Елисеев, Василий Михайлович

Эта статья прошла проверку экспертом


Василий Михайлович Елисеев
Портрет
Дата рождения 4 (22) марта 1915(1915-03-22)
Место рождения Колпино, Царскосельский уезд, Петроградская губерния, Российская империя
Дата смерти 26 августа 1977(1977-08-26) (62 года)
Место смерти Санкт-Петербург
РСФСР, СССР
Награды и премии

Васи́лий Миха́йлович Елисе́ев (22 марта (4 апреля1915, Колпино, Царскосельский уезд, Петроградская губерния, Российская империя — 26 августа 1977, Санкт-Петербург, РСФСР, СССР) — паровозный машинист депо Ленинград-Финляндский паровозной колонны Народного комиссариата путей сообщения СССР № 48. Участник советско-финской, Великой Отечественной войн. Герой Социалистического Труда (1943). Награждён орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот»[1][2].

Биография

Василий Михайлович Елисеев родился 22 марта (4 апреля1915 года года в городе Колпино Царскосельского уезда Петроградской губернии (по состоянию на 2025 год — Санкт-Петербург). В 1928 году окончил обучение в шести классах общеобразовательной школы и продолжил образование в Архангельской школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В 1930 году получил специальность и начал трудовую деятельность в качестве машиниста на пароходе. С 1932 года перешёл на работу слесарем и машинистом паровоза в Няндоме на Северных железных дорогах[2].

В период с 1938 по 1940 годы Василий Елисеев проходил службу в рядах Рабоче-крестьянской Красной Армии. Участник советско-финской войны с 1939 по1940 годы. Служил в должности машиниста бронепоезда, переведён в стрелковую часть пулемётчиком. В 1940 году продолжил карьеру машиниста паровоза, служил в депо Ленинград-Финляндский Октябрьской железной дороги. В 1941 году Великая Отечественная война застала Василия Елисеева на Карельском перешейке[3].

С первых дней боевых действий бригада, в которой работал Василий Михайлович, под ударами вражеской авиации выполняла перевозки поездов на участке Ладожское озеро — Ленинград (по состоянию на 2025 год — Санкт-Петербург). Машинисты, их помощники и кочегары добровольцами уходили на фронт. Оставшиеся члены локомотивных бригад трудились в круглосуточном режиме. По сложившимся обстоятельствам бригада Василия Елисеева оставалась на рабочем посту до 56 часов. Они доставляли торф для ТЭЦ-5, единственной электростанции, работавшей в блокадном Ленинграде. Бригада Василия Елисеева под бомбёжками обеспечивала стабильную работу паровоза в самый трудный период блокады Ленинграда. После прорыва блокады города следующим этапом боевого пути стал маршрут, известный как «Коридор смерти». Василий Михайлович работал на Шлиссельбургской трассе в составе 48-й паровозной колонны особого резерва Народного комиссариата путей сообщения СССР (январь 1943 год)[4][2].

«Серьёзные специалисты, они были беззаветно преданы своему делу, невзирая ни на время, ни на личные обстоятельства. Отличительные черты представителей того поколения – ответственность, патриотизм, вера в Победу»

— Дочь Василия Михайловича Елисеева – Елена Елисеева ( статья «Это кажется немыслимым» в газете «Гудок» № 14 (3) от 27.01.2023)

После разгрома врага под Шлиссельбургом Василий Елисеев выполнял доставку грузов на «Дороге Победы» по открытой местности между Шлиссельбургом и железнодорожной станцией Поляна участка Мга-Волховстрой в периметре четырёх-шести километров от линии фронта. Тяжёлый профиль железнодорожного состава, открытый для противника план железной дороги требовали искусства как в управлении, так и в отоплении паровоза — пламы огня из трубы и искры не должны были обнаруживать местонахождения передвигающегося состава. Применяли метод «каравана», отправляя поезда в ночное время друг за другом с интервалом 5—10 минут. Весной майские ночи стали короткими и Павел Елисеев предложил использование эффекта неожиданности для противника — лично повёл первый поезд в дневное время. Поезда нередко доставляли груз под артиллерийскую дуэль орудий гитлеровской и Красной Армии[2].

«Это была трасса массового героизма и мужества железнодорожников. Замечательные люди были в колонне. Не только трус, а просто робкий человек здесь не выдержал бы. Кроме героизма от людей требовались мастерство, внимание, собранность, иногда просто находчивость»

— Саламбеков Б. К., Герой Социалистического Труда, начальник Октябрьской железной дороги Народного комиссариата путей сообщения СССР, генерал-директор тяги II ранга — в воспоминаниях о Шлиссельбургских боях

За выдающиеся заслуги в обеспечении перевозок для нужд фронта и народного хозяйства, а также за значительные достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в сложных военных условиях Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года Василий Михайлович Елисеев удостоен звания Героя Социалистического Труда, ему вручены орден Ленина и золотая медаль «Серп и Молот». В 1944 году Василий Михайлович получил звание техника-лейтенанта тяги[2][5].

После войны Василий Михайлович Елисеев окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, где изучал сначала паровозное, а затем тепловозное дело. Работал начальником в локомотивных депо Ленинград-Финляндский и последние годы в Ленинград-пассажирский-Московский[5].

Василий Михайлович Елисеев умер 26 августа 1977 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Ленинграде (по состоянию на 2025 год — Санкт-Петербурге)[3].

Награды и звания

Память

Примечания

  1. 1,0 1,1 Герой Социалистического труда Василий Елисеев. Псковская областная универсальная научная библиотека имени Валентина Яковлевича Курбатова. Дата обращения: 5 июня 2025.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 Каргапольцев С. Елисеев Василий Михайлович. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 30 мая 2025.
  3. 3,0 3,1 Елисеева Н. Елисеев Василий Михайлович. Бессмертный полк (5 мая 2020). Дата обращения: 5 июня 2025.
  4. Александрова Н. Это кажется немыслимым // Издательский дом «Гудок» : газета. — 2023. — 27 января (№ 14 (3)).
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Герои Социалистического Труда военных лет. 1941—1945 / Заячковский М., Попыщикова А.. — М.: Профиздат, 2001. — С. 120. — 279 с. — ISBN 5-255-01358-7.
  6. Максимова А. Знать и помнить. Издательский дом «Гудок» (8 ноября 2008). Дата обращения: 5 июня 2025.

Ссылки