Мезень (город)

Материал из «Знание.Вики»

Мезень относится к числу небольших городов Российской Федерации и располагается в северной части Архангельской области. Кроме того, город Мезень является административным центром Мезенский район. По состоянию на 1 января 2023 года численность населения города Мезень составляет 3 663 человека. С территориальной точки зрения, город Мезень располагается на правом берегу реки Мезень — это в 45 километрах от Белого моря. Между Мезенью и Архангельском построена автодорога, которая по сути является соединительной артерией между двумя городами.

История основания города Мезень

Город Мезень был основан в 1-й половине 16 века. Первоначальное название города Мезень — слобода Новая Сокольня. Слобода Новая Сокольня была впервые упомянута в 1545 году в жалобе самоедов великому князю московскому Ивану IV Васильевичу Грозному. В 1552 году слобода Новая Сокольня получает новое наименование — «Сокильня Слобода Окладникова», в 1560 — просто Окладникова слобода. После 1611 года Окладникова слобода становится торговым и административным центром бассейна реки Мезень, так как здесь регулярно проводились крупные ярмарки. Через Окладникову слободу проходил торговый путь в Мангазею. В исторический период с 1664 года по 1666 год в Окладниковой слободе проживает и проповедует протопоп Аввакум. После Северной войны, которая была с 1700 года по 1721 год, населённые пункты близ Белого моря утратили своё торговое и стратегическое значение.

Многие жители Окладниковой слободы и окрестных мест участвовали в освоении Русского Севера и Сибири. Летом 1743 года житель города Мезени Еремей Окладников снаряжает и отправляет для ловли китов, моржей и тюленей судно с экипажем в 14 человек. Судно берет курс на Грумант (Шпицберген) и первые восемь дней идёт легко при благоприятном ветре. На девятый день ветер изменяет направление, судно относит к востоку — к острову Малый Брун или Эдж.

Корабль попадает в ледяную западню. Экипаж принимает решение о высадке на берег. Четыре члена экипажа были направлены на поиски хижины, которая была построена жителями города Мезень, зимовавшие в этих местах в 1739 году, и других вещей, сохранившихся в ней. Вскоре обнаружили хижину верстах в двух от берега. Дрожа от холода, люди провели ночь в избе, а утром отправились на берег моря, чтобы поделиться с товарищами известием о своей удаче, чтобы всем вместе перенести с корабля на остров продовольствие, оружие, снаряжение. С 1708 по 1780 год Окладникова слобода находится в составе Архангелогородской губернии. Слобода преобразована в город указом Екатерины II от 25 января по старому стилю 1780 года. С 1784 года город Мезень находится в составе Архангельского наместничества, с 1796 года по 1929 год — в Архангельской губернии. В XVIII—XIX веках город Мезень сохраняет старинный бытовой уклад: вдоль реки тянется одна длинная улица с деревенскими избами по обеим сторонам, с двумя бревенчатыми церквями и множеством ветряных мельниц на окраине.

В 1790-е годы, в казённых зданиях располагается Нижняя воеводская канцелярия, где находились городской магистрат и словесный суд. В бывшем воеводском доме живёт мезенский городничий. В городе Мезень выделяется прослойка зажиточных людей: купцов II гильдии — два, купцов III гильдии — 58, мещан — 583. В 1802 году город Мезень входит в число штатных городских поселений Архангельской губернии. В этот исторический период в городе Мезень было три церкви.

Появилось две площади, а жилой массив был разбит на десять улиц и переулков. В центре города стоял присутственный казённый дом, а вдоль реки располагались 208 частных жилых деревянных строений. В сентябре 1859 года в городе Мезень был построен Богоявленский храм на средства Стефана Шевкуненко. В 1894 году церковь была обновлена на средства состоятельного мезенского купца Ивана Ефремовича Ружникова.

Город Мезень становится родиной многих моряков-землепроходцев, участников полярных экспедиций. В разные исторические периоды в городе Мезень находились в ссылке Аввакум Петров, П. А. Моисеенко, Александр Серафимович, В. А. Шелгунов, И. Ф. Арманд, К. Е. Ворошилов, С. Н. Марков и другие.

Достопримечательности города Мезень

Поморские села и деревни

На территории Мезенского района в своей первозданной красоте сохранились поморские деревни. Благодаря отдаленности территории и отсутствию регулярного транспортного сообщения эти населенные пункты сохранили ландшафты и традиционную для Русского Севера деревянную архитектуру представленную комплексом построек различного назначения. Каждая деревня или село имеют свой неповторимый облик и самобытность.

Село Кимжа — уникальное историческое поселение Русского Севера, обладает одним из наиболее архаичных сельских архитектурных комплексов России. Здесь сохранились традиционная планировка поселения, народная деревянная архитектура XVII—XX веков: Одигитриевская церковь (1709 год), крестьянские дома, амбары, бани, ветряные мельницы, обетные и кладбищенские кресты, а также народная культура, фольклор, традиционная система природопользования и уклад жизни, культурный ландшафт.

Историко-архитектурный комплекс — деревня Погорелец

Архитектурный комплекс села представлен Церковью Рождества Иоанна Предтечи, старинными мельницами-столбовками, жилыми и крестьянскими постройками. Деревня интересна для любителей спокойного деревенского отдыха и заядлых рыбаков, специалистов по архитектуре Русского Севера, паломников. Уникальный историко-архитектурный комплекс — деревня Кимжа.

В районе находится уникальное историко-архитектурное село Кимжа. Оно сохранило в первозданном виде традиционную планировку, крестьянские поморские дома, ветряные мельницы, обетные деревянные кресты, комплекс хозяйственных построек, ландшафт конца XIX — начала XX века. Архитектурным шедевром русского Севера является Одигидриевская церковь, год постройки 1709.

Кимжа — это целостный историко-культурный и природный комплекс, имеющий всероссийское и международное значение. Является объектом культурного наследия достопримечательное место регионального значения.

Места паломничества.

Храмы района

  1. Свято-Богоявленский собор г. Мезень, МО «Мезенское» — воссоздается из перестроенного под кинотеатр бывшего здания храма усилиями прихожан и жителей г. Мезень при помощи администрации МО «Мезенское». Центральный храм Мезенского района. Настоятель храма иерей Алексей Жаровов.
  2. Одигитриевская церковь деревни Кимжа, МО «Дорогорское» — уникальный по красоте храм. Выдающиеся произведение деревянного зодчества, относящееся к типу «шатер на крещатой бочке». Дата постройки 1709 г., освящен храм в 1763 г. Является памятником культуры федерального значения с 1960 г. Недействующая. В настоящее время церковь находится на реставрации. С 2001 г. в деревне Кимжа воссоздан православный приходеревни Службы и другие требы исполняются в молельном доме. На территории деревни Кимжа имеется гостевой дом «Приют путника», где можно остановиться за плату по предварительной договоренности. Также можно остановиться за плату и в домах местных жителей. Престольный праздник — 10 августа.
  3. Церковь Рождества Иоанна Предтечи деревни Погорелец, МО «Козьмогородское» — единственный восстановленный летний храм на территории Мезенского района. Дата постройки 1898 г. Закрыт храм был в 1930-е годы, как и все остальные храмы на Мезени. В 1996 г. в деревне была воссоздана православная община, тогда же и были начаты работы по восстановлению храма. Престольные праздники — 7 июля и 11 сентября.
  4. Церковь Кирика и Иулиты деревни Черсова, МО «Целегорское». Дата постройки — середина XIX века. Храм недействующий. Является объектом культурного наследия регионального значения, находится в ветхом состоянии и нуждается в срочной реставрации.

Часовни

Часовни, как объект православного культового сооружения, достаточно широко распространены как в целом на Русском Севере, так и в Мезенском районе. К часовням принято также относить и обетные кресты, имеющие над собой двускатную крышу и представляющие собой открытый тип часовни — деревни Березник. Обычно мезенские часовни представляют собой небольшие рубленые избушки с куполом и крестом на нем — село Дорогорское, деревни Петрова, деревни Целегора. Есть часовни больше похожие на амбары и лесные избушки, и человек, не знающий о том, что это часовня, может об этом и не догадаться — село Совполье (объект культурного наследия регионального значения вторая половина XVIII века, не используется). Подобные часовенки можно встретить и в лесу, около деревень.

Обетные и памятные кресты

Нет, пожалуй, такого другого места кроме Мезенского района, где был бы так распространен обычай ставить обетные и памятные кресты. Считается, что обычай этот был принесен на мезенскую землю новгородцами, освоившими эти суровый и богатый край.

Сохранились великолепные кресты-распятия XIX века: в лесу на Феклином холму около деревни Березник, на полях возле деревни Петрова, берегу р. Мезени, недалеко от деревни Кимжа, на берегу р. Мезени в с. Дорогорское, деревни Усть-Пёза, деревни Кильца при въезде в деревню, деревни Печище в усадьбе. Они являются архитектурными произведениями, где в миниатюре воспроизводились все элементы и декоративные детали, присущие деревянному зодчеству. Для предохранения крестов от дождя и снега над ними делали двухскатную кровлю с миниатюрным охлупнем и резными причелинами. Иногда над крестами делались крыши-навесы, опиравшиеся по краям на столбы, врытые в землю или укрепленные на низком в два-три венца срубе. Получалась открытая часовня.

Святые Мезенского района

ТРИФОН (ТРИФОН ВЯТСКИЙ, в миру — Трофим Подвизаев), святой преподобный. Монахом-отшельником много странствовал по Двинской и Пермской землям, подвизаясь в нескольких монастырях, в том числе в Коряжемском. Принял монашество в возрасте 22 лет в Спасо-Преображенском Пыскорском мужском монастыре в верховьях реки Камы. Покинув монастырь, некоторое время жил в уединении в лесной келье. Молитвой и убеждением приводил местное население — остяков и вогулов к православию, искореняя языческие верования и обряды. По его молитвам исцелялись больные и немощные, совершались чудеса. Около 1580 года прибыл в Вятский край, где в городе Хлынове при поддержке местных и московских властей основал первый в тех местах Свято-Успенский мужской монастырь, был его настоятелем в период с 1580 года по 1601 год. Возведен в сан архимандрита в 1599 году. Собрал при монастыре большую библиотеку, способствовал открытию монастырей, часовен и храмов на Вятской земле. Подвижническая деятельность Трифона снискала ему уважение населения, помощь знатных людей края. Через несколько лет вновь отправился странствовать, жил в Сольвычегодске, Коряжме, совершил паломничество на Соловки. Вернулся в Хлынов в 1612, скончался в основанном им монастыре.

Мощи преподобного Трифона находятся в Успенском кафедральном соборе Свято-Успенского Трифонова монастыря в городе Кирове. Монастырь был закрыт в середине 1920-х гг ХХ в., возрожден в 1991 года. С 1996 года в Вятской епархии ежегодно проводятся Свято-Трифоновские образовательные чтения, задачей которых является объединение усилий епархии и государственных образовательных учреждений в деле духовного возрождения края. 21/8/ октября Вятской епархией празднуется Собор Вятских святых, среди которых первый — Трифон Вятский. Известно Житие преподобного Трифона Вятского — памятник агиографии ХVII в., изданное в нескольких редакциях, источником для написания которого явились устные предания о святом, собранные в 1640-х гг. ХVII в.

Среди наиболее ранних изображений преподобного Трифона — иконы с образами Пресвятой Богородицы в изводе Боголюбской иконы Божией Матери и предстоящим преподобным, созданной в конце XVII — 1-й пол. ХVIII в. Преподобный Трифон изображен коленопреклоненным в молении Пресвятой Богородице на фоне основанной им Успенской обители и Хлынова. Происходящая из Троицкой церкви города Котельнича икона преподобного Трифона передает исторически точный вид города и монастыря 1740-х гг. ХVIII в. с каменными постройками. Более условная панорама города запечатлена на иконе «Преподобный Трифон» той же иконографии из Михаило-Архангельской церкви Крестовоздвиженского слободского монастыря. В конце ХVII в. . появилась икона "Преподобный Трифон и блаженный Прокопий перед иконой Божией Матери «Знамение», первоначально находившаяся в Богоявленском верхочепецком монастыре. В 1775 году икона была принесена в слободской Крестовоздвиженский монастырь и поставлена в церковь во имя арх. Михаила. В ХIХ- нач. ХХ в. были распространены иконы обоих изводов. ПРЕПОДОБНЫЕ ИСАЙЯ и НИКАНОР РУЧЬЕВСКИЕ, подвижники Антониево-Сийского монастыря. По разным сведениям были насельниками Соловецкой или Николо-Корельской обители. Преподобный Исайя, узнав, что на реке Ручьи с давних пор лежат нетленными мощи неизвестного святого человека, в 1615 году пришел в Золотицу, а оттуда с местным проводником на реку Ручьи, к месту погребения неизвестного. Через год поселился на этом пустынном месте. Первую суровую зиму провел в вырытой им землянке, претерпевая с именем Господа голод и холод. Через год, в 1617 году, построил келью и деревенскую часовню над мощами неизвестного подвижника. В этой же часовне после кончины был погребен и он сам.

Имена Исайи и неизвестного подвижника были названы чудесным образом священного Симеону из церкви Рождества Пресвятой Богородицы Зимнезолотицкой волости в 1665 году: во сне он увидел некоего благолепного «мужа в светлом образе», сказавшего ему, что «в Ручьях почивают Исайя и с ним другой лежащий, имя которому священноинок Никанор». Будучи до этого больным, священник Симеон после видения получил исцеление. Это явилось первым чудом, совершенным преподобными Исайи и Неизвестного. Совершилось ещё одно чудо: поморам из Зимн. Золотицы Федору Федотову с товарищами, отправившимся на промысел в море и попавшим в жестокий шторм, удалось не только спастись самим, когда они стали усердными молитвами просить помощи у преподобных Исайи и Неизвестного, но и полностью сохранить добычу. При этом Федору тоже ночью было видение преподобного старца. После этого чуда к преподобному Исайи и Неизвестному нередко обращались поморы, прося защиты «от бурь морских и помощи в промыслах».

Пустынное место, где находились мощи чудотворцев, относилось к вотчинам Антониево-Сийского монастыря. Долгое время они пребывали в часовне без должного присмотра, но в игуменство преподобного Феодосия Сийского были перевезены в Сийский монастырь и 23(10) сент. 1678 помещены в сохранившуюся доныне монаст. усыпальницу. Почитались преп. И. и Н. местно, так как не было их канонизации. Ежегодно в Сийской обители у гробниц преподобных служились панихиды. Причислены к лику святых 29-30 ноября 2000 года. В селе Ручьи память о преподобных возрождается стараниями архангелогородского краеведа, имеющего ручьевские корни, А. В. Худовекова. 23.09. 2008 по его инициативе на месте захоронения святых установлен памятный крест, освященный настоятелем Антониево-Сийского монастыря о. Варсонофием. Часовня и келья преп. Исайи стали первыми построениями на месте будущего селения Ручьи, а дата 1617 года считается датой рождения села.

Сакральные места

1. Сакральное место — Чирцова Пустынь МО «Козьмогородское». В настоящее время сохранилась могильная плита Ружникова Григория Леонтьевича (середина XIX века). Место упокоения иноков. 2. Сакральное место — Козьмин перелесок. Крупное святилище ненцев — Харв Пад — находится в Канинской тундре. За рекой Пыей. Русское название этого места — Козьмин перелесок — связано с легендой, по которой рыбацкая ватага во главе с Козьмой, проезжая через жертвенное место, насмехалась над идолом и украшениями, висящими на деревьях. Вдруг лошади остановились и стояли как вкопанные, пока рыбаки не дали обет уважать жертвенные места ненцев. Козьма первым повесил на березу свой цветной кушак в знак примирения. Козьмин перелесок был своеобразным центром всех ненецких шаманов — табидеев, только из деревьев этой рощи они могли изготовлять детали для своих бубнов. Кроме шаманских деревьев в роще росли особые деревья, которые были покровителями, двойниками человека. Ненцы обожествляли эти деревья, приносили им жертвы. Считалось, что для успешного перегона стад на полуостров Канин здесь необходимо задобрить духов. Женщине было запрещено проходить через Козьмин перелесок, потому что в ненецкой культуре она считалась существом «нечистым».

Проезжая через Козьмин перелесок, она должна «очиститься» через принесение жертвенных даров. Как правило, это вещи, считающиеся женскими, — бронзовые кольца, перстни, зеркала, привески из ткани и др. Несмотря на попытки христианизации ненцев, древние языческие традиции живы до сих пор.

Примечания

Ссылки