андрее Вяземском, предположительно по проекту зодчего Ивана Старова[2].
История
Первые сведения о селе «Нечаево, Климово тож», как в прошлом называлось Остафьево, можно найти в духовных грамотах великих князей Московских. Иван Калита, собиратель русских земель, и его именитый внук Дмитрий Донской владели этими землями ещё в XIV веке. Первое упоминание о поместье относится к 1340 году. Позже, в XVII веке, во времена Смуты одним из хозяев Остафьево был создатель народного ополчения Прокопий Ляпунов. Другими выдающимися хозяевами этих земель были представители стрелецкого рода Бартеневых, позднее ставшие дворянами, царские дьяки Львовы, а также граф Петр Матвеевич Апраксин. Название усадьбы несколько раз менялось. Существует легенда, что Александр Сергеевич Пушкин, друг владельца усадьбы воскликнул, когда забыл чемодан: «Оставь его, братец!». Якобы почти сразу же после этого село обрело нынешнее название, но это предание не соответствует действительности. В начале XVII столетия усадьба упоминалась как пустошь села Никольское, а уже во второй половине XVIII века стала Остафьевым[3].
После Апраксина имение ненадолго превратилось в вотчину князей Голицыных. Так, его первым владельцем из этого рода стал князь Яков Алексеевич, известный в основном как внук воспитателя Петра I Бориса Голицына. Однако вскоре, уже в 1751 году, у незаметного потомка знатного рода эту землю купил купец Козьма Матвеевич Матвеев. Несмотря на то, что сословию предпринимателей и промышленников в те годы не разрешалось владеть крестьянами, Матвееву была пожалована такая привилегия. Он смог приобрести пятьсот душ крепостных, живших на землях сельца Климово и деревни Остафьево. Можно сказать, что именно этот человек и стал тем, кто впервые озаботился благоустройством вверенной ему территории. Отчасти композиции построек, запланированных и исполненных купцом, сохранились до наших дней несмотря на все позднейшие переделки[3].
В 1793 году усадьбу купца решил купить молодой дворянин князь Андрей Вяземский, потомок Рюриковичей и один из самых образованных людей своего времени. К тому моменту у этого представителя высшей аристократии уже был сын, родившийся от брака с ирландкой Дженни О’Рейли, которую тот увез от первого мужа. Этим сыном и был Пётр Андреевич Вяземский, блестящий поэт, любитель либерализма и демократии, друг Пушкина и многих известных поэтов и писателей[4].
В 1807 году здесь возвели дворец и разбили парковый ансамбль. В конце XIX века владельцем усадьбы стал граф Сергей Шереметев. Уже в 1899 году граф основал в усадьбе музей, посвященный ее историко-литературному наследию. Музей графа Шереметева — самый первый из общедоступных музеев в России, связанных с именем Александра Пушкина. После революции усадьбу национализировали и открыли во дворце Музей дворянского быта[5].
Во время Великой Отечественной войны в усадьбе располагался госпиталь, а в 1947 году на его месте открыли элитный дом отдыха Совета Министров СССР. В 1988 году усадьбе вернули музейный статус. Сначала музей в Остафьеве служил филиалом Государственного музея А. С. Пушкина, а в 1994 году он получил федеральный статус.[5]
Архитектура
Господский дом
Главное здание строилось с 1800 по 1806 годы, но отделочные работы в нём велись ещё шесть лет. Несмотря на небольшое количество декоративных элементов, белоснежный дворец с шестиколонным портиком и бельведером выглядит роскошно и стильно. Его открытые галереи, украшенные колоннами, соединяются с большими флигелями в легком ансамбле[4].
Со стороны дом смотрится компактным и продуманным до мелочей, несмотря на то, что он фактически вытянут в одну линию. Флигели дома образуют мальтийский крест, что заметно, если взглянуть на план сверху. Со стороны парка здание представляет собой полуротонду, окруженную двумя симметричными выступами, что является типичным элементом классицизма начала XIX века[4].
Однако внутри помещения немного контрастируют с внешним фасадом здания. Круговая анфилада, похожая на планировку дворца в Кусково, тянется по всему внутреннему пространству с двух сторон. Она огибает торцы и заканчивается только в самой полуротонде, в её парадном Овальном зале. К главному помещению дома примыкает столовая и «длинная зала». Несмотря на то, что Овальный зал является главным пространством особняка, вход в него прямо из вестибюля полуротонды невозможен. Согласно традициям XVIII века, прежде гостю было необходимо миновать покои хозяйки, состоявшие из большой гостиной, будуара и спальни. Если же посетителю было угодно повернуть направо, то он мог очутиться на половине хозяина и посетить малую гостиную, кабинет и библиотеку[4].
Парк
В парке Остафьево находится множество архитектурных достопримечательностей, благодаря чему Александр Пушкин называл его «Русским Парнасом». Его комплекс был выполнен в регулярном французском стиле. Тем не менее, только аллеи липы, дуба и голубых елей относятся к этому направлению пейзажного искусства. Что касается лиственниц, тополей и жёлтой акации, перетекающей в пихтовые насаждения, то их посадка была осуществлена согласно английской традиции. Всего в парке насчитывается одиннадцать наименований растений: местных и экзотических, привезенных из дальних стран[5].
Помимо собственно растений, Вяземские озаботились устройством архитектурных элементов возле главного дома, например, беседки «Храм Аполлона» авторства Фомы Мельникова и Горбатого мостика, пересекающего Большой пруд. А в связи с десятилетием окончания Отечественной войны 1812 года была спроектирована так называемая Марсова поляна. Она была самой южной из целого каскада полян, которые должны были спускаться с севера на юг поместья по его западной границе. Дело в том, что Петр Андреевич Вяземский был участником войны с Наполеоном и решил увековечить этот опыт в создании мемориального паркового участка[3][6].
Примечания
- ↑ Яцук Наталия. Усадьба Остафьево . Альманах «Наследие». Дата обращения: 27 ноября 2023.
- ↑ «Седая старина» . Государственный музей-заповедник Разделитель «Остафьево» – «Русский Парнас». Дата обращения: 30 ноября 2023.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Яцук Н. Усадьба Остафьево . Nasledie.digital. Дата обращения: 30 ноября 2023.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Бондарева Н. Музей-усадьба Остафьево . Nataturka.ru. Дата обращения: 30 ноября 2023.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Пресс-служба музея-усадьбы «Остафьево». Знакомство с русским Парнасом, или Чем примечательна усадьба Остафьево . mos.ru (3 июля 2022 года). Дата обращения: 30 ноября 2023.
- ↑ Низовский А. Ю. Самые знаменитые усадьбы России. — Москва: Вече, 2000. — С. 122. — 419 с.
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Объекты культурного наследия России по алфавиту
- Объекты культурного наследия России федерального значения
- Статьи с шаблонами-карточками без имени
- Усадьбы Московской области
- Пушкинские места
- Знание.Вики:Готовые статьи по истории
- Знание.Вики:Готовые статьи об искусстве
- Все статьи
- Музеи Москвы
- Усадьбы Москвы
- Поэты России XIX века
- Усадьбы Вяземских
- Усадьбы Шереметевых
- Охраняемые природные территории Москвы
- Архитектура классицизма
- Достопримечательности
- Достопримечательности Москвы
- Заповедники по странам
- Заповедники России