Мосты Красноярска
Красноя́рск — краевой центр Красноярского края, крупный промышленный, деловой и культурный центр Восточной Сибири. Город раскинулся по двум берегам реки Енисей, разделяющей его на правобережье и левобережье. Расположение Красноярска делает его символичными воротами для выхода на мировой рынок через Северный морской путь регионов Сибири. Красноярск — город транспортных магистралей, многие из которых проходят через Енисей[1]. Семь районов города, соединены между собой шестью мостами: автомобильными, железнодорожными и пешеходным вантовым[2].
28 марта 1899 года первый путепровод соединил левый и правый берег Красноярска. Сооружение стало одним из самых известных железнодорожных мостов в Российской империи. В 1900 году его точная модель представлена на выставке в Париже, где мост получил Гран-при и золотую медаль. Аналогичную награду получила в том же году и Эйфелева башня. Первый автомобильный мост в краевом центре построен в 1961 году — Коммунальный мост, строили его пять лет.
В 1978 году начались работы по строительству Октябрьского моста. В 1979 году заложен вантовый мост через протоку острова Татышев. Оба объекта открыли в 1986 году. Параллельно строился «объект 777» — комбинированный мост через Енисей. Построен в 1984 году, его эксплуатация началась позже.
В 1990-е годы начали строительство нового железнодорожного моста. Он должен был заменить старый. В 2002 году начался демонтаж царского моста. 7 августа 2007 года его утилизировали. Мост на глубоководном обходе Красноярска построен в 2008 году — часть объездной дороги федеральной трассы М-53 «Байкал».
В ноябре 2015 года в Красноярске открыли четвёртый автомобильный мост через Енисей, стоимость его составила 12 миллиардов рублей. Строительство обошлось более 55 тысяч кубометров железобетона и около 30 тысяч тонн металла. В длину мост 1273 метра, состоит из шести полос движения[3].
Вантовый мост
Вантовый пешеходный мост на Стрелке назвали именем основателя города Андрея Дубенского. Решением администрации краевого центра он называется «Виноградовский»[3].
Коммунальный мост
Коммунальный мост начали строить в 1956 году, завершили в 1961 году. Он стал символом Красноярска наряду с часовней Параскевы Пятницы.
Автомобилисты пользовались понтонным мостом для переезда на противоположный берег. Объём грузоперевозок увеличивался, во время Великой Отечественной войны. Многие предприятия переместились в Сибирь, возникла необходимость в строительстве автомобильного моста. Разрешение на его возведение Красноярск получил только в середине 1950-х годов.
В 1956 году по указанию министра транспортного строительства СССР Евгения Кожевникова в Красноярск направлен мостостроительный отряд № 7 из Новосибирска. Архитектор Пётр Егоров завершил проект моста, который включал пять стационарных пролётов по 158 метров и шесть сборных по 30 метров. За новаторские методы строительства его создателей удостоили Ленинской премии. Сооружение включили в сборник ЮНЕСКО за уникальную технологию монтажа арок на воде. В ходе строительства Коммунального моста впервые в СССР осуществили установку надводных арок без временных опор.
Окончательная длина моста составила 2 300 метров, ширина — 23,4 метра, а высота — 26 метров. На момент завершения он стал самым длинным мостом в Азии. Параллельно с возведением Красноярской ГЭС, в 1960-1970-х годах построен автомобильный мост через Енисей, в 40 км от Красноярска, за Дивногорском. Мост является частью федеральной трассы М-54 «Енисей» и открывает великолепный вид на Гидроэлектростанцию (ГЭС)[4].
Питерский мостик
«Питерский мостик» — небольшой мост с лёгкими коваными перилами. Он расположен в сквере на пересечении улицы Сурикова и проспекта Мира. Автором данного архитектурного объекта является Юлия Кузнецова. Мост-фонтан завоевал популярность среди молодожёнов[4].
Железнодорожный мост
6 декабря 1895 года в Красноярск прибыл первый поезд. Чтобы пересечь Енисей зимой рельсы укладывали на лёд, летом составы перевозили на пароме. Проект первого железнодорожного моста через Енисей — работа профессора Московского Императорского технического училища Лавра Проскурякова.
В 2003 году представители Российских железных дорог (РЖД) обратились к Законодательному Собранию Красноярского края с просьбой исключить мост из перечня объектов культурного наследия. Они пообещали сохранить один из пролётов и установить его в качестве памятника. Планировалось перенести мост и сделать его пешеходным на острове Татышев. В 2007 году он был просто разобран и сдан в металлолом. Уцелел лишь небольшой фрагмент — от правого берега Енисея до первой опоры[3].
Особенности моста[3]:
- Длина моста — 1 километр
- Ширина пролётов — 144,9 метра
- Мост состоял из шести ферм, высотой в вершине параболы — 20 метров
- Мост стоял на пяти речных и двух береговых устоях, кессоны были опущены на глубину до 20 метров
- Более 2000 человек работали на сооружении моста, вместе с подсобниками их число достигало 10 тысяч
«Мост 777»
Строительство моста началось в 1979 году. Изначально проект предусматривал создание исключительно железнодорожной конструкции, однако после тщательного анализа всех аспектов было принято решение о внесении изменений, добавив автомобильную проезжую часть. Решение стало следствием необходимости снизить нагрузку на уличную сеть города в связи с растущим потоком грузовых автомобилей.
В 1984 году проект оказался почти завершённым, но официальная эксплуатация моста началась в 1986 году.
Мост «777» соединяет северный объезд Красноярска, который проходит вдоль границы Советского района и Ленинского района на правом берегу Енисея, и выход на посёлок Берёзовку.
Данная конструкция служит резервным маршрутом для пассажирских поездов и основным путём для грузовых транзитов. Грузы доставляются на станцию Красноярск-Восточный, минуя центр города.
Мост выполнен из цельнометаллических ферм и состоит из двух секций: железнодорожной (одна колея) и автомобильной, которые расположены на общих опорах. Его длина составляет около 700 метров, а ширина автомобильной части — примерно 20 метров[5].
Октябрьский мост
Октябрьский мост — один из мостов для автомобилей и пешеходов в Красноярске, который пересекает реку Енисей. Он связывает Ленинский и Советский районы города. Строительство моста началось в конце 1970-х годах и завершилось в 1986 году.
Длина основной конструкции моста над Енисеем составляет около 900 метров, а длина пролёта между островом и левым берегом достигает 300 метров. В общей сложности мост растянулся на примерно 2600 метров и имеет ширину 50 метров. Главный пролёт, выполненный с использованием балочной конструкции, имеет рекордные 200 метров в длину. Благодаря этому достижению Октябрьский мост включён в издание ЮНЕСКО «Мостостроение мира», заняв одно из 30 мест наряду с Коммунальным мостом.
Мост имеет цельнометаллическую архитектуру и состоит из двух сегментов, с сухопутной частью, проходящей по острову Татышев, поддерживаемой буронабивными сваями диаметром 1,6 метра. Высота видимого сооружения совпадает с высотой восьми этажей обычного жилого дома, а подводная часть добавляет ещё 24 метра[6].
Николаевский мост
29 октября 2015 года построен четвёртый мост через Енисей. Название мост получил в 2018 году — Николаевский. Мост планировали строить пять лет, но завершили в четыре года. На него ушло более 55 тысяч кубометров железобетона и свыше 28 тысяч тонн металла. Дорога вместе с тротуарами заняла 66 тысяч квадратных метров. Это крупнейший объект транспортной инфраструктуры России, открытый в 2015 году[7].
Мосты
- Коммунальный мост;
- Октябрьский мост, с 2019 года именуемый Мост имени П. С. Федирко;
- Мост 777 (Коркинский мост);
- Николаевский мост (Красноярский четвёртый мост);
- Железнодорожный мост;
- Виноградовский мост (пешеходный вантовый мост).
Малые мосты
- «Питерский мостик» (свадебный мост);
- Качинский мост.
Примечания
- ↑ Красноярск . Администрация Красноярска. Дата обращения: 19 марта 2024.
- ↑ Мосты Красноярска . КрасКомпас. Дата обращения: 19 марта 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Мосты Красноярска. История покорения Енисея . Городские Новости Красноярск. Дата обращения: 26 ноября 2024.
- ↑ 4,0 4,1 Мосты Красноярска . Архивное агентство Красноярского края. Дата обращения: 26 ноября 2024.
- ↑ 777 - Три семёрки . КрасКомпас.РФ. Дата обращения: 26 ноября 2024.
- ↑ Октябрьский мост . КрасКомпас.РФ. Дата обращения: 26 ноября 2024.
- ↑ Николаевскому мосту в Красноярске исполнилось 5 лет . Городские Новости Красноярск. Дата обращения: 26 ноября 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |