Кучин, Александр Степанович

Александр Степанович Кучин
Портрет
Дата рождения 16 сентября (28 сентября) 1888(1888-09-28)
Место рождения Кушерека, Онежский уезд, Архангельская губерния, Российская империя
Дата смерти 1913 год(1913)
Род деятельности путешественник-исследователь
Отец Степан Григорьевич Кучин
Мать Фёкла Андреевна Кучина

Алекса́ндр Степа́нович Ку́чин (16 сентября (28 сентября1888, Кушерека, Онежский уезд, Архангельская губерния, Российская империя — 1913 (?)) — мореплаватель, полярный капитан, исследователь, гидрограф и океанограф. Участник экспедиции Руала Амундсена на Южный полюс. Капитан судна «Геркулес» экспедиции Владимира Александровича Русанова, которое пропало без вести в 19121913 годах при попытке пройти Северным морским путём[1].

Биография

Александр Степанович Кучин родился 16 (28) сентября 1888 года в селе Кушерека Онежского уезда Архангельской губернии (по состоянию на 2025 год — деревня Кушерека в Онежском районе Архангельской области) на берегу Онежского залива Белого моря в семье поморов. Александр Степанович был первым ребенком в семье Степана Григорьевича и Фёклы Андреевны. Дед мальчика погиб во время шторма у берегов Мурмана (по состоянию на 2025 год — Мурманск). Отец, Степан Григорьевич, после окончания мореходных классов стал штурманом и впоследствии дослужился до капитана. Управлял поморскими шхунами, зверобойными и торговыми судами, совершая рейсы в Белом и Баренцевом морях, а также в порты Скандинавии и Петербурга. В 19171918 годах отец Александра Кучина участвовал в строительстве деревянной шхуны «Персей» для зверобойного промысла в водах Земли Франца-Иосифа. В советское время заведовал сетевязальной мастерской Мурманского рыбтреста. В 1927 году был награждён именными золотыми часами к пятидесятилетию работы на флоте[2].

Аттестат Александра Кучина. 1903 год

Александр Кучин учился в сельской школе, затем в Онежском уездном трёхклассном училище. Летом работал юнгой на судах, промышлявших зверя в Баренцевом и Карском морях. Посетил Шпицберген, Новую Землю и Норвегию. В 1904 году поступил в Архангельское торгово-мореходное училище (по состоянию на 2025 год — Арктический морской институт имени В. И. Воронина)[2].

Во время революции студенты Архангельского торгово-мореходного училища забастовали против произвола. Класс Александра Степановича закрыли, а его, как одного из лидеров, исключили. В 17 лет уехал в Норвегию, где стал матросом на промысловой шхуне. В Варде Александр Кучин познакомился с русскими эмигрантами и помогал им в издании газеты и доставке нелегальной литературы в Россию[2].

После возобновления занятий в Архангельском торгово-мореходном училище Александр Степанович вернулся на родину. На причале в Архангельском порту его арестовали по подозрению в провозе запрещённых книг, из-за отсутствия прямых улик вскоре освободили. В 1909 году Александр Кучин окончил Архангельское торгово-мореходное училище с золотой медалью и дипломом штурмана дальнего плавания. После выпуска Александр Степанович вновь отправился в Норвегию. Работал на норвежском судне, которое совершало рейсы к острову Ян-Майен и на Шпицберген[2].

Во время путешествия Александр Степанович Кучин написал письмо своим сёстрам в Онегу[2]:

У вас, наверное, сейчас лето: всё зеленеет, цветёт и тепло. А у нас здесь круглый год лёд и вечные снега, хотя солнце светит целый день.

Обложка русско-норвежского словаря, составленного Александром Кучиным

Александр Степанович мечтал о карьере учёного-моряка и хотел посвятить себя океанографии. Благодаря знакомствам и связям в Норвегии, а также свободному владению норвежским языком, Александр Кучин переехал в Норвегию и устроился ассистентом на биологическую станцию в Бергене под руководством профессора Бьёрна Хелланд-Хансена. В процессе обучения Александр Кучин посещал лекции по океанографии и активно участвовал в практических занятиях[3].

Александр Кучин писал своему другу Константину Белову[4]:

Занялся океанографией под руководством известного ученого. (Литература на немецком, английском языках) Работы идут успешно, на следующей неделе идем на мотор на исследования, брать пробы воды, определять соленость, температуру и по ним вычислять течение. Со мной вместе работают австрийский и норвежский лейтенант. Стало быть, если удастся, буду летом работать на Мурмане и служить делу, а не людям…

Вскоре Александр Степанович стал ассистентом биологической станции. В марте 1910 года был приглашён полярным исследователем Руалем Амундсеном в экспедицию для изучения южных полярных областей Атлантического и Тихого океана. Александр Кучин стремился исследовать северные моря для развития рыболовства в России. Его цель заключалась в переходе от ярусного лова трески к промыслу с использованием траулеров. В свободное время занимался самообразованием, изучал специальную литературу на немецком и английском языках[4].

Экспедиция Руала Амундсена

Дарованиями и работоспособностью Александр Кучин обратил на себя внимание научного сообщества. Во время одного из приездов на Бергенскую биологическую станцию его заметил Фритьоф Нансен, ведущий океанограф Норвегии. В это время Руаль Амундсен готовил экспедицию на судне «Фраме». Руаль Амундсен планировал совершить дрейф через Ледовитый океан, открыть Северный полюс и установить на нём флаг Норвегии. Экипаж полностью состоял из норвежцев, исключение было сделано лишь для Александра Степановича Кучина[3].

Александр Степанович подписал контракт с Руалем Амундсеном 14 марта 1910 года. Согласно контракту Александр Кучин должен был отправиться в плавание в качестве океанографа и разнорабочего. Под поручительство профессора Бьёрна Хелланд-Хансена[2].

Норвежская газета «Morgenbladet» писала[2]:

Кучин включён в состав экспедиции вопреки постановлению стортинга, который высказался за то, чтобы она носила исключительно норвежский национальный характер… Такое нарушение организатором экспедиции пожелания стортинга было сделано ввиду исключительных способностей и таланта Александра Кучина в области океанографии.

В середине лета 1910 года по инициативе Фритьофа Нансена была проведена одновременная океанографическая съёмка с участием трёх судов. Хелланд-Хансен работал на «Микаэле Сарсе» в Атлантическом океане, Нансен — на канонерской лодке «Фритьоф» у берегов Норвегии, а Александр Кучин — на «Фраме» на севере, на границе с Норвежским морем. Александр Кучин и лейтенант Йертсен, несмотря на частые поломки судового двигателя, за короткий срок выполнили необходимые исследования — провели измерения температуры на разрезе поперёк Северо-Атлантического течения. В Бергене Александр Степанович определил солёность воды в отобранных пробах[4].

Аслауг Поульсен и Александр Кучин

Когда стало известно об открытии Северного полюса, Руаль Амундсен изменил маршрут экспедиции и отправился к Южному полюсу. На борту «Фрама» Александр Степанович проводил гидрографические исследования в южной части Атлантического океана, между Южной Америкой и Африкой[3][4].

В сентябре 1911 года Александр Кучин решил вернуться в Норвегию, в Берген, после прибытия «Фрама» в Буэнос-Айрес. Александр Степанович взял с пробы воды, три ящика планктона и метеорологические записи. В Осло Кучина пригласили на вечер Норвежского географического общества, где он был представлен королю Хокону VI и ответил на вопросы о своих впечатлениях от экспедиции. Научные данные, обработанные Александром Кучиным, поступили в архив экспедиции. После возвращения Руаля Амундсена в Норвегию океанографические работы Александра Степановича получили высокую оценку[3].

11 декабря 1911 года в Осло состоялась помолвка Александра Кучина с 18-летней Аслауг Поульсен, дочерью норвежского банкира, литературного и театрального критика, а также музыкального рецензента. Однако их свадьба так и не состоялась. Впоследствии Аслауг дважды была замужем и скончалась в возрасте 93 лет[1][3].

Экспедиция Владимира Русанова

Александр Кучин, Берген, 1912

После возвращения в Архангельск зимой 1912 года Александр Кучин встретил известного полярного исследователя Владимира Русанова. Владимир Александрович пригласил Александра Степановича участвовать в государственной экспедиции по изучению Шпицбергена и окружающих его вод[2][3]:

Для дружной и успешной работы важно, чтобы экспедиция состояла из лиц, подходящих друг другу, интересующихся делом и знакомых с условиями плавания в полярных водах. В качестве помощника я могу предложить Александра Степановича Кучина, единственного русского, приглашённого Амундсеном в его последнюю экспедицию к Южному полюсу. Я уже заручился его согласием. Кучин окончил по первому разряду Архангельское торгово-мореходное училище, и ему можно поручить командование судном.

