Автово (станция метро)

«Автово»
АвтовоКировско-Выборгская линия
Кировско-Выборгская линия
Петербургский метрополитен
Metro SPB Line1 Avtovo.jpg
Район Кировский
Округ Автово
Дата открытия 15 ноября 1955
Тип колонная трёхпролётная мелкого заложения
Глубина заложения, м 12
Количество платформ 1
Тип платформы островная
Форма платформы прямая
Архитекторы
Инженеры‑конструкторы С. М. Эпштейн
Станцию возвело «Ленметрострой»
Выход к улицам проспект Стачек
Наземный транспорт Bus icon SPB.svg 2А, 17, 18, 20, 26, 66, 72, 73, 83, 108, 145, 145Б, 145Э, 200, 201, 204Э, 210, 229, 245, 260, 300, 401, 481, 482, 482В, 484, 487, 833А, 888
Tram icon SPB.svg 36, 52, 56, 60
Trolley icon SPB.svg 20
Share taxi icon SPB.svg 655
Режим работы 5:30[1]—0:42[1]
Код станции АВ
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения

Ошибка скрипта: Модуля «MetroMap» не существует.

А́втово — колонная трёхпролётная, первая станция Петербургского метро мелкого заложения (на станции отсутствуют эскалаторы). Глубина ее расположения — 12 метров. Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди Ленинградского метрополитена «Площадь Восстания» — «Автово» (общее количество — 7 станций, протяжённость ветки −10,8 км), расположена на Кировско-Выборгской линии (Линия 1). Именно в «Автово» прибыл первый поезд Ленинградского метрополитена. До открытия станции «Дачное» (1 июня 1966 года), являлась конечной. За станцией находятся оборотные пути, с которых начинается ветка, ведущая в депо «Автово»[2].

В 2014 году американское издательство Guardian включило «Автово» в список двенадцати красивейших станций метрополитенов мира[3].

Местоположение

Станция находится на проспекте Стачек в Кировском районе юго-запада Санкт-Петербурга. Название происходит от финского «аутто» — пустое место, пустошь. Современный район Автово — бывшая окраина Петербурга. Еще в 30-х годах на планах города проспект Стачек заканчивался невдалеке от Кировского завода, промышленного гиганта тяжелой индустрии. Позже в этом районе возник обширный жилой массив. Во время Великой Отечественной войны район стал передним краем обороны.

Вокруг станции сосредоточен мощный пересадочный узел на наземный транспорт (автобусы, троллейбусы, маршрутные такси). А также пересадка на пригородные маршруты в Петродворец, Стрельну, Красное Село и Ломоносов[4].

Архитектура

Архитектурное оформление станции отражает тему героической обороны Ленинграда во время Отечественной войны. На станции использована воинская символика: люстры, светильники, орнаменты решёток украшены лавровыми ветвями, золочеными мечами и другими эмблемами воинской доблести, а стены мозаиками на военную тематику. Надпись на куполе вестибюля кассового зала гласит: «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах, отстоявших город-герой, слава в веках!»[4].

Наземный вестибюль построен в виде круглой ротонды с куполом и шестью колоннами[5]. Вместо традиционных эскалаторов из вестибюля вниз ведут две полукруглые лестницы. Архитектурные и художественные решения, богатая отделка, сделали эту станцию одной из самых впечатляющих на планете. Все дело в оригинальном художественном оформлении подземного вестибюля, которое предложили архитекторы Евгений Левинсон и Андрей Грушке. Колонны декорированы рельефным прессованным стеклом[6], новый состав которого был разработан специально для воплощения этого проекта. Литые стеклянные пластины были изготовлены в цехах Ленинградского завода художественного стекла. Стекло напоминало хрусталь, за что станцию называли «хрустальным дворцом». Чтобы бетонная конструкция колонн не просматривалась через него, заднюю поверхность стеклянных панелей обработали гранями, отражающими свет[7]. Предполагалось, что все 46 колонн должны были быть облицованы стеклом и подсвечены изнутри. Но станцию, не успевали сдать в срок и в итоге часть колон декорировали мрамором, а внутренняя подсветка колонн отсутствует. Стекло колонн украшено рельефами пятиконечных звезд и дубовыми ветвями, символами силы и мощи Советского Союза. Стеклянные детали укреплены на специальном каркасе и зафиксированы спиральными лентами, обвивающими колонну. Торец вестибюля подземной станции украшает мозаичное панно «Победа», авторы В. А. Воронецкий и А. К. Соколов, на котором изображена женщина с ребенком на фоне развевающихся победных знамен и лент. Потолок украшен лепниной и массивными люстрами. Пол станции выложен из красного, серого и черного гранита, образующего геометрический рисунок[8].

Путевое развитие

За станцией расположен 6-стрелочный перекрёстный съезд между путями, являющимися ССВ, ведущее в электродепо «Автово» и «Дачное». Из окна поезда в обе стороны линии (по I и II главным путям) можно увидеть перекрёстный съезд между III и IV станционным путям и встречный поезд, как и на станциях «Садовая» и «Удельная» Фрунзенско-Приморской и Московско-Петроградской линий[9].

Особенности станции

Тоннели, которые соединяют станцию «Автово» с электродепо «Автово», проходят под рекой Красненькой через пластичные глины и суглинки, насыщенные водой. Эта особенность грунта требовала применения метростроителями метода замораживания грунта для прохода участка к депо.

«Автово» стала первой станцией метро, сохранившей в своём имени ойконим (название исторической части), причём финского происхождения. Прежде здесь находилась деревня «Аутово», от которой местность и приобрела своё название.

«Автово» стала первой станцией ленинградского метрополитена без эскалаторов[10]. Долгое время на выходе не было турникетов (была единственной такой станцией до 1966 года).

Галерея

Конструктивные особенности

Трасса первого пускового участка метро Санкт-Петербурга, проложена глубоко под землей. В районе Автово она выходит на поверхность. Станция строилась открытым способом. Был вырыт котлован, возведены опорные конструкции, перекрытия, после засыпано грунтом и восстановлено асфальтовое покрытие. Затем продолжили строительство под землей. Тоннели, соединяющие станцию «Автово» с электродепо «Автово», проходят в пластических глинах и суглинках, насыщенных водой. Впервые в городе, при строительстве, были использованы методы замораживания грунта[4].

Загруженность станции

По данным рекламного агентства «Проспект» станцией ежедневно пользуются около 41,5 тысяч человек, ежемесячно — 1 585 187 человек[11].

В массовой культуре

  • Станция упоминается в романе Владимира Березина «Путевые знаки».
  • На платформе станции «Автово» происходят события в 162 эпизоде мультфильма «Масяня».

Литература

  • Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения. Альбом-каталог. — СПб.:ГМИСПб, 2005. ISBN 5-902671-21-3
  • Метрополитен Северной Столицы (Альбом) / Под ред. Гарюгина В. А. — СПб.: Издательство «Лики России», 1995. ISBN 5-87417-020-0

Примечания

  1. 1,0 1,1 Режим работы станций. Официальный сайт Петербургского метрополитена. Дата обращения: 3 декабря 2013.
  2. Ванин И. Прогулки по метро - виртуальный фотомузей (2001). Дата обращения: 20 декабря 2023.
  3. Хрустальное подземелье. Unesco (5 января 2021). Дата обращения: 20 декабря 2023.
  4. 4,0 4,1 4,2 Станция метро «Автово». Метро городов России и мира. Дата обращения: 20 декабря 2023.
  5. Соколов А. Станция «Автово» Петербургского метрополитена. Подземный эксперт. Информационный портал о подземном строительстве (2020). Дата обращения: 20 декабря 2023.
  6. Качалов Н. Н. Стекло. — М.: Акад. наук СССР, 1959. — С. 256. — 465 с.
  7. Энтелис Ф. С. Формование и горячее декорирование стекла. — Ленинград: Ленинградский инженерно-строительный институт, 1982. — С. 83. — 140 с.
  8. Сухоиваненко А. Хрустальное подземелье. Санкт-Петербургский союз дизайнеров (2022). Дата обращения: 20 декабря 2023.
  9. Схема путевого развития Петербургского метрополитена. Дата обращения: 20 декабря 2023.
  10. 30 фактов о петербургском метро. Занимательный Петербург (20 февраля 2013). Дата обращения: 21 декабря 2023.
  11. Пассажиропоток по станциям метрополитена​. Prospectgroup.ru. Дата обращения: 17 декабря 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!