Елисеев, Василий Михайлович
| Василий Михайлович Елисеев | |
|---|---|
![]() | |
| Дата рождения | 4 (22) марта 1915 |
| Место рождения | Колпино, Царскосельский уезд, Петроградская губерния, Российская империя |
| Дата смерти | 26 августа 1977 (62 года) |
| Место смерти |
Санкт-Петербург РСФСР, СССР |
| Награды и премии | |
Васи́лий Миха́йлович Елисе́ев (22 марта (4 апреля) 1915, Колпино, Царскосельский уезд, Петроградская губерния, Российская империя — 26 августа 1977, Санкт-Петербург, РСФСР, СССР) — паровозный машинист депо Ленинград-Финляндский паровозной колонны Народного комиссариата путей сообщения СССР № 48. Участник советско-финской, Великой Отечественной войн. Герой Социалистического Труда (1943). Награждён орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот»[1][2].
Биография
Василий Михайлович Елисеев родился 22 марта (4 апреля) 1915 года года в городе Колпино Царскосельского уезда Петроградской губернии (по состоянию на 2025 год — Санкт-Петербург). В 1928 году окончил обучение в шести классах общеобразовательной школы и продолжил образование в Архангельской школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В 1930 году получил специальность и начал трудовую деятельность в качестве машиниста на пароходе. С 1932 года перешёл на работу слесарем и машинистом паровоза в Няндоме на Северных железных дорогах[2].
В период с 1938 по 1940 годы Василий Елисеев проходил службу в рядах Рабоче-крестьянской Красной Армии. Участник советско-финской войны с 1939 по1940 годы. Служил в должности машиниста бронепоезда, переведён в стрелковую часть пулемётчиком. В 1940 году продолжил карьеру машиниста паровоза, служил в депо Ленинград-Финляндский Октябрьской железной дороги. В 1941 году Великая Отечественная война застала Василия Елисеева на Карельском перешейке[3].
С первых дней боевых действий бригада, в которой работал Василий Михайлович, под ударами вражеской авиации выполняла перевозки поездов на участке Ладожское озеро — Ленинград (по состоянию на 2025 год — Санкт-Петербург). Машинисты, их помощники и кочегары добровольцами уходили на фронт. Оставшиеся члены локомотивных бригад трудились в круглосуточном режиме. По сложившимся обстоятельствам бригада Василия Елисеева оставалась на рабочем посту до 56 часов. Они доставляли торф для ТЭЦ-5, единственной электростанции, работавшей в блокадном Ленинграде. Бригада Василия Елисеева под бомбёжками обеспечивала стабильную работу паровоза в самый трудный период блокады Ленинграда. После прорыва блокады города следующим этапом боевого пути стал маршрут, известный как «Коридор смерти». Василий Михайлович работал на Шлиссельбургской трассе в составе 48-й паровозной колонны особого резерва Народного комиссариата путей сообщения СССР (январь 1943 год)[4][2].
«Серьёзные специалисты, они были беззаветно преданы своему делу, невзирая ни на время, ни на личные обстоятельства. Отличительные черты представителей того поколения – ответственность, патриотизм, вера в Победу»— Дочь Василия Михайловича Елисеева – Елена Елисеева ( статья «Это кажется немыслимым» в газете «Гудок» № 14 (3) от 27.01.2023)
После разгрома врага под Шлиссельбургом Василий Елисеев выполнял доставку грузов на «Дороге Победы» по открытой местности между Шлиссельбургом и железнодорожной станцией Поляна участка Мга-Волховстрой в периметре четырёх-шести километров от линии фронта. Тяжёлый профиль железнодорожного состава, открытый для противника план железной дороги требовали искусства как в управлении, так и в отоплении паровоза — пламы огня из трубы и искры не должны были обнаруживать местонахождения передвигающегося состава. Применяли метод «каравана», отправляя поезда в ночное время друг за другом с интервалом 5—10 минут. Весной майские ночи стали короткими и Павел Елисеев предложил использование эффекта неожиданности для противника — лично повёл первый поезд в дневное время. Поезда нередко доставляли груз под артиллерийскую дуэль орудий гитлеровской и Красной Армии[2].
«Это была трасса массового героизма и мужества железнодорожников. Замечательные люди были в колонне. Не только трус, а просто робкий человек здесь не выдержал бы. Кроме героизма от людей требовались мастерство, внимание, собранность, иногда просто находчивость»— Саламбеков Б. К., Герой Социалистического Труда, начальник Октябрьской железной дороги Народного комиссариата путей сообщения СССР, генерал-директор тяги II ранга — в воспоминаниях о Шлиссельбургских боях
За выдающиеся заслуги в обеспечении перевозок для нужд фронта и народного хозяйства, а также за значительные достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в сложных военных условиях Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года Василий Михайлович Елисеев удостоен звания Героя Социалистического Труда, ему вручены орден Ленина и золотая медаль «Серп и Молот». В 1944 году Василий Михайлович получил звание техника-лейтенанта тяги[2][5].
После войны Василий Михайлович Елисеев окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, где изучал сначала паровозное, а затем тепловозное дело. Работал начальником в локомотивных депо Ленинград-Финляндский и последние годы в Ленинград-пассажирский-Московский[5].
Василий Михайлович Елисеев умер 26 августа 1977 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Ленинграде (по состоянию на 2025 год — Санкт-Петербурге)[3].
Награды и звания
- Герой Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и Молот» (5 ноября 1943 год)[2]
- Орден Ленина (21 июля 1942 год)[2][5].
- Орден Трудового Красного Знамени (4 мая 1971 года)[2]
- Медаль «За трудовое отличие» (31 июля 1954 года)[2].
- Серебряная медаль ВДНХ[2]
- Знак «Почётный железнодорожник» (два знака)[2].
Память
- Памятник и мемориальная доска установлены на станции Ладожское Озеро — легендарный паровоз Эш № 4375, на котором Василий Михайлович Елисеев доставлял топливо в блокадный Ленинград[5][1].
- Мемориальная доска на административном здании локомотивного депо «Санкт-Петербург—пассажирский—Московский» — знак увековечения памяти о своём бывшем начальнике Василии Михайловиче Елисееве[6].
- Надгробный памятник установлен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге[2].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Герой Социалистического труда Василий Елисеев. Псковская областная универсальная научная библиотека имени Валентина Яковлевича Курбатова. Дата обращения: 5 июня 2025.
- ↑ 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 Каргапольцев С. Елисеев Василий Михайлович. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 30 мая 2025.
- ↑ 3,0 3,1 Елисеева Н. Елисеев Василий Михайлович. Бессмертный полк (5 мая 2020). Дата обращения: 5 июня 2025.
- ↑ Александрова Н. Это кажется немыслимым // Издательский дом «Гудок» : газета. — 2023. — 27 января (№ 14 (3)).
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Герои Социалистического Труда военных лет. 1941—1945 / Заячковский М., Попыщикова А.. — М.: Профиздат, 2001. — С. 120. — 279 с. — ISBN 5-255-01358-7.
- ↑ Максимова А. Знать и помнить. Издательский дом «Гудок» (8 ноября 2008). Дата обращения: 5 июня 2025.
Ссылки
Елисеев, Василий Михайлович. Сайт «Герои страны».
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 22 марта
- Родившиеся в 1915 году
- Родившиеся в Царскосельском уезде
- Умершие 26 августа
- Умершие в 1977 году
- Умершие в Санкт-Петербурге
- Герои Социалистического Труда
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Награждённые медалью «За трудовое отличие»
- Награждённые серебряной медалью ВДНХ
- Почётные железнодорожники
- Участники Великой Отечественной войны по алфавиту
- Участники советско-финляндской войны (1939—1940)
- Участники обороны Ленинграда
- Санкт-Петербург
- Железнодорожники Великой Отечественной войны
- Проверенная статья
