Дикция
Ди́кция (от лат. dictio — произношение) — это способность чётко произносить звуки в соответствии с фонетическими правилами языка, важнейшая характеристика разговорной культуры, а также вокальной речи[1]. Сценическая речь представляет собой одно из наиболее значимых средств актёрской выразительности, в котором дикция играет важную роль[2].
Одна из важнейших сторон культуры речи — хорошая дикция. Она определяет разборчивость речи и понимание другими людьми. Дикция — профессионально значимый навык педагога, поэтому ей уделяется большое внимание как при постановке произношения, так и при его коррекции в условиях продвинутого этапа обучения[3].
Истоки
В Древней Греции ораторское искусство было ярким и почётным занятием. Тот, кто решался соревноваться в искусстве красноречия, должен был соответствовать самым высоким требованиям. От мастерства оратора зависели политические события и судьба обвиняемого. Оратор мог достичь славы благодаря яркой речи. Демосфен (384 г. до н. э. — 12 октября 322 г. до н. э.), древнегреческий афинский государственный деятель и оратор, создал особое подземное помещение, похожее на пещеру и проводил там целые дни, тренируя дикцию. Он провёл несколько месяцев в своём подземелье. Чтобы не соблазниться покинуть это добровольное затворничество, он выбрил половину головы: в таком виде нельзя было показаться перед людьми!
Демосфен, набирая в рот камешки, читал поэтические отрывки, стремясь произносить их ясно и отчётливо. Он укреплял свой голос, говоря сам с собой во время бега или восхождения на гору, и произносил длинные фразы, не задерживая дыхания. В итоге он стал знаменитым оратором и политическим деятелем, и его речи запечатлены в истории[4].
Работа артикуляционного аппарата
Ясность и чистота звучания речи зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата[5]. Голосовые складки, гортань, губы, зубы верхней и нижней челюсти, язык, резонаторные полости, мягкое и твёрдое нёбо, ротоглотка, носоглотка — все эти органы вместе составляют артикуляционный аппарат, который играет важную роль в производстве звуков речи и голоса. Носоглотка находится в верхней части глотки и соединена с полостью носа через хоаны. Она отделена от ротовой части глотки твердым нёбом. Эта система органов имеет сложную анатомо-физиологическую структуру и работает вместе для создания различных звуков[6].
Звуки постоянно меняются в речи. Длительность слога составляет примерно 0,2 секунды. Иногда этот непрерывный поток звуков прерывается, чтобы сделать вдох или чтобы выделить определённые слова или фразы. Мелодика, которая сопровождает эти быстрые изменения звуков, играет важную роль в передаче смысла слов. Смысл фразы зависит не только от смысла слов, но и от интонации, в которой также присутствует мелодика речи. Мелодика, темп, акцент и смена тембра — всё это выражает эмоциональность произносимых слов. С помощью различной мелодики одни и те же слова могут приобрести различный смысл[7].
Дикция в актёрском мастерстве
Константин Сергеевич Станиславский, русский и советский театральный режиссёр, актёр, педагог (1863 — 1938) посвятил теме дикции три раздела второго тома своей книги «Работа актёра над собой», один из разделов называется «Пение и дикция»[8]. Режиссёр говорил:
«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо и другое подобного рода уродство».
Базовым инструментом профессиональной деятельности актёра является безупречное «стерильное» произношение, которое облегчает слуховое восприятие речи и позволяет актёру наложить свои индивидуальные речевые характеристики на персонажа в соответствии с трактовкой образа и общим решением спектакля. Таким образом, на бытовом уровне дикция включает в себя ясное и чёткое произнесение всех звуков языка, а для актёра она становится основой, на которую накладываются акцент, говор, прононс, «оканье», шепелявость.
Только актёр, в совершенстве владеющий артикуляцией и голосовым аппаратом, способен полностью использовать такие выразительные средства. Яркая речевая характеристика и особенности дикции персонажа делают его особенно выразительным. Например, в зрительском восприятии советский и российский актёр театра и кино Станислав Садальский был известен своим персонажем Кирпич из фильма «Место встречи изменить нельзя», который долгое время был его «визитной карточкой». Благодаря искусно шаржированной дикции этот эпизодический персонаж смог встать в один ряд с главными героями фильма[2].
Причины нарушения дикции
Причины плохой дикции могут быть разделены на две основные категории[9]:
- Биологические причины. Они включают в себя нарушения речи, вызванные патогенными факторами, которые воздействовали на организм во время внутриутробного развития или в детском возрасте. Такие нарушения могут быть вызваны тяжёлыми инфекциями или травмами. Также в эту категорию входят нарушения, вызванные генетической предрасположенностью. Симптомы биологических причин включают заикание, гнусавость голоса, замедленную речь и проблемы с произношением отдельных звуков.
- Социальные причины связаны с проблемами в общении с окружающими, личными комплексами, низкой самооценкой и неуверенностью в себе. Человек, неуверенный в своих способностях, может говорить тихо и невнятно, «проглатывать» звуки и стараться быстро закончить разговор, чтобы уйти в тень.
Логопедия связывает возникновение нарушения дикции с различными факторами[10]:
- травмы челюсти,
- неправильно подобранный зубной протез (слишком тугая конструкция приводит к ухудшению дикции),
- патологии строения зубов,
- отсутствие одного или нескольких зубов,
- появление щелей между зубами,
- нарушенный прикус.
В головном мозге могут произойти изменения, которые вызывают расстройство дикции. Различные факторы (патологические или физиологические) могут спровоцировать это расстройство. Например, пациенты, перенесшие ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения) или тромбоэмболию, могут испытывать невнятную речь или её полное отсутствие. Это также может быть признаком наличия опухоли в головном мозге. Возрастные пациенты сталкиваются с трудностями в произношении, что связано с развитием деменции или болезней Альцгеймера и Паркинсона[10].
Спровоцировать проблемы с дикцией также могут следующие заболевания:
- парез или паралич,
- мышечная дистрофия,
- рассеянный склероз,
- черепно-мозговые травмы,
- болезнь Лайма,
- алкогольная или наркотическая зависимость,
- поражения лицевого нерва.
Тренировка дикции
Слаженная и энергичная работа всех мышц, участвующих в речевом процессе, является основой дикции. Система заданий, которая позволяет развить и сохранить подвижность и эластичность этих мышц, следующая[11]:
- Тренировка активных мышц речевого аппарата.
- Тренировка и отработка гласных звуков.
- Тренировка и отработка согласных звуков.
- Тренировка и отработка фраз, текстов, скороговорок, стихов.
Значение произнесения скороговорок для развития чёткой дикции
Одним из средством развития дикции являются скороговорки. При чтении скороговорок важно придерживаться определённых правил, иначе они могут причинить больше вреда, чем пользы. Простейшие правила состоят в том, чтобы начать с медленного чтения, правильно произнося все звуки, что позволит подсознанию ознакомиться с особенностями текста. Затем следует повторить скороговорку, постепенно увеличивая скорость чтения, но не стоит читать слишком быстро. При произнесении скороговорок следует обратить особое внимание на резкое выделение окончаний слов, так как это помогает улучшить дикцию. Однако необходимо помнить правило: не следует увеличивать или усложнять согласные звуки, а следует их активизировать. Важно произносить скороговорки на одном дыхании, так как это способствует улучшению нашей речи, делая её более чистой, яркой и выразительной. Существует огромное количество интересных скороговорок, которые помогают улучшить произношение определённых звуков[9]:
- Интервьюер интервента интервьюировал.
- Линолеум линял-линял, полиловел и вылинял.
- Прокурор проколол дыроколом протокол.
- Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку. По шоссе Саша шёл, саше на шоссе Саша нашёл.
- Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи.
- Все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Литература
- Глухов В. П., Ковшиков В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. — М.: Высшая школа, 2007. — 320 с.
- Козлянинова И. Дикция. — М.: ВТО, 1976.
- Леонарди Е. Дикция и орфоэпия. — М.: Просвещение, 1967.
- Станиславский К.С. Работа актера над собой. Собр. соч. в 8-ми тт. Т. 3.. — М., 1955.
Примечания
- ↑ Психология общения: энциклопедический словарь Российской академии образования, психологический институт. / Под общ. ред. Бодалева А. А.. — М.: Когито-Центр, 2015. — 671 с. — ISBN 978-5-89353-411-5.
- ↑ 2,0 2,1 Дикция . Энциклопедия Кругосвет. Дата обращения: 9 сентября 2023.
- ↑ Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Икар, 2009. — 448 с. — ISBN 978-5-7974-0207-7.
- ↑ Техника речи. Камешки во рту . Театр и его история. Дата обращения: 10 сентября 2023.
- ↑ Дикция – термин . Театральная библиотека. Дата обращения: 9 сентября 2023.
- ↑ Ульева И. Словарь ошибок вокальной педагогики [Электронный ресурс. 2014. 40 с.] . Школа вокала Ирины Ульевой. Дата обращения: 10 сентября 2023.
- ↑ Артикуляционный аппарат . Корпускул. Дата обращения: 10 сентября 2023.
- ↑ Станиславский К. С. Константин Станиславский: работа актёра над собой. — М.: АСТ, 2017.
- ↑ 9,0 9,1 Упражнения по системе Станиславского . Partacademy. Дата обращения: 10 сентября 2023.
- ↑ 10,0 10,1 Дикция и её значимость . ЛогопедиаЦентр. Дата обращения: 10 сентября 2023.
- ↑ Карельская М. Дикция . Университет риторики и ораторского мастерства. Дата обращения: 10 сентября 2023.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |