Виноградовский мост (Красноярск)

Материал из «Знание.Вики»
Виноградовский мост
Красноярск Стрелка с высоты.jpg
Официальное название Виноградовский мост
Историческое название Мост имени Андрея Дубенского
Область применения пешеходный
Пересекает реку Енисей
Место расположения  Красноярск
Конструкция
Тип конструкции смешанная
Материал железобетон, стальные тросы
Число пролётов 3 (2 пилона)
Основной пролёт 155 м
Над пересекаемой преградой 300 м
Общая длина 550 м
Ширина моста 10 метров
Высота конструкции 40 метров
Эксплуатация
Начало строительства 1979
Открытие 1985
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе


Виноградовский мост — вантовый мост Красноярска, единственный в городе пешеходный мост через Енисей, соединяющий Левобережье в районе Стрелки (историческая часть города, место впадения реки Качи в Енисей) с островом Татышев. Мост двухпилонный, подвесной, со смешанной конструкцией. Строительство велось с 1979 по 1986 год. Носит имя строителя, Героя Социалистического Труда СССР Сергея Николаевича Виноградова[1].

История названия

Первоначально было принято решение назвать мост именем основателя красноярского острога, первого воеводы Красноярска — Андрея Ануфриевича Дубенского[2]. В 1999 году, оценив вклад в развитие города Красноярска, Постановлением № 336 от 21 июня 1999 года Совета администрации мосту было присвоено имя его строителя — Сергея Николаевича Виноградова. Сергей Николаевич — начальник Мостоотряда № 7, возводившего мосты в Красноярске и городах Красноярского края: Ачинске, Норильске, Канске, Дудинке. Будучи главным инженером, Виноградов руководил строительством Октябрьского, Коммунального мостов, моста «777» в Красноярске и мостов через Бугач и Качу[3]. В начале моста со стороны площади Мира установлена мемориальная доска, на которой указана дата начала строительства и имя Героя Социалистического Труда Сергея Николаевича Виноградова[4].

Строительство

Предложение о строительстве пешеходного моста в администрацию города Красноярска внёс красноярский архитектор Арэг Саркисович Демирханов, имевший влияние на власть, прислушивающуюся к его мнению по поводу застройки города. Первый секретарь крайкома КПСС Павел Стефанович Федирко согласился с предложением, и в 1979 году началось строительство моста. По словам одного из архитекторов Красноярска — Александра Владимировича Банникова, решение о строительстве вантового моста было уникальным и говорило о том, что Красноярск — город инновационных инженерных решений. Также Банников вспоминает, что вначале была засыпана дамба, затем установлены быки — опоры моста и установлена конструкция[5].

25 июня 2018 года мост был закрыт на ремонт, который длился один месяц. За это время на мосту отремонтировали повреждённые ограждения из металла, также покрасили опоры и ванты. На покраску израсходовали 2 тысячи литров краски. Отремонтировали дорожное покрытие[6].

В 2018 году к празднованию Дня города на мосту и в Большом концертном зале, который вместе с мостом создаёт архитектурный ансамбль на Стрелке города Красноярска, создана архитектурно-художественная подсветка. Световые диоды меняют оттенок в соответствии с музыкальным ритмом, причём скорость и цвет могут меняться в любой последовательности. Такое архитектурно-световое решение является инновационным, в его реализации использованы многофункциональные конверторы «КУЛОН». Динамичность освещения позволяет менять цвет, композицию, музыку. Управление светом и контроль за ним оптимизированы и эффективны[7].

Характеристики

Мост является частью архитектурного ансамбля Стрелки, места, где река Кача впадает в Енисей. В ансамбль вместе с мостом входят Красноярская филармония с большим и малым залами для концертов, Культурно-исторический центр на Стрелке (ранее Красноярский филиал Центрального музея имени Владимира Ильича Ленина в Москве), здание института КАТЭКНИИуголь, стометровое здание, в 1986 году считавшееся самым высоким за Уралом и торгово-офисный центр[8].

Виноградовский мост предназначен только для пешеходов, велосипедистов и горожан, катающихся на роликах, самокатах, скейтах. Движение автомобильного транспорта на мосту запрещено. Мост двупилонный, имеет смешанную конструкцию: пролёты и опоры выполнены из железобетона, в качестве подвесных элементов выступают стальные тросы. Впервые на мосту был построен пролёт в 320 метров, предназначенный для пешеходов. Он выполнен из железобетонных плит. Высота пилона — 40 метров. Длина моста 550 метров, ширина — 10 метров, длина основного пролёта — 155 метров[9].

Виноградовский мост является одной из достопримечательностей города Красноярска, по которому проводят экскурсии от улицы Мира до острова Татышев. Молодожёны в качестве символа своей семьи и любви оставляют на ограждениях моста замки[10]. Виноградовский мост наравне ещё с 2 мостами Красноярска: Коммунальным и Октябрьским — включён в сборник ЮНЕСКО «Мостостроение мира»[11].

Примечания

  1. Виноградовский мост на остров Татышев. Красноярск +. Дата обращения: 23 мая 2024.
  2. Андрей Ануфриевич Дубенский. Дом Дружбы народов Красноярского края. Дата обращения: 23 марта 2024.
  3. Фотоистория: Как строили Виноградовский мост. NewsLab.RU (31 мая 2016). Дата обращения: 23 марта 2024.
  4. Виноградов Сергей Николаевич. Герои страны. Дата обращения: 23 марта 2024.
  5. Фирсова Татьяна. На стальных тросах. Вантовый мост в Красноярске внесён в каталог ЮНЕСКО. Аргументы и Факты на Енисее (6 июля 2023). Дата обращения: 23 марта 2024.
  6. В Красноярске открыли вантовый мост. NewsLab.RU (1 августа 2018). Дата обращения: 23 марта 2924.
  7. Вантовый мост и Большой концертный зал. МОНАРК Управление архитектурной подсветкой. Дата обращения: 23 марта 2024.
  8. Виноградовский мост. Красноярск архитектурный. Дата обращения: 23 марта 2024.
  9. Шведов А.И., Фролова Т.Н. Мосты Красноярска. Студенческий научный форум - 2016 (2016). Дата обращения: 23 марта 2024.
  10. Вершина инженерной мысли и украшение города: история красноярских мостов. Город онлайн (12 января 2022). Дата обращения: 23 марта 2024.
  11. Виноградовский мост. КрасКомпас. Дата обращения: 23 марта 2024.

Ссылка

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!