Кюи, Цезарь Антонович
| Цезарь Кюи | |||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|
| | |||||||
| Имя при рождении | Цезарий-Вениамин Кюи | ||||||
| Дата рождения | 6 (18) января 1835 | ||||||
| Место рождения | Вильна, Российская империя | ||||||
| Дата смерти | 26 марта 1918 (83 года) | ||||||
| Место смерти | Петроград, РСФСР | ||||||
| Страна |
|
||||||
| Профессии | инженер-генерал композитор | ||||||
| Инструменты | фортепиано | ||||||
| Награды |
|
||||||
Це́зарь Анто́нович Кюи́ (имя при рождении Цезарий-Вениамин Кюи; 6 [18] января 1835, Вильна — 26 марта 1918, Петроград) — русский военный инженер в области фортификации и военный педагог, композитор и музыкальный критик; инженер-генерал (1906).
Заслуженный профессор Николаевской инженерной академии, профессор Михайловской военной артиллерийской академии и Николаевской академии Генерального штаба[1]. Почётный член конференции Михайловской артиллерийской академии и Николаевской военной академии[2]. Преподавал фортификацию членам дома Романовых, включая сыновьей императоров Александра II и Александра III, в том числе цесаревича Николая Александровича, представителям рода Мекленбург-Стрелицких, и сыну короля Таиланда Рамы V принцу Чакрабону. Среди учеников Кюи был генерал от инфантерии и генерал-адъютант Михаил Скобелев[3]. Создал ряд капитальных научных трудов по полевой фортификации, подготовил курс истории русской фортификации[4].
Как композитор был активным членом Беляевского кружка и Могучей кучки, сочинив свыше трёхсот романсов, был автором свыше семисот музыкально-критических работ и пятнадцати опер. В 1869 году совместно с Николаем Римским-Корсаковым завершил оперу Даргомыжского «Каменный гость» и до конца жизни работал над завершением оперы Мусоргского «Сорочинская ярмарка»[1]. Почётный член Императорского Русского музыкального общества.
Биография
Происхождение и воспитание
Родился 6 [18] января 1835 года в Вильне в семье учителя французского языка местной гимназии Антона Леонардовича Кюи, который служил в своё время тамбурмажором наполеоновской армии. Его мать была литовская дворянка Юлии Гуцевич. Цезарь воспитывался в католической вере. С десяти лет занимался фортепиано со старшей сестрой, а затем с частными учителями. С четырнадцати лет начал сочинять музыку, сочинял мазурку, затем последовали ноктюрны, песни, мазурки, романсы без слов и «Увертюра или нечто в этом роде». В период учебы в гимназии на протяжении семи месяцев брал уроки теории музыки, контрапункта и композиции у польского композитора Станислава Монюшко[5][4][6].
Военная карьера
В 1850 году Кюи переехал в Санкт-Петербург. В 1851 году поступил в Главное инженерное училище, по окончании которого в 1855 году был произведён в прапорщики. В этом же году поступил в Николаевскую инженерную академию, которую окончил в 1857 году по первому разряду и с производством в поручики. После окончании академии оставлен при ней репетитором по части топографии, затем с 1859 года становится преподавателем по части фортификации. С 1861 по 1879 год Кюи являлся преподавателем фортификации в Николаевской инженерной академии и одновременно Николаевского инженерного училища. В 1862 году он получает чин штабс-капитана, в 1867 году чин капитана, в 1870 году становится подполковником, а в 1875 году получает чин полковника[7][2].
Во время Русско-турецкой войны 12 (24) апреля 1877 — 19 февраля (3 марта) 1878 Кюи руководил строительством фортификационных сооружений в районе боевых действий. Полковник Кюи посетил Константинополь, Сан-Стефано, Адрианополь, Шипку, Плевну и другие места боёв. Он осмотрел фортификационные сооружения и составил сравнительную характеристику русских, турецких и румынских укреплений. После возвращения в Петербург Кюи опубликовал статью «Путевые заметки инженерного офицера на театре военных действий в европейской Турции», сопроводив её чертежами. Это произведение было переведено на многие языки, а он сам стал известнейшим авторитетом в области фортификации. В 1878 году Кюи становится адъюнкт-профессором Николаевской инженерной академии и училища. Одновременно он читал курс лекции по собственному курсу в Михайловской военной артиллерийской академии и Николаевской академии Генерального штаба, регулярно публиковался в военной прессе. Также Кюи начали приглашать выступать с сообщениями в штабе Гвардейского корпуса[3].
В 1880 году он стал профессором Николаевской инженерной академии, а в 1885 году за отличие по службе ему было присвоено звание генерал-майора. Начиная с 1880-х годов Кюи преподавал фортификацию сыновьям императоров Александра II и Александра III, включая цесаревича Николая Александровича, другим членам дома Романовых, представителям рода Мекленбург-Стрелицких, и сыну короля Таиланда Рамы V принцу Чакрабону. Среди учеников Кюи был генерал от инфантерии и генерал-адъютант [[Скобелев, Михаил Дмитриевич |Михаил Скобелев]]. Во время подготовки к Ахал-Текинской экспедиции (декабрь 1880 — январь 1881) Скобелев совещался с Кюи по инженерным вопросам, и Кюи составил для него записку с рекомендациями[3]. Возвратившись с победой из этого похода, Скобелев писал Кюи:
Я не забыл давнопрошедшее, когда был плохим Вашим учеником, не забыл позиций под Константинополем, наконец, главное, не забыл тех ценных советов, которыми в значительной степени достигнуты наши последние успехи под Геок-Тепе
В 1891 году Кюи было присвоено звание заслуженного профессора Николаевской инженерной академии. В 1896 году он становится почётным членом конференции Михайловской артиллерийской академии и ему за отличие был присвоен чин генерал-лейтенанта. Кюи был первым инженером применившим бронебашенные артиллерийские установки. С 1900 года он становится членом конференции Николаевской инженерной академии, а через пять лет он становится почётным членом конференции Николаевской академии Генерального штаба. В 1906 году за отличие по службе Кюи был присвоен чин инженер-генерала[2]. Создал ряд капитальных научных трудов по полевой фортификации, подготовил курс истории русской фортификации[4]. В 1916 году за свои заслуги был удостоен ордена Святого Александра Невского[8][9].
Музыкальное творчество
В 1856 году Кюи познакомившись с Милием Балакиревым, Модестом Мусоргским, Александром Даргомыжским, Александром Серовым, Владимиром Стасовым и Дмитрием Стасовыми, стал активным участником Беляевского кружка и Могучей кучки. Как композитор дебютировал в 1859 году в концерте Императорского Русского музыкального общества под управлением Антона Рубинштейна (Скерцо для оркестра). С 1864 году Кюи писал рецензии и музыкальные обозрения в «Санкт-Петербургских ведомостях», затем в журналах «Гражданин» и газете «Голос» [4][6].
В конце 1860-х — начале 1870-х годов Кюи сочинил более трёхсот романсов. Он был автором пятнадцати опер, среди которых: «Вильям Ратклиф» 1869 года, «Анджело» 1876 года, «Сын мандарина» 1859 года с постановкой 1879 года, «Кавказский пленник» 1883 года, «Флибустьер» 1894 года, «Пир во время чумы» 1901 года, «Мадемуазель Фифи» 1903 года, «Маттео Фальконе» 1907 года, «Капитанская дочка» 1911 года[4][6]. В 1869 году совместно с Николаем Римским-Корсаковым завершил оперу Даргомыжского «Каменный гость» и до конца жизни работал над завершением оперы Мусоргского «Сорочинская ярмарка»[1].
Одним из первых русских критиков Кюи стал регулярно пропагандировать русскую музыку в зарубежной прессе. В книге «Музыка в России», вышедшей в Париже на французском языке, Кюи утверждал всемирное значение творчества Глинки и считал того как одного «из величайших музыкальных гениев всех стран и всех времен». С годами Кюи как критик стал более терпимым к художественным направлениям, не связанным с «Могучей кучкой», что было связано с определенными изменениями в его мировосприятии, с большей независимостью критических суждений[6]. Так, в 1888 году он писал Балакиреву:
мне уже 53 года, и со всяким годом чувствую, как я отрешаюсь мало-помалу от всяких влияний и личных симпатий. Это отрадное чувство нравственной полной свободы. Я могу ошибаться в своих музыкальных суждениях, и это меня мало смущает, лишь бы моя искренность не поддавалась никаким посторонним влияниям, ничего общего с музыкой не имеющим
В 1896 году Цезарь Кюи становится председателем Дирекции Петербургского отделения, а в 1904 году он становится почётным членом Императорского Русского музыкального общества[10].
Скончался 26 марта 1918 года в Петрограде, похоронен на Смоленском лютеранском кладбище. В 1939 году останки Цезаря Кюи и его супруги вместе с надгробием были перенесены в Александро-Невскую лавру на Тихвинское кладбище[11].
Могила Ц. А. Кюи на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург)
Семья
Был женат с 19 (31) октября 1858 на ученице композитора Даргомыжского Мальвине Рафаиловне Бамберг (1836—1899). У них было двое детей: Александр и Анна[12]
Братья: художник-иллюстратор Наполеон Кюи (1822—1888) и архитектор Александр Кюи (1823—1909)[12].
Творчество
В активе Цезаря Кюи пятнадцать опер, в том числе он совместно с Николаем Римским-Корсаковым завершил оперу Даргомыжского «Каменный гость» и до конца жизни работал над завершением оперы Мусоргского «Сорочинская ярмарка»[1].
- Кавказский пленник — опера в 3-х действиях. Сочинена в 1857—1858 годах (1-я ред.), 1881—1882 годах (2-я ред.), 1885 году (3-я ред.). Сюжет заимствован из одноимённой поэмы Пушкина. Либретто написал Виктора Крылов. Премьера состоялась 4 (16) февраля 1883 года в Мариинском театре под управлением Эдуарда Направника.
- Сын мандарина — одноактная комическая опера на либретто Виктора Крылова написанная в 1859 году.
- Млада — опера-балет в четырёх действиях композитора Николай Римского-Корсакова. Кюи был автором этого либретто вместе с Степаном Гедеоновым и Виктором Крыловым. Премьера состоялась в 1892 году на сцене Императорского Мариинского театра в Санкт-Петербурге под управлением дирижёра Эдуарда Направника, балетмейстеры — Лев Иванов и Энрико Чеккетти.
- Вильям Ратклиф — опера в трёх действиях основанная на одноимённой трагедии Генриха Гейне. Премьера состоялась 14 (26) февраля 1869 года на сцене Мариинском театре под управлением Эдуарда Направника.
- Анджело — опера в четырёх действиях на либретто Виктора Буренина. Основана пьесе Виктора Гюго «Анджело, тиран Падуанский». Премьера состоялась 1 (13) февраля 1876 года на сцене Мариинском театре под управлением Эдуарда Направника
- Флибустьер — опера в трёх действиях основанная на одноимённой пьесе Жана Ришпена и посвящена Луизе Мерси-Аржанто. Премьера состоялась в Опере-Комик в Париже 22 февраля (6 марта) 1894 года.
- Сарацин — опера в четырёх действиях на либретто Владимира Стасова основанная на пьесе Александра Дюма «Карл VII». Премьера состоялась 2 (14) ноября 1899 года на сцене Мариинском театре под управлением Эдуарда Направника.
- Пир во время чумы — опера в одном действии основанная на одноимённой пьесе Александра Пушкина. Премьера состоялась 11 (24) ноября 1901 года в Московском Новом театре
- Мадмуазель Фифи — опера в одном действии основанной на одноимённом рассказе Ги де Мопассана. Премьера состоялась 4 ноября 1903 года в Эрмитажном театре артистами Московской частной русской оперы.
- Снежный богатырь — опера-сказка для детей в одном действии на либретто Марины Поль. Премьера состоялась 15 мая 1906 года в Ялте.
- Матео Фальконе — опера в одном действии основанной на одноимённом рассказе Проспера Мериме. Премьера оперы состоялась 14 (27) декабря 1907 года в Большом театре.
- Капитанская дочка — опера в четырёх действиях основанная на одноимённой повести Александра Пушкина. Премьера состоялась 14 (27) февраля 1911 года на сцене Мариинского театра под управлением Эдуарда Направника
- Красная Шапочка — опера-сказка для детей в двух действиях на либретто Марины Поль основанной на одноимённой сказке Шарля Перро. Посвящена Цесаревичу Алексею.
- Кот в сапогах — опера-сказка для детей в трёх действиях на либретто Марины Поль.
- Иванушка-дурачок — опера-сказка для детей в трёх актах, написанная в 1913 году по либретто Надежды Доломановой по мотивам русских народных сказок
Награды
- Орден Святого Станислава 3-й степени (1863)
- Орден Святой Анны 3-й степени (1870)
- Орден Святого Станислава 2-й степени (1873)
- Орден Святой Анны 2-й степени (1878)
- Орден Святого Владимира 4-й степени (1881)
- Орден Святого Владимира 3-й степени (1883)
- Орден Святого Станислава 1-й степени (1886)
- Орден Святой Анны 1-й степени (1891)
- Орден Святого Владимира 2-й степени (1901)
- Орден Белого Орла (1911)
- Орден Святого Александра Невского (1916)[8]
- Иностранные награды
- Командорский крест Ордена Почетного Легиона (1896)
Библиография
- Музыкальные
- История литературы фортепианной музыки / Курс А. Г. Рубинштейна. 1888—89; Сост. Ц. Кюи. — Санкт-Петербург: типо-лит. Р. Голике, 1889. — 79 с.
- Русский романс: Очерк его развития. — Санкт-Петербург: Н. Ф. Финдейзен, 1896. — 209 с.
- Музыкально-критическiя статьи. Т. 1: С портр. автора / Ц. А. Кюи Предисл. А. Н. Римского-Корсакова. — Петроград: ред. журн. «Музыкальный современник», 1918. — 363 с.
- Избранные статьи / Ц. А. Кюи; сост., авт. вступительной ст. и примеч. И. Л. Гусин; Гос. научно-исследовательский ин-т театра и музыки. — Ленинград: Гос. музыкальное изд-во, 1952. — 690 с.
- Избранные статьи об исполнителях / [Сост., ред., вступ. статья, с. 3—18, и примеч. И. Л. Гусина]. — Москва: Музгиз, 1957. — 276 с.
- Военные
- Записки полевой фортификации: Курс млад. класса Николаев. инж. и Михайлов. арт. уч-ща / Сост. Ц. Кюи. — Санкт-Петербург: тип. А. М. Котомина, 1873. — 37 с.
- Полевая фортификация: Курс Николаев.-инж., Михайлов.-арт. и Николаев.-кавалер. уч-щ / Сост. Ц. Кюи. — 2-е изд., просм. и доп. — Санкт-Петербург: тип.-лит. Арнгольда, 1877. — 45 с.
- Путевые заметки инженерного офицера на театре военных действий в Европейской Турции / Ц. Кюи. — Санкт-Петербург: тип. Деп. уделов, 1878. — 42 с.
- Краткий учебник полевой фортификации: с 19 лист. чертежей — Санкт-Петербург: Изд. н.св, 1881. — 161 с.
- Атака и оборона современных крепостей: (Разраб. этого вопр. в Пруссии) — Санкт-Петербург: тип. Деп. уделов, 1881. — 36 с.
- Несколько слов по поводу современного фортификационного брожения / Ц. Кюи. — Санкт-Петербург: тип. и лит. В. А. Тиханова, 1892. — 41 с.
- Краткий исторический очерк долговременной фортификации / сост. Цезарь Кюи. — 3-е изд., доп. — Санкт-Петербург: Тип. Имп. Акад. наук, 1897. — 160 с.
- Чертежи к Краткому историческому очерку долговременной фортификации / Ц. Кюи. — Санкт-Петербург: Тип. Э. Арнгольда, 1897. — 40 л.
- Опыт рационального определения величины гарнизонов крепостей. — Санкт-Петербург: типо-лит. А. Е. Ландау, 1899. — 18 с.
- Учебник фортификации для пехотных юнкерских училищ / Сост. заслуж. проф. Николаев. инж. акад. инж. ген.-м. Ц. Кюи. — Казань: Казан. пехот. юнкер. уч-ще, 1892. — 192 с.
- История крепостей Европы и России / Цезарь Кюи. — Москва: Абрис, 2019. — 255 с. — ISBN 978-5-00111-479-6
Литература
- Кюи, Цезарь Антонович // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Кюи, Цезарь Антонович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- История русской оперы. (1735-1900) / Всев. Чешихин. — Санкт-Петербург : Столич. тип., 1902. — 272 с.
- Кюи, Цезарь Антонович // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2015. — Т. XXXIX : Крисп — Лангадасская, Литиская и Рендинская митрополия. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-033-2.
- Волков С. В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. — Т. I. А—К. — М., 2009.
- Список генералам по старшинству на 15 апреля 1914. — СПб, 1914.
- Амари. Пятеро и другие / Мих. Цетлин. — 2. изд. — Нью-Йорк: Цетлин, 1953. — 398 с.
- Бернандт Г. Б. Словарь опер, впервые поставленных или изданных в дореволюционной России и в СССР (1736—1959): словарь — Москва: Советский композитор, 1962. — 554 с.
- Стасов В. В. «Цезарь Антонович Кюи: биографический очерк» / Артист, 1894. — № 34. — с. 147—160.
- Стасов В. В. «Цезарь Антонович Кюи: биографический очерк» / Избранные сочинения: живопись, скульптура, музыка: В трех томах. Т. 3. Москва: Искусство, 1952. — с. 387—408.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Цезарь Антонович Кюи. Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 3 сентября 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Кюи, Цезарь Антонович. // Проект «Русская армия в Великой войне».
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Генерал от музыки. К 190-летию Цезаря Антоновича Кюи. Военно-исторический музей артиллерии инженерных войск и войск связи. Дата обращения: 3 сентября 2025.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Кюи, Цезарь Антонович // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ Кюи, Цезарь Антонович // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2015. — Т. XXXIX : Крисп — Лангадасская, Литиская и Рендинская митрополия. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-033-2
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Цезарь Антонович Кюи. Энциклопедия www.belcanto.ru. Дата обращения: 3 сентября 2025.
- ↑ Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
- ↑ 8,0 8,1 Высшие чины Российской империи. [в 3 т.] : (22.10.1721 — 2.03.1917) : биографический словарь / [сост. Е. Л. Потемкин]. Т. 2 : И — П. — Москва : [б. и.], 2017. — 661 с
- ↑ Волков С. В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. — Т. I. А—К. — М., 2009.
- ↑ Очерк деятельности С.-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества (1859—1909) / По случаю исполнившегося 50-летия Императорского Русского музыкального общества, по поруч. Дир. С.-Петерб. отд. сост. Ник. Финдейзен. — Санкт-Петербург: тип. Гл. упр. уделов, 1909. — С. 44. — 240 с.
- ↑ Кобак А. В., Пирютко Ю. М. Исторические кладбища Санкт-Петербурга. — Изд. 2-е, дораб. и испр. — М. : Центрполиграф ; СПб. : Русская тройка — СПб, 2011. — С. 239–240. — ISBN 978-5-227-02688-0. — OCLC 812571864.
- ↑ 12,0 12,1 Стасов В. В. «Цезарь Антонович Кюи: биографический очерк» / Избранные сочинения: живопись, скульптура, музыка: В трех томах. Т. 3. Москва: Искусство, 1952. — с. 387—408.
Ссылки
- Генерал от музыки. К 190-летию Цезаря Антоновича Кюи. Военно-исторический музей артиллерии инженерных войск и войск связи. Дата обращения: 3 сентября 2025.
- Цезарь Антонович Кюи. Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 3 сентября 2025.
- Кюи, Цезарь Антонович. hrono.ru/biograf. Дата обращения: 3 сентября 2025.
- Цезарь Антонович Кюи. Энциклопедия www.belcanto.ru. Дата обращения: 3 сентября 2025.
- Кюи, Цезарь Антонович. // Проект «Русская армия в Великой войне».
- Страницы с ошибками скриптов
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 18 января
- Родившиеся в 1835 году
- Родившиеся в Вильнюсе
- Умершие 26 марта
- Умершие в 1918 году
- Умершие в Санкт-Петербурге
- Музыканты по алфавиту
- Композиторы по алфавиту
- Композиторы XIX века
- Композиторы XX века
- Композиторы Российской империи
- Кавалеры ордена Святого Александра Невского
- Кавалеры ордена Белого орла (Российская империя)
- Кавалеры ордена Святого Владимира 2-й степени
- Кавалеры ордена Святой Анны 1-й степени
- Кавалеры ордена Святого Станислава 1-й степени
- Командоры ордена Почётного легиона
- Инженер-генералы (Российская империя)
- Выпускники Николаевского инженерного училища
- Выпускники Николаевской инженерной академии
- Профессора Николаевской военной академии
- Заслуженные профессора Николаевской инженерной академии
- Преподаватели Михайловской артиллерийской академии
- Преподаватели Михайловского артиллерийского училища
- Музыкальные критики Российской империи
- Оперные композиторы России
- Авторы романсов
- Перезахороненные со Смоленского лютеранского кладбища