Амундсен, Руаль
| Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен | |
|---|---|
| норв. Roald Amundsen | |
| | |
| Дата рождения | 16 июля 1872 |
| Место рождения | Борге, Норвегия |
| Дата смерти | 18 июня 1928 (55 лет) |
| Место смерти | Баренцево море |
| Род деятельности | путешественник-исследователь |
| Отец | Йенс Энгебрект Амундсен |
| Мать | Ханна Хенрике Густава Салквист (Амундсен) |
| Награды и премии |
Медаль За выдающиеся гражданские достижения (Норвегия) Королевский Норвежский орден Святого Олафа Ордена Леопольда I Медаль За заслуги Полярная медаль Константиновская медаль Золотая медаль Конгресса США Медаль Хаббарда Медаль Южного полюса Медаль Чарльза Дэли Медаль Ханса Эгеде |
Ру́аль Э́нгельбрегт Гра́внинг А́мундсен (16 июля 1872, Борге, Норвегия — 18 июня 1928, Баренцево море (предположительно)) — норвежский полярный путешественник и рекордсмен, первый человек, достигший Южного полюса и побывавший на обоих географических полюсах планеты[1]. Руаль Амундсен совершил кругосветное плавание в водах Ледовитого океана. Прошёл Северным морским путём вдоль берегов Евразии и первым одолел Северо-Западный проход у побережья Северной Америки[2][3].
Биография
Руаль Амундсен родился в 1872 году в городе Борго (ныне Берген), Норвегия[4]. Его родители были норвежскими судостроителями. О детских годах Руаля известно немного, но с ранних лет он проявлял интерес к морю. Всё свободное время Руаль проводил с братьями и соседскими детьми, занимаясь спортом, особенно гимнастикой. Знакомые описывали его как «высокомерного мальчика», склонного к вспышкам гнева. Учёба давалась ему нелегко, и он с трудом получил аттестат. После смерти отца в 1886 году семья переехала в Кристианию (ныне Осло), где по настоянию матери Руаль поступил на медицинский факультет. Однако вскоре мать умерла, и он был вынужден прекратить учебу[5].
После того как Амундсен ознакомился с историей открытия Северо-Западного прохода капитаном Джоном Франклином, он решил посвятить себя путешествиям и исследованиям. Для этого он строго следил за своим питанием, занимался физической активностью, спал на свежем воздухе, регулярно ходил в походы на лыжах и играл в футбол, хотя и не испытывал особой любви к этой игре. Чтобы подготовиться к получению звания штурмана, Амундсен устроился на зверобойное судно «Моргенен». Однако, несмотря на все усилия, его не приняли в экспедицию Джексона — Хармсворта[5].
В 1895 году Руаль Амундсен успешно сдал экзамен на штурмана. Через шесть месяцев он вместе со своим братом Леоном решил повторить свой подвиг и отправиться в путешествие по плато Хардангервидда, но они заблудились. Вскоре у них закончились запасы еды. В своей автобиографии Амундсен назвал этот случай самым опасным в своей жизни. Он выжил только благодаря помощи брата[5].
Экспедиции
В 1901 году Руаль Амундсен, к тому времени уже имевший опыт работы матросом в антарктической экспедиции, начал подготовку к своей собственной экспедиции. Для этого он приобрёл бывшую в употреблении зверобойную яхту «Йоа» водоизмещением 47 тонн. Средства на покупку судна были получены от брата. Прежде чем отправиться в плавание, Амундсен решил проверить состояние яхты. Для этого он решил совершить пробное путешествие в Баренцево море. Однако из-за нехватки средств экспедиция оказалась под угрозой срыва. Брат снова пришёл на помощь Амундсену, и 17 июня 1903 года они вместе отправились в экспедицию на «Йоа»[6].
Экспедиция длилась три года, из которых два были потрачены на зимовку у юго-восточного побережья острова Кинг-Вильям. В команде из семи человек постоянно возникали конфликты, и к концу путешествия один из участников экспедиции скончался от болезни. Несмотря на трудности, в 1906 году экспедиция успешно преодолела Северо-Западный проход. Однако некоторые проливы, открытые Амундсеном, оказались слишком мелкими, что сделало маршрут нерентабельным с коммерческой точки зрения. По возвращении из экспедиции судно «Йоу» было продано, чтобы расплатиться с долгами[5].
В сентябре 1907 года в издании «Афтенпостен» было опубликовано интервью с Амундсеном, в котором он заявил о своём намерении достичь Южного полюса. К этому моменту переговоры с Фритьофом Нансеном длились уже несколько месяцев. Доктор Нансен обладал эксклюзивными правами на судно, которое было единственным в то время подходящим для такой экспедиции — «Фрам». Нансен также стремился достичь Южного полюса, но согласился оказать поддержку Амундсену. После продолжительных приготовлений, споров, смены маршрута и финансовых затруднений группа исследователей отправилась в Антарктиду. 15 января 1911 года они высадились на побережье Китовой бухты. После долгой зимовки пятеро членов экипажа отправились в путь, чтобы покорить Южный полюс вместе с Амундсеном. Они достигли полюса 14 декабря[6].
После завершения Первой мировой войны Руаль Амундсен решил организовать новую экспедицию, чтобы достичь Северного полюса. Для этого он построил специальное судно «Мод», предназначенное для плавания в полярных условиях. 24 июня 1918 года экспедиция отправилась из Кристиании. В состав команды входило девять человек. Однако во время плавания несколько участников покинули судно и не смогли добраться до полярной станции, погибнув.12 сентября 1919 года «Мод» освободилась из ледяных оков и через 11 дней встала на зимовку. На борту судна едва не произошёл бунт. Только через два года «Мод» достигла Аляски, но к тому времени деньги на экспедицию закончились. Руаль Амундсен получил правительственную субсидию, но потерял ещё двух членов экипажа[5].
Во время путешествия на «Мод» Руаль получил серьёзную травму плеча, которая полностью не восстановилась. Несмотря на это, он продолжал тренироваться, используя левую руку для поднятия правой. Через несколько месяцев после травмы врачи сделали рентгеновский снимок и пришли к выводу, что рука не сможет полноценно функционировать. Однако Амундсен продолжал использовать её в повседневной жизни. После отравления газом медики рекомендовали ему полный покой, но он не согласился и продолжил свою деятельность. Он летал на самолёте к Северному полюсу и впервые пересёк Ледовитый океан на дирижабле от берегов Европы до Аляски[6].
Примечания
- ↑ Лев И. Руал Амундсен — об авторе. Лайвлиб. Дата обращения: 15 апреля 2025.
- ↑ Яковлев А. С. Руал Амундсен. — Молодая гвардия, 1948. — С. Аннотация. — 199 с.
- ↑ Руал Амундсен. knigogid.ru. Дата обращения: 17 апреля 2025.
- ↑ Амундсен Р. На крыльях в страну безмолвия путешествие к Северному полюсу на аэроплане. — Москва, Ленинград: Земля и фабрика, 1926. — С. 7. — 62 с.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Первый на полюсах // Коммерсантъ : газета, сайт. — 2024. — 17 июня.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Бузукашвили И. Когда есть цель. Удивительная судьба Руала Амундсена // Человек без границ : журнал, сайт.
- Страницы, использующие повторяющиеся аргументы в вызовах шаблонов
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 16 июля
- Родившиеся в 1872 году
- Умершие 18 июня
- Умершие в 1928 году
- Путешественники
- Рекордсмены
- Исследователи
- Норвегия
- Экспедиции
- Персоналии, чья дата смерти не установлена