Зубков, Иван Георгиевич

Эта статья прошла проверку экспертом
Иван Георгиевич Зубков
Портрет
Дата рождения 26 июля (8 августа) 1904(1904-08-08)
Место рождения Ессентутская станица, Терская губерния, Российская империя
Дата смерти 28 июня 1944(1944-06-28) (39 лет)
Место смерти Лодейное Поле, Ленинградская область, РСФСР, СССР
Род войск железнодорожные войска
Годы службы 1941-1944
Должность Генерал-директор пути и строительства II ранга
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии

Ива́н Гео́ргиевич Зубко́в (26 июля (8 августа1904, Ессентутская станица, Терская губерния, Российская империя — 28 июня 1944, Лодейное Поле, Ленинградская область, РСФСР, СССР) — начальник Строительства № 5 Народного комиссариата путей сообщения СССР, начальник Управления военно-восстановительных и заградительных работ Ленинградского фронта, генерал-директор путей сообщения и строительства II ранга. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1943). Награждён орденом Ленина и медалью «Серп и Молот»[1].

Биография

Иван Георгиевич Зубков родился 26 июля (8 августа1904 году в станице Ессентутской (ныне — Ессентуки), Терской губернии (ныне — Ставропольский край). В 1916 году начал учёбу в Первом Московском кадетском корпусе. После Октябрьской революции 1917 года жил с семьёй в разных местах, включая город Кашира Московской губернии (ныне — Московская область), Донбасс, Закавказье[1].

С 15 лет Иван Зубков осваивал различные профессии, работая подручным слесаря, молотобойцем, чертёжником, десятником. В 1922 году поступил в Политехнический институт (ныне ― Грузинский технический университет) в Тифлисе (ныне — Тбилиси) на рабфак и одновременно трудился на службе железнодорожного пути Закавказской железной дороги. Иван Георгиевич не смог закончить институт из-за смерти отца в 1925 году. Потом переехал в Льгов Курской губернии (ныне — Курская область) к матери. Ивана Георгиевича приняли в штат коллектива школы фабрично-заводского ученичества во Льгове (ныне — Льговский филиал областного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Курский монтажный техникум») изначально как преподавателя, а после и вовсе директором школы[2].

В Харькове Иван Зубков начал работать старшим инженером по железнодорожным мостам. В 1930 году он окончил Харьковский технологический институт (ныне — Харьковский политехнический институт). После этого трудился в Народном комиссариате путей сообщения СССР, на строительстве железнодорожных мостов в Украине[1].

В 1933 году Иван Георгиевич приехал в Москву для участия в строительстве Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича (ныне — Московский метрополитен), где работал сменным мастером, с 1934 года — заместителем начальника шахты № 55. За образцовую работу и обеспечение большевистских темпов в работе при строительстве второй очереди Московского метрополитена награждён в 1939 году медалью «За трудовую доблесть». В 1940 году вступил в Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков)[1].

В июне 1940 года Ивана Георгиевича назначили начальником строительства № 300 в Молдавии. В январе 1941 года Иван Зубков переведён начальником строительства Народного комиссариата путей сообщения № 5 — под этим наименованием скрывалась только что начавшаяся стройка Ленинградского метрополитена (ныне — Петербургский метрополитен)[2].

21 января 1941 года Иван Георгиевич переехал в Ленинград (ныне — Санкт-Петербург), чтобы возглавить строительство Ленинградского метрополитена. Началась прокладка первой линии, соединяющей Автово и Финляндский вокзал (станция метро носила такое название в проекте, ныне — Площадь Ленина). Из-за начала Великой Отечественной войны строительство приостановили, по приказу Ивана Зубкова технику вывезли из шахт, тоннели затопили водой. После консервирования тоннелей весь штат сотрудников перевели на строительство железобетонных оборонительных укреплений на Карельском перешейке для обороны Ленинграда с севера[3].

Иван Георгиевич погиб 28 июня 1944 года вблизи города Лодейное Поле в Ленинградской области, выполняя задание по осмотру разрушенного железнодорожного моста. Могила Ивана Зубкова находится в Санкт-Петербурге на Коммунистической площадке Александро-Невской лавры[3].

Семья

Отец Ивана Георгиевича, Георгий Иванович Зубков, был инженером-путейцем и работал на Транссибирской магистрали. Мать Ивана Зубкова, Мария Николаевна Зубкова, была домохозяйкой[2].

Иван Георгиевич был дважды женат. Его первой женой стала Евгения Константиновна Зубкова (Выходцева), у них родился ребёнок, которого назвали в честь деда — Георгий Иванович Зубков. Вторая жена Ивана — Элеонора Львовна Зубкова-Писаржевская. В браке с ней у них появилось двое детей: Борис Иванович Зубков и Татьяна Ивановна Зубкова[2].

Подвиг

В сентябре 1941 года советские войска усиливали войска возле Невы в районе Невской Дубровки и заняли плацдарм на её левом берегу. Данную линию обороны тогда назвали — «Невским пятачком». Получив приказ построить понтонную переправу для переброски танков на левый берег Невы, метростроители под командованием Ивана Зубкова выполнили его под обстрелом немецкой артиллерии. Затем он выполнил работы по строительству железнодорожных подходов (линия Войбокало — мыс Коса) и портовых сооружений для навигации по Ладоге. Иван Георгиевич награждён орденом Красной Звезды[1].

В апреле 1942 года Ивана Зубкова назначили одновременно и начальником Управления военно-восстановительных и заградительных работ Ленинградского фронта. В начале зимы 1942-1943 годов объявилось, что автомобильная «Дорога жизни» не справляется со снабжением продовольствием блокадного Ленинграда. Тогда Иван Георгиевич взялся возвести железнодорожную версию дороги — «Коридора бессмертия»: железнодорожный путь, составляющий 35 километров[2].

В январе 1943 года принято решение прокладывать железнодорожные пути через Ладожское озеро. Возглавил стройку начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта Иван Зубков. Работы шли круглосуточно под постоянными обстрелами. По приказу Ивана Зубкова вдоль трассы были расставлены десятки передвижных электростанций, их гасили только при воздушных тревогах. Из-за невозможности прокладывать рельсы на лёд, Иван Георгиевич решил устанавливать их на сваи, которые вбивались в дно Ладожского озера. За этот трудовой подвиг начальник Управления военно-восстановительных работ Иван Георгиевич Зубков был награждён орденом Красного Знамени[1].

В 1943 году начальнику Строительства № 5 Наркомата путей сообщения СССР и начальнику Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта Иван Георгиевич Зубкову было присвоено специальное звание «генерал-директор пути и строительства II ранга», которое по аналогии с воинскими званиями соответствовало званию «генерал-лейтенант». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Зубкову Ивану Георгиевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот»[2].

Награды и звания

Память

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Бочаров А. Зубков Иван Георгиевич. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 19 апреля 2025.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 Зубков Иван Георгиевич. Бессмертный полк. Дата обращения: 19 апреля 2025.
  3. 3,0 3,1 Как инженер Зубков строил в Ленинграде метро и спасал от голода жителей осажденного города. Сетевое издание «МК в Питере» (18 декабря 2024). Дата обращения: 19 апреля 2025.
  4. 4,0 4,1 Петров А. Дерзостные своды // Гудок : газета. — 2005. — 16 ноября.
  5. 5,0 5,1 В Ессентуках открыли галерею памяти героя блокадного Ленинграда Ивана Зубкова. Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации. Дата обращения: 20 апреля 2025.

Ссылки