Кири́лл Андре́евич За́йцев (род. 16 августа1987, Волгоград, СССР) — российский актёр театра и кино, а также режиссёр и продюсер. Лауреат премии «Золотой орёл» за исполнение роли Сергея Белова в фильме «Движение вверх». Член Национальной академии кинематографических искусств и наук России[1].
Биография
Кирилл Зайцев родился 16 августа 1987 года в Волгограде. В 2005 году, после окончания школы, он отправился в Петербург и поступил в Государственную морскую академию имени адмирала С. О. Макарова на факультет судовождения. В период обучения он путешествовал по Европе и проходил обучение в США[2]. В 2011 году он завершил обучение в Санкт-Петербургском государственном университете морского и речного флота имени адмирала Макарова, а в 2014 году получил диплом Латвийской академии культуры, где учился на курсе под руководством Коняева[3].
С 2012 года он начал свою карьеру на театральной сцене. В 2013 году Кирилл стал частью труппы Рижского Русского театра имени Михаила Чехова. В его репертуаре такие спектакли, как «Лесная песня», «Лес», «Комедиант Господина», «Два джентльмена из Вероны», «Благословение любви», «Записки охотника» и многие другие. Дебютом Кирилла Зайцева в кино стала историческая драма «Хроники Мелани» 2016 года, отражающая одну из самых трагических страниц истории Латвии — массовую депортацию 1941 года. В этой картине он исполнил роль начальника НКВД Сармы. Позже его фильмография пополнилась франко-греко-латвийским драматическим проектом «Вирус».
В российском кино Зайцев начал сниматься в 2017 году. В мини-сериале «Троцкий» режиссёра Константина Статского, где также снимались Константин Хабенский и Ольга Сутулова, он сыграл Фёдора Раскольникова. В это же время он присоединился к актёрскому составу популярного мистического детектива «Гоголь. Начало» режиссёра Егора Баранова, где появлялся в роли Казимира, а также получил одну из главных ролей в спортивной драме «Движение вверх», основанной на реальных событиях[3].
Творчество
Театр
Театральная академия была завершена Зайцевым в 2011 году, и вскоре после этого его пригласили в труппу Русского театра в Риге. Здесь он начал свою карьеру. В 2012 году Кирилл сыграл роль водяного в спектакле «Лесная песня» и исполнил образ Петра в пьесе «Лес» Александра Островского.
Роль Печорина в постановке по произведению Михаила Лермонтова «Княжна Мери», сыграл Кирилл. Эту постановку поставила режиссёёр и педагог Елена Чёрная. Премьера вызвала настоящий фурор в театральной среде, а зрители долго не отпускали артистов, аплодируя стоя. В 2018 году Кирилл Андреевич получил приглашение от Московского губернского театра, что позволило ему создать образы в спектаклях «Приключения Фандорина» и «Пушкин»[1].
Кино
Первые роли Кирилла Зайцева в кино появились гораздо позже его театральной карьеры. Тем не менее, в странах СНГ и России актёр стал более известен именно благодаря своим фильмам. Впервые зрители увидели его на большом экране в 2016 году в драме «Хроники Мелани», снятой латвийским режиссёром Виестурсом Кайришсом. Российская аудитория впервые познакомилась с Кириллом Андреевичем в ноябре2017 года, когда на Первом канале вышли премьерные серии многосерийного проекта «Троцкий», где главную роль исполнил Константин Хабенский. Зайцев же появился перед зрителями в образе русоволосого матроса Фёдора Раскольникова.
В конце того же года вышел фильм, который сделал актёра поистине знаменитым. Зайцев узнал, что продюсеры ищут артиста для спортивной драмы. В результате зрители увидели его в образе Сергея Белова. Чтобы соответствовать своему персонажу, актёру понадобилось не только отрастить усы, но и сменить цвет волос. Важным критерием при выборе актёров на роли в фильме стал высокий рост, и Зайцев, обладая ростом в 194 см и весом в 85 кг, идеально подошёл на роль баскетболиста.
Кинолента «Движение вверх» под руководством режиссёра Антона Мегердичева в первые дни проката побила все рекорды. На съёмках наряду с российскими актёрами работали и зарубежные звёзды, такие как Джон Сэвидж, Джей Боуди и Джеймс Тратас. В 2018 году на экраны вышел телевизионный проект «Гоголь. Страшная смерть», посвящённый знаменитому русскому писателю Николаю Гоголю. Ранее уже были сняты две картины из этой серии. На площадке Зайцев работал с такими звёздами, как Евгений Стычкин, Олег Меньшиков и Александр Петров. Для своей роли актёр снова изменил внешний вид, став брюнетом. Петров, в свою очередь, отрастил усы и говорил без дублёра. Чтобы сделать картину более зрелищной и эмоциональной, при создании использовались компьютерные технологии. В 2019 году актёра пригласили на кастинг драматической ленты «Союз спасения», где ему предложили роль Михаила Бестужева, штабс-капитана лейб-гвардии Московского полка. В одном кадре с Зайцевым снимались Максим Матвеев, Александр Домогаров и Павел Прилучный. На создание этого телевизионного проекта было выделено более 900 миллионов рублей. Для передачи атмосферы XIX века режиссёр использовал исторические костюмы и технологию хромакей для дорисовки фона. Кроме того, в Белгородской области была построена кинодеревня, переданная впоследствии этнографическому музею[1].
Несмотря на звёздный состав, крупный бюджет и семь премий «Золотого орла», фильм не оправдал ожиданий в прокате, собрав всего 717 миллионов рублей. В 2020 году актёр получил новую роль в фэнтези «Последний богатырь: Корень зла». Его партнёрами по съёмочной площадке стали известные актёры Елена Яковлева, Виктор Хориняк и Екатерина Вилкова. Картина богата панорамными съёмками, для которых использовались квадрокоптеры, а также компьютерная графика для создания волшебной атмосферы.
Мелодраматическая лента «Серебряные коньки» стала ещё одной работой актёра, в которой он исполнил роль второго плана. Михаил Локшин, режиссёр и клипмейкер, дебютировал с этой полнометражной картиной, которая является экранизацией романа Мэри Мэйпс Додж, написанного в XIX веке. Съёмки фильма проходили зимой 2019 года, однако тёплые погодные условия потребовали укрепления льда на каналах Санкт-Петербурга. Сначала создали специальную подложку, на которую затем налили десять сантиметров льда. В общей сложности для съёмок потребовалось десять тысяч квадратных метров ледяной поверхности. Хотя система была разработана совместно с МЧС, она не была рассчитана на массовые сцены, поэтому многие из них снимали в специализированных павильонах. Необходимые сорок тысяч квадратных метров искусственного льда обеспечивались за счёт мощных холодильных установок[1].
Актёры, которые должны были работать на льду, в течение четырёх месяцев тренировались с педагогами, осваивая катание на исторических коньках и выполняя достаточно сложные трюки. Тем не менее, самые рискованные элементы в конечном итоге исполняли дублёры — профессиональные спортсмены-фристайлеры. В фантастической ленте «Эстерна: часть первая» Зайцев сыграл графа Савиньяка. После премьеры он поделился с журналистами, что, на его взгляд, несмотря на концепцию фильма, главной остаётся человеческая тематика — борьба за власть, ревность, страсть и любовь[1].
Телевидение
В 2021 году Кирилла Андреевича пригласили участвовать в развлекательном проекте под названием «Ледниковый период». Ведущими того сезона стали знаменитые фигуристы Алина Загитова и Алексей Ягудин, а жюри возглавила выдающаяся Татьяна Тарасова. Партнёром актёра на льду выступила известная российская фигуристка Оксана Домнина. Выступление этой пары запомнилось зрителям благодаря их номеру под музыку знаменитой «Калинки». Публику удивило, что фигуристы вышли на лёд в одном коньке. Ведущий Алексей Ягудин после номера назвал этот замысел просто гениальным. Идея принадлежала Зайцеву, а его партнёрша с радостью идею поддержала.
В начале января стало известно, что пара заняла третье место в рейтинге ледового шоу[1].
Театральные работы
Водяной — «Лесная песня» (Л. Украина) — 2012, режиссёр: Игорь Коняев и Елена Чёрная.
Пётр — «Лес» (А. Н. Островский) — 2012, режиссёр: Игорь Коняев.
2005 год — Переехав в Санкт-Петербург, поступил в известную «Макаровку» на Васильевском острове — лучший гражданский вуз, готовящий специалистов для речного и морского флота, выбрав факультет судовождения. Во время практики путешествовал по Европе и стажировался в США. Помимо учёбы активно участвовал в творческой жизни, играя в КВН. 2011 год — После успешного окончания академии направился в Ригу. Разочарованный работой на воде, не оставляющей места для творчества, начал искать возможности на берегу. Работал билетным агентом и увидел объявление о наборе актёров в Рижский Русский театр. Худрук Игорь Григорьевич Коняев не взял его в труппу, он предложил посещать его курс в академии культуры в качестве вольнослушателя. Вскоре Кирилл так увлёкся учёбой, что стал студентом, где преподавала также Елена Чёрная. 2012 год — Дебютировал на сцене Рижского Русского театра в спектаклях «Лесная песня» и «Лес» в ролях Водяного и Петра[6].
2013 год—2018 год — Работал в основном составе Рижского Русского театра, исполняя роли Максима Салютова в «Свидании хотя и состоялось, но…», Пантелея Чертопханова в «Записках охотника», Маркиза д’Орсиньи в «Комедианте Господина», Печорина в «Княжне Мери», Странника и Тотса в «Благословении любви», Сергея Петровича в «Подростке», Комбата в «Сашке», Придворного в «Двух джентльменах из Вероны», Оленя в «Снежной королеве», Эдмунда в «Короле Лире». 2014 — Завершил обучение в академии. 2015 год — Дебютировал в кино с эпизодом в российско-латвийском сериале «Квест». 2016 год — Сыграл начальника НКВД Сарму в историческом фильме «Хроника Мелании».
2017 год — Исполнил роли баскетболиста Сергея Белова и Фёдора Раскольникова в спортивной драме «Движение вверх» и мини-сериале «Троцкий». 2018 год — Дебютировал в главной роли, сыграв американского полицейского Джона Маккензи в криминальном сериале «Коп». Также снялся в роли Казимира Маковецкого в детективно-мистическом сериале «Гоголь» и продолжил работать с этим персонажем в фильме «Гоголь. Страшная месть». Воспроизвёл образ Леонида Елисеева в приключенческой картине «На Париж…». По предложению агента, пришёл на кастинг в Московский Губернский театр, после чего получил звонок от Сергея Безрукова, который предложил ему роль царя. 2018 год —2022 год — Работал приглашённым актёром в Губернском театре, исполнив роли Николая I в «Пушкине», Эраста Фандорина в «Приключениях Фандорина» и Михаила Лермонтова в «Моём Лермонтове»[6].
2019 год — Сыграл стрельца Нечая Колыванова и офицера лейб-гвардейского полка Михаила Бестужева в сериале «Годунов» и фильме «Союз Спасения». В последнем он олицетворял знаменитого декабриста, который заплатил за участие в восстании на Сенатской площади почти 30-летней каторгой в Сибири. Получил премии «Золотой орёл» и «ТЭФИ» за роли Сергея Белова и Джона Маккензи в фильмах «Движение вверх» и «Коп». 2020 год — Участвовал в съёмках полнометражных фильмов «Серебряные коньки» и «Последний богатырь: Корень зла», где исполнил второстепенные роли дворянина Аркадия Трубецкого и богатыря Финиста. Чтобы подготовиться к съёмкам в первом фильме, ему пришлось научиться кататься на коньках, что заняло 4 месяца. Также дебютировал в качестве режиссёра, сняв короткометражный фильм «Сашка. Дневник солдата», где сыграл комбата. Данная работа удостоилась множества наград в Риме, Праге, Токио, Лос-Анджелесе и Италии. В дополнение к этому, продюсировал документальную ленту своего наставника Игоря Коняева «Познавая цвет войны», посвящённую художникам, пережившим войну в детстве, где сыграл вместе с Андреем Булатовым. Основным источником дохода стала роль Льва Орлова в драматическом сериале «Эра медведей»[6].
2021 год — Снялся в фильмах «Этерна: Часть первая» и «Последний богатырь: Посланник Тьмы», сыграв Лионеля Савиньяка и Финиста-Ясного Сокола. Так же участвовал вместе с фигуристкой Оксаной Домниной в 8-м сезоне телепроекта «Ледниковый период», где тренировки длились до 8 часов в день. Пара дошла до финала и заняла 3-е место. В 2021—2022 году в инстаграме актёра была размещена ссылка на продажу билетов на моноспектакль «Мой Лермонтов» в Губернском театре, где он не только читал стихи, прозу и письма Лермонтова, но и исполнял романсы на его стихи под гитару. 2022 год — Исполнил роль Антонова в драме «Мира», сержанта Алексея Костенко в историческом фильме «Художник», а также Михаила Бестужева в драме «Союз спасения. Время гнева». Продолжает сниматься в проектах «ГДР» и «Эффект домино», которые планируются к выходу в 2023 году[6].
Награды и номинации
2019 год — Лауреат премии «Золотой орёл» в категории «Лучшая мужская роль второго плана» за исполнение роли советского баскетболиста Сергея Белова в фильме «Движение вверх».
2019 год — Номинант на премию «ТЭФИ» в категории «Лучший актёр телевизионного фильма, сериала» за роль Джона Маккензи в сериале «Коп».
2024 год — Награждён медалью имени Амет-Хана Султана (Республика Дагестан, Махачкала) «За патриотическое воспитание молодёжи» за фильм «Командир».
2024 год — Удостоен главного приза на фестивале МосФестФильм в номинации «Лучшая мужская роль» за роль в фильме «Командир»[7].
| #fff
| #ffffff
| white=_white
| {{#ifexpr:5.7418364814541 < 3.66|_wервис») // Научные и технические библиотеки. — 2020. — № 3. — С. 113—122.
Столяров Ю. Н. Библиотечное документоведение // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 5. — С. 61—72.
Столяров Ю. Н. Главный принцип — научная честность: к юбилею Маргариты Яковлевны Дворкиной // Библиотековедение. — 2021. — Т. 70, № 2. — С. 163—167.
Столяров Ю. Н. Документология: причины появления, этапы развития // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 1. — С. 15—26.
Столяров Ю. Н. Исходные постулаты документологии — всеобщей теории документа // Научные и технические библиотеки — 2021. — № 2. — С. 15—40.
Столяров Ю. Н. Международные классификации наук и образования: место библиотековедения в них // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 11. — С. 15—24.
Столяров Ю. Н. Судьба фундаментальных идей библиографоведения. К 95-летию со дня рождения О. П. Коршунова // Библиография и книговедение. — 2021. — № 1 (432). — С. 111—117.
Столяров Ю. Н. Термин «библиотечное обслуживание» в понятийном аппарате библиотековедения // Библиотековедение. — 2021. — Т. 70, № 4. — С. 352—363.
Столяров Ю. Н. Цифровой, аналоговый, электронный, виртуальный: как правильно? // Научные и технические библиотеки — 2021. — № 3. — С. 133—140.
Столяров Ю. Н. Электронное библиотековедение: сущность, дефиниция // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 7. — С. 13—32.
Столяров Ю. Н. Библиотечное фондоведение и библиографоведение: точки пересечения // Библиография и книговедение. — 2022. — № 2 (439). — С. 111—125.
Столяров Ю. Н. Документософия как философское осмысление сущности документа // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 9. — С. 127—146.
Столяров Ю. Н. Идея «проактивной библиотеки» в монографии и диссертации Р. А. Барышева как проявление дилетантизма // Библиотековедение. — 2022. — Т. 71, № 4. — С. 413—421.
Столяров Ю. Н. Искусственный интеллект и книжная библиотечная отрасль: направления разработки проблемы // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 1. — С. 17—34.
Столяров Ю. Н. Ментальный портрет Екатерины Юрьевны Гениевой // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 2. — С. 139—146.
Столяров Ю. Н. Наш уникальный научный собрат. К 80-летию Валерия Павловича Леонова // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 10. — С. 146—167.
Столяров Ю. Н. Современный проблемно-ситуационный дискурс разработки общих вопросов библиотековедения // Библиотековедение. — 2022. — Т. 71, № 2. — С. 119—128.
Столяров Ю. Н. Теория ради практики. К дискуссии об исходных основаниях документологии // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 6. — С. 131—157.
Столяров Ю. Н. Вернадский и Рубакин: общность библиокультурных интересов и менталитета // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 3. — С. 136—165.
Столяров Ю. Н. «Все для читателя» (к 160-летию со дня рождения Н. А. Рубакина) // Школьная библиотека. — 2023. — № 1. — С. 17—20.
Столяров Ю. Н. Поддержка детского чтения в разных странах мира: обзор нового издания // Библиотековедение. — 2023. — Т. 72, № 1. — С. 62—70.
Столяров Ю. Н. Владимир Иванович Вернадский как библиотечный деятель, библиограф и историк документа // Библиотековедение. — 2023. — Т. 72, № 4. — С. 333—347.
Столяров Ю. Н. Главные причины успеха профессиональной деятельности Н. А. Рубакина (к 160-летию со дня его рождения) // Вестник Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия). — 2023. — № 1 (26). — С. 65—68.
Столяров Ю. Н. Методологические предпосылки электронного (цифрового) библиотечного фондоведения // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 10. — С. 79—98.
Столяров Ю. Н. Русский интеллигент-книжник Аркадий Васильевич Соколов // Библиография и книговедение. — 2023. — № 6 (449). — С. 61—68.
Столяров Ю. Н. Книжная культура — фундамент цивилизации (памяти Аркадия Васильевича Соколова) // Обсерватория культуры. — 2024. — № 1. — С. 4-15.
Столяров Ю. Н. Аркадий Васильевич Соколов — документолог // Научные и технические библиотеки. — 2024. — № 2. — С. 15—26.
Столяров Ю. Н. Игра в слова, или Необоснованные неологизмы в библиотековедении (по поводу новой статьи Р. А. Барышева) // Библиотековедение. — 2024. — Т. 73(2). — С. 184—190.
Столяров Ю. Н. Библиотека — досуговый центр или «гуманистический оплот нации»? // Библиотековедение. — 2024. — 73(3). — С. 215—222. — URL: https://doi.org/10.25281/0869-608X-2024-73-3-215-222 (дата обращения: 21.08.2024).
Почётный профессор Челябинского государственного института культуры, 2008 год
Почётный профессор Московского государственного института культуры
Почётный библиотековед Курской области
Высшая международная медаль Международной академии информатизации «За заслуги в развитии информационного общества», 2009 год.
Нагрудный знак «За заслуги перед Орловским государственным институтом искусств и культуры», 2011 год
Золотой орден «Служение искусству» благотворительного общественного движения «Добрые люди мира»
«Румянцевская медаль» Российской государственной библиотеки, 2022 год
Личные качества
Ученики, коллеги и друзья характеризуют Юрия Николаевича Столярова как высокообразованного специалиста, истинного интеллигента, обладающего широким кругозором, глубокими знаниями, искромётным юмором, чуткой душой, доброжелательностью к людям, колоссальным трудолюбием и организованностью. Александр Сергеевич Арзуханов[2]:
«Запомнились его простота и доброжелательность в общении со студентами, умение чётко излагать и решать непростые задачи, связанные с библиотечными общими и технологическими проблемами. …Ненавязчиво прививал нам, студентам, любовь к будущей специальности, к науке. Умел вызвать и поддержать интерес аудитории к рассматриваемому вопросу, снять шуткой усталость. …Меня поражали его дар быстро и точно схватить суть исследуемого предмета и ясно сформулировать в виде конкретной научной проблемы, а также степень научного проникновения в глубину обсуждаемых вопросов. Он давал свободу поиска, но тщательно и взыскательно анализировал результаты работы. Вспоминаю, что на лекции для аспирантов, которые проводил Ю. Н. Столяров, все соискатели ходили с большим желанием. …Природа щедро наградила Ю. Н. Столярова могучим талантом и умом, которые сочетаются с высокой требовательностью и дисциплинированностью, колоссальной работоспособностью и трудолюбием. Юрий Николаевич — обаятельный человек, обладает таинственной притягательной силой. Встречи и общение с ним настраивают на работу с большей отдачей и на добрые дела»Александр Сергеевич Арзуханов
«Новаторство, блестящая эрудиция Ю.Н. Столярова, глубина познаний в самых разных областях хорошо известны аспирантам и докторантам, с которыми он щедро делится своими знаниями и идеями. Его высочайшая порядочность, интеллигентность, доброжелательность и чувство юмора покоряют каждого, кому посчастливилось быть его учеником»Наталья Николаевна Кушнаренко
«В детстве друзей было мало, были приятели. Из институтских друзей — Эдуард Рубенович Сукиасян, Ильдар Каюмович Назмутдинов, Александр Ефимович Екимцев, ставший хорошим поэтом. Ныне мои лучшие друзья и коллеги — Вячеслав Захарович Дуликов — отличный поэт и Олег Павлович Коршунов — мудрый человек. Кроме того, друзья — мои ученики, …у всех судьбы разные. Наиболее близкие — человек десять: в Харькове, Киеве, Москве, Челябинске. Считаю их своей школой».Юрий Николаевич Столяров
Память
Юрий Николаевич Столяров ушёл из жизни 22 января2024 года. Не только для библиотечной отрасли, но и российской культуры в целом, это стало огромной, невосполнимой потерей. Память о нём увековечена во многих книгах и профессиональных изданиях, библиографических указателях (Москва, 2008 ; Москва, 2024)[1][4]. Исходя из анализа контента журнала «Библиотековедение» («Советское библиотековедение») Юрий Николаевич Столяров был одним из самых авторитетных и популярных библиотечных деятелей России[5]. 28 февраля2024 года на Учёном совете Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)Научно-исследовательскому институту чтения было единогласно присвоено имя выдающегося библиотечного деятеля России Юрия Николаевича Столярова[6].
Юрий Николаевич Столяров похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве (участок 88), проход по центральной аллее. Надгробие выполнено в виде раскрытой книги.
Литература
Юрий Николаевич Столяров: биобиблиографический указатель. К 70-летию со дня рождения / ответственный редактор С. Г. Антонова; Научный центр исследований истории книжной культуры РАН при НПО "Издательство «Наука». — Москва: Наука, 2008. — 232 с.
Левин Г. Л. Живой классик библиотековедения : биобиблиография Ю. Н. Столярова (2008—2023) / Г. Л. Левин, К. М. Сухоруков // Библиография и книговедение. — 2023. — № 5 (448). — С. 97-139.
Ю. Н. Столяров: Жизнь в науке : материалы круглого стола с международным участием (Москва, 29 мая 2024 г.) / составители: Н. В. Вдовина, А. В. Николенко. — Москва : ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, 2024. — 164 с.
Юрий Николаевич Столяров. (К 60-летию со дня рождения) / Московский государственный университет культуры; научный редактор и автор вступительной статьи В. В. Скворцов. — Москва, 1998. — 54 с.
Чернобаев А. А. Столяров Юрий Николаевич // Чернобаев А. А. Историки России. Кто есть кто в изучении отечественной истории: биобиблиографический словарь. — Саратов: Летопись, 1998. — С. 345—346.
Надольская Т. В. Столяров Юрий Николаевич // Книга: энциклопедия. — Москва: Большая Российская Энциклопедия, 1999. — С. 618—619.
Столяров Юрий Николаевич // Мы всегда с тобой, наш МГУКИ, в сфере творчества, науки! Биографический справочник о преподавателях и сотрудниках университета. — Москва, 2002. — С. 39.
Гончарюк Н. Н. Учёный, педагог, учитель (к 65-летию Ю. Н. Столярова) // Кайгородские чтения: материалы научно-практической конференции (март 2003) / Н. Н. Гончарюк, Л. В. Покрышкина. — Краснодар, 2003. — С. 4-5.
Столяров Юрий Николаевич // Выпускники МГУКИ (МГБИ, МГИКа, МГУКа). — Москва, 2003. — Ч. 1. — С. 61-63.
Клапиюк В. Т. Формула успеха энциклопедиста и классика социальных коммуникаций // Соколов А. В. Ретроспектива — 70: биобиблиографический отчёт / А. В. Соколов; научный редактор С. А. Басов; Петербургское библиотечное общество. — Санкт-Петербург, 2004. — С. 337—341.
Столяров Юрий Николаевич // Кто есть кто на академическом Олимпе. К 10-летию отделения «Библиотековедение» Международной Академии информатизации при ООН: справочник / автор-составитель В. К. Клюев. — Москва, 2004. — С. 130—134.
Чернобаев А. А. Столяров Юрий Николаевич // Чернобаев А. А. Историки России XX века: Биобиблиографический словарь. Т. 2. М-Я. — Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2005. — С. 372—373.
Исследователь фондов и документов: Юрий Николаевич Столяров: 70 лет со дня рождения // 2008: Универсальный энциклопедический календарь для работников библиотек, школ и вузов, учреждений науки, любителей искусства и словесности. — Москва: Либерея-Бибинформ, 2007. — С. 437.
Надольская Т. В. Столяров Юрий Николаевич // Библиотечная энциклопедия / Российская государственная библиотека; ответственный редактор Ю. А. Гриханов. — Москва: Пашков дом, 2007. — С. 1000—1001.
Столяров Юрий Николаевич // Кто есть кто в библиотечно-информационном мире России и СНГ: справочник. В 3-х тт. / Федеральное Агентство по науке и инновациям; Государственная публичная научно-техническая библиотека России. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство ГПНТБ России, 2007. — Т. 3. С-Я. — С. 705
Юрий Николаевич Столяров: к 80-летию со дня рождения / составитель Г. В. Варганова. — Москва: РШБА, 2018. — 75 с.
Лиховид Ф. Я. Кузница библиотечных кадров. (К 40-летию МГИК) // Научные и технические библиотеки. — 1971. — № 6. — С. 41-45.
Коготков Д. Я. Юрий Николаевич Столяров: (К 50-летию со дня рождения) / Д. Я. Коготков, В. И. Терёшин // Научные и технические библиотеки. — 1988. — № 11. — С. 23-25.
Младенова М. Профессор Юрий Николаевич Столяров на 50-години // Библиотекар (София). — 1989. — № 5. — С. 46-48. — На болгар. яз.
Борисова О. Б. Научно-исследовательские коллективы в библиотековедении. Наукометрический анализ // Научные и технические библиотеки. — 1997. — № 8. — С. 7-15.
Арзуханов А. С. Ю. Н. Столяров — учитель и научный руководитель // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 79-81. — С. 23-25.
Артисевич В. А. Неутомимый учёный // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 82-86.
Горбачёва В. А. Исторический приезд выдающегося учёного в г. Уральск. (К 60-летию Ю. Н. Столярова) // Элитас (г. Уральск, Казахстан). — 1998. — 17 сент. — С. 12.
Кушнаренко Н. Н. Высокое призвание: К 60-летию со дня рождения и 30-летию творческой деятельности Ю. Н. Столярова / Н. Н. Кушнаренко, А. А. Соляник // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 51-57.
Лукашов И. В. Идентификация научных школ в библиотековедении (на примере школы Ю. В. Григорьева — Ю. Н. Столярова) // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 62-75.
Лукашов И. В. Научный портрет в библиотечном интерьере // Библиотековедение. — 1998. — № 5. — С. 10-13.
Терёшин В. И. Юрию Николаевичу Столярову — 60 лет // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 57-61.
Жданова Т. А. Программы Высших библиотечных курсов РГБ обучения для непрофессионалов // Научные и технические библиотеки. — 2000. — № 11. — С. 53-57.
Дворкина М. Я. В поиске научной истины (к 65-летию Ю. Н. Столярова) // Библиотековедение. — 2003. — № 5. — С. 78-82.
Езова С. А. О портрете библиотечного интеллигента (К 65-летию Ю. Н. Столярова) // Научные и технические библиотеки. — 2003. — № 10. — С. 46-51.
Клюев В. К. Кто есть кто на библиотековедческом Олимпе МАИ. Итоги кропотливой работы первого десятилетия: статус библиотековедения как академической науки состоялся // Библиотечная газета. — 2004. — № 13. — С. 3.
Высокие награды и звания России // Культура. — 2007. — 31 мая-6 июня. — С. 7.
Леонов В. П. Без устали, без фальши, без корысти. (К 70-летию Ю. Н. Столярова) / В. П. Леонов, А. В. Соколов // Научные и технические библиотеки. — 2008. — № 9. — С. 84-89.
Соколов А. В. Документный ресурс ноосферы. Отклик на выход в свет учебного пособия Ю. Н. Столярова «Документный ресурс» (Москва, Либерея — Бибинформ, 2009) // Научные и технические библиотеки. — 2010. — № 1. — С. 119—129.
Рубанова Т. Д. Юбилей Библиозавра: к 80-летию Юрия Николаевича Столярова // Книжная культура региона: исторический опыт и современная практика : материалы V Всероссийской (с международным участием) научной конференции (Челябинск, 15-16 ноября 2018 г.). — Челябинск : ЧГИК, 2018. — С. 197—201.
Суворова В. М. Пометки в духе Хармса. Педагогу и наставнику посвящается // Библиотека. — 2023. — № 9. — С. 50-51.
Столяров Ю. Н. «Любите науку в себе…» : [интервью] / Юрий Николаевич Столяров; беседовала Н. В. Лопатина // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. — 2023. — Вып. 5-6 (55). — URL : http://theoryofculture.ru/issues/132/ (дата обращения: 15.03.2024).
Динер Е. В. Постигая человека и учёного (к юбилею Юрия Николаевича Столярова) // Библиотековедение. — 2023. — Т. 72, № 6. — С. 533—538.
Лопатина Н. В. Девять ступеней к вершине науки. (К 85-летию Ю. Н. Столярова) / Н. В. Лопатина, Е. В. Динер // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 11. — С. 141—154.
Полтавская Е. И. Памяти Юрия Николаевича Столярова // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. — 2024. — Вып. 1 (56) (январь-февраль). — URL : http://theoryofculture.ru/issues/133/1631/ (дата обращения: 16.04.2024).
Юрий Николаевич Столяров (1938—2024) : некролог // Библиография и книговедение. — 2024. — № 1. — С. 157—158. — Подпись: В. К. Клюев.
Ушедшие живы, пока мы помним о них : [памяти Юрия Николаевича Столярова] // Школьная библиотека. — 2024. — № 2 (февраль). — С. 4. — Подпись: В. К. Клюев.
Кононова О. В. Биографические публикации Юрия Владимировича Григорьева и Юрия Николаевича Столярова: преемственность и традиции // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. — 2024. — Вып. 1 (56) (январь-февраль). — URL : http://theoryofculture.ru/issues/133/1634/ (дата обращения: 16.04.2024).
Кононова О. В. Капитан библиотечного фрегата // Библиотека. — 2024. — № 2. — С. 43-48. — (Памяти коллеги и учителя).
Кудрина Е. Б., Лопатина Н.В. Ю. Н. Столяров в истории Московского государственного института культуры // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 14-21.
Варганова Г. В., Брежнева В. В. Юрий Николаевич Столяров — выдающийся классик отечественного библиотековедения // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 22-32.
Шрайберг Я. Л. Ю. Н. Столяров — коллега, единомышленник и близкий человек // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 33-49.
Мазурицкий А. М. Ю. Н. Столяров — неуёмный исследователь // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 50-57.
Ерёменко Т. В. Юрий Николаевич Столяров: остаётся память… // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 58-69.
Клюев В. К., Захаренко М. П. Человек-маяк и Человек-причал // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 70-79.
Зупарова Л. Б. Юрий Николаевич Столяров — заведующий кафедрой Московского государственного института культуры // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 80-90.
Динер Е. В. Теория документа Ю. Н. Столярова как основа методологии современного книговедения // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 91-101.
Павличенко И. А. Юрий Николаевич Столяров — классик библиотечной науки // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 102—107.
Примечания
↑ 1,01,1Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :8 не указан текст
↑Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :3 не указан текст
↑Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :1 не указан текст
↑Ю. Н. Столяров : Жизнь в науке / сост.: Н. В. Вдовина, А. В. Николенко. — М.: ФГБУН НИЦ "Наука" РАН, 2024. — 164 с.
↑Кононова О. В. Портретная галерея эпохи: по страницам журнала "Библиотековедение" (1952-2021) // Библиотековедение : научный журнал. — 2023. — Т. 72, № 2. — С. 143—154.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!