.

Кучин считал[3]:

Это будет интересное испытание сил и ворота в будущее. В будущем я ищу себе не славы и почёта, а только полезной и продуктивной работы. Я хочу, чтобы Ледовитый океан, Белое море, Карское море стали полем моей деятельности.

При снаряжении экспедиции Александр Кучин стал ближайшим помощником Владимира Русанова. Для плавания было приобретено в Норвегии деревянное двухмачтовое судно «Геркулес» с двойной дубовой обшивкой, керосиновым двигателем и водоизмещением около 64 тонн. Это судно ранее уже побывало во льдах Гренландского моря. За месяц работы у берегов Шпицбергена экспедиция успешно выполнила свою программу. Русанов исследовал выходы каменноугольных пластов на островах и выставил заявочные столбы, а Александр Степанович провёл океанографические исследования. На западе от Шпицбергена сделал гидрологический разрез[3].

Парусно-моторная шхуна «Геркулес» экспедиции В. А. Русанова

Завершив работы на Шпицбергене, Владимир Русанов отправил в Россию трёх участников экспедиции и собранные материалы на норвежском судне. В конце августа 1912 года зашёл в Маточкин Шар на Новой Земле. Там Владимир Александрович оставил записку, в которой сообщил о намерении направиться к северо-западной оконечности Новой Земли, а затем на восток, к Берингову проливу[2][3].

В записке говорилось[2][3]:

Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год, все здоровы.

Больше никаких вестей от экспедиции не поступало. Корабль «Геркулес» с одиннадцатью членами экипажа на борту пропал без вести[2].

Поиски экспедиции

Первые попытки найти пропавшую экспедицию Русанова, а также параллельно исчезнувшие экспедиции Георгия СедоваСвятой Фока») и Георгия БрусиловаСвятая Анна»)были предприняты в 19141915 годах под общим руководством капитана Исхака Ислямова. В поисках участвовали несколько судов, и впервые в истории полярных поисков был задействован гидросамолёт. Однако масштабная операция не принесла результатов[3].

Следы экипажа «Геркулеса» были обнаружены в советское время (19341936) на северо-западном побережье Таймыра, в шхерах Минина. Находки позволили установить, что экспедиция Владимир Русанова, несмотря на тяжёлые ледовые условия 1912—1913 годов, смогла обойти Новую Землю с севера и проникнуть на северо-восток Карского моря, где и погибла у побережья полуострова Таймыр[3].

В 1970-х годах экспедиции газеты «Комсомольская правда» под руководством Дмитрия Шпаро и Александра Шумилова обнаружили на побережье Таймыра (мыс Михайлова, остров Песцовый) новые артефакты: патроны с идентичными клеймами, детали судового двигателя, обломки киля, якорьки с погон, что указывало на возможное место гибели «Геркулеса»[5].

В 2000 году экспедиция Орловской государственной телерадиокомпании обнаружила на острове Попова-Чухчина человеческие останки. Краниологический анализ показал сходство черепа с фотографией Александра Кучина, однако проведение генетической экспертизы оказалось невозможным из-за высокого содержания радиоактивного стронция в костях, попавшего туда после ядерных испытаний на Новой Земле[3][6].

Несмотря на многочисленные находки, точное место и обстоятельства гибели экспедиции остаются неизвестными. Наиболее вероятной версией считается, что «Геркулес» был раздавлен льдами или потерял плавучесть в Карском море осенью 1912 года или весной 1913 года. Экипажу, возможно, удалось высадиться на берег Таймыра и добраться до островов шхер Минина, где он и погиб[7][8].

Память

  • Дом семьи Кучиных в Онеге, деревянный двухэтажный шестистенок начала XX века, разобрали и в 1980-х годах перенесли в городской парк. Сейчас это историко-мемориальный музей А. С. Кучина[2][9].
  • Именем А. С. Кучина назван ледник на Земле Уилкса[2].
  • Именем А. С. Кучина названы в Арктике два острова в Карском и Баренцевом морях[10].
  • Учебное судно Архангельского мореходного училища носит имя Александра Степановича[10].
  • Мыс на Новой Земле носит имя Александра Кучина[10].
  • Линейный морской буксир носит имя мореплавателя[10].
  • Переулок в Онеге носит имя океанографа Александра Кучина[10].

Литература

  • Брегман Г.А. Ежегодник «Летопись Севера», том 3. — М.: Государственное издательство географической литературы, 1962. — С. 130—147. — 288 с.
  • Булатов В. Н. Поморская энциклопедия: в 5-ти т. — Архангельск: Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 2001. — С. 217—218. — 483 с. — ISBN 5-88086-147-3.
  • Варфоломеев Л. А. Стезёю Ломоносова: северяне — выдающиеся деятели науки и культуры / Под (общей) ред. Р. А. Ханталина. — Архангельск: Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2002. — С. 20—21. — 30 с. — ISBN 5-7536-0081-6.
  • Мельник Т. Ф. Лодия. №1. Поморский род Кучиных из Кушереки. — Архангельск, 2006. — С. 78—128. — 171 с.
  • А. С. Кучин и Поморье: Сборник материалов 3-й междунар. научно-практической конференции в г. Онеге 16.09.2008. — Онега: Онежская типография, 2010. — С. 45—46. — 94 с.
  • Самойлович Р. Л. Остров Шпицберген и первая русская научно-промысловая экспедиция // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера №6. — Архангельск: Губернская типография, 1913. — С. 258—270. — 273 с.
  • Сенкевич Ю. А., Шумилов А. В. Их позвал горизонт. — М.: МАИК Наука/Интерпериодика, 2002. — С. 203—216. — 236 с. — ISBN 5-7846-0097-4.
  • Симакова Л. А. Александр Кучин. Русский у Амундсена / под ред. профессора П. В. Боярского. — Москва: Паулсен, 2015. — 320 с. — ISBN 978-5-98797-100-0.
  • Ульянов А. И. Под парусом и на моторе: развитие Онежского морского торгового порта, 1781 – 2001. — Онега: Онежская типография, 2001. — С. 24—25. — 86 с.
  • Шеклтон Э. Фритьоф Нансен - исследователь / Перевод с английского О. К. Воробьёвой. — М.: Прогресс, 1986. — 208 с.
  • Шпаро Д. И., Шумилов А. В. Капитан «Геркулеса». — М.: Политиздат, 1992. — 176 с. — ISBN 5-250-00442-3.

Примечания

  1. 1,0 1,1 28 сентября 2018 года - 130 лет со дня рождения Александра Степановича Кучина (1888-1913?), капитана, гидрографа, океанографа, полярного исследователя (16-го - по ст.ст.). Архангельская областная научная библиотека им Н. А. Добролюбова. Дата обращения: 29 сентября 2025.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 Летопись Севера. Том III. — М.: Географическая литература, 1962. — 287 с.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 Симакова Л. А. Александр Кучин. Русский у Амундсена. — М.: Паулсен, 2015. — 320 с. — ISBN 978-5-98797-100-0.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Шпаро Д. И., Шумилов А. В. Капитан «Геркулеса». — М.: Политиздат, 1992. — 176 с. — ISBN 5-250-00442-3.
  5. Веретенников В. Вокруг света (07.06.2024). Дата обращения: 23 сентября 2025.
  6. Звягин В. Н. Трагедия капитана «Геркулеса»: медико-криминалистическая реконструкция. ГТРК «Орёл» (4 декабря 2001). Дата обращения: 23 сентября 2025.
  7. Брегман Г. А. Летопись Севера. — Москва: Государственное издательство географической литературы, 1962. — С. 130—147.
  8. Полярная экспедиция Владимира Русанова и русско-скандинавские связи. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Дата обращения: 24 сентября 2025.
  9. Варфоломеев Л. А. Стезёю Ломоносова: северяне — выдающиеся деятели науки и культуры / Под (общей) ред. Р. А. Ханталина. — Архангельск: Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2002. — С. 20—21. — 30 с. — ISBN 5-7536-0081-6.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 Бороться и искать, найти и не сдаваться. Сетевое издание «Онега» (29 марта 2020). Дата обращения: 2 октября 2025.