Законодательное Собрание Пермского края

Законодательное Собрание Пермского края

Законода́тельное Собра́ние Пе́рмского края — единственный постоянно действующий законодательный (представительный) орган государственной власти на территории Пермского края, который реализует полномочия населения через принятие законов, утверждение бюджета, контроль за исполнением нормативных актов и формирование ключевых институтов исполнительной власти[1]. Деятельность регулируется федеральным законодательством, Уставом Пермского края и региональными нормативными актами, обеспечивая системное развитие региона в экономической, социальной и культурной сферах, а также обеспечивает правовую базу для устойчивого развития Пермского края, защиту конституционных прав граждан и взаимодействие с федеральными органами власти[1].

История

История государственного управления в Прикамье начинается с 1797 года, когда указом Павла I была учреждена Пермская губерния. Развитие местного самоуправления в регионе связано с земской реформой 1870 года. Губернатор Бернгард Васильевич Струве отмечал энтузиазм местных жителей в освоении новых форм управления. Земские учреждения занимались широким спектром хозяйственных вопросов, от строительства инфраструктуры до поддержки сельского хозяйства и промышленности. Исполнительные органы — губернская и уездные управы — обеспечивали текущую работу и переизбирались каждые три года[1][2].

После революции 1917 года, в 1918 году, земства были ликвидированы, а власть перешла к Советам и их исполнительным комитетам. Хотя формально эти органы обладали широкими полномочиями, в условиях доминирования одной партии они фактически исполняли волю центрального партийного руководства. В 1993 году, после принятия новой Конституции РФ, возникла необходимость создания региональных законодательных органов. В Пермской области первые выборы в Законодательное Собрание состоялись 20 марта 1994 года. По словам первого председателя, Евгения Сауловича Сапиро, Законодательное Собрание стало одновременно и преемником областного Совета народных депутатов, и принципиально новым органом представительной власти. Депутаты первого созыва приняли 142 закона и 804 решения, включая Устав Пермской области, законы о самом Законодательном Собрании, об администрации области, о местном самоуправлении, а также 14 программ, направленных на улучшение социально-экономической ситуации в регионе. Разработанная методика расчета основных показателей бюджета стала первой в своем роде в России[2].

Выборы в Законодательное Собрание второго созыва прошли 14 декабря 1997 года. Председателем был избран Юрий Германович Медведев, а его заместителем — Николай Андреевич Девяткин, который впоследствии, после избрания Ю. Г. Медведева депутатом Государственной Думы РФ в 1999 году, в январе 2000 года возглавил областной парламент. Депутаты второго созыва рассмотрели 1980 вопросов, приняли 1606 постановлений и 354 закона. Особое внимание уделялось принятию нормативных актов, направленных на поддержку и развитие промышленности, предпринимательства, сельского хозяйства и социальной сферы. Отличительной чертой второго созыва стало формирование депутатских групп[2].

9 декабря 2001 года состоялись выборы в Законодательное Собрание Пермской области третьего созыва. Николай Андреевич Девяткин был переизбран председателем, а Олег Борисович Бурцев — его заместителем. Законодательное Собрание активно работало над развитием социально-экономической инфраструктуры региона, совершенствуя существующую нормативно-правовую базу. Была создана правовая база в области государственного строительства, регулирования экономических и бюджетных отношений, а также защиты прав и свобод граждан Пермской области[2].

На выборах в Законодательное Собрание Пермского края, прошедших 3 декабря 2006 года, было сформирован депутатский состав по новой смешанной системе: половина депутатов избиралась по одномандатным округам, а половина — по партийным спискам. Вместе с этим завершился процесс объединения в единый субъект Федерации Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области и было образовано единое Законодательное Собрание Пермского края. Председателем Законодательного Собрания Пермского края первого созыва избрали Николая Андреевича Девяткина, а его заместителем — Евгения Григорьевича Вязникова[3][2].

Основными задачами Законодательного Собрания как законодательного (представительного) органа государственной власти Пермского края. являются:

  • обеспечение законодательного регулирования общественных отношений по вопросам своих предметов ведения;
  • определение единой политики экономического, социального, культурного развития Пермского края и его государственности;
  • защита интересов Пермского края, её населения во взаимоотношениях с Российской Федерацией и её субъектами[4].

Функции Законодательного Собрания заключаются в разработке и принятии законов, регулирующих различные аспекты жизни общества, определяющих структуру и работу органов государственной власти края, а также устанавливающих основные принципы организации местного самоуправления. Кроме того, Законодательное Собрание контролирует соблюдение Устава Пермского края, краевых законов и других нормативных актов, принятых им самим. С момента своего создания, Законодательное Собрание уделяло особое внимание вопросам бюджета и финансов, а также формированию законодательной базы для работы органов власти Пермского края[3].

Первыми важными законами стали Устав Пермской области, законы о самом Законодательном Собрании, о местном самоуправлении, а также законы, регулирующие референдумы и выборы в Пермском крае. В соответствии с законом «О Законодательном Собрании Пермского края», в парламент входят 60 депутатов, которые избраны жителями края тайным голосованием на прямых выборах. Депутаты избираются сроком на 5 лет и могут работать в Законодательном Собрании на постоянной основе или совмещать депутатскую деятельность с основной работой[3].

Законодательное Собрание активно сотрудничает с органами местного самоуправления. С 1997 года действует соглашение, которое предусматривает проведение межрайонных семинаров для депутатов, Дня депутатов всех уровней, а также работу Совета представительных органов местного самоуправления (с 2000 года). Региональный парламент активно развивает партнерские связи с другими регионами и утверждает соответствующие договоры и соглашения. Межрегиональное сотрудничество осуществляется, в частности, с парламентами Самарской и Тюменской областей, Республик Татарстан и Марий Эл. Законодательное Собрание стремится привлекать к процессу принятия решений некоммерческие и общественные организации, а также население региона. Активное взаимодействие ведется с Торгово-Промышленной Палатой, НП «Сотрудничество», Областным Советом Профсоюзов, Агропромышленным союзом, муниципалитетами и другими общественными организациями. Такое сотрудничество способствует более эффективному законотворчеству, учитывающему интересы жителей Пермского края[3].

Деятельность

Работа депутатов Законодательного Собрания Пермского края организована в пяти профильных комитетах, которые играют центральную роль в создании законов. Эти комитеты занимаются изучением законопроектов, их подготовкой к обсуждению на пленарных заседаниях, действуя на основе принципа коллегиальности. Руководят комитетами председатели и их заместители[3].

Деятельность Законодательного Собрания строится в соответствии[5]:

Законодательное Собрание обеспечивает реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путём законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти Пермского края и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов[5].

Состав и структура

Валерий Александрович Сухих, председатель Законодательного Собрания Пермского края (20162025

Законодательное Собрание на 2025 год состоит из 60 депутатов, избираемых на пятилетний срок. Из них 24 человека работают на постоянной профессиональной основе. Председателем Законодательного Собрания в настоящее время является Валерий Александрович Сухих[3].

В организационная структура Законодательного Собрания Пермского края включает[3]:

  • председателя и его заместителей, избираемых тайным голосованием;
  • комитеты по направлениям: по бюджету, по развитию инфраструктуры, по государственной политике и местному самоуправлению, по социальной политике и по промышленности, экономической политике и налогам;
  • профильные комиссии, создаваемые для решения временных задач или проведения расследований[3].

Комитеты

По информации на 2024 год, в состав краевого парламента входили следующие комитеты[6]:

  • комитет по промышленности, предпринимательству и налогам;
  • комитет по государственной политике и местному самоуправлению. Отвечал за взаимодействие с различными организациями, избирательное законодательство, административно-территориальное и муниципальное устройство региона, государственную и муниципальную службу и символику Пермского края;
  • комитет по социальной политике;
  • комитет по развитию инфраструктуры;
  • комитет по бюджету. Занимался бюджетным законодательством, рассматривал бюджет региона и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края, контролировал их исполнение.

Для эффективной работы и решения ключевых вопросов региона Законодательное Собрание формирует постоянные комиссии из числа депутатов. Эти комиссии функционируют на протяжении всего срока полномочий Законодательного Собрания и занимаются наиболее важными направлениями законодательной деятельности. Их работа регулируется специальным положением, утвержденным Собранием. Несмотря на то, что решения постоянных комиссий носят рекомендательный характер, органы власти края и местного самоуправления обязаны в месячный срок рассмотреть их и предоставить обоснованный ответ. Также Собрание может создавать временные комиссии для решения конкретных задач[7].

Комиссии

Для эффективной работы и решения ключевых вопросов региона Законодательное Собрание формирует постоянные комиссии из числа депутатов. Эти комиссии функционируют на протяжении всего срока полномочий Законодательного Собрания и занимаются наиболее важными направлениями законодательной деятельности. Их работа регулируется специальным положением, утвержденным Собранием. Несмотря на то, что решения постоянных комиссий носят рекомендательный характер, органы власти Пермского края и местного самоуправления обязаны в месячный срок рассмотреть их и предоставить обоснованный ответ. Также Собрание может создавать временные комиссии для решения конкретных задач[7].

Комиссии Законодательного Собрания:

  • Комиссия по вопросам противодействия коррупции в Пермском крае;
  • Комиссия по предварительному рассмотрению кандидатур на должности мировых судей;
  • Комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата Законодательного Собрания, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
  • Комиссия по награждению Почетным знаком «За заслуги в развитии законодательства»[7].

Фракции

Депутаты формируют фракции, которые соответствуют зарегистрированным политическим партиям. На 2024 год в составе Законодательного Собрания представлены партийные фракции:

Правовые основы деятельности

Законодательное Собрание Пермского края — выборный, коллегиальный и постоянно действующий, высший и единственный орган законодательной власти Пермского края. Законом Пермского края № 8-ПК от 6 марта 2007 года «О Законодательном Собрании Пермского края» определены основные задачи, функции, полномочия, формы и принципы деятельности Законодательного Собрания[9].

Правовой основой законотворческой деятельности в Пермском крае служат[9]:

Основной деятельностью Законодательного Собрания является законотворчество, направленное на подготовку проектов нормативных правовых актов, их обсуждению, принятию, опубликованию. Осуществление законодательного процесса упорядочено в Законе Пермского края № 7-ПК от 6 марта 2007 года «О порядке рассмотрения, принятия и обнародования законов Пермского края»[9].

Процедура рассмотрения и принятия законов Пермского края и иных правовых актов Законодательного Собрания, порядок подготовки и проведения заседаний Законодательного Собрания юстировано Постановлением Законодательного Собрания № 41 от 1 февраля 2007 года «О регламенте Законодательного Собрания Пермского края»[9].

Статус депутата Законодательного Собрания определяется Законом Пермского края № 9-ПК от 6 марта 2007 года «О статусе депутата Законодательного Собрания Пермского края». В соответствии с данным законом депутатом становится представитель населения региона, избранный в установленном порядке, достигший на день голосования 21 года, уполномоченный осуществлять законодательную (представительную) власть в составе Законодательного Собрания Пермского края в соответствии с полномочиями, определёнными Законодательным Собранием. Закон определяет права, обязанности и ответственность депутатов Законодательного Собрания Пермского края, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении их депутатом[9].

Партийный состав Законодательного Собрания Пермского края

Избирательная система

Выборы депутатов регулируются Федеральным законом № 67-ФЗ и Законом Пермского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания» от 11 мая 2011 года. Голосование проводится по смешанной системе[10]:

  • 30 депутатов избираются по партийным спискам;
  • 30 депутатов — по одномандатным округам.

Право выдвижения кандидатов принадлежит политическим партиям, а также самовыдвиженцам, собравшим необходимое количество подписей[1]. Распределение депутатских мест после выборов 2021 года выглядело следующим образом:

Фракции участвуют в формировании комитетов, внесении законопроектов и контроле за исполнительной властью. Решения принимаются большинством голосов, за исключением вопросов изменения Устава края, требующих двух третей голосов[10].

Аппарат Законодательного Собрания

Аппарат Законодательного Собрания Пермского края — функционирует как структурное подразделение Законодательного Собрания Пермского края и предназначен для комплексного сопровождения его деятельности, включая поддержку работы комитетов, комиссий и депутатов. Деятельность Аппарата регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными и региональными нормативными актами, а также настоящим Положением[11].

К основным задачам Аппарата относятся[12]:

  • Всестороннее организационное, правовое, аналитическое, информационное, документационное и материально-техническое обеспечение деятельности Законодательного Собрания, его структурных подразделений и депутатского корпуса;
  • Оказание юридической, аналитической и методической поддержки представительным органам местного самоуправления на территории Пермского края;
  • Организация взаимодействия Законодательного Собрания с федеральными и региональными органами власти, губернатором и Правительством Пермского края, исполнительными органами государственной власти края, избирательной комиссией Пермского края, а также с органами местного самоуправления[12].

Полномочия и функции

Законодательное Собрание реализует следующие функции в социально-экономической сфере[13]:

  • управляет финансами региона: определяет правила бюджетного процесса, утверждает и изменяет краевой бюджет и отчет о его исполнении;
  • определяет налоговую политику: устанавливает региональные налоги, сборы и другие платежи, а также льготы по ним, в соответствии с федеральным законодательством;
  • привлекает финансирование: устанавливает условия выпуска и размещения краевых займов, облигаций и других ценных бумаг;
  • Регулирует внебюджетные фонды: определяет порядок создания и работы государственных краевых внебюджетных фондов, утверждает их бюджеты и отчеты;
  • управляет краевой собственностью: устанавливает правила управления и распоряжения краевой государственной собственностью, включая доли в компаниях, приватизацию и передачу собственности муниципалитетам;
  • регулирует земельные и природные ресурсы: устанавливает порядок предоставления земельных участков под важные объекты, использования природных ресурсов, охраны природы и культурного наследия;
  • оказывает финансовую поддержку: определяет порядок предоставления дотаций, субвенций и ссуд из краевого бюджета;
  • обеспечивает социальную поддержку: устанавливает меры социальной поддержки населения, семей, развития здравоохранения и образования[13].

Законодательное Собрание наделено полномочиями по контролю за[13]:

  • соблюдением законодательства: реализацией Устава, законов и других решений Законодательного Собрания;
  • использованием бюджетных средств: исполнением краевого бюджета, использованием кредитных ресурсов, средств из федерального бюджета и внебюджетных фондов. При этом полномочия Законодательного Собрания по контролю за исполнением бюджета не могут быть ограничены;
  • реализацией программ развития: выполнением программ экономического, социального и культурного развития;
  • управлением собственностью: соблюдением порядка управления и распоряжения краевой, федеральной и иной собственностью, переданной в управление органам власти края;
  • деятельностью депутатов и должностных лиц: выполнением депутатами, руководителями Законодательного Собрания и его комитетов своих обязанностей[13].

Контроль осуществляется посредством[13]:

  • депутатских запросов: официальных обращений депутатов;
  • заслушивания отчетов и информации: заслушивания и утверждения отчетов, получения информации от должностных лиц;
  • депутатских расследований: проведения расследований по важным вопросам;
  • выражения недоверия: выражения недоверия губернатору и другим должностным лицам, в назначении которых участвовало Законодательное Собрание[13].

Губернатор Пермского края может быть отстранён от своей должности Президентом Российской Федерации в случае, если Законодательное Собрание выразит ему недоверие. Для принятия такого решения требуется, чтобы за него проголосовали две трети депутатов при инициирующей поддержке как минимум одной трети от общего числа депутатов. После этого решение об выражении недоверия губернатору направляется Президенту Российской Федерации для окончательного решения по этому вопросу. Также Законодательное Собрание вправе выразить недоверие председателю Правительства и министру финансов Пермского края, при этом для этого также необходимо, чтобы решение поддержали не менее двух третей депутатов по инициативе как минимум одной трети. Принятие решения о недоверии в отношении указанных должностных лиц автоматически приводит к их немедленному отстранению от занимаемых должностей[13].

Правовые и организационные вопросы по обращениям граждан

Важнейшим показателем эффективности работы государственных органов является их взаимодействие с обществом, которое обеспечивается через реализацию права граждан на обращение в эти органы. В Законодательном Собрании Пермского края работа с обращениями граждан организована в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ. Все поступающие обращения от граждан и организаций регистрируются и направляются на рассмотрение в компетентные органы или должностным лицам, либо рассматриваются непосредственно в Законодательном Собрании. Для получения информации, внесения предложений или выдвижения инициатив, граждане могут обратиться в Законодательное Собрание лично, отправить письменное обращение по адресу: 614006 г. Пермь, ул. Ленина, 51, или воспользоваться интернет-сайтом Законодательного Собрания Пермского края[14].

Также принимаются сообщения о фактах коррупции, неисполнении или недобросовестном исполнении служебных обязанностей, превышении полномочий, нарушении прав граждан и организаций, вымогательстве, необоснованных запретах и ограничениях со стороны государственных и муниципальных служащих. Конфиденциальность предоставленной информации гарантируется. Ответ на обращение предоставляется в течение 30 дней. Обращение принимается к рассмотрению при условии указания фамилии, почтового или электронного адреса для ответа. Анонимные обращения, содержащие информацию о готовящемся, совершаемом или совершенном противоправном деянии, направляются в компетентные органы для рассмотрения, но ответ на них не предоставляется. Дополнительно, можно записаться на личный прием к руководству Законодательного Собрания или задать вопросы специалистам аппарата по телефону[14].

Проекты

Парламентский урок

Парламентский урок представляет собой образовательную инициативу, реализуемую региональным законодательным органом Пермского края с 2006 года. В рамках проекта организованы конкурсы, направленные на популяризацию историко-культурного наследия региона, формирование гражданско-патриотических установок и выявление талантливой молодёжи, включая «Путешествие по Пермскому краю» и «Будущие законодатели Пермского края». Цель ежегодного проведения занятий в образовательных учреждениях края — углубленное изучение структуры, функций и законотворческих процессов законодательной власти, а также механизмов местного самоуправления и перспектив профессиональной самореализации в регионе для повышения медийного внимания к парламентской деятельности. Методическое обеспечение проекта предполагает разработку уникальных педагогических подходов, адаптированных под актуальную тематику каждого года. В образовательный процесс активно вовлекаются представители законодательной власти, члены молодёжных парламентских структур и депутаты муниципальных органов. Для педагогов региона организуются специализированные семинары, направленные на повышение квалификации в области гражданско-правового образования[15].

Тематическая направленность уроков варьируется в соответствии с актуальными социально-политическими приоритетами:

  • 2020 год — акцент на роли местного самоуправления в региональном развитии и реализации гражданских инициатив;
  • 2022 год — фокус на правовой культуре молодого поколения, возможностях профессионального становления и деятельности молодёжных представительных органов;
  • 2023 год — рассмотрение вопросов лидерства, командной работы и взаимодействия органов власти с общественными объединениями;
  • 2024 год — юбилейные мероприятия, посвященные 30-летию краевого законодательного органа и 15-летию молодёжного парламента, включающие изучение исторического вклада депутатского корпуса и функций молодёжных совещательных структур.

В ходе занятий обучающиеся знакомятся с историей формирования законодательной системы региона, компетенциями депутатского корпуса и практикой работы молодёжных парламентских институтов[15].

Конкурс «Будущие законодатели Пермского края»

По словам Валерия Сухих, спикера краевого парламента, конкурс «Будущие законодатели Пермского края» набирает популярность и становится все более престижным. Он подчеркнул, что количество и качество конкурсных работ неуклонно растет, что свидетельствует о его значимости для молодых талантов. Законодательное Собрание активно поддерживает этот конкурс, видя в нём возможность для школьников освоить основы социального проектирования и, возможно, определить свой будущий путь в науке, политике или предпринимательстве. В. А. Сухих также отметил важную роль наставников-педагогов и родителей в подготовке участников. В 2019 году было представлено рекордное количество работ — 628, включая рисунки, социальные проекты, видеофильмы и методические разработки. Лучшим социальным проектом был признан проект Дмитрия Селиванова, направленный на поддержку детей, больных раком, посредством организации развлекательных и поддерживающих мероприятий[16].

  • Дипломом I степени были награждены ученики МБОУ «СОШ №3» г. Очёр за социально-значимый проект. Под наставничеством учителя ребята реализовали проект по созданию спортивно-игровой площадки для жителей отдаленного микрорайона в г. Очёре. Второе место в номинации социальных проектов заняли ребята из МАОУ СОШ №3 г. Лысьва. В представленном ими проекте с помощью современных технологий создается виртуальный объект в 3D модели, посвящённый ученикам и учителям родной школы, погибшим во время Второй Мировой войны. По мнению юных лысьвенцев, знаковый обелиск сразу будет доступен для всех пользователей всемирной сети[16];
  • Дипломом II степени удостоены коллектив видеостудии «САМИ» из Очёрской детской школы искусств за видеофильм, где звучит трогательный призыв о понимании и помощи для людей с инвалидностью[16];
  • Дипломом III степени награждены ученики школы № 8 г. Красновишерск за видеофильм, рассказывающий о молодом педагоге Красновишерской школы, который, несмотря на свои успехи и достижения остается жить и трудиться в родном городе[16];
  • Дипломом III степени отмечена работа коллектива учащихся МБОУ «Нижне-Талицкая ООШ» Очёрского района за серию законопроектов о сохранении водных объектов-памятников природы Очёрского района[16].

В конкурсе видеофильмов первое место заняли юные режиссёры из Суксунской школы[16].

В номинации «Лучшая методическая разработка Парламентского урока» победителями стали:

  • Маркович Лариса и Яборова Анна — за методическую разработку урока;
  • Батыркаева Ленара, Медникова Надежда и Филиппова Любовь — их работы отметило Законодательное Собрание;
  • Кондрина Светлана, Лоскутова Полина и Шилова Олеся — за разработку проекта. Также были отмечены методические разработки Гусевой Ольги и Нечаевой Ксении.

В номинации на лучший рисунок «Моя Родина — Пермский край» подведены следующие итоги:

  • Дипломом I степени награждён Галиулин Даниил;
  • Дипломами II степени отмечена Бурмасова Софья и Бражникова Кристина;
  • Дипломами III степени награждены Некрасова Виктория и Кудымов Семен[16].

Научный митап «Старт в науку»

По инициативе Валерия Александровича Сухих, председателя Законодательного Собрания Пермского края, состоялся научный митап «Старт в науку». В рамках этого мероприятия, приуроченного к Году науки и технологий в России, старшеклассники Прикамья представили свои научные разработки, направленные на улучшение условий обучения и жизни в их родных муниципалитетах. В онлайн-встрече, организованной в формате просветительского проекта Законодательного Собрания «Парламентский урок», приняли участие 200 школьников и преподавателей из Бардымского, Еловского, Осинского и Чайковского округов. Работы юных исследователей также оценивали руководители округов и представители органов образования[17].

Старшеклассники, сотрудничая с детским технопарком «Кванториум Фотоника», представили проекты, призванные улучшить качество жизни и обучения в городских и сельских поселениях. Среди разработок[17]:

  • Ученики Бардымской школы № 2 предложили инновационный способ визуализации химических формул, чтобы сделать химию более доступной и увлекательной.
  • Команда из Еловской средней школы разработала прототип устройства для очистки водоёмов от мусора.
  • Старшеклассники из Фокинской школы (Чайковский городской округ) создали цифровую карту села Фоки для использования в приложении 2GIS.
  • Школьники из города Оса продолжили работу над проектом благоустройства «Ярмарочной площади», предложив новые элементы для её улучшения. Председатель Законодательного Собрания Валерий Сухих подчеркнул, что школьники проявили большой энтузиазм и готовность решать актуальные проблемы своих территорий. Он отметил важность поддержки этих инициатив и выразил надежду на продолжение работы над социальными проектами в рамках «Парламентского урока», чтобы помочь школьникам развивать свои идеи и создавать комфортную среду в Пермском крае. В рамках мероприятия специалисты «Кванториума Фотоника», а также представители ПГНИУ и ПНИПУ провели мастер-класс и рассказали о возможностях обучения и научной деятельности в пермских университетах[17].

Педагогический маркет авторских образовательных практик «Найди себя в Пермском крае!»

26 сентября 2025 года на площадке Пермского национального исследовательского университета пройдет педагогический маркет авторских образовательных практик в области патриотического и гражданского образования «Найди себя в Пермском крае!» Организатором маркета выступают Законодательное Собрание Пермского края и Педагогический факультет РИНО ПГНИУ[18]. Участников мероприятия ждут общение с единомышленниками и презентация авторских наработок. Цель мероприятия — научить школьников ценить свой регион и видеть в нём перспективы для будущего. Эксперты поделятся знаниями о том, как построить успешную образовательную и профессиональную траекторию. Учителя Пермского края получат практические инструменты для патриотического и гражданского воспитания на мастер-классах, включая эффективные методы проведения Парламентского урока. Маркет проектов станет платформой для обмена опытом и демонстрации авторских разработок. По окончании Педагогического маркета вручаются сертификаты участия, ведущим мастер-классов — благодарности Законодательного Собрания Пермского края[18].

Литература

  • Шляпникова Л. А. 30 моментов истории. Открывая архивные фонды. — Пермь: Законодательное Собрание Пермского края, Государственный архив Пермского края., 2024. — С. 120.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Закон Пермского края от 6 марта 2007 года N 8-ПК "О Законодательном Собрании Пермского края" Глава I. Общие положения Статья 1. Законодательное Собрание Пермского края. Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс». Дата обращения: 28 апреля 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 История. Законодательное Собрание Пермского края. Дата обращения: 4 мая 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Глава II. Организация Законодательного Собрания., Статья 9. Состав Законодательного Собрания., Статья 10. Срок полномочий Законодательного Собрания.. Официальный интернет-портал правовой информации. Дата обращения: 28 апреля 2025.
  4. Закон Пермского края от 6 марта 2007 года N 8-ПК О Законодательном Собрании Пермского края (с изменениями на 28 августа 2023 года), Статья 4. Основные задачи и функции. Информационная компания «Кодекс». Дата обращения: 28 апреля 2025.
  5. 5,0 5,1 Закон Пермского Края от 6 марта 2007 года N 8-ПК "О Законодательном Собрании Пермского края., Статья 5. Принципы деятельности Законодательного Собрания. Информационная компания «Кодекс». Дата обращения: 1 мая 2025.
  6. Кто за что отвечает в Пермском крае? Рассказываем о депутатах Заксобрания. Союзная общественная палата" по Пермскому краю. Дата обращения: 2 мая 2025.
  7. 7,0 7,1 7,2 Комиссии Законодательного Собрания Пермского края. Законодательное Собрание Пермского края. Дата обращения: 1 мая 2025.
  8. I созыв Законодательного Собрания Пермского края (2006-2011) Характеристика созыва. Законодательное Собрание Пермского края. официальный сайт. Дата обращения: 28 апреля 2025.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 Правовые основы деятельности Законодательного Собрания Пермского края. Законодательное Собрание Пермского края. Дата обращения: 1 мая 2025.
  10. 10,0 10,1 Закон Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края» (с изменениями на 7 октября 2024 года). Информационная компания «Кодекс». Дата обращения: 28 апреля 2025.
  11. Постановление от 21 декабря 2006 года N 10 «Об аппарате Законодательного Собрания Пермского края».,1. Общие положения. Информационная компания «Кодекс». Дата обращения: 2 мая 2025.
  12. 12,0 12,1 Постановление от 21 декабря 2006 года N 10 «Об аппарате Законодательного Собрания Пермского края»., 2. Задачи аппарата. Информационная компания «Кодекс». Дата обращения: 2 мая 2025.
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 13,5 13,6 Полномочия Законодательного Собрания. Законодательное Собрание Пермского края. Дата обращения: 1 мая 2025.
  14. 14,0 14,1 Правовые и организационные вопросы по обращениям граждан. Законодательное Собрание Пермского края. Дата обращения: 28 апреля 2025.
  15. 15,0 15,1 Парламентский урок. Законодательное Собрание Пермского края. Дата обращения: 28 апреля 2025.
  16. 16,0 16,1 16,2 16,3 16,4 16,5 16,6 Подведены итоги конкурса «Будущие законодатели Пермского края». Законодательное Собрание Пермского края. Дата обращения: 28 апреля 2025.
  17. 17,0 17,1 17,2 Валерий Сухих: «Прислушиваться к юным пермякам и оказывать поддержку инициатив – важная задача». Законодательное Собрание Пермского края. Дата обращения: 28 апреля 2025.
  18. 18,0 18,1 Маркет педагогических практик. Законодательное Собрание Пермского края. Дата обращения: 28 апреля 2025.

Ссылки