Кариатида
Кариати́да — это тектоническая фигура, скульптурное изображение женской фигуры в стоячей позе, одетой в драпировку, которая служит опорой для балки перекрытия здания. Отличительная черта кариатиды — её конструктивная функция в качестве замены колонны или пилястры для поддержания антаблемента. Её также часто используют в качестве декоративного элемента. Кариатида была впервые представлена в архитектуре Древней Греции, например, в портике кариатид храма Эрехтейон на афинском Акрополе, построенного в 421—406 годах до н. э. Этот элемент также был популярен в зодчестве эпохи Возрождения и был использован в произведениях декоративно-прикладного искусства. Мужская фигура, аналогичная кариатиде, называется атлант, а женская фигура с корзиной плодов или цветов на голове — канефора[1].
Кариатидой в древнегреческом зодчестве называли статую одетой женщины, которая заменяла собой колонну или пилястру и поддерживала антаблемент[2].
Этимология
Название «кариатида» происходит от древнегреческого слова «Καρυάτιδες», что переводится как «жительницы Карии». Кария — это регион в Малой Азии, известный своим храмом Артемиды, где жрицы, в платьях, несли на своих головах корзины с фруктами в дар богине Артемиде[3].
История
Самые известные примеры Кариатид — это шесть великолепных лепных девушек, которые составляют так называемое крыльцо девиц, присоединённое к Эрехтейону на Акрополе в Афинах. Сам Эрехтейон, возведённый древними греками как храм, является одним из важнейших памятников древнегреческой архитектуры. Позднее Эрехтейон и гипсовые Кариатиды, построенные в V веке до нашей эры, были многократно копированы знаменитыми архитекторами и скульпторами, от Древнего Рима до современного Лондона и Чикаго.
Кариатиды, которые сегодня можно увидеть на Акрополе, являются копиями. Одна из оригинальных статуй была доставлена лордом Элджином в начале 1800-х годов. История этой статуи весьма необычна: когда лорд возвращался на Родину, султан Селим III позволил ему «вывезти из страны только один кусок камня с надписями». Будучи ценителем искусства, лорд Элджин выбрал великолепную статую девушки, что вызвало неоднозначную реакцию окружающих. Сейчас она выставлена в Британском музее, в то время как остальные пять статуй были перенесены в Музей Акрополя в Афинах.
При упоминании древних Кариатид, обычно вспоминают об Эрехтейоне, однако «крыльцо девиц» не является первым примером использования гипсовых лепных статуй женщин в качестве поддерживающих элементов. Например, Кариатиды в Дельфах старше по крайней мере на двести —триста лет, и использование женских фигур в поддержке при строительстве религиозных сооружений, таких как ритуальные бассейны, и в качестве декоративных элементов для зеркал, считается ещё более древней практикой[3][4].
Кариатиды Лондона
В непосредственной близости от Британского музея находится церковь святого Панкраса, построенная в период с 1819 по 1822 год в стиле греческого возрождения. Дизайн для новой церкви святого Панкраса был разработан в Париже в 1818 году лишь через два года после того, как Британский музей приобрёл коллекцию скульптур, привезённых из Акрополя Элджином. Искусство древних греков вдохновило успешных британских архитекторов Уильяма и Генри Уильям Инвудов на использование в своём проекте ряда архитектурных элементов, характерных для Древней Греции. На входном портике видны ионические колонны, над входом в склеп точная реплика «крыльца девиц», а потолок восьмиугольной башни был взят за образец мраморной Башни Ветров на Афинской Агоре.
Интересно, что Генри Уильям Инвуд, узнав о том, как его проекты завоевали признание у европейских ценителей, решил отправиться сам в Афины. Там он незамедлительно принялся за создание гипсовых копий различных деталей украшения Эрехтейона. Следует отметить, что в этом деле он остался без поддержки Элджина. Хотя Инвуд, вероятно, знал о разногласиях эксцентричного лорда, он не считал целесообразным вмешиваться в величественные архитектурные сооружения Акрополя и ограничился созданием гипсовых копий, тем самым помогая сохранить уникальные артефакты древнегреческого искусства[4].
Кариатиды церкви святого Панкраса также обладают уникальной иконографией, связанной с их местоположением у входа в склеп. Они стоят перед каменным саркофагом, при этом каждая гипсовая фигура держит либо погашенный факел, либо пустой кувшин. Эти символические атрибуты делают их неповторимыми, но нет никаких сомнений в том, что трибуна в церкви Святого Панкраса напрямую отсылает к Эрехтейону на Акрополе[5][4].
Кариатиды Сербии
Ещё один уникальный пример использования Кариатид — это Старый Дворец в Белграде, также известный как Старый Двор, который принадлежал династии Обренович — коренной линии сербских правителей, которые правили в конце XIX века и начале XX века. Построенный в конце XIX века, этот дворец с его неоклассическим великолепием был задуман как замена всех предыдущих резиденций сербских правителей. Сегодня специалисты и историки считают это здание одним из величайших достижений сербской архитектуры того времени[4].
Две наиболее характерные архитектурные особенности дворца — великолепные Кариатиды и дорические колонны. При ближайшем рассмотрении легко заметить их почти идентичность с кариатидами на Эрехтейоне в Афинах. Здание пострадало во время Первой и Второй мировых войн, и с тех пор было значительно восстановлено и реконструировано[4].
Кариатиды, подобно квадригам, до сих пор применяются в архитектуре по всему миру. Некоторые из них используются исключительно в декоративных целях, в то время как другие сохранили свою первоначальную функцию и служат опорами. Например, кариатиды церкви Святого Панкраса поддерживают свод массивного здания, в то время как чикагские кариатиды являются лишь декоративными[4].
Гипсовые кариатиды являются классикой мировой скульптуры. Сегодня стилизованные опорные статуи женской фигуры очень популярны среди дизайнеров не только в классических интерьерах, но и в современных минималистических композициях, олицетворяя связь между древним прошлым и современностью[3][4].
Разновидности кариатид
В целом, женскую скульптуру с предметами, например, подносящую дары, обычно называют анафорой. Если у статуи на голове корзина с цветами или плодами, то это — канефора. Согласно степени выпуклости над поверхностью, кариатиды могут быть:
- Барельефными — это низкий рельеф, выпуклость которого составляет менее половины от его объёма;
- Горельефными — это высокий рельеф, выпуклость которого составляет более половины объёма;
- Скульптурными[5].
С появлением и распространением кариатид в мировой архитектуре сюжет стал развиваться, что естественно привело к различным отступлениям от античных стандартов. Фантазия заказчика, совместно с мастерством исполнителей, часто приводила к созданию декоративных фасадных композиций, которые можно отнести к категории 18+[5].
Назначение кариатид
В большинстве случаев скульптурные кариатиды предназначены для того, чтобы служить вертикальной опорой и выполнять функцию колонны, пилона или столба. Отдельно стоящие фигуры, выполненные в виде статуй, могут быть частью декоративной группы и не обязательно выполнять несущую функцию. При этом таким персонажам часто присуща собственная история, название и символическое значение. Например, морские нимфы, поддерживающие аллегорический небесный свод у здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, согласно легенде являются дочерьми-гесперидами Атланты (Атласа) и представляют собой мифологические существа[5].
Рельефные изображения женщин на фасадах, выполненные с разной высотой, предназначены исключительно для декоративных целей. Они украшают внешнюю поверхность консолей, кронштейнов, поддерживающих карниз, и других несущих элементов, а также могут заменять пилястры и полуколонны[5].
До нас дошли кариатиды, находящиеся на территории дельфийского святилища Аполлона, которые иначе называются сокровищницами. В архаическую эпоху был распространён вотивный тип здания, а не культового. Именно вотивные дары могли обретать самые разные формы: скульптурные изображения куросов и кор, драгоценные дары, треножники, это могла быть и вотивная архитектура, то есть целые здания. И вот как раз сокровищницы действительно и считались посвященными богу. Дельфы были панэллинским святилищем, и одной из самых богатых, как свидетельствует Геродот, была именно сокровищница, построенная жителями острова Сифнос, одного из Кикладских островов, в благодарность за открытые на острове рудники серебра и золота, за счёт которых остров разбогател. И вот на десятину этого богатства была построена такая сокровищница. Она выстроена в формах ионического ордера и впервые здесь колонны ионического ордера заменены на женские фигуры, кариатиды. Фрагменты других женских фигур ещё были найдены на территории дельфийского святилища. Они начинают устанавливаются в последней четверти VI века до н. э[6].
Современное применение кариатид в архитектуре
Использование кариатид в качестве украшения фасадов зданий характерно для большинства архитектурных стилей, за исключением готики и романского стиля. В эпоху Возрождения интерес к архитектуре Древней Греции и Рима возрос, а в период классицизма XVII—XIX веков женские статуи стали популярным декоративным средством, которым пользовались как архитекторы, так и художники. Они были широко использованы для росписи, живописи, графики, а также в интерьерах и украшении внешних зданий[5].
Кариатиды встречаются на фасадах зданий в стиле:
Архитекторы, вдохновлённые древнегреческой архитектурой, иногда создавали свои произведения по образцу храма Эрехтейон, но с небольшими вариациями. Например, новая церковь Сент-Панкрас (1822 год) в Лондоне имеет апсиду с боковыми трибунами, антаблементы которых декорированы скульптурными копиями греческих кариатид, изготовленными из терракоты. Они отличаются тем, что держат в руках кувшины и погасшие факелы, что соответствует входам в усыпальницу[5].
Использование кариатид в современной архитектуре ограничено лишь возможностями и пожеланиями заказчика. Этот уникальный и очень выразительный элемент может быть обнаружен как на фасадах общественных зданий и зданий премиум-класса, так и на частных домовладениях. Очень часто проекты кариатид могут воспроизводить статуи или рельефы известных объектов древности, но также могут быть изготовлены по индивидуальному заказу с учётом конкретных предпочтений[5].
Легенды
Витрувий пишет о том, что архитектор должен знать назначение того или иного украшения, и данный им исторический анекдот про кариатид, совершенно недостоверный, всё-таки приведём в пример[2]:
Так, например, если кто-нибудь в своей постройке поставит вместо колонн мраморные статуи женщин в длинных одеждах, называемые кариатидами, и поместит на них мутулы и карнизы, то любопытствующим он даст такое объяснение: пелопоннесский город Кария заключил против Греции союз с неприятелями — персами; впоследствии греки, славою завоевав себе свободу объявили победоносным окончанием войны, с общего согласия объявили войну карийцам. И вот, взяв их город, перебив мужчин и опустошив их государство, они увели их жён в рабство, при этом не позволив им снять ни их длинных одежды, ни прочих уборов замужних женщин не только для того, чтобы провести их один раз в триумфальном шествии, но чтобы они, служа тяжким примером рабства, покрытые вечным позором, явно платились за преступление своих сограждан. Ради этого тогдашние архитекторы применили для их общественных зданий изваяния женщин, поместив их для несения тяжести, чтобы и потомство помнило о наказании карийцев. | ||||
из Главы 1, 5 параграфа
|
Одним из наиболее известных примеров использования кариатид является Портик кариатид храма Эрехтейон на Афинском Акрополе. Эти статуи не только служили в качестве колонн, но и представляли собой произведения искусства, демонстрирующие умение и творческий подход древних скульпторов. Аналогичную архитектурную функцию выполняют атланты (мужские фигуры) и теламоны (полулюди-полуколонны)[3].
Примечания
- ↑ Исаченко В. Кариатида // Большая российская энциклопедия : сайт.
- ↑ 2,0 2,1 Витрувий. Десять книг об архитектуре / пер. с лат. Ф. А. Петровского. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. — 320 с. — ISBN 978-5-389-13-162-0.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Кариатиды — это колонны в виде античных женских фигур . prazdniki.ru. Дата обращения: 11 июня 2024.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Гипсовые Кариатиды – от древности до современности . www.gessostar.ru. Дата обращения: 7 июля 2024.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 Кариатиды в архитектуре . domof.ru (5 апреля 2022). Дата обращения: 7 июля 2024.
- ↑ Налимова Н. Искусство античной Греции. Кариатиды: о происхождении антропоморфных опор . Magisteria. Дата обращения: 13 августа 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |