Генеральный прокурор Российской Федерации
| Генеральный прокурор Российской Федерации | |
|---|---|
| | |
| Должность занимает Александр Гуцан с 24 сентября 2025 | |
| Должность | |
| Назначается | назначается на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождается от должности Президентом Российской Федерации |
| Срок полномочий | 5 лет |
| Появилась | 28 февраля 1991 |
| Первый | Валентин Степанков |
| Сайт | http://genproc.gov.ru |
Генеральный прокурор Российской Федерации — высшее государственное должностное лицо, возглавляющее единую федеральную централизованную систему органов прокуратуры Российской Федерации.Назначается и освобождается от своей должности Советом Федерации по предложению Президента Российской Федерации. Срок его полномочий составляет 5 лет[1].
К полномочиям генерального прокурора относятся: руководство системой прокуратуры Российской Федерации; издание обязательных для исполнения приказов, указаний, распоряжений, положений и инструкций, касающихся организации деятельности прокуратуры и обеспечения социальных и материальных прав её работников; определение штатов и структуры Генеральной прокуратуры РФ, а также подчинённых органов и учреждений в пределах установленной штатной численности и фонда оплаты труда; назначение и освобождение от должности руководителей научных и образовательных учреждений системы прокуратуры и их заместителей. Генеральный прокурор несет ответственность за выполнение возложенных на прокуратуру задач[2].
Должностные критерии
Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на свою должность Президентом Российской Федерации после проведения консультаций с Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации, что является обязательной процедурой для обеспечения коллегиальности и согласованности принятия решения. Освобождение Генерального прокурора от должности также осуществляется Президентом Российской Федерации в соответствии с его конституционными полномочиями.
Кандидат на должность Генерального прокурора должен быть гражданином Российской Федерации, достигшим возраста 35 лет. Он должен обладать высшим юридическим образованием, а также иметь опыт и знания, соответствующие профессиональным требованиям данной должности. Дополнительно, кандидат должен продемонстрировать высокие моральные и этические качества, которые являются важными для обеспечения справедливости и правопорядка в стране[3].
Кроме того, одно и то же лицо может быть назначено на должность Генерального прокурора Российской Федерации несколько раз, поскольку закон не ограничивает количество сроков его пребывания на этом посту. Также на Генерального прокурора не распространяются возрастные ограничения, что позволяет занимать эту должность на протяжении всей профессиональной карьеры, если его кандидатура продолжает соответствовать требованиям и поддерживается политическим руководством страны. Срок полномочий Генерального прокурора составляет пять лет, и по его истечении он может быть переизбран или назначен на новый срок, в зависимости от решения Президента Российской Федерации и Совета Федерации, если это соответствует интересам государства и общества[4].
Полномочия генерального прокурора и законодательная база
Полномочия Генерального прокурора Российской Федерации регламентируются Конституцией Российской Федерации, а также рядом федеральных нормативных актов, среди которых Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», другие федеральные законы и международные соглашения, заключённые Российской Федерацией. Генеральный прокурор России является руководителем всей системы прокуратуры, осуществляя надзор за её деятельностью. В его обязанности входит издание обязательных для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказов, указаний, распоряжений, положений и инструкций, которые регулируют внутреннюю организацию и функции прокуратуры. В пределах утверждённых штатных норм и фонда оплаты труда он определяет структуру и состав органов прокуратуры, а также назначает на должности и освобождает от должности руководителей научных и образовательных учреждений прокуратуры, включая ректоров, директоров и проректоров[5].
Кроме того, Генеральный прокурор Российской Федерации выполняет функции надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов различными органами власти. Он осуществляет этот надзор как лично, так и через подчинённых прокуроров, обеспечивая соблюдение законности со стороны федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета России, законодательных и исполнительных органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления, военных органов управления, а также контролирующих органов и должностных лиц, работающих в различных сферах. Включает также контроль за соблюдением прав человека в местах лишения свободы и взаимодействием с гражданами, находящимися в таких учреждениях. Кроме того, Генеральный прокурор контролирует соответствие правовых актов, издаваемых различными органами, действующим законам.
Особое внимание уделяется надзору за соблюдением прав и свобод граждан, исполнению законов органами, занимающимися оперативно-розыскной деятельностью, а также надзору за деятельностью судебных приставов и обеспечению законности в их работе. Одной из ключевых задач является уголовное преследование, а также участие прокуроров в судебных разбирательствах по различным делам, что является важной частью работы Генерального прокурора[6].
Генеральный прокурор также активно участвует в работе Верховного суда Российской Федерации, а также имеет право обращаться в Конституционный суд РФ по вопросам нарушений конституционных прав и свобод граждан, а также по вопросам применения закона в отдельных судебных делах. Он может направлять представления в Пленум Верховного суда для разъяснения судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным и иным делам, что способствует унификации правоприменительной практики.
Генеральный прокурор Российской Федерации обладает полномочиями по назначению и освобождению от должности начальников главных управлений, управлений и отделов, а также их заместителей, советников, старших помощников, помощников и старших помощников по особым поручениям, которые непосредственно подчиняются Генеральному прокурору РФ. Он также осуществляет назначение и освобождение от должности помощников по особым поручениям первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ, старших прокуроров и прокуроров главных управлений, управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам, а также их помощников. Эти решения принимаются Генеральным прокурором в рамках его компетенции, что позволяет ему контролировать кадровое обеспечение в ключевых подразделениях прокуратуры России[7].
Назначение работников на другие должности в органах прокуратуры может быть осуществлено заместителями Генерального прокурора РФ, которые действуют в соответствии с распоряжениями и указаниями, полученными от Генерального прокурора, и в рамках их полномочий.
Генеральный прокурор РФ также имеет полномочия назначать и освобождать от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также прокуроров, приравненных к ним, по согласованию с органами государственной власти соответствующих субъектов. Кроме того, Генеральный прокурор назначает и освобождает от должности заместителей прокуроров субъектов РФ, прокуроров городов, районов, а также приравненных к ним прокуроров. Он также назначает и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ и их заместителей. Прокуроры субъектов Российской Федерации находятся в подчинении Генерального прокурора РФ, несут перед ним отчетность и могут быть освобождены от занимаемой должности по его распоряжению.
Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры обладают полномочиями по назначению и освобождению от должности работников аппарата соответствующей прокуратуры, что позволяет им эффективно управлять кадровыми процессами в своих структурах и обеспечивать соответствие работы сотрудников установленным требованиям и нормам[8].
Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры также наделены правом назначать и освобождать от должностей работников, не занимающих должности прокуроров или следователей, что даёт им возможность регулировать кадровые составы на уровне местных подразделений и обеспечивать выполнение функций прокуратуры в соответствии с внутренними потребностями и заданиями.
В своей работе Генеральный прокурор несёт полную ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры. Каждый год он представляет Федеральному Собранию и Президенту Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в стране, а также о деятельности прокуратуры по укреплению правопорядка и соблюдению законности в обществе[9].
Кроме того, Генеральный прокурор координирует деятельность правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Он представляет Россию и её прокуратуру в различных международных организациях, таких как координационные советы генеральных прокуроров стран СНГ и Шанхайской организации сотрудничества, а также в Международной ассоциации прокуроров, что способствует укреплению международного сотрудничества в сфере правопорядка и борьбы с преступностью.
При вступлении в должность прокурор обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, строго придерживаясь всех их норм, без малейших отступлений. Он должен защищать интересы личности, общества и государства, проявлять внимательность к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при принятии решений, следуя принципам правосудия. Прокурор обязан обеспечивать охрану государственной и иной охраняемой законом тайны, а также постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки, дорожить своей честью и репутацией, быть образцом неподкупности и моральной чистоты. Важной частью его работы является содействие сохранению и развитию лучших традиций прокуратуры[10].
Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации», лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры или находиться на службе, если оно имеет гражданство иностранного государства, признано судом недееспособным или ограниченно дееспособным, или лишено судом права занимать государственные должности на определённый срок. Также к таким лицам относятся те, кто имел судимость или имеет её на момент подачи заявления, а также те, кто страдает заболеванием, препятствующим выполнению служебных обязанностей, согласно медицинскому заключению. Лица, состоящие в близком родстве или свойстве с работником прокуратуры, чья служба связана с подчинённостью или подконтрольностью, также не могут быть приняты на службу. Вдобавок, лицо не может быть назначено на должность, если оно отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если выполнение служебных обязанностей предполагает работу с такими сведениями.
Законодательство Российской Федерации также устанавливает ряд ограничений для работников прокуратуры. Эти ограничения касаются запрета заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и творческой работы. Запрещено быть депутатом законодательных органов, как федерального, так и субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Лица, работающие в прокуратуре, не могут заниматься предпринимательской деятельностью, как лично, так и через доверенных лиц, а также быть членами органов управления коммерческими организациями, если это не предусмотрено федеральным законом или если в установленном порядке им не поручено участвовать в управлении такой организацией. Прокуроры не могут быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах, в которых они работают или которые непосредственно подчинены им. Также им запрещено использовать государственное имущество и служебную информацию в неслужебных целях, получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственных служащих, а также использовать своё служебное положение в интересах политических партий или общественных объединений для пропаганды их взглядов[11].
История должности
Должность генерального прокурора Российской Федерации, как и сама прокуратура, имеет многовековую историю, корни которой уходят в царскую Россию. Прокуратура в России, как часть государственного аппарата, была создана для контроля над соблюдением законов и защиты интересов государства и общества, а должность генерального прокурора стала ключевой фигурой в этой системе. До появления в Российской империи должности генерального прокурора, контроль за соблюдением законности и правопорядка в стране возлагался на различные институты, такие как суды и органы государственной власти. Однако уже в XVII веке в России возникли первые зачатки прокурорской службы. В 1699 году по указу царя Петра I была создана система государственного надзора за правами и интересами граждан и государства, но официального института прокуратуры в этот период ещё не существовало.
Точная дата создания прокуратуры как института в России — 12 января 1722 года, когда был подписан указ Петра I о создании института прокуратуры. В рамках реформ Петра I была учреждена Преображенская канцелярия, которая позднее стала носителем функций прокурорского надзора. Однако в это время должность генерального прокурора ещё не существовала в современном виде[12].
Должность генерального прокурора как отдельного государственного поста была введена в 1722 году, одновременно с учреждением Главного прокураторства. Генеральный прокурор был первым руководителем прокуратуры и возглавлял надзор за соблюдением законов, а также выполнял функцию представителя государства в суде. Одной из важнейших задач прокурора было обеспечение законности в действиях органов власти и соблюдение прав граждан. С этого времени должность генерального прокурора стала важным элементом административной системы России. Прокурор был не только руководителем прокуратуры, но и главным представителем властей в судах, особенно в судебных процессах по делам, касающимся государственной безопасности. Эта роль расширялась в зависимости от политических и социальных изменений в стране.
После смерти Петра I в 1725 году роль прокуратуры в России продолжала укрепляться, несмотря на политические изменения. Екатерина II продолжила работу по реформированию органов государственного управления, включая прокуратуру. В её правление были приняты новые указания по организации прокурорской службы, а также разработан первый свод законов России — «Жалованная грамота городам» 1785 года, которая позволила более чётко очертить функции прокурора. В 1811 году, в эпоху правления Александра I, была создана система прокуратуры в её современном виде. В этот период должность генерального прокурора приобрела характер должности, осуществляющей контроль за законностью в государственной системе, а генеральный прокурор стал не только руководителем прокуратуры, но и главным представителем властей в судах, особенно в судебных процессах по делам, касающимся государственной безопасности[13].
После событий Февральской революции 1917 года, а затем и Октябрьской революции того же года, структура прокуратуры претерпела значительные изменения. В результате революционных преобразований прокуратура была преобразована в органы, находившиеся под контролем советской власти, и в этом процессе значительно изменились её функции и полномочия. После создания Советского Союза в 1922 году прокуратура стала важнейшим элементом системы государственного контроля и надзора, выполняя функции защиты интересов трудящихся, а также борьбы с контрреволюцией. Генеральный прокурор СССР был ключевым органом в судебной системе, а его функции расширились до надзора за всем законодательным процессом и выполнением законов на всех уровнях власти.
С распадом Советского Союза в 1991 году и образованием Российской Федерации роль генерального прокурора была снова пересмотрена. В новой Конституции РФ, принятой в 1993 году, была предусмотрена должность Генерального прокурора Российской Федерации как независимого органа, выполняющего функции надзора за соблюдением законов и правопорядка. Генеральный прокурор РФ был наделён полномочиями по надзору за деятельностью органов государственной власти, правом возбуждения уголовных дел по вопросам государственной важности, а также правом представления интересов Российской Федерации в международных судах. Этот пост стал важнейшим элементом судебной и правовой системы страны, обеспечивающим законность и порядок в государстве[14].
Генеральные прокуроры РСФСР/Российской Федерации
- Степанков Валентин Георгиевич (назначен постановлением Верховного Совета РСФСР от 28 февраля 1991 г. № 751-I; утверждён постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 5 апреля 1991 г. № 1015-I; переназначен указом президента Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 1413; освобождён от обязанностей указом президента Российской Федерации от 5 октября 1993 г. № 1583)
- Казанник Алексей Иванович (назначен указом президента Российской Федерации от 5 октября 1993 г. № 1584; отставка с должности принята указом президента Российской Федерации от 12 марта 1994 г. № 465; освобождён от должности постановлением Совета Федерации от 25 апреля 1994 г. № 101-I СФ)
- Ильюшенко Алексей Николаевич (исполнение обязанностей до назначения Генерального прокурора Российской Федерации возложено указом президента Российской Федерации от 26 февраля 1994 г. № 391; представленная президентом Российской Федерации кандидатура для назначения на должность генерального прокурора отклонена постановлениями Совета Федерации от 25 апреля 1994 г. № 99-I СФ и от 25 октября 1994 г. № 221-I СФ; освобождён от исполнения обязанностей указом президента Российской Федерации от 8 октября 1995 г. № 1027)
- Гайданов Олег Иванович (временное исполнение обязанностей до назначения Генерального прокурора Российской Федерации возложено указом президента Российской Федерации от 8 октября 1995 г. № 1028)
- Скуратов Юрий Ильич (назначен постановлением Совета Федерации от 24 октября 1995 г. № 629-I СФ; отстранён от должности на период расследования возбуждённого в отношении него уголовного дела указом президента Российской Федерации от 2 апреля 1999 г. № 415; предложение президента Российской Федерации об освобождении от должности отклонено постановлениями Совета Федерации от 17 марта 1999 г. № 78-СФ, от 21 апреля 1999 г. № 154-СФ и от 13 октября 1999 г. № 396-СФ; освобождён от должности постановлением Совета Федерации от 19 апреля 2000 г. № 70-СФ)
- Устинов Владимир Васильевич (назначен постановлением Совета Федерации от 17 мая 2000 г. № 99-СФ; вновь назначен постановлением Совета Федерации от 13 апреля 2005 г. № 102-СФ; освобождён от должности постановлением Совета Федерации от 2 июня 2006 г. № 151-СФ)
- Чайка Юрий Яковлевич (назначен постановлением Совета Федерации от 23 июня 2006 г. № 180-СФ; вновь назначен постановлением Совета Федерации от 22 июня 2011 г. № 242-СФ; в третий раз назначен постановлением Совета Федерации от 15 июня 2016 г. 232-СФ; освобождён от должности постановлением Совета Федерации от 22 января 2020 г. № 1-СФ)
- Краснов Игорь Викторович (назначен постановлением Совета Федерации от 22 января 2020 г. № 2-СФ; вновь назначен указом Президента Российской Федерации от 22 января 2025 г. № 35)
- Гуцан, Александр Владимирович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 2025 г. № 675)
Примечания
- ↑ Статья 12. Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 10 марта 2025.
- ↑ Статья 17. Полномочия Генерального прокурора Российской Федерации по руководству системой прокуратуры Российской Федерации \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 10 марта 2025.
- ↑ Статья 12. Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 10 марта 2025.
- ↑ Статья 12. Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 10 марта 2025.
- ↑ Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция) \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 10 марта 2025.
- ↑ Статья 1. Прокуратура Российской Федерации \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 10 марта 2025.
- ↑ Статья 40.5. Полномочия по назначению на должность и освобождению от должности \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 10 марта 2025.
- ↑ Статья 40.5. Полномочия по назначению на должность и освобождению от должности \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 10 марта 2025.
- ↑ Статья 17. Полномочия Генерального прокурора Российской Федерации по руководству системой прокуратуры Российской Федерации \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 10 марта 2025.
- ↑ Статья 40.4. Присяга прокурора \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 10 марта 2025.
- ↑ Статья 40.2. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с работой в органах и учреждениях прокуратуры \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 10 марта 2025.
- ↑ История - Генеральная прокуратура Российской Федерации. epp.genproc.gov.ru. Дата обращения: 10 марта 2025.
- ↑ Сугаипова, Элина Ахмедовна Становление и развитие прокуратуры Российской империи в 1722–1863 гг.. «Молодой. Дата обращения: 10 марта 2025.
- ↑ Статья 129. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) | ГАРАНТ. base.garant.ru. Дата обращения: 10 марта 2025.