Гапон, Георгий Аполлонович

Материал из «Знание.Вики»
Георгий Аполлонович Гапон
Батька Гапон.jpg
Дата рождения 5 февраля (17 февраля) 1870(1870-02-17)
Место рождения село Белики,
Полтавская губерния,
Российская империя
Дата смерти 28 марта (10 апреля) 1906(1906-04-10) (36 лет)
Место смерти Озерки, Санкт-Петербург
Санкт-Петербургская губерния,
Российская империя
Гражданство  Российская империя
Род деятельности Рабочий лидер
Образование Санкт-Петербургская духовная академия
Вероисповедание православие
Основные идеи тред-юнионизм, синдикализм[1]
Автограф Подпись Гапона.jpg
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Гео́ргий Аполло́нович Гапо́н (5 [17] февраля 1870, село Белики, Кобелякский уезд, Полтавская губерния28 марта (10 апреля1906, Озерки, Санкт-Петербургская губерния) — священник Русской православной церкви, оратор и проповедник, политический деятель и профсоюзный лидер.

Создатель и бессменный руководитель Собрания русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга, организатор массового шествия рабочих с петицией к Николаю II, закончившегося расстрелом рабочих и положившего начало Первой русской революции 1905—1907 годов. Организатор Женевской межпартийной конференции 1905 года. В 1906 году был убит группой боевиков-эсеров в Озерках.

Биография

Происхождение

Родился 5 [17] февраля 1870 года в селе Белики Кобелякского уезда Полтавской губернии в крестьянской семье. Его отец Аполлон Фёдорович Гапон, был зажиточным крестьянином и волостным писарем[2].

Начало деятельности

В 1883—1885 годах обучался в Полтавском духовном училище, а в 1888—1893 годах в Полтавской духовной семинарии. В этот период сблизился с толстовцами Иваном Трегубовым и Исааком Фейнерманом, некоторое время находился под их влиянием. С 1893 года Гапон работал земским статистиком в Полтавской губернии и был близок к Полтавскому епископу Илариону (Юшенову). В 1896 году был расположен в иерея, служил в Полтавской кладбищенской церкви во имя Всех святых. В 1898 году после смерти жены Гапон уехал в Санкт-Петербург, где при содействии обер-прокурора Святейшего правительствующего синода Константина Победоносцева и его товарища Владимира Саблера поступил в Петербургскую духовную академию. В 1903 году после окончания академии защитил кандидатскую диссертацию «Современное положение прихода в православных Церквах, греческой и русской»[3][4].

С 1900 году Гапон становится главным священником второго убежища Московско-Нарвского отделения Общества попечения о бедных и больных детях, так же являлся законоучителем детского приюта имени святой Ольги. В этот период большое влияние на Гапона оказало знакомство с художником Василием Верещагиным, который советовал ему сбросить рясу и работать на благо народа, и либеральным армянским публицистом Григорием Джаншиевым[5][2]. С начала 1902 года служил в Церкви Милующей Божьей Матери в Галерной Гавани на Васильевском острове, читал проповеди о «силе рабочего товарищества», пытался организовать рабочие кружки. Обладая незаурядным талантом оратора и резко обличая в проповедях социальную несправедливость, Гапон пользовался популярностью в рабочей среде. Разработал и направил санкт-петербургскому градоначальнику Николаю Клейгельсу проекты создания рабочих домов и колоний и предложения по улучшению сиротских приютов для подачи императрице Александре Фёдоровне[2].

Политическая деятельность

Г. А. Гапон и И. А. Фуллон на открытии Коломенского отдела «Собрания русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга». Осень 1904 года
Гапон и рабочие, 1905

Деятельность Гапона привлекла внимание министра внутренних дел Вячеслава Плеве. В 1902 году Гапон встретился с с начальником Особого отдела Департамента полиции МВД Сергеем Зубатовым, проводившим политику «полицейского социализма» и ещё в 1901 году выступившего с идеей создания легальных рабочих организаций под надзором полиции получивших название «зубатовщина». По его просьбе написал письмо министру финансов Сергею Витте в защиту мирных собраний рабочих. Весной 1903 года Гапон сблизился с петербургским градоначальником Иваном Фуллоном. Летом 1903 года на средства, полученные от Департамента полиции, Гапон с группой рабочих арендовал помещение на Выборгской стороне Санкт-Петербурга, в нём действовали библиотека и чайная, проходили обсуждения книг и статей по рабочему вопросу. В своих выступлениях Гапон призывал рабочих добиваться увеличения заработной платы, уменьшения продолжительности рабочего дня, улучшения санитарных, гигиенических и других условий работы[3][4].

Гапон работал одновременно в двух направлениях, получая денежные вознаграждения от Зубатова за сведения о рабочем движении и от министерства внутренних дел за сведения о деятельности зубатовских рабочих организаций. В 1904 году организовал Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга, занимался разработкой его устава, утверждённого министром Вячеславом Плеве и правительством 15 (28) февраля 1904 года. Ближайшими соратниками Гапона по «тайному комитету» были рабочие И. В. Васильев и Н. М. Варнашёв. На собраниях кружка читалась нелегальная литература, изучалась история революционного движения и обсуждались планы будущей борьбы рабочих за свои права[6]. Летом 1904 года Гапон посетил Москву, Киев и Полтаву для создания отделений «Собрания». Обществу была предоставлена большая самостоятельность и независимость от Охранного отделения, но ему не разрешалось заниматься политикой и вмешиваться во взаимоотношения между рабочими и предпринимателями. Его деятельность должна была ограничиваться духовными запросами рабочих и их бытовыми нуждами, разрешалось создавать чайные, кассы взаимопомощи, библиотеки, проводить чтения нравственно-религиозного характера. Пользовался покровительством директора Департамента полиции Алексея Лопухина. Сам Гапон стремился поддержать в рабочих неприятие революционного насилия. Но с нарастанием кризиса в стране организация «левела». В конце 1904 года её деятельность активизировалась, быстро росла численность её членов, на собраниях всё чаще обсуждались острые социальные и политические вопросы. В этом же направлении эволюционировал и Гапон, пытаясь освободиться от опеки Охранного отделения и городских властей[3][4].

Один из рукописных списков Рабочей петиции 9 января 1905 года
«Гапон читает петицию в собрании рабочих». Рисунок неизвестного художника.
Гапон у Нарвской заставы. Рисунок неизвестного художника

3 (16) января 1905 года в связи с увольнением четырёх рабочих Путиловского завода и отказом администрации выполнить требование «Собрания» и принять их обратно на заводе вспыхнула забастовка, которая распространилась на другие предприятия и к 7-8 января стала всеобщей. В этой обстановке у Гапона возникла идея устроить мирное шествие рабочих к императору Николаю II для подачи петиции с требованиями установления восьми часового рабочего дня, отмены обязательных сверхурочных работ, повышения зарплаты. Петиция содержала ряд требований, часть из которых имела политический, а часть — экономический характер. Главным требованием Петиции было уничтожение власти чиновников и созыв народного представительства в форме Учредительного собрания на основе всеобщего, прямого, тайного и равного голосования. Остальные требования петиции делились на три части: «Меры против невежества и бесправия русского народа», «Меры против нищеты народной» и «Меры против гнёта капитала над трудом». Общее количество требований доходило до семнадцати[3][4][7].

8 (21) января 1905 года Гапон отправил письма императору Николаю II и министру внутренних дел Петру Святополк-Мирскому о назначенном на следующий день шествии рабочих к Зимнему дворцу, подчеркивая исключительно мирный его характер. Тем не менее власти приняли необходимые меры: город был разделен на восемь военных участков а гарнизон усилен. Император в это время находился в Царском Селе. Тогда же Гапон был объявлен в розыск[3][4]. В письме посланном царю Гапон от имени рабочих, в том числе писал::

Вот, Государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к Тебе! Повели и поклянись исполнить их, и Ты сделаешь Россию счастливой и славной, а имя своё запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена. А не повелишь, не отзовёшься на нашу мольбу, — мы умрём здесь, на этой площади, пред Твоим дворцом. Нам некуда больше идти и незачем! У нас только два пути: — или к свободе и счастью, или в могилу. Укажи, Государь, любой из них, мы пойдём по нему беспрекословно, хотя бы это и был путь к смерти. Пусть наша жизнь будет жертвой для исстрадавшейся России! Нам не жалко этой жертвы, мы охотно приносим её![8]

9 (22) января 1905 года во время предстоящих событий Гапон в часовне Путиловского завода отслужил молебен о здравии императора Николая II, затем с поднятым крестом в руке возглавил шествие рабочих, нёсших хоругви, иконы и царские портреты к Зимнему дворцу. Политические требования петиции, предполагавшие ограничение самодержавия, были расценены правительством как «дерзкие» и послужили причиной разгона рабочего шествия[9]. При подходе к Дворцовой площади рядом с Зимнем дворцом толпу встретила заградительная цепь солдат, которым был отдан приказ стрелять на поражение. Во время расстрела шествия Гапон был спасён эсером Петром Рутенбергом. В тот же день Гапон встречался с Максимом Горьким, который назвал его «отважным вождём, стоявшим под пулями». Затем под чужой фамилией он произнёс речь на собрании Императорского Вольного экономического общества и обратился к рабочим с письмом революционного содержания, распространявшимся среди них нелегально[3][4].

Гапон в 1906 году
Положение, в каком был найден труп Гапона в Озерках

Вскоре Гапон определением Святейшего правительствующего синода был лишён сана и исключен из духовного сословия. При этом его популярность после 9 января резко возросла, его личность привлекла внимание различных революционных партий России, о нём много писала зарубежная пресса. В январе 1905 года Гапон отбыл за границу, где встречался в Женеве с Георгием Плехановым, Владимиром Лениным, Владимиром Бонч-Бруевичем, редколлегией газеты «Искра». Там же был принят в РСДРП. В Париже встречался с Жаном Жоресом, Эдуардом Вайяном, Жоржем Клемансо и Евно Азефом. В Лондоне встречался с Петром Кропоткиным[3].

В «Открытом письме к социалистическим партиям России» Гапон выступил с инициативой созыва «согласительной» Женевской конференции революционных партий с целью объединения их в «Боевой союз» и выработки единой тактики действий. Конференция открылась в апреле 1905 года, но в первый же день прибывшие представители разных партий покинули её из-за преобладания эсеров. В мае 1905 года Гапон вышел из РСДРП и вступил в партию эсеров, однако вскоре был исключен «из-за политической безграмотности»[3].

18 (31) октября 1905 года после амнистии, объявленной Манифестом, Гапон прибыл в Санкт-Петербург, где был передан властями «на попечение» чиновнику особых поручений Петру Рачковскому, который побудил его написать министру внутренних дел Петру Дурново «покаянное» письмо о своих связях с революционными партиями и выразил готовность за вознаграждение осведомлять политическую полицию о деятельности Боевой организации партии социалистов-революционеров[3][4]. В феврале 1906 года Гапон предложил сотрудничать с ним в этих вопросах эсеру Рутенбергу, который сообщил об этом своему руководству. По решению руководства партии во главе с Евно Азефом Гапон был повешен группой рабочих во главе с Рутенбергом на даче, в Озерках, Санкт-петербургской губернии[3][4].

Библиография

  • Г. А. Гапон. Петиция рабочих Санкт-Петербурга для подачи царю Николаю II // Красная летопись. — Л., 1925. — № 2. — С. 30—31, 33—35.
  • Г. А. Гапон. Письмо к министру внутренних дел П. Д. Святополк-Мирскому // Священника Георгия Гапона ко всему крестьянскому люду воззвание. — 1905. — С. 13—14.
  • Г. А. Гапон. Письмо к царю Николаю II // Священника Георгия Гапона ко всему крестьянскому люду воззвание. — 1905. — С. 13.
  • Г. А. Гапон. Первое послание к рабочим // Священника Георгия Гапона ко всему крестьянскому люду воззвание. — 1905. — С. 14.
  • Г. А. Гапон. Второе послание к рабочим // Священника Георгия Гапона ко всему крестьянскому люду воззвание. — 1905. — С. 14.
  • Г. А. Гапон. Третье послание к рабочим // Священника Георгия Гапона ко всему крестьянскому люду воззвание. — 1905. — С. 14—15.
  • Г. А. Гапон. Послание к солдатам // Священника Георгия