Виноградовский мост (Красноярск)
Виноградовский мост | |
---|---|
Официальное название | Виноградовский мост |
Историческое название | Мост имени Андрея Дубенского |
Область применения | пешеходный |
Пересекает | реку Енисей |
Место расположения | Красноярск |
Конструкция | |
Тип конструкции | смешанная |
Материал | железобетон, стальные тросы |
Число пролётов | 3 (2 пилона) |
Основной пролёт | 155 м |
Над пересекаемой преградой | 300 м |
Общая длина | 550 м |
Ширина моста | 10 метров |
Высота конструкции | 40 метров |
Эксплуатация | |
Начало строительства | 1979 |
Открытие | 1985 |
Медиафайлы на Викискладе |
Виноградовский мост — вантовый мост Красноярска, единственный в городе пешеходный мост через Енисей, соединяющий Левобережье в районе Стрелки (историческая часть города, место впадения реки Качи в Енисей) с островом Татышев. Мост двухпилонный, подвесной, со смешанной конструкцией. Строительство велось с 1979 по 1986 год. Носит имя строителя, Героя Социалистического Труда СССР Сергея Николаевича Виноградова[1].
История названия
Первоначально было принято решение назвать мост именем основателя красноярского острога, первого воеводы Красноярска — Андрея Ануфриевича Дубенского[2]. В 1999 году, оценив вклад в развитие города Красноярска, Постановлением № 336 от 21 июня 1999 года Совета администрации мосту было присвоено имя его строителя — Сергея Николаевича Виноградова. Сергей Николаевич — начальник Мостоотряда № 7, возводившего мосты в Красноярске и городах Красноярского края: Ачинске, Норильске, Канске, Дудинке. Будучи главным инженером, Виноградов руководил строительством Октябрьского, Коммунального мостов, моста «777» в Красноярске и мостов через Бугач и Качу[3]. В начале моста со стороны площади Мира установлена мемориальная доска, на которой указана дата начала строительства и имя Героя Социалистического Труда Сергея Николаевича Виноградова[4].
Строительство
Предложение о строительстве пешеходного моста в администрацию города Красноярска внёс красноярский архитектор Арэг Саркисович Демирханов, имевший влияние на власть, прислушивающуюся к его мнению по поводу застройки города. Первый секретарь крайкома КПСС Павел Стефанович Федирко согласился с предложением, и в 1979 году началось строительство моста. По словам одного из архитекторов Красноярска — Александра Владимировича Банникова, решение о строительстве вантового моста было уникальным и говорило о том, что Красноярск — город инновационных инженерных решений. Также Банников вспоминает, что вначале была засыпана дамба, затем установлены быки — опоры моста и установлена конструкция[5].
25 июня 2018 года мост был закрыт на ремонт, который длился один месяц. За это время на мосту отремонтировали повреждённые ограждения из металла, также покрасили опоры и ванты. На покраску израсходовали 2 тысячи литров краски. Отремонтировали дорожное покрытие[6].
В 2018 году к празднованию Дня города на мосту и в Большом концертном зале, который вместе с мостом создаёт архитектурный ансамбль на Стрелке города Красноярска, создана архитектурно-художественная подсветка. Световые диоды меняют оттенок в соответствии с музыкальным ритмом, причём скорость и цвет могут меняться в любой последовательности. Такое архитектурно-световое решение является инновационным, в его реализации использованы многофункциональные конверторы «КУЛОН». Динамичность освещения позволяет менять цвет, композицию, музыку. Управление светом и контроль за ним оптимизированы и эффективны[7].
Характеристики
Мост является частью архитектурного ансамбля Стрелки, места, где река Кача впадает в Енисей. В ансамбль вместе с мостом входят Красноярская филармония с большим и малым залами для концертов, Культурно-исторический центр на Стрелке (ранее Красноярский филиал Центрального музея имени Владимира Ильича Ленина в Москве), здание института КАТЭКНИИуголь, стометровое здание, в 1986 году считавшееся самым высоким за Уралом и торгово-офисный центр[8].
Виноградовский мост предназначен только для пешеходов, велосипедистов и горожан, катающихся на роликах, самокатах, скейтах. Движение автомобильного транспорта на мосту запрещено. Мост двупилонный, имеет смешанную конструкцию: пролёты и опоры выполнены из железобетона, в качестве подвесных элементов выступают стальные тросы. Впервые на мосту был построен пролёт в 320 метров, предназначенный для пешеходов. Он выполнен из железобетонных плит. Высота пилона — 40 метров. Длина моста 550 метров, ширина — 10 метров, длина основного пролёта — 155 метров[9].
Виноградовский мост является одной из достопримечательностей города Красноярска, по которому проводят экскурсии от улицы Мира до острова Татышев. Молодожёны в качестве символа своей семьи и любви оставляют на ограждениях моста замки[10]. Виноградовский мост наравне ещё с 2 мостами Красноярска: Коммунальным и Октябрьским — включён в сборник ЮНЕСКО «Мостостроение мира»[11].
Примечания
- ↑ Виноградовский мост на остров Татышев . Красноярск +. Дата обращения: 23 мая 2024.
- ↑ Андрей Ануфриевич Дубенский . Дом Дружбы народов Красноярского края. Дата обращения: 23 марта 2024.
- ↑ Фотоистория: Как строили Виноградовский мост . NewsLab.RU (31 мая 2016). Дата обращения: 23 марта 2024.
- ↑ Виноградов Сергей Николаевич . Герои страны. Дата обращения: 23 марта 2024.
- ↑ Фирсова Татьяна. На стальных тросах. Вантовый мост в Красноярске внесён в каталог ЮНЕСКО . Аргументы и Факты на Енисее (6 июля 2023). Дата обращения: 23 марта 2024.
- ↑ В Красноярске открыли вантовый мост . NewsLab.RU (1 августа 2018). Дата обращения: 23 марта 2924.
- ↑ Вантовый мост и Большой концертный зал . МОНАРК Управление архитектурной подсветкой. Дата обращения: 23 марта 2024.
- ↑ Виноградовский мост . Красноярск архитектурный. Дата обращения: 23 марта 2024.
- ↑ Шведов А.И., Фролова Т.Н. Мосты Красноярска . Студенческий научный форум - 2016 (2016). Дата обращения: 23 марта 2024.
- ↑ Вершина инженерной мысли и украшение города: история красноярских мостов . Город онлайн (12 января 2022). Дата обращения: 23 марта 2024.
- ↑ Виноградовский мост . КрасКомпас. Дата обращения: 23 марта 2024.