Легенда о Коловрате (фильм)

Материал из «Знание.Вики»
Легенда о Коловрате
Легенда о Коловрате
Легенда о Коловрате.png
Жанр исторический
военный
биографический
фэнтези
Режиссёр Джаник Файзиев
Иван Шурховецкий
Продюсер Джаник Файзиев
Павел Степанов
Рафаел Минасбекян
Александр Бондарев
Алексей Неклюдов
Автор
сценария
Сергей Юдаков
Евгений Раевский
Дмитрий Раевский
Джаник Файзиев
В главных
ролях
Илья Малаков
Александр Цой
Александр Ильин мл.
Юлия Хлынина
Игорь Савочкин
Оператор Максим Осадчий
Композитор Серж Танкян
Хореограф Ирина Кашуба
Кинокомпания Централ Партнершип
Продюсерский центр ИВАН
Длительность 117 мин.
Бюджет 360 млн рублей
Сборы 606 523 996 рублей[1]
Страна Флаг России Россия
Язык русский, монгольский
Год 2017
IMDb IMDb

Леге́нда о Коловра́те — российский историко-фантастический фильм, вышедший на экраны в 2017 году. Он посвящён событиям XIII века, когда Русь подверглась нашествию монгольской армии под предводительством хана Батыя. Основной сюжет фильма сосредоточен на подвиге Евпатия Коловрата, легендарного русского воина, который возглавил небольшой отряд и встал на защиту Рязани. Слоган фильма — «Героем может стать каждый».[2]

Сюжет

Действие фильма разворачивается в 1237 году, когда орда хана Батыя вторгается на русские земли, разрушая и разоряя города. Главный герой — Евпатий Коловрат (в исполнении Ильи Малакова), боярин рязанской земли, возвращается на родину из похода и видит её полностью разрушенной. В начале фильма показан момент перед первым столкновением русских войск с монгольскими, произошедшим в 1223 году. Именно он, в фильме, стал основой для появления прозвища «Коловрат» у молодого Евпатия, когда он ловко вращал двумя палками. Настя говорит: «Здорово ты вертелся с палками, как солнышко. Я теперь тебя буду звать Коловратом»[3]. Самая распространённая гипотеза среди исследователей выглядит следующим образом[4]:

...богатырь Евпатий стал известен как Коловрат за ловкость в бою («коло» — круг, «врат» — вращение).Алексей Заквасин

Далее сюжет разворачивается в 1237 году, когда монгольское войско, возглавляемое ханом Батыем, снова начинает вторжение в русские земли с востока. Узнав об этом, воевода Евпатий Коловрат отправляется из Рязани в ставку для переговоров с Батыем. Однако достигнуть соглашения не удаётся, и монголы убивают княжеского сына Фёдора. Евпатию и нескольким его товарищам удаётся сбежать, расправившись с несколькими монголами по пути в Рязань, но по прибытии они обнаруживают, что город уже сожжён. Тогда Коловрат собирает отряд мстителей и решает попытаться остановить монгольское войско, надеясь на помощь соседей, которая, однако, так и не приходит. В результате большинство рязанцев погибают в бою[2]. В конце концов, Евпатий и его дружинники оказываются в окружении на холме. Они сражаются до последнего и погибают. Батый, впечатлённый храбростью Коловрата, отдаёт приказ похоронить его с почестями. В финальных сценах, спустя пять лет, дружинник Каркун, которому Евпатий доверил защиту детей, принимает участие в битве на Чудском озере против немецких рыцарей, вдохновляясь подвигами Коловрата[3].

Историческая основа

Евпатий Коловрат (к разделу «Историческая основа»)

Несмотря на то, что сюжет фильма разворачивается в рамках реальных исторических событий — нашествии монголо-татар на русские земли — значительная часть сюжета является художественным вымыслом. Личность Евпатия Коловрата известна из древнерусской литературы[5], и многие детали его жизни и подвигов окутаны мифами и легендами. Легенды утверждают, что Коловрат с небольшим отрядом нанёс значительный урон монгольской армии, прежде чем погиб в неравной схватке. В фильме эти события показаны через призму драматических эпизодов, подчёркивающих героизм и самопожертвование главного героя[6].

Батый. Средневековый китайский рисунок (к разделу «Историческая основа»)

В древнерусском литературном памятнике «Повесть о разорении Рязани Батыем» рассказывается о событиях, произошедших в XIII веке[5]. В частности, упоминается рязанский вельможа Евпатий Коловрат, который находился в Чернигове вместе с князем Ингварем Ингваревичем в то время, когда войска Батыя осадили Рязань. По прибытии в Рязань со своей малой дружиной Евпатий Коловрат видит, что рязанская земля опустошена: города разорены, церкви сожжены, люди убиты[5]. Евпатий Коловрат решает нагнать неприятеля, и местом битвы с войском Батыя становится Суздальское княжество. Описание битвы в литературном памятнике выдержано в традициях того времени[6]:

Начали сечь без милости и внесли смятение во все полки татарские», а сам Евпатий Коловрат «так бился беспощадно, что и мечи притупились, и выхватывал татарские мечи, и рубился ими.Вититнев С.Ф., Шмелёва А. В.

Кульминацией битвы становится единоборство Евпатия Коловрата и Хостоврула, брата жены Батыя. Хостоврул похвалялся Батыю, что пленит Евпатия Коловрата. Однако Евпатий рассекает противника «до самого седла», а многих богатырей Батыевых — кого побивает, а кого «до седла раскроит»[5].

Татаро-монголы не ожидали столь решительных боевых действий со стороны русских и думали, что «мёртвые воскресли». Евпатий Коловрат описывается как богатырь, сражающийся за русскую землю: «татары перепугались, видя что Евпатий богатырь-исполин», и одолеть его смогли только тогда, когда навели на него «бесчисленное множество стенобитных орудий». Когда тело Евпатия Коловрата принесли к хану Батыю, тот и его окружение: мурзы, князья, санджак-беи, восхитились храбростью, силой и мужеством рязанского воина. Сторонники Батыя назвали Евпатия Коловрата и его дружинников «удальцами и резвецами»[6], о которых ни они, ни их отцы не слышали. Евпатий Коловрат и его воины были названы противниками «людьми крылатыми и не имеющими страха смерти»:

Так храбро и мужественно они сражались: один бился с тысячей, а два — со тьмою. Никто не смог уйти от них живым со сражения!Вититнев С.Ф., Шмелёва А. В.

Хан Батый был восхищён героизмом Евпатия Коловрата и признавал, что если бы у него был такой воин, он держал бы его у сердца. Батый приказал отпустить шестерых оставшихся в живых, но тяжело раненных Евпатиевых ратников и наказал им воздать должные почести их предводителю[6].

Визуальные эффекты и съёмки

«Легенда о Коловрате» отличается качественными спецэффектами и эпическими боевыми сценами. Съёмки проходили с использованием современных технологий CGI, что позволило воссоздать крупномасштабные батальные сцены и разрушенные города. В процессе съёмок ни один кадр не был снят в естественных условиях. Специально для съёмок были созданы павильоны с хромакеем, одни из крупнейших в Европе. Их общая площадь составила более 4 000 квадратных метров, что явилось уникальным достижением для российской киноиндустрии[7].

Визуальный стиль фильма напоминает голливудские исторические боевики с акцентом на динамику и зрелищность. Одним из ключевых элементов фильма стал антураж: костюмы, декорации и оружие были выполнены с тщательной исторической детализацией, что добавляет атмосфере фильма реалистичности, несмотря на элементы фантастики и легендарности. Наиболее сложным этапом работы по проекту стало создание изображения хана Батыя. Актёр Александр Цой, исполняющий роль хана, проводил в гримёрском кресле примерно полтора часа в сутки. В конце дня процесс снятия макияжа занимал примерно час[8].

«Легенда о Коловрате» – первый российский фильм, полностью снятый с использованием технологии хромакей.Галина Серова, 15 фактов об исторической драме «Легенда о Коловрате» // Комсомольская правда

Музыка к фильму

IOWA

Всё музыкальное сопровождение к фильму создал американский композитор и музыкант Серж Танкян, известный как лидер группы «System of a Down». В ходе работы над саундтреком Танкян объединял усилия с музыкантами, играющими на народных инструментах (балалайке, жалейке и других), а также с мастерами горлового пения из Тувы, симфоническим оркестром и хором. В записанном материале были использованы электрогитары и электронные инструменты, однако ни одна мелодия не исполнялась на фортепиано. Серж Танкян сам принимал участие в игре на многих инструментах[9]. Основная композиция саундтрека под названием «A fine morning to die» была записана им совместно с Екатериной Иванчиковой, солисткой группы IOWA. Музыку сочинил Серж, а текст написали сценаристы фильма Евгений и Дмитрий Раевские вместе с Катей IOWA. Аранжировку и свою партию вокала Танкян записывал в Лос-Анджелесе, в то время как российская певица работала над своей частью в Санкт-Петербурге.[7]

Я давно думал о таком проекте - чтобы соединить большой оркестр, сумасшедший рок и этнические музыкальные мотивы. И моя мечта сбылась. Я невероятно горжусь работой над музыкой к этому фильму!Серж Танкян

Критика

«Легенда о Коловрате» представляет собой попытку современного российского кинематографа обратиться к национальной истории и мифологии. Фильм способствует популяризации образа Евпатия Коловрата как символа героизма и самопожертвования во имя Родины. Хотя картина не претендует на точное историческое исследование, она вызывает интерес к прошлому и стимулирует дискуссии о роли легенд в национальной культуре. Отдельные критики в своих отзывах, сосредотачиваются на нарушениях в фильме исторической достоверности, однако другие констатируют тот факт, что изначально фильм был заявлен как «героическое фэнтези» с определёнными аллюзиями[10]. Стоит отметить, что «Легенда о Коловрате» может привлечь внимание и любителей исторического жанра и тех, кто интересуется русской культурой. Некоторые зрители могут найти в фильме моменты, которые резонируют с их патриотическими чувствами.

Казалось бы, очень много «не». Но ведь важно иметь в виду, что легенда мыслит не фактами, а образами. А на образном уровне всё работает правильно, именно так, как описано в «Повести», если переводить с древнерусского на понятный современному массовому зрителю киноязык. Радостный, светлый, прянично-сусальный город-образ превращается в пепелище, по нему – и по всей привычной, обыденной, повседневной русской жизни – катком проходит огромная батыева армия, поскольку на ханской карте уже обозначена великая будущая империя. Рязань, как и другие русские города, вроде бы, готовится к беде (недаром фильм начинается с упоминания битвы на Калке, которая воспринималась именно как предвестие грядущего Апокалипсиса, как начало «свершения преждереченного»), но всё равно оказывается не готова.Анна Архангельская

«Легенда о Коловрате» — пример эпически-исторического кино, в котором сочетаются элементы древнерусской легенды, боевика, эпической драмы. Несмотря на определённые недостатки в сценарии и отход от исторической точности, фильм остаётся заметным явлением в современном российском киноискусстве и важным вкладом в жанр исторических фильмов, рассказывающих о славных страницах прошлого Руси[11].

«Коловрат» оказался чудесным фильмом о красоте Руси и отваге русских людей, сражающихся за свою Родину.Егор Холмогоров

Актёры и роли

Алексей Валерьевич Серебряков (роль князя Юрия)
Ольга Борисовна Дроздова (роль жены князя Юрия)

Съёмочная группа

Александр Александрович Ильин (роль Каркуна)

Цитаты из фильма

  • «Русь на коленях не стоит!» (Евпатий Коловрат).
  • «Русичи не склоняются, они падают, чтобы встать снова!» (Евпатий Коловрат).
  • «Может, и не выстоим. Но, главное, как падём!» (Ермолай, друг Коловрата).
  • «У них богов много, а наш — один совсем. Вот я и решил, что Господу тоже помогать нужно» (Нестор).
  • «Все пошли, и я пошёл. Все ушли, и я ушёл. А сегодня поутру все помрут, и я помру.…» (Захар).
  • «Мы, русичи, не сражаемся за золото, мы сражаемся за свою землю!» (Евпатий Коловрат).
  • «Не боись, Потапыч русских не ломает!» (Нестор).
  • «- Какой сегодня день? (Захар). — Пятница (дружинник). — Нет, мне никак нельзя умирать в пятницу (Захар). — Тогда — суббота» (дружинник).
  • «День придёт — наша возьмёт!» (Евпатий Коловрат).

Литература

Примечания

  1. Сборы «Легенда о Коловрате» Архивная копия от 7 июня 2020 на Wayback Machine // ekinobilet.fond-kino.ru
  2. 2,0 2,1 Легенда о Коловрате, 2017. Кинопоиск (2017). Дата обращения: 12 октября 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Легенда о Коловрате (2017). kino-teatr.ru (19.07.2022). Дата обращения: 19 июля 2022.
  4. Заквасин Алексей, Петров Святослав, Ксенофонтова Анастасия. «Брал мечи татарские и сёк ими»: кем на самом деле был легендарный защитник Руси от монголов Евпатий Коловрат // RT на русском : RT информационный телеканал. — 2018. — 11 января.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 сост. Лихачев Д. С., Дмитриев Л.А. Повесть о разорении Рязани Батыем: подгот. текста, пер. с древнерус., коммент. // Памятники литературы Древней Руси. ХIII век. — 1981. — С. 191. — 559 с.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Вититнев С.Ф., Шмелева А.В. Евпатий Коловрат: художественное воплощение исторического образа // Ученые записки Новгородского государственного университета : журнал. — 2020. — № 3 (28). — С. 1—6.
  7. 7,0 7,1 Серова, Галина. 15 фактов об исторической драме «Легенда о Коловрате». Комсомольская правда (сетевое издание) (3 февраля 2018). Дата обращения: 12 октября 2024.
  8. Синяев Петр. Что мы знаем о фильме «Легенда о Коловрате». Информационное агентство ТАСС (30 ноября 2017). Дата обращения: 12 октября 2024.
  9. Лаптева Елена. Солист System of a Down написал музыку к фильму «Легенда о Коловрате» // Комсомольская правда : газета. — 2017. — 6 июля.
  10. Архангельская Анна. Плюсы и минусы «Легенды о Коловрате» // Фома : журнал. — 2017. — 30 декабря.
  11. Егор Холмогоров. «Коловрат» — это звучит гордо // Культура : газета. — 2017. — 30 ноября.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!