Пленум Верховного суда Российской Федерации

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Геральдический знак — эмблема Верховного Суда Российской Федерации

Пле́нум Верхо́вного Суда́ Росси́йской Федера́ции — это коллегиальный орган Верховного Суда Российской Федерации, выполняющий функции организационного характера, а также осуществляющий анализ, обобщение судебной практики, разъяснение юридически сложных вопросов применения нормативных правовых актов в целях обеспечения единообразного применения законодательства, решает вопросы, связанные с реализацией Верховным Судом его права законодательной инициативы[1]. По итогам рассмотрения вопросов, связанных с разъяснением порядка применения законодательства Пленумом Верховного Суда издаются постановления, имеющие важное значение для применения закона судами Российской Федерации.

Правовая основа

  • Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации». В статье 5 закона закреплены порядок формирования, состав и полномочия Пленума[1].
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.08.2014 № 2 «Об утверждении Регламента Верховного Суда Российской Федерации»[2]. Документ регулирует вопросы организации деятельности Верховного Суда РФ и разработан в соответствии с Конституцией РФ[3], федеральными конституционными законами, Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации», процессуальным законодательством.

Состав

Порядок формирования Пленума Верховного Суда РФ определён статьёй 5 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» и включает в себя:

  • Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
  • заместителей Председателя — председателей судебных коллегий Верховного Суда;
  • судей Верховного Суда РФ.

При рассмотрении отдельных вопросов на заседании Пленума также могут быть приглашены:

Для работы над проектами постановлений Пленума Верховного Суда может быть образована редакционная комиссия. Из числа судей Верховного Суда избирается на трехлетний срок секретарь Пленума, выполняющий организационные функции и руководство секретариатом Пленума[2].

Полномочия

Пленум Верховного Суда Российской Федерации осуществляет в соответствии с действующим законодательством следующие полномочия[1][3]:

1. Организационные полномочия:

  • избирает из числа судей Верховного Суда секретаря Пленума Верховного Суда
  • утверждает составы судебных коллегий Верховного Суда, а также решает вопросы перевода судей в коллегии;
  • избирает по представлению Председателя из числа судей членов Апелляционной коллегии и Дисциплинарной коллегии Верховного Суда;
  • утверждает по представлению председателя соответствующего суда количественный и персональный состав президиума кассационных, апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам и других (п. 9 ч. 3 ст. 5 ФКЗ «О Верховном Суде»)
  • заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда, отчеты заместителей Председателя Верховного Суда о деятельности соответствующих судебных коллегий Верховного Суда;
  • утверждает по представлению Председателя состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации и положение о нем;
  • утверждает Регламент Верховного Суда[2];
  • утверждает Регламент судебного примирения[4], формирует и утверждает список судебных примирителей.
  • рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации;

2. решает вопросы, связанные с осуществлением принадлежащего Верховному Суду Российской Федерации права законодательной инициативы по вопросам своего ведения;

3. обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о соответствии Конституцией Российской Федерации нормативных правовых актов, внутригосударственных и не вступивших в силу международных договоров.

Порядок работы

Пленум Верховного Суда созывается не реже одного раза в четыре месяца. Вопросы для обсуждения на заседании Пленума Верховного Суда вносятся Председателем. Пленум правомочен принимать решения при наличии не менее двух третей от числа действующих судей Верховного Суда. Постановления Пленума принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Пленума, подписываются Председателем Верховного Суда и секретарём Пленума[1][2].

Секретарь Пленума Верховного Суда наряду с осуществлением полномочий судьи Верховного Суда[2]:

  • организует подготовку заседаний Пленума, осуществляет контроль за соблюдением регламента работы;
  • осуществляет общее руководство секретариатом Пленума Верховного Суда;
  • принимает участие в разработке планов работы и подготовке проектов постановлений Пленума Верховного Суда, вносимых на его рассмотрение, участвует в работе образуемых Пленумом Верховного Суда редакционных комиссий для доработки проектов постановлений;
  • осуществляет окончательную редакционную проверку принятых постановлений, подписывает и обеспечивает их передачу на подпись Председателю Верховного Суда;
  • обеспечивает публикацию постановлений Пленума Верховного Суда на официальном сайте Верховного Суда в сети Интернет и в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации».

