Автово (станция метро)
«Автово» | |||
---|---|---|---|
Автово Кировско-Выборгская линия | |||
Петербургский метрополитен | |||
Район | Кировский | ||
Округ | Автово | ||
Дата открытия | 15 ноября 1955 | ||
Тип | колонная трёхпролётная мелкого заложения | ||
Глубина заложения, м | 12 | ||
Количество платформ | 1 | ||
Тип платформы | островная | ||
Форма платформы | прямая | ||
Архитекторы | |||
Инженеры‑конструкторы | С. М. Эпштейн | ||
Станцию возвело | «Ленметрострой» | ||
Выход к улицам | проспект Стачек | ||
Наземный транспорт |
2А, 17, 18, 20, 26, 66, 72, 73, 83, 108, 145, 145Б, 145Э, 200, 201, 204Э, 210, 229, 245, 260, 300, 401, 481, 482, 482В, 484, 487, 833А, 888 36, 52, 56, 60 20 655 |
||
Режим работы | 5:30[1]—0:42[1] | ||
Код станции | АВ | ||
|
|||
А́втово — колонная трёхпролётная, первая станция Петербургского метро мелкого заложения (на станции отсутствуют эскалаторы). Глубина ее расположения — 12 метров. Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди Ленинградского метрополитена «Площадь Восстания» — «Автово» (общее количество — 7 станций, протяжённость ветки −10,8 км), расположена на Кировско-Выборгской линии (Линия 1). Именно в «Автово» прибыл первый поезд Ленинградского метрополитена. До открытия станции «Дачное» (1 июня 1966 года), являлась конечной. За станцией находятся оборотные пути, с которых начинается ветка, ведущая в депо «Автово»[2].
В 2014 году американское издательство Guardian включило «Автово» в список двенадцати красивейших станций метрополитенов мира[3].
Местоположение
Станция находится на проспекте Стачек в Кировском районе юго-запада Санкт-Петербурга. Название происходит от финского «аутто» — пустое место, пустошь. Современный район Автово — бывшая окраина Петербурга. Еще в 30-х годах на планах города проспект Стачек заканчивался невдалеке от Кировского завода, промышленного гиганта тяжелой индустрии. Позже в этом районе возник обширный жилой массив. Во время Великой Отечественной войны район стал передним краем обороны.
Вокруг станции сосредоточен мощный пересадочный узел на наземный транспорт (автобусы, троллейбусы, маршрутные такси). А также пересадка на пригородные маршруты в Петродворец, Стрельну, Красное Село и Ломоносов[4].
Архитектура
Архитектурное оформление станции отражает тему героической обороны Ленинграда во время Отечественной войны. На станции использована воинская символика: люстры, светильники, орнаменты решёток украшены лавровыми ветвями, золочеными мечами и другими эмблемами воинской доблести, а стены мозаиками на военную тематику. Надпись на куполе вестибюля кассового зала гласит: «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах, отстоявших город-герой, слава в веках!»[4].
Наземный вестибюль построен в виде круглой ротонды с куполом и шестью колоннами[5]. Вместо традиционных эскалаторов из вестибюля вниз ведут две полукруглые лестницы. Архитектурные и художественные решения, богатая отделка, сделали эту станцию одной из самых впечатляющих на планете. Все дело в оригинальном художественном оформлении подземного вестибюля, которое предложили архитекторы Евгений Левинсон и Андрей Грушке. Колонны декорированы рельефным прессованным стеклом[6], новый состав которого был разработан специально для воплощения этого проекта. Литые стеклянные пластины были изготовлены в цехах Ленинградского завода художественного стекла. Стекло напоминало хрусталь, за что станцию называли «хрустальным дворцом». Чтобы бетонная конструкция колонн не просматривалась через него, заднюю поверхность стеклянных панелей обработали гранями, отражающими свет[7]. Предполагалось, что все 46 колонн должны были быть облицованы стеклом и подсвечены изнутри. Но станцию, не успевали сдать в срок и в итоге часть колон декорировали мрамором, а внутренняя подсветка колонн отсутствует. Стекло колонн украшено рельефами пятиконечных звезд и дубовыми ветвями, символами силы и мощи Советского Союза. Стеклянные детали укреплены на специальном каркасе и зафиксированы спиральными лентами, обвивающими колонну. Торец вестибюля подземной станции украшает мозаичное панно «Победа», авторы В. А. Воронецкий и А. К. Соколов, на котором изображена женщина с ребенком на фоне развевающихся победных знамен и лент. Потолок украшен лепниной и массивными люстрами. Пол станции выложен из красного, серого и черного гранита, образующего геометрический рисунок[8].
Путевое развитие
За станцией расположен 6-стрелочный перекрёстный съезд между путями, являющимися ССВ, ведущее в электродепо «Автово» и «Дачное». Из окна поезда в обе стороны линии (по I и II главным путям) можно увидеть перекрёстный съезд между III и IV станционным путям и встречный поезд, как и на станциях «Садовая» и «Удельная» Фрунзенско-Приморской и Московско-Петроградской линий[9].
Особенности станции
Тоннели, которые соединяют станцию «Автово» с электродепо «Автово», проходят под рекой Красненькой через пластичные глины и суглинки, насыщенные водой. Эта особенность грунта требовала применения метростроителями метода замораживания грунта для прохода участка к депо.
«Автово» стала первой станцией метро, сохранившей в своём имени ойконим (название исторической части), причём финского происхождения. Прежде здесь находилась деревня «Аутово», от которой местность и приобрела своё название.
«Автово» стала первой станцией ленинградского метрополитена без эскалаторов[10]. Долгое время на выходе не было турникетов (была единственной такой станцией до 1966 года).
Галерея
Конструктивные особенности
Трасса первого пускового участка метро Санкт-Петербурга, проложена глубоко под землей. В районе Автово она выходит на поверхность. Станция строилась открытым способом. Был вырыт котлован, возведены опорные конструкции, перекрытия, после засыпано грунтом и восстановлено асфальтовое покрытие. Затем продолжили строительство под землей. Тоннели, соединяющие станцию «Автово» с электродепо «Автово», проходят в пластических глинах и суглинках, насыщенных водой. Впервые в городе, при строительстве, были использованы методы замораживания грунта[4].
Загруженность станции
По данным рекламного агентства «Проспект» станцией ежедневно пользуются около 41,5 тысяч человек, ежемесячно — 1 585 187 человек[11].
В массовой культуре
- Станция упоминается в романе Владимира Березина «Путевые знаки».
- На платформе станции «Автово» происходят события в 162 эпизоде мультфильма «Масяня».
Литература
- Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения. Альбом-каталог. — СПб.:ГМИСПб, 2005. ISBN 5-902671-21-3
- Метрополитен Северной Столицы (Альбом) / Под ред. Гарюгина В. А. — СПб.: Издательство «Лики России», 1995. ISBN 5-87417-020-0
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Режим работы станций . Официальный сайт Петербургского метрополитена. Дата обращения: 3 декабря 2013.
- ↑ Ванин И. Прогулки по метро - виртуальный фотомузей (2001). Дата обращения: 20 декабря 2023.
- ↑ Хрустальное подземелье . Unesco (5 января 2021). Дата обращения: 20 декабря 2023.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Станция метро «Автово» . Метро городов России и мира. Дата обращения: 20 декабря 2023.
- ↑ Соколов А. Станция «Автово» Петербургского метрополитена . Подземный эксперт. Информационный портал о подземном строительстве (2020). Дата обращения: 20 декабря 2023.
- ↑ Качалов Н. Н. Стекло. — М.: Акад. наук СССР, 1959. — С. 256. — 465 с.
- ↑ Энтелис Ф. С. Формование и горячее декорирование стекла. — Ленинград: Ленинградский инженерно-строительный институт, 1982. — С. 83. — 140 с.
- ↑ Сухоиваненко А. Хрустальное подземелье . Санкт-Петербургский союз дизайнеров (2022). Дата обращения: 20 декабря 2023.
- ↑ Схема путевого развития Петербургского метрополитена . Дата обращения: 20 декабря 2023.
- ↑ 30 фактов о петербургском метро . Занимательный Петербург (20 февраля 2013). Дата обращения: 21 декабря 2023.
- ↑ Пассажиропоток по станциям метрополитена . Prospectgroup.ru. Дата обращения: 17 декабря 2023.
- Страницы с ошибками скриптов
- Объекты культурного наследия России по алфавиту
- Статьи без рег. № ЕГРОКН
- Объекты культурного наследия России
- Объекты культурного наследия России регионального значения
- Станции метрополитена по алфавиту
- Станции Петербургского метрополитена
- Знание.Вики:Готовые статьи по архитектуре
- Знание.Вики:Готовые статьи по истории
- Все статьи
- Кировско-Выборгская линия
- Колонные станции мелкого заложения
- Станции метрополитена, построенные в 1955 году
- Проспект Стачек
- Кировский район (Санкт-Петербург)