Северная железная дорога
Северная ордена Трудового Красного Знамени железная дорога | |
---|---|
Полное название | Филиал ОАО «РЖД» — Северная железная дорога |
Годы работы | с 15 мая 1953 |
Страна |
СССР → Россия |
Город управления | Ярославль |
Состояние | действующая |
Подчинение | ОАО «Российские железные дороги» |
Телеграфный код | СЕВ |
Числовой код | 28 |
Протяжённость | 5956 км |
Сайт | http://www.szd.rzd.ru/ |
Награды | |
Глава | Сайбаталов Рашид Фердаусович (с 28 февраля 2022 года)[1] |
Се́верная желе́зная доро́га (СЖД) — один из 16 территориальных филиалов ОАО «Российские железные дороги», включающий часть железнодорожной сети страны, располагающийся преимущественно на севере и северо-востоке Европейской части России[2].
География
Климат
Северная железная дорога проходит через малонаселённый регион с суровым климатом. В основном она пролегает через таёжные леса. В северо-восточной части региона условия ещё более жёсткие — это тундра Заполярья с неблагоприятными погодными условиями, такими как снегопады, метели, ветра и морозы. Для лесной зоны характерно тёплое лето и умеренно морозная зима. В Заполярье лето тёплое, а зимы холодные и суровые с длительными морозами. Лето наступает поздно.
Потепление климата смягчает условия, но увеличивает риск проседания грунтов из-за таяния вечной мерзлоты. На самом длинном мосту Заполярья, где проходит железная дорога, установлена система подморозки для снижения риска просадки. Дальнейшее потепление может усугубить эту проблему[3].
Территория функционирования
Железная дорога проходит по территории Архангельской, Ивановской, Кировской, Костромской, Вологодской, Ярославской, Владимирской областей и Республики Коми, а также по небольшой части Тюменской области (Ямало-Ненецкого автономного округа) (на участке ветки Чум — Лабытнанги, начиная от станции Полярный Урал) и небольшой части Тверской области (участок от Сонкова до Пищалкина). Управление находится в городе Ярославле[4].
Дорога граничит с Московской (станции Александров-1 и Бельково), Октябрьской (станции Маленьга, Сонково и Кошта на территории Череповца) и Горьковской (станции Свеча, Новки I, Сусоловка) железными дорогами.
Совокупная длина железнодорожных путей — 5956 километров.
История
Первый участок Северной железной дороги — от станции Новки (ныне Камешковский район Владимирской области) через Шую до Иваново — построен в 1868 году обществом Шуйско-Ивановской железной дороги. Участок Александров — Ярославль — Вологда (однопутный, узкоколейный (1067 мм) на участке Ярославль — Вологда, без моста через Волгу в Ярославле, мост построен в 1913 году, тогда же перешили на широкую колею введён в эксплуатацию в 1870—1872 годах обществом Московско-Ярославской железной дороги, тогда же построены линии Рыбинск — Сонково (без моста через Волгу) и Иваново — Кинешма[5].
В 1898 году предпринимателем Саввой Мамонтовым была построена узкоколейная однопутная железная дорога Вологда — Архангельск, которая в 1915 году была перешита на стандартную колею шириной 1520 миллиметров.
Комплекс первоначальных построек Вологодско-Архангельской линии Северной железной дороги, состоящей из 19 станций, был разработан архитектором Л. Н. Кекушевым совместно с И. А. Ивановым-Шицем. Финансирование проекта осуществлялось С. И. Мамонтовым.
Строительство велось с 1894 по 1900 год. Была выбрана самая короткая трасса длиной 639 километров, проходящая через труднопроходимые участки, такие как болота, леса и реки, в обход населённых пунктов. Это оказало влияние на развитие регионов и формирование новой структуры расселения, включая новые железнодорожные станции и дороги.
Вся инфраструктура железной дороги была построена как единое архитектурное целое из отдельных комплексов станций и путевых построек. Использование типовых проектов могло бы привести к монотонности и скучности, но тщательно разработанные проекты предотвратили это[2].
В 1900 году все железнодорожные линии были выкуплены государством. В 1905 году была введена в эксплуатацию линия Обухово — Череповец — Вологда, а в 1906 году — линия Вологда — Вятка. С 1 января 1907 года все эти линии перешли под управление Северных железных дорог.
После революции 1905—1907 годов были ужесточены правила приёма в железнодорожную полицию, а также учреждены курсы машинистов для обеспечения безопасности движения поездов[6].
В период Гражданской войны Северные железные дороги стали ареной боевых действий, в которых участвовали представители различных противоборствующих сил. Для обеспечения обороны железных дорог было достаточно двух полков пехоты и артиллерии.
Генерал Е. К. Миллер полагал, что десант из Архангельска в Москву может быть направлен только через Вологду и Ярославль. Представитель Совнаркома А. В. Луначарский утверждал, что захват Ярославля может нанести серьёзный удар по Республике из-за разрыва путей сообщения.
Белое движение стремилось захватить Архангельск, Вологду и Ярославль. В 1918 году возникла угроза интервенции Антанты в Архангельске. Англичане, французы и американцы вывезли сотни тысяч пудов грузов, причинив ущерб более чем на один миллиард золотых рублей. Совнарком направил «Советскую ревизию» народного комиссара М. С. Кедрова, которая эвакуировала грузы и вывезла оружие. М. С. Кедров не смог добраться до Архангельска из-за белогвардейского переворота, но железнодорожники под руководством А. Х. Артузова сожгли мост, перекрыв путь интервентам на Вологду. М. С. Кедров ввёл осадное положение в Сухоне, Котласе, Вологде и на железных дорогах, назначил командующего А. И. Геккера и создал Северо-Восточный участок отрядов завесы из 9 тысяч бойцов. В. И. Ленин требовал регулярной информации о ситуации на фронте. 15 сентября Реввоенсовет создал Северный фронт с 6-й армией для предотвращения соединения белых войск. Осенью 1918 года из Ярославской губернии было направлено около 2500 человек.
В январе 1919 года 162-й Красноборский полк 18-й стрелковой дивизии потерял половину личного состава в ходе Шенкурской операции. В феврале 1919 года штаб Западного фронта был переведён в Старую Руссу для обороны Петрограда. В 1920 году 6-я армия освободила Архангельск, Онегу, Пинегу и Мурманск.
Северные железные дороги стали центром борьбы с эпидемиями тифа и холеры из-за антисанитарных условий. Ярославская губернская чрезвычайная комиссия открыла железнодорожную больницу, организовала карантинные бараки, бани, прачечные и дезинфекционные камеры, а также санитарные вагоны.
В Ярославских мастерских была введена узкая специализация на ремонте паровозов, но не хватало специалистов и времени. Для решения проблемы проводились коммунистические субботники.
Рабочие станции Всполье перечисляли однодневный заработок в фонд помощи Красной Армии и трудились по 9 часов ежедневно и по 3 часа в воскресенье, мотивируя это необходимостью восстановления железнодорожного хозяйства. Рабочие Рыбинского завода «Феникс» отремонтировали вагоны и паровоз для первого маршрутного поезда в Сибирь за продовольствием. В «Неделю фронта» в декабре 1919 года в субботниках участвовало более 650 тысяч человек, было отремонтировано 130 паровозов и 1150 вагонов.
Северные железные дороги сыграли важную роль в обеспечении успешной деятельности Красной Армии, преодолении разрухи и восстановлении экономики страны…[7].
В течение 1929—1932 годов электрифицирован участок Москва — Загорск. В 1936 году Северные железные дороги были разделены на Северную (управление в Вологде) и Ярославскую железные дороги. В 1937—1941 годах построена Печорская железная дорога от Коноши до Воркуты.
В годы Великой Отечественной войны железные дороги в Ярославской и Северной областях играли важную роль в обеспечении военных действий. На Северной железной дороге были сформированы паровозные колонны для доставки боеприпасов, а на Ярославской железной дороге — 9 военно-санитарных поездов, 9 вагонов-пекарен и 5 паровозно-ремонтных колонн для восстановления паровозов. Оккупация Донбасса привела к дефициту угля, особенно в зимний период 1942 года, когда сотни паровозов остановились. Для решения проблем в феврале 1942 года был создан Транспортный комитет под руководством И. В. Сталина. Совнарком и ЦК ВКП(б) повысили зарплату железнодорожникам, а в апреле 1943 года ввели военное положение и ответственность по законам военного времени. Несмотря на трудности, продолжалось новое строительство: реконструкция путей, строительство депо и новых пунктов водоснабжения. Было построено около 40 километров нового пути в обход территорий, затапливаемых водами Рыбинского водохранилища.
Строительство Печорской железной дороги, планировавшееся завершить в 1945 году, ускорили. В конце 1942 года дорога протяжённостью более 1500 километров была сдана в эксплуатацию. Летом 1943 года на дороге был уничтожен вражеский десант[8].
Весной 1942 года начала действовать Дорога жизни, по которой в блокадный Ленинград доставлялось продовольствие и эвакуировались дети. Ключевыми пунктами были станции Сонково, Волховстрой, Тихвин, Череповец, Рыбинск, Всполье. Станция Сонково подвергалась атакам авиации, но уцелела. Для увеличения грузопотока были построены линии Будогощь — Тихвин, Кабожа — Подборовье, Любытино — Небольчи. В январе 1943 года началось строительство железной дороги Шлиссельбург — Поляны, которое завершили за две недели. По дороге проходило до 25 поездов в сутки, а в 1943 году было доставлено около 4,5 миллионов тонн грузов, в том числе более 600 тысяч тонн продовольствия[9][10].
В 1953 году Северная и Ярославская железные дороги объединены в Северную железную дорогу. 14 июля 1959 года присоединена Печорская железная дорога, а Московско-Ярославское отделение дороги передано Московской железной дороге.
В 1960 годы увеличилась её пропускная способность за счёт ввода в эксплуатацию новых железнодорожных линий (Кострома — Галич, Микунь — Сыктывкар, и др.), постройки вторых путей на Печерском направлении, сооружение крупнейшего в Европе железнодорожно-автомобильного моста через Сев. Двину (1958—1964 годы), развития железнодорожных узлов и крупных станций (Ярославль-Главный, Вологда, Иваново). Северная железная дорога в 1968 году была награждена орденом Трудового Красного Знамени.
В 1997 году на дороге укрупнены отделения: Ивановское включено в состав Ярославского, Буйское — в состав Вологодского[6].
Структура
До 30 сентября 2010 года в состав дороги входили следующие подразделения: Архангельское, Буйское, Вологодское, Сольвычегодское, Сосногорское (ранее Воркутинский филиал был частью Воркутинского отделения), Ярославское.
С 1 октября 2010 года были сформированы пять регионов: Архангельский, Вологодский, Сольвычегодский, Сосногорский и Ярославский[11].
Руководители
Волков Владимир Николаевич — начальник Северных железных дорог до февраля 1913 года.
Марков Малентий феодосьевич — начальник Северных железных дорог в 1913 — 1916 годах.
Малевинский Петр Александрович — начальник Северных железных дорог с декабря 1915 по май 1916 года.
Богашев Степан Михайлович — начальник Северных железных дорог в 1916 году.
Шмит Вадим Петрович — начальник Северных железных дорог в 1916 — 1917 годах.
Голев Василий Дмитриевич — начальник Северных железных дорог в июне-августе 1917 года
Поздеев Василий Петрович — директор Северных железных дорог с февраля 1918 по февраль 1919 года.
Шушков Петр Сергеевич — машинист, комиссар Северных железных дорог с феврале 1919 по март 1920 года.
Лунев Кузьма Семёнович — начальник Северных железных дорог с апреля 1921 по май 1927 года.
Правдин Александр Георгиевич — уполномоченный Наркомата путей сообщения председатель правления Северных железных дорог в 1922 — 1925 годах.
Синев Григорий Авраамович — директор Северных железных дорог в 1932 — 1933 годах.
Амосов Алексей Мефодьевич — начальник Северных железных дорог в 1933 — 1936 годах.
Винокуров Василий Васильевич — начальник Северных железных дорог с января 1936 по май 1936 года.
Федан Василий Павлович — начальник Северной железной дороги с мая 1936 по сентябрь 1937 года.
Сущенко Леонид Григорьевич — начальник Северной железной дороги с сентября 1937 по октябрь 1940 года.
Егоров Михаил Михайлович — начальник Ярославской железной дороги с марта 1937 по ноябрь 1937 года.
Груничев Николай Александрович — начальник Северной железной дороги с октября 1940 по мае 1944 года.
Агабеков Арам Давидович — начальник Ярославской железной дороги в 1942 — 1945 годах.
Колпаков Иван Васильевич — начальник Северной железной дороги с сентября 1944 года по февраль 1952 года.
Вороничев Михаил Парамонович — начальник Ярославской железной дороги с апреля 1945 года по март 1951 года.
Овсянников Виктор Николаевич — начальник Ярославской железной дороги в 1951 — 1953 годах.
Скалин Михаил Иванович — начальник Северной железной дороги с февраля 1952 года по май 1953 года.
Петров Николай Иванович — начальник Северо-Печорской железной дороги в 1942—1943 годах.
Малькевич Леонид Петрович — начальник Северо-Печорской железной дороги с мая 1944 по сентябрь 1944 года.
Кузнецов Андрей Григорьевич — начальник Северо-Печорской дороги в 1944 — 1947 годах.
Чередник И. Т. — начальник Печорской железной дороги 1947 — 1949 годы.
Шевченко Г. Н. — начальник Печорской железной дороги в 1949 — 1951 годах.
Быков Константин Петрович — начальник Печорской железной дороги в 1951 — 1959 годах.
Маслюк Игнатий Михайлович — начальник Северной железной дороги с декабря 1955 по сентябрь 1972 года.
Шулешко Фёдор Иосифович — начальник Северной железной дороги с сентября 1972 по февраль 1977 года.
Швайченков Николай Васильевич — начальник Северной железной дороги с марта 1977 по июль 1983 года.
Предыбайлов Виталий Митрофанович — начальник Северной железной дороги с июня 1983 по январь 2000 года.
Петров Владимир Яковлевич — начальник Северной железной дороги с января 2000 по сентябрь 2002 года.
Билоха Василий Александрович — начальник Северной железной дороги с сентября 2002 по май 2015 года.
Кобзев Сергей Алексеевич — начальник Северной железной дороги с июня 2015 по май 2017 года.
Танаев Валерий Фаритович — начальник Северной железной дороги с мая 2017 года по февраль 2022 года.
Сайбаталов Рашид Фердаусович — начальник Северной железной дороги с февраля 2022 года по настоящее время[12].
Достопримечательности
В соответствии с распоряжением Министерства путей сообщения от 16 февраля 1999 года №Б-167у «О создании передвижных вагонов-музеев» и приказом начальника дороги № 155/Н от 16 августа 1999 года, 2 августа 2002 года состоялось торжественное открытие вагона-музея истории Северной железной дороги. Это событие позволило жителям даже самых отдалённых станций Северной железной дороги познакомиться с историей своего региона[13].
Примечание
- ↑ Сайт РЖД . Дата обращения: 16 декабря 2023.
- ↑ 2,0 2,1 Туровская К. А. Развитие туристического потенциала территории Вологодско - Архангельской линии северной железной дороги // Инновационные подходы в решении научных проблем. — 2019. — С. 302—306.
- ↑ Северная железная дорога: особенности, природные условия . SYL.ruт. Дата обращения: 16 ноября 2024.
- ↑ Постановление Совета Министров СССР № 1263 от 14.05.1953 г.
- ↑ Лебедев А. В. Сооружение Архангельской линии Северной железной дороги и её влияние на регионы европейского севера России // История и перспективы развития транспорта на севере России. — 2018. — № 1. — С. 7—11.
- ↑ 6,0 6,1 Смирнов Я. А. Северная железная дорога в первой российской революции 1905-1907 гг / Я. А. Смирнов // . – 2019. – № 1. – С. 34-39. – EDN LWDIAL. // История и перспективы развития транспорта на севере России. — 2019. — № 1. — С. 34—39.
- ↑ Рязанцев Н. П. Северные железные дороги в годы гражданской войны и интервенции // История и перспективы развития транспорта на севере России. — 2019. — № 1. — С. 30—34.
- ↑ Шептяков Н. В. Снегозащита северного хода сети железных дорог (Печорская, Северная магистрали) в середине XX века // Проблемы развития транспортной инфраструктуры северных территорий : Материалы 2-й всероссийской научно-практической конференции. — 2017. — Вып. 2. — С. 208—219.
- ↑ Рязанцев Н. П. Ярославская и Северная железные дороги на заключительном этапе Великой Отечественной войны // История и перспективы развития транспорта на севере России. — 2010. — № 1. — С. 27—31.
- ↑ Нефедова М. Н. Ярославская и Северная железные дороги - транспортный коридор тыла (1941-1945) // История и перспективы развития транспорта на севере России. — 2020. — № 1. — С. 32—36.
- ↑ 11 лет исполнилось со дня создания ОАО «Российские железные дороги» . Сетевое издание «Двина-Информ». Дата обращения: 16 ноября 2024.
- ↑ Начальники Северной железной дороги . Северная железная дорога. Дата обращения: 16 ноября 2024.
- ↑ Музеи СЖД . Северная железная дорога. Дата обращения: 16 ноября 2024.
Литература
- Кузнецова В. В. В пути со временем / В. Кузнецова; [под ред. Б. Н. Терентьева, В. В. Куприянова, Я. А. Золотарева, В. В. Котова]. — Рыбинск : Михайлов посад, 2002. — 208 с.
- Северная железная дорога : [фотоальбом] / сост. А. Мельцер. — Ярославль : Рико Экспресс, 2003. — 30 с.
- Железные дороги войны : [очерки о железнодорожниках] / сост.: В. Н. Авилов и [и др.]. — М. : Вече, 2005. — 351 с.
- Ярославский вагоноремонтный завод, [1872 — 2006 / вступ. ст. Б. Н. Терентьева]. — Ярославль : [б. и., 2006]. — 10, [1] с.
- Рязанцев Н. П. Северная железная дорога в новейшей истории России (От Первой мировой войны до начала XXI века) : [монография] / Н. П. Рязанцев. — Ярославль, 2012. — 219 с.
- Рязанцев Н. П. История Северной железной дороги (XX — начало XXI вв.) : [учеб. пособие для студентов трансп. вузов] / Н. П. Рязанцев. — Ярославль : Канцлер, 2013. — 192 с.
- Рязанцев Н. П. История Северной железной дороги (середина XIX — начало XXI вв.) : [учеб. пособие] / Н. П. Рязанцев ; Федер. агентство железнодорж. транспорта, Моск. гос. ун-т путей сообщения, Рос. открытая акад. транспорта. — Ярославль : Канцлер, 2014. — 227 с.
- Ярославский вагоноремонтный завод: 145 лет пути : [фотоальбом] / [гл. ред. В. Горошников; авт.-сост. Е. Микульская]. — Рыбинск : Медиарост, 2017. — 117, [2] с.
- Иерусалимский Ю. Ю. (доктор исторических наук, профессор). У истоков строительства Северной железной дороги / Ю. Ю . Иерусалимский, А. В. Лебедев // Век нынешний, век минувший…: исторический альманах. Вып. 7. — Ярославль, 2008. — С. 46-52.
- Ярославль-Главный // Юбилейный календарь «Каждый день — событие» , 2010 год. Древний город, устремленный в будущее. — Ярославль, 2009. — С. 92.
- Колодин Н. Главные ворота города / Николай Колодин // Город древний. Т. 3. Ярославль: здания, люди, легенды. — Ярославль, 2014. — С. 446—448.
- Колодин Н. Для поездов и экипажей / Николай Колодин // Город древний. Т. 1. Набережные Ярославля. — Ярославль, 2014. — С. 334—335.
- Колодин, Н. «Наш паровоз, вперед лети…» / Николай Колодин // Город древний. Т. 4. Ярославль: здания, люди, легенды. — Ярославль, 2014. — С. 261—265.
- Колодин, Н. «Стильное сооружение» / Николай Колодин // Город древний. Т. 1. Набережные Ярославля. — Ярославль, 2014. — С. 338—341.
- 150-летие основания (07.06.1868) Северной железной дороги : июнь // Ярославский календарь на 2018 год. — Ярославль, 2017. — С. 52-55. — Библиогр.: с. 55
- Лобашова Н. В. Путь к Победе / Н. В. Лобашова // Железнодорожный транспорт. — 2015. — № 5. — С. 66-70.
- Соловьева Л."Женщина — на паровоз!" / Любовь Соловьева // Всей семьѐй. — 2015. — № 5. — С. 36-37.
- Лебедева О. Ю. Статистика российских железных дорог на полках библиотеки / О. Ю. Лебедева // Железнодорожный транспорт. — 2015. — № 7. — С. 70-72.
- Зеленская, Ю. Н. «Это могли сделать только русские!»: строительство Сорокско-Обозерской железнодорожной линии, которая в годы Великой Отечественной войны стала «дорогой жизни» Севера / Ю. Н. Зеленская // Военно-исторический журнал. — 2015. — № 8. — С. 23-28.
- Лебедев А. В. (кандидат исторических наук; доцент кафедры отечественной средневековой и новой истории). Массовые политические репрессии 1937—1938 годов на железнодорожном транспорте СССР: по материалам Ярославской железной дороги / Лебедев Антон Вячеславович; худож. Кудреватый М. Г. // История в подробностях. — 2015. — № 8 (62). — С. 64-73.
- Парамонов В. Н. (доктор исторических наук; профессор кафедры истории и философии науки). Котлас — Кожва: опыт железнодорожного строительства в условиях Севера [Текст] / Парамонов Вячеслав Николаевич; худож. Рылов А. А., Митюшев П. М. // История в подробностях. — 2015. — № 8 (62). — С. 56-63.
- От Москвы до Сеула // Клепа. — 2015. — № 11. — С. 16.
- Савичев, В. «Архангельская тога» Саввы Мамонтова / подготовил Владимир Савичев // Северная магистраль. — 2016. — 21 октября (№ 61). — С. 3.
- Янин И. Наш брат-путеец / Игорь Янин // Наш современник. — 2016. — № 12. — С. 227—252.