Коммунальный мост (Красноярск)

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Коммунальный мост
Коммунальный мост в КрасноярскеКоммунальный мост в Красноярске
Область применения Автомобильный, пешеходный
Пересекает реку Енисей
Место расположения  Красноярск
Конструкция
Тип конструкции Арочная конструкция
Основной пролёт 158 м
Общая длина 940 и 410 метров
Ширина моста 23,4 метра
Высота конструкции 26 метров
Эксплуатация
Начало строительства 1956
Окончание строительства 17 октября 1961
Открытие 15 ноября 1961
Объект культурного наследия РФ объект № 2400001074
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
56°00′12″ с. ш. 92°52′28″ в. д. / 56.00333° с. ш. 92.87444° в. д. / 56.00333; 92.87444 (G) (O) (Я)

Коммунальный мост — пешеходно-автомобильный мост через Енисей в Красноярске, соединяющий Предмостную площадь, находящуюся на правом берегу Енисея, с Театральной площадью, расположенной на левом берегу. Протяжённость моста — 2300 метров, с дамбой, расположенной на острове Отдыха — 2500 метров. Открытие моста состоялось 15 ноября 1961 года. Коммунальный мост изображён на десятирублёвой купюре[1].

Переправа до появления моста

До появления моста через Енисей жители вынуждены были перебираться с одного берега на другой при помощи плашкоута, представляющего собой платформу на двух плоскодонных лодках с килем, который привязан к канату. Второй конец каната был натянут по течению реки и заканчивался якорем, который был опущен в воду в середине русла реки.

Плашкоут двигался по реке, как маятник, по дуге от одного берега к другому при помощи силы течения, при этом он управлялся рулём. Главное отличие плашкоута от парома заключалось в том, что он не мешал судоходству. Известен факт, что Антон Павлович Чехов, будучи в Красноярске увидел это средство речного передвижения, но спутал его с паромом и в своих дневниках записал[2]:

Енисей - могучий неистовый богатырь... И паром через него замечательный, хитро устроенный, плывущий против течения

Плашкоут был разрушен в первые годы советской власти в Красноярске, и железнодорожный мост через Енисей остался единственной переправой. Разговоры о необходимости строительства моста через реку возникали неоднократно, в 1930-е годы, когда на правобережье стали строиться промышленные предприятия, мысли о строительстве моста усилились, но денег на строительство не было, поэтому вновь на Енисее появился плашкоут.

Новое плавсредство было моторным, а не весельным, как его предшественник. В годы Великой Отечественной войны в Красноярск было эвакуировано много предприятий из разных городов Советского союза, которые расположились на правом берегу Енисея. Для соединения берегов был создан понтонный мост, который ночью разводился для судоходства по реке, а днём служил переправой[3].

История строительства

Решение о строительстве моста было принято исполкомом Красноярского краевого совета в январе 1940 года. Разработчиком проекта был профессор и член Академии архитектуры СССР Александр Иванович Дмитриев. Мост должен был быть расположен в створе улиц Вейбаумана или Сурикова[4].

В начале 1941 года были начаты изыскательские работы — на трассе моста проводилось бурение. Работы были закончены 25 апреля 1941 года. Благодаря этим изысканиям были утверждены границы, по которым будет произведён отвод для строительства моста. Великая Отечественная война, начавшаяся в 1941 году, внесла свои коррективы в планы по строительству моста.

25 июля 1945 года Министерством коммунального хозяйства РСФСР было утверждено проектное задание на строительство моста. В проекте значились следующие положения: трасса мостового перехода расположена с выходом на улице Вейнбаума Левобережной части города, мост через главное русло будет с пятью пролётами по 156 метров, которые будут перекрыты сводами из железобетона, ширина моста между перилами — 24,10 метра. В 1947 году по проектному плану был составлен технический проект моста.

В 1954 году с учётом новых технологий мостостроения проектное задание и техническое задание на строительство моста в соответствии с Государственным планом развития народного хозяйства были пересмотрены Гипрокоммундортрансом Министерства народного хозяйства РСФСР. Начало строительства моста — 1956 год.

Для масштабного строительства были приглашены специалисты Мостостроя № 2, впоследствии переименованного в Мостоотряд № 7, закончившие в этот период строительство моста через Обь в Новосибирске. Для строителей моста на правом берегу был возведён рабочий городок. Вначале были произведены русловые работы. Бетонирование основания под опоры моста проводились кессонным способом[5].

Возведение опор моста отличалось от строительства Железнодорожного моста: выморозка шахт не производилась, кессоны были не деревянными, а железобетонными, в них нагнеталось давление в 1,8 атмосферы. Условия работы были очень тяжёлыми, рабочие могли выдержать не более четырёх часов, в связи с этим только установка опор длилась около двух лет. Следующим этапом стало сооружение арочных полусводов, их было 11: 6 над Абаканской протокой и 5 над основным руслом.

Работы начались весной 1958 года. Арочные полусводы доставлялись к месту монтажа теплоходами и устанавливались при помощи плавучих опор. Каждая весила 1560 тонн. Установка закончилась к зиме 1960 года. С этого периода мост был открыт для пешеходов. Полную сдачу моста к эксплуатации не только пешеходами, но и транспортом приурочили к очередному съезду Коммунистической партии Советского союза, проведённом к годовщине Октябрьской революции.

Испытания моста состоялись 17 октября 1961 года: вначале по мосту проехали 50 самосвалов, полностью загруженных и тяжёлых, затем по мосту пустили первый трамвай. Комиссия оценила мост на «отлично». Официальное открытие моста состоялось после подписания всех документов 15 ноября 1961 года[6]. С возведением Коммунального моста на острове Отдыха стали строиться уникальные сооружения для спорта: Дворец спорта имени Ивана Ярыгина и Центральный стадион[7].

Особенности строительства

Арочный свод моста представляет собой соединение 4 железобетонных полусводов, один конец которого упирается в опору моста, а второй соединяется со следующим полусводом. Эти полусводы создавались на острове Отдыха, затем их было необходимо доставить до места возведения и установить. Обычно при таком строительстве делались страховочные опоры, в этом случае для избежания лишних денежных и временных затрат решили отказаться от такого метода возведения моста. Причём предложение шло не от проектировщиков, а от строителей. Вопрос решался на уровне крайкома партии, доводом к началу работы послужили слова капитана главного корабля енисейского речного флота «Владимир Ленин» Михаила Алексеевича Чечкина, отлично знающего Енисей. Чечкин сказал, что такой метод сложен, но возможен. Домкраты для подъёма готовых арок были изготовлены на красноярском заводе «Сибтяжмаш», секции для понтонов, при помощи которых арки были доставлены от Острова до опор моста, создали на красноярском судостроительном заводе.

Жители города в период, когда на Енисее сводили полуарки моста, наблюдали за происходящим с берега. Одновременно на реке находились два теплохода «Красноярский рабочий» и «Владимир Ленин», они подтягивали арки и сводили их между опорами моста. Затем в работу вступали рабочие, которые при помощи лебёдок и верёвок сдвигали полуарки друг к другу до миллиметрового просвета, чтобы они встали в специальный паз на опоре моста. После этого сварщики и бетонщики доводили соединение до финала.

В зимний период на Енисее использовался ледокол, разбивающий лёд для движения теплоходов. Работа была слаженной и чёткой, поэтому больших сложностей не возникало, кроме этого, избежать сложных ситуаций позволило мастерство Михаила Чечкина, стоявшего за штурвалом «Владимира Ленина», и главного инженера стройки Ивана Калинникова, руководившего процессом стыковки. Последняя арка была установлена в 1960 году, затем мост был покрыт бетонными плитами. Облицовали мост камнем, добытым в Гранитном карьере возле Заповедника «Столбы»[8].

Награды

Банкнота 10 рублей

Проектировщики моста: Пётр Егоров и Крескентина Ивашова, а также несколько строителей мостоотряда № 7 были удостоены звания Лауреатов Ленинской премии. Основание — разработка и использование технологий замыкания арок без подстраховочных опор. Такая технология ускорила строительство и снизила его стоимость[9].

Решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 24 декабря 1986 года Коммунальный мост поставлен на государственную охрану как памятник градостроительства и архитектуры[10]. Мост включён в справочник ЮНЕСКО «Мостостроение мира»[11]. Коммунальный мост через Енисей вместе с Часовней Параскевы Пятницы и Красноярской ГЭС изображён на десятирублёвой купюре[12].

Галерея

Примечания

  1. Коммунальный мост. КрасКомпас. Дата обращения: 1 марта 2024.
  2. Чехов А. П. Из Сибири. А.П. Чехов. Дата обращения: 1 марта 2024.
  3. Голованов Д. Знаменитый коммунальный мост в Красноярске отметил своё 50-летие. RG.RU (24 ноября 2011). Дата обращения: 1 марта 2024.
  4. Савлюк Е. Коммунальный мост в Красноярске празднует своё 60-летие. 7 канал. Мой Красноярск (17 октября 2021). Дата обращения: 1 марта 2024.
  5. Коммунальный мост. Центр по сохранению культурного наследия Красноярского края. Дата обращения: 2 марта 2024.
  6. Соединил две эпохи: прошлое и настоящее Коммунального моста. NewsLab.ru (18 октября 2021). Дата обращения: 2 марта 2024.
  7. Коммунальный мост. Красноярск и его достопримечательности. Дата обращения: 2 марта 2024.
  8. Серебровская Е. Ювелирная работа весом 1570 тонн: легендарному мосту с десятирублёвой купюры исполнилось 60 лет. Комсомольская правда. Красноярск (19 октября 2021). Дата обращения: 2 марта 2024.
  9. Коммунальный мост. Администрация Красноярска. Дата обращения: 1 марта 2024.
  10. Коммунальный мост, 1961 г.. Центр по сохранению культурного наследия Красноярского края. Дата обращения: 2 марта 2024.
  11. Коммунальный мост в Красноярске. Тонкости туризма. Дата обращения: 1 марта 2024.
  12. В обороте снова появились купюры номиналом в 5 и 10 рублей. ЮГА (31 мая 2023). Дата обращения: 1 марта 2024.

Ссылки