Постановления Пленума Верховного Суда

На Пленум Верховного суда возложена функция обобщения судебной практики и разъяснения судам юридически сложных и неоднозначных вопросов применения законодательства, которое осуществляется с целью обеспечения единообразия правоприменительной практики. В российской правовой системе не используется в качестве источника права судебный прецедент, однако судебная практика может рассматриваться в качестве неофициального источника, если речь идет об актах высших судов. Постановления Пленума Верховного Суда разъясняют нормы закона, в ряде случаев восполняют правовые пробелы, преодолевают дефекты правовой нормы, способствуя не только единообразному разрешению тех или иных категорий дел, но и защищая права и свободы личности, содействуя развитию правовой системы[5]. Правоположения, выработанные Верховным Судом, — это итог обобщения рассмотренных судебных дел определенной категории. На основе обобщения Пленум Верховного Суда принимает постановление, в котором содержатся толкование, разъяснение действующего закона для единообразного применения судами при рассмотрении дел, формулируются правила в случае установления пробела в законе для его преодоления[6].

Например, п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. № 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов» дает разъяснения Семейного кодекса, определяя, каких лиц следует относить к категории нетрудоспособных совершеннолетних, которым ст.ст. 85, 89, 90, 93-97 СК РФ предоставляют право на алименты. Им же разъясняется категория «недостойным поведением супруга в семье», имеющая важное значение при рассмотрении некоторых категорий дел, вытекающих из семейных правоотношений (п. 10).

Нижестоящие суды не только руководствуются разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации в целях единообразного толкования действующего законодательства, но и приводят соответствующие положения постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в обоснование своих решений, что не запрещается процессуальным законодательством[7]. Более того, Гражданский процессуальный кодекс признает основаниями для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений определение либо изменение в постановлении Пленума Верховного Суда или постановлении Президиума Верховного Суда практики применения правовой нормы, если в таком постановлении содержится указание на то, что сформулированная в нем правовая позиция имеет обратную силу применительно к делам со схожими фактическими обстоятельствами[8].

Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженные в постановлениях Пленума имеют важное практическое значение для рассмотрения отдельных категорий дел, выполняют ориентирующую функцию[7]. Нашедшие отражение в Постановлениях Пленума Верховного суда правовые позиции указывают на недочеты в законодательстве, на его несовершенство или отставание от темпов развития социальной действительности[9]. Некоторые авторы полагают, что выработанные и официально принятые ВС РФ правовые позиции представляют собой особую форму его участия в законотворчестве, выступают «в профессиональном и массовом правосознании выступают особым мощным регулятором, ориентиром», и нуждаются в связи с этим в кодификации[10].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 О Верховном Суде Российской Федерации : Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ. Консультант плюс. Дата обращения: 17 января 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Об утверждении Регламента Верховного Суда Российской Федерации : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.08.2014 N 2. Консультант Плюс. Дата обращения: 17 января 2025.
  3. 3,0 3,1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Консультант Плюс. Дата обращения: 17 января 2025.
  4. Об утверждении Регламента проведения судебного примирения : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.2019 N 41. Консультант Плюс. Дата обращения: 17 января 2025.
  5. Кожина Ю. А. Разъяснительная функция Пленума Верховного Суда РФ: теория и практика // Правовое государство: теория и практика. — 2019. — № 1 (55).
  6. Гук П. А. Судебное нормотворчество: вопросы теории и практики // Lex Russica. — 2016. — № 7 (116).
  7. 7,0 7,1 Дробышева Е. Н. О правовых позициях Верховного Суда Российской Федерации: теоретический и практический аспекты // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2018. — № 3 (45).
  8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ. Консультант Плюс. Дата обращения: 17 января 2025.
  9. Степанова М. С. Правовые позиции Верховного Суда // Вестник экономики, управления и права. — 2023. — № 4.
  10. Баранов Владимир Михайлович. Кодификация правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации: сущность, необходимость, перспективы // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2023. — № 1 (61).