Иуда Искариот (повесть)
Иуда Искариот | |
---|---|
Иуда Искариот и другие | |
Жанр | Повесть |
Автор | Леонид Николаевич Андреев |
Язык оригинала | Русский |
Дата написания | 1906 |
Дата первой публикации | 1907 |
Издательство | товарищество «Знание» |
Иу́да Искарио́т — повесть Леонида Андреева, издана в 1907 году под названием «Иуда Искариот и другие» в альманахе «Знание», том 16. Центральной темой данного произведения стала «психология измены». Андреев опирался на евангельский рассказ о предательстве Иуды. Андреев интерпретирует библейские мотивы по-своему. Автор стремится оправдать поступки Иуды, исследует его внутренние конфликты и психологическое состояние, пытаясь показать, что в действиях Иуды содержится больше любви к Христу, чем у всех остальных учеников[1][2].
История создания
Процесс написания повести занял две недели. Редактирование проводил Максим Горький в течение года. По его словам, изначальный текст изобиловал фактическими и историческими неточностями. В 1907 году повесть «Иуда Искариот» увидела свет в альманахе «Знание». Реакция читателей и критиков оказалась разнообразной: некоторые считали произведение настоящим открытием, а другие упрекали Андреева в превращении греха предательства в нечто иное[3].
Идея написания произведения возникла в 1902 году. Андреев стремился отразить предательство, основываясь на своих размышлениях и воображении. В центре сюжета находится новый взгляд на известную библейскую историю. В марте 1906 года, находясь в Швейцарии, Леонид Николаевич начал работу над произведением. Перед ним стояла задача создать произведение об Иуде и Иисусе, в котором главным героем задумано было сделать предателя, а не верного ученика. В письме брату он попросил прислать книгу «Жизнь Иисуса», написанную историком Эрнестом Ренаном и теологом Давидом Штраусом[3].
Тема и идея
Тема: философские размышления о двух различных мировоззрениях. Иуда испытывает зависть к Иисусу, его любви и доброте к людям, осознавая свою неспособность к этим чувствам. Он не в состоянии противоречить собственным убеждениям[4].
Переосмысление Иуды не было исключительно идеей Андреева. Множество теологов и историков, опираясь на древние находки, предложили свежие взгляды на известную историю. Иуда оказался единственным учеником, увидевшим тайны своего учителя и Царствия Небесного. Данное восприятие подтверждается текстом «Евангелия Иуды», найденным в Египте в 1970-х годах[4].
Смысл названия
«Иуда Искариот» предлагает читателю известную библейскую задачу о грешном ученике Иисуса, но с иной точки зрения. Главным героем здесь становится не спаситель, преданный своим последователем, а Иуда — символ предательства и корысти. Название повести явно указывает на героя и его происхождение. В центре внимания — не только низость и лживость Иуды, но и его внутренние конфликты. Его действия, от хищения денег до размышлений о предательстве, становятся двигателем сюжета. Иуда оказывается жертвой своего назначения[5].
Жанр
По всем жанровым признакам «Иуда Искариота» считается повестью. В ней присутствует одна сюжетная линия, полностью сосредоточенная на главном персонаже. Второстепенных действующих лиц немного. Иисус, центральная фигура, занимает роль на втором плане. Временные рамки произведения неясны, нечётко указано, сколько дней, месяцев или лет Иуда находился в компании апостолов и их наставника. Текст короткий: он больше, чем рассказ или новелла, но не достигает объёма романа. Жанр повести — реализм, поскольку она не содержит чудес или фантастических событий[6].
Сюжет
В основе повествования лежит библейский сюжет о предательстве Христа, его казни и последующем воскрешении как святого. Автор освещает историю одного из учеников Иисуса. В отличие от остальных апостолов, Искариот не уделяет внимания учению о добродетели, всегда ищет обман и зло. Его уродливый облик отражает внутренний мир. Его не изгоняют, полагая, что внутри Иуды всё же есть свет. Учитель близок к нему, понимает его лучше других. В отличие от апостолов, Иисус способен любить всех людей, что отличает его от последователей[7].
Иуда оправдывает свои поступки благими намерениями и не чувствует раскаяния. Он обвиняет других или находит такие объяснения, которые ставят апостолов в затруднительное положение. Он умён и талантлив. Спаситель относится к его поступкам с пониманием, зная, что именно Искариот предаст его. После ареста Христа Иуда надеется предотвратить казнь. Он верит, что народ восстанет против римской власти. Однако ученики не сделали ничего для спасения учителя, и многие уже думали о собственном благополучии. В ходе событий Иуда понимает, что не только на нём вина за смерть Христа. Он обвиняет апостолов и даже Бога за бездействие. Искариот осознаёт, что все, кто был рядом с Иисусом, стали соучастниками его казни. В итоге Иуда становится первым из учеников, кто отдаёт жизнь за Спасителя[7].
Композиция и конфликт
Композиция произведения линейная. Автор сосредоточен в повествовании на центральном герое, параллельности событий и отступлений от основного сюжета нет[6].
- Экспозицией можно назвать описание внешности и поведения Иуды, его историю порочной жизни до присоединения к апостолам.
- Завязкой является подготовка к предательству Христа.
- Развязкой же служит самый страшный грех в христианстве — самоубийство предателя.
- Кульминация всей повести несколько растянута — это «продажа» Иисуса за тридцать серебряных монет, ничтожную сумму не только за жизнь праведника, но и за судьбу всего человечества. Также к пиковому моменту можно отнести метания Иуды, когда невинного учителя приговорили к распятию.
Основной конфликт повести кроется в неоднозначности главного героя. Это борьба зла и добра внутри Иуды. Всю свою жизнь он творил только зло, но без его преступлений не свершился бы замысел Божий. Грешник любил Иисуса не меньше, чем все его ученики, и всё же продал и предал Христа. После он осознал, что нет ему смысла больше жить на земле[8].
Характеристика героев
Характеристика героев повести[9]:
- Иуда Искариот — предатель с отвратительной внешностью, напоминающей двуличие. Одна сторона его лица кажется всегда насмешливой, в то время как другая холодная и безжизненная. Его худощавое телосложение и рыжая голова, «безобразно бугроватая» и разделённая на четыре части, подчёркивают его отвратительную натуру. Всё в нём внушает лишь отвращение. За ним следовала дурная слава, жену он обрекает на бедность. У Иуды не было детей, словно сам Бог не желал продолжения рода от такого человека. Язык Иуды остёр. Его логика, сочетание наивности и расчётливости, приводит к вере в спасение преданного им учителя, хотя он сам жертвует собой ради этого плана, и результат оказывается неудачным.
- Иисус Христос — спаситель, предстаёт умиротворённым, произнося лишь несколько фраз и принимая свою судьбу спокойно. Он оправдывает Иуду перед апостолами, поручает Петру защищать его. Он позволяет Иуде изымать деньги из пожертвований. Когда Иуда указывает воинам на Христа, Иисус спрашивает:
«Иуда! Целованием ли предаёшь сына человеческого?»
.
- Апостол Пётр — коренастый и громогласный старец, старается следовать учению Христа. Спор о том, кто войдёт в Рай первым, пробуждает в нём греховность. Готовый с кулаками наброситься на Иоанна, он успокаивается при виде Христа. После распятия он стремится отомстить фарисеям, но трижды отрекается от учителя из страха быть арестованным.
- Апостол Иоанн — в отличие от Петра, проявляет больше спокойствия и смирения. Он изображается как молодой человек с чистой душой и телом, который направляет других на верный путь. Даже в разгар спора он остаётся «тихим и уравновешенным», избегая общения с Иудой, словно стремясь сохранить свою святость. Иоанн становится голосом разума, отговаривая Петра от мести фарисеям и напоминая о мудрости Учителя.
- Апостол Матфей — евангелист. Он пренебрегает чревоугодием и восхищается мудростью царя Соломона. У него всегда найдётся подходящая цитата, чтобы остановить споры.
- Фома — «неверующий», постоянно сомневается в словах Иуды и Иисуса. Он допрашивает Искариота, когда тот рассказывает очередную небылицу, и долго размышляет, стоит ли прощать его за кражу трёх динариев из пожертвований, несмотря на учение учителя. Иуда не питает симпатии к Фоме, хотя тот считает его своим другом.
- Первосвященник Анна — старый священник, к которому Иуда обращается с намерением предать Христа, демонстрирует равнодушие. Он хорошо осведомлён о Спасителе и его учениках. Он недоверчиво относится к Иуде и предлагает за смерть Христа тридцать сребреников, уверяя, что даже меньшая сумма привлечёт достаточно людей. После распятия Анна и фарисеи насмехаются над Иудой, интересуясь, не пришёл ли тот за большей платой.
Критика
Станиславская С. А. писала[10]:
«Как один из видов семантико-стилистической организации … текста» и «находит своё выражение в системе разноуровневых оппозиций»
.
Бугров Б. С . писал[11]:
«Глубинным источником провокации [Иуды. — В. К.] оказывается не врождённая нравственная порочность человека, но неотъемлемое свойство его природы — способность мыслить. Невозможность отрешиться от „крамольных“ мыслей и необходимость их практической проверки — вот внутренние импульсы поведения Иуды»
.
Басинский П. В. писал[11]:
«Это не апология предательства (как понимался рассказ некоторыми критиками), но оригинальная трактовка темы любви и верности и попытка в неожиданном свете представить тему революции и революционеров: Иуда как бы „последний“ революционер, взрывающий самый ложный смысл мироздания и таким образом расчищающий дорогу Христу»
.
Спивак Р. С. писала[11]:
«Семантика образа Иуды в повести Андреева принципиально отличается от семантики евангельского прототипа. Предательство андреевского Иуды — предательство лишь по факту, а не по существу»
.
Литература
Лебедев Ю. В. Литература для 11 класса: в 2 частях. — М..: Просвещение, 2016. — 226–244 с.
Чалмаев В. А., Зинин С.А. Русская литература ХХ века: Учебник для 11 класса: В 2 ч. — 5 –е изд.. — М..: Русское слово, 2008.
Примечания
- ↑ Бабичева Ю. В. Леонид Андреев толкует Библию // Наука и религия. — 1969. — № 1. — С. 38—42.
- ↑ Горький и Леонид Андреев: Неизданная переписка / Ред. тома И. С. Зильберштейн. — М.,: Наука, 1965. — 390 с.
- ↑ 3,0 3,1 Западова Л. А. Источники текста и тайны рассказа-повести Иуда Искариот. — СПб.: Русская литература, 1997. — 390 с.
- ↑ 4,0 4,1 Особенности повести Л. Андреева Иуда Искариот . Litra.ru. Дата обращения: 29 ноября 2024.
- ↑ Голованова Н. Ю. Библейское и Андреевское в произведениях Л. Н. Андреева (на примере рассказов «Иуда искартот», «Елеазар») // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики : журнал. — 2015. — № 4.
- ↑ 6,0 6,1 Литература в 11 классе (базовый уровень) Книга для учителя / под редакцией И. Н.Сухих. — Москва: Академия, 2022. — С. 28.
- ↑ 7,0 7,1 Андреев Л. Иуда Искариот : Повести и рассказы. — Москва: ЭКСМО, 2003. — 653 с. — ISBN 5-04-008166-9.
- ↑ Бездны человеческой души как главный объект изображения (обзор по творчеству Л.Н. Андреева) . Российская электронная школа. Дата обращения: 29 ноября 2024.
- ↑ Махина В. В. Особенности создания образа Иуды в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот» // Формирование профессиональной компетентности филолога в поликультурной образовательной среде. Материалы I Международной научно-практической конференции / ред. И. Б. Каменской. — Ариал, 2018.
- ↑ Магомедова А.В. В поисках утраченной веры: контрастность как коммуникативно-прагматическая доминанта повести Л. Андреева «Иуда Искариот» // Международный журнал экспериментального образования : журнал. — 2014. — № 2. — С. 118—119.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 Крючков В.П. Еретики в литературе - Л. Андреев, Е. Замятин, Б. Пильняк, М. Булгаков. Повесть Иуда Искариот: психологическая интерпретация евангельского сюжета.. — Саратов: Лицей, 2003. — 285 с.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |