Морозова, Феодосия Прокофьевна

Материал из «Знание.Вики»
Феодосия Прокофьевна Морозова
Имя при рождении Феодосия Прокофьевна Соковнина
Дата рождения 21 (31) мая 1632(1632-05-31)
Дата смерти 2 (12) ноября 1675(1675-11-12) (43 года)
Место смерти Боровск
Род деятельности верховная дворцовая боярыня, деятельница старообрядчества
Отец Соковнин, Прокофий Фёдорович
Супруг(а) Морозов, Глеб Иванович
Дети Иван Глебович

Феодо́сия Проко́фьевна (Проко́пьевна) Моро́зова (в девичестве Соковнина́, в иночестве Феодо́ра; 21 (31) мая 1632 — 2 (12) ноября 1675, Боровск) — дворо́вая (верхо́вая) боярыня, деятельница раннего старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. После церковной реформы патриарха Никонаи раскола Русской православной церкви была арестована за приверженность к «старой вере» по указу царя Алексеем Михайловичем, лишена имений и сослана в Боровск, где была помещена в земляную яму и уморена голодом[1].

Биография

Предки

Предки Соковниных происходили из Германии, из древнего рода европейского рыцарства — Мейендорфов. В 1200 году представитель этого рода получил от князя-епископа Рижского замок Икскюль (ныне Ишкиле в Латвии). В 1545 году барон Иоганн фон Икскюль выехал из Латвии (Ливонии) к царю Иоанну Грозному и принял крещение под именем Федора Ивановича. Его сын Василий стал родоначальником русского рода Соковниных.

Детство

Родилась Феодосия Прокофьевна 21 мая 1632 года в Москве. Она стала старшей дочерью Прокопия Федоровича Соковнина, который нарёк её в честь святой преподобномученицы Феодосии Тирской[2]. Прокофий Федорович был человеком зажиточным и являлся родственником Марии Милославской — первой супруги Алексея Михайловича[3]. Два года он служил воеводой на Мезени и в Кевроде, в 1631 году был отправлен посланником в Крым, был участником Земского собора и заведующим Каменным приказом с 1641 по 1646 годы. После рождения Феодосии вернулся в столицу. За службу в 1650 году царь Алексей Михайлович пожаловал его придворным чином и должностью окольничего — вторым думным чином. От первого брака с Анисьей Никитичной Наумовой у него было два сына и две дочери: Феодосия и Евдокия[2].

Брак

В 17 лет Феодосия Прокофьевна вышла замуж за Глеба Ивановича Морозова, которому на тот момент было 54 года. Брак был заключен в 1649 году в имении Зюзино, неподалеку от Москвы. Чтобы поздравить пару царь и царица лично навестили их и Феодосии было пожаловано право «приезжей боярыни» — делать визиты к государыне.

Через год у пары родился сын — Иван Глебович. В 1662 году муж Феодосии Прокофьевны умирает, а его наследство переходит сыну Ивану. А распоряжение Феодосии Морозовой и её сына оказались несколько крупных усадьб: в Белом городе в приходе церкви Св. Георгия на Красной Горке близ Моховой, другая — в приходе церкви Св. Николы на Курьих ножках, а также имение Зюзино, в котором они проживали. Феодосия владела восьмью тысячами крепостных душ в нескольких уездах: Московском, Дмитровском, Угличском, Вятском, Галичском, Алатырском, Ярославском и Арзамасском. Кроме этого в её распоряжении оказались триста слуг.

Опись села Зюзтно при передаче в казну:

«село Зюзино <…>, а на враге четыре пруда, в прудах рыба мелкая караси, да в селе церковь древяна клетцки, а в церкви образы, и свечи, и книги, и всякое церковное строение, а на колокольнице колокола боярина Глеба Ивановича Морозова, да в селе двор вотчинников». Эта деревянная церковь Свв. Бориса и Глеба, построенная в середине XVII в., просуществовала до начала XVIII в., когда была заменена каменной[4]

Кирилл Кожурин:

Палаты боярыни Морозовой были первыми в Москве, её любили и уважали при царском дворе, и сам царь Алексей Михайлович отличал её перед другими боярынями. Она именовалась «кравчей царской державы» и была, по словам Аввакума, «в четвёртых бояронях». Богатство её было сказочно. Тот же Аввакум писал о ней: "Жена ты была боярская, Глеба Ивановича Морозова, вдова честная, вверху чина царева, близ царицы. Дома твоего тебе служащих было человек с триста, у тебя же было крестьян 8000, имения в дому твоем на 200 000, или на полтретьи (250 000) было …Другов и сродников в Москве множество много. Ездила к ним на колеснице, еже есть в корете драгой, и устроенной мусиею и сребром, и аргамаки многи[2].

Село Городище в Костромском уезде с церковью во имя Рождества Христова также принадлежало боярам Морозовым. Храм на высоком берегу, доминирующий в панораме правобережной части Костромы, впервые упомянут в 1663 года. Он был возведён по заказу Феодосии Прокопьевны в память о умершем муже[4]. Молодая барыня была известна начитанностью, острым складом ума, знанием церковной литературы, вела благотворительные дела: у неё на попечении были дома бедности, тюрьмы, больницы[3]. Она сама шила одежду, которую раздавала нищим и оделяла их деньгами, посещала узников в тюрьмах. На помощь беднякам она истратила треть своего состояния.

Старообрядчество

Боярыня Морозова была весьма религиозна. После того, как протопоп Аввакум, её духовный отец, был отправлен в длительную ссылку в Сибири она помогала ему деньгами и состояла с ним в переписке. Новых реформ реформ молодого патриарха Никона боярыня не приняла и чувствовала в них желание Никона прийти к власти. Она посещала опального протопопа во второй ссылке и это стало известно царю, в наказание он лишил её нескольких вотчин, но согласно царскому указу от 1 октября 1666 года отнятые вотчины Морозовой были возвращены по прошению царицы и в связи с рождением царевича Иоанна Алексеевича (будущего Иоанна V).

Когда в 1669 году царица умерла, боярыня приняла монашеский постриг и больше при дворе она не появлялась. Царь делал попытки убедить боярыню уйти от старообрядчества, но она отвечала решительными отказами[3]. При этом имение боярыни превратилось в пристанище староверов[4].

В истории боярыни Морозовой проявились не только уникальные черты её личности и противостояние сторонников и противников церковной реформы, но и соперничество дворцовых группировок в борьбе за власть и их имущественные интересы. Вряд ли можно разделить религиозные и мирские мотивы в поведении исторической боярыни Морозовой, поскольку синкретизм средневековой культуры не подразумевал существования одного без другого[2].

Павел Седов, историк

Арест и смерть

В 1671 году приказал арестовать Феодосию, а её сестер поместить под домашний арест. Спустя несколько дней их направили в Чудов монастырь. Именно этот сюжет изображен на известной картине Ивана Сурикова «Боярыня Морозова».

Во время допросов Феодосия не раскаялась, поэтому их с сестрой насильно отправили в Псково-Печерский монастырь, а имущество изъяли. Главной целью было — подальше от Москвы. Братья Федор и Алексей также были сосланы, а сын Иван Глебович умер, хотя некоторые историки предполагают, что это было намеренное убийство.

За сестер вступился даже Патриарх Питирим, но царь был непреклонен, а в довесок поручил провести тщательное следствие. Феодосия и Евдокия подверглись истязанию, страшнейшим пыткам на дыбе, их хотели сжечь на костре подобно еретикам. Спасло женщин прошение бояр под началом сестры монарха Ирины Михайловны. Но сподвижников и слуг Феодосии все же предали огню.

Боярыню Морозову и её сестру Евдокию несколько раз переправляли из монастыря в монастырь, в конце концов в Пафнутьево-Боровском монастыре женщин заточили в земляной тюрьме и оставили умирать в голоде и холоде. Сначала умерла Евдокия 11 сентября 1675 года, а через полтора месяца Феодосия в ночь с 1 на 2 ноября. Ее последней просьбой было выстирать рубаху, чтобы отойти в другой мир в чистом одеянии. Сестер захоронили рядом в Боровске, чрез 7 лет, в 1682 году на могилу была положена белая плита.

Народ, потрясенный противостоянием царя и боярыни, оказался на стороне мученицы. Боярыня Морозова осталась символом стойкости духа. Владения боярыни были отписаны на государя, включая село Зюзино[2].

В культуре и искусстве

Картина Сурикова

Василий Суриков изобразил тот момент, когда боярыню везли на дровнях по московским улицам. Художника восхищала женщина, которая восстала против официальной церкви и царской власти, и была настолько сильной, что никакие пытки не сломили ее воли.

В 1887 г. картина «Боярыня Морозова» впервые была представлена на 15-й выставке художников-передвижников, после чего ее купил П. Третьяков для своей коллекции. Реакция на картину была неоднозначной. Сурикова даже обвиняли в пропаганде раскола. Только 3 человека тогда открыто выступили с позитивной оценкой работы: писатели Гаршин и Короленко и музыкальный критик Стасов. В. Короленко писал: «Есть нечто великое в человеке, идущем сознательно на гибель за то, что она считает истиной. Такие примеры пробуждают в нас веру в человеческую природу, подымают душу»[5].

Картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова», 1887 год, ГТГ

Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» написана в 1887 году. Картина обладает единым композиционным центром в лице боярыни Морозовой. Её образу художником приданы неистовые черты: поднятая в двуперстном сложении по старообрядческому канону рука — призыв к народу стоять за старую веру, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе — все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев». Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица. Хотя некоторые персонажи на картине просто любопытствуют, а отдельные и вовсе глумятся, в общем, образ Морозовой на картине предстает победоносным: большая часть народа смотрит на неё с благоговением и кланяется ей, а сама она выражает готовность идти до конца за свои убеждения. Картина Литовченко

Образ боярыни Феодосии Морозовой воплощен и в картине российского исторического и религиозного живописца, академика Императорской Академии художеств, участника «бунта четырнадцати», одного из учредителей Санкт-Петербургской артели художников, члена Товарищества передвижных художественных выставок Александра Дмитриевича Литовченко. Его картина «Боярыня Морозова» написана в 1885 году и находится в Новгородском государственном объединённом музее-заповеднике.

Опера Щедрина

В 2006 году Родионом Щедриным закончена работа над хоровой оперой «Боярыня Морозова». Мировая премьера оперы планировалась в Германии в 2007 году, но перенесена на 30 октября 2006 года в московский Большой зал консерватории. Основу либретто составили тексты «Жития протопопа Аввакума» и «Жития боярыни Морозовой». Телевизионная премьера оперы состоялась 22 декабря 2006 года на телеканале «Культура».

Телесериал «Раскол» (2011).

В роли боярыни Морозовой актриса Юлия Мельникова.

В художественной литературе

Примечания

  1. Чем провинилась боярыня Морозова?. История.рф. Дата обращения: 4 апреля 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Боярыня Морозова: правда и вымысел - Новости об истории России Читайте больше на https://nasledie.pravda.ru/1142667-morozova/?ysclid=lu4nsmn0x7580005229. nasledie.pravda.ru. Дата обращения: 23 марта 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 Боярыня Морозова Феодосия Прокофьевна Источник: https://biographe.ru/politiki/boyarynya-morozova. biographe.ru. Дата обращения: 23 марта 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 Сказание о боярыне Морозовой. rpsc.ru. Дата обращения: 23 марта 2024.
  5. Боярыня Морозова в жизни и в живописи: история мятежной раскольницы. kulturologia.ru. Дата обращения: 23 марта 2024.
  6. Степанян Е. Г. Песня о боярыне Морозовой. М.: "Теревинф", 2006 г.. Дата обращения: 3 апреля 2024.

Литература

  • Осипов В. И. Судьба могилы боярыни Ф. П. Морозовой в г. Боровске // Вторые Аввакумовские чтения. — Нарьян-Мар, 1996. — С. 26-29.
  • Осипов В. И., Осипова А. В. Об увековечевании памяти мучениц боярыни Ф. П. Морозовой и княгини Е. П. Урусовой в г. Боровске // Старообрядчество как историко-культурный феномен. Материалы международной научно-практической конференции 27—28 февраля 2003 г. — Гомель, 2003. — С. 222—223.
  • Осипов В. И. О ходе строительства часовни боярыни Ф. П. Морозовой и княгини Е. П. Урусовой в г. Боровске // Старообрядчество: история, культура и современность. — Вып. 10. — М., 2004. — С. 114—117.
  • Осипов В. И. Настанет пора — и воздвигнут, ей памятник вместо дыбы // Международные Заволокинские чтения. — Рига, 2006. — С. 117—126.
  • Осипов В.И. Глава 2. ... в Боровск, на место мученое ... // В Боровск, на мое Отечество, на место мученое : боровский период жизни протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, княгини Урусовой. — Калуга: Золотая аллея, 2007. — С. 45—54. — 112 с. — ISBN 978-5-7111-0418-6.
  • Кожурин К. Я. Боярыня Морозова. — Москва : Молодая гвардия, 2012. — 380 с. — (Жизнь замечательных людей (ЖЗЛ-малая серия) : серия биографий). — ISBN 978-5-235-03559-1
  • Юхименко Е. М. Морозова Феодосия Прокопьевна // Православная энциклопедия. — М., 2017. — Т. XLVII : «Мор — Муромский в честь Преображения Господня мужской монастырь». — С. 40-43. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-054-7.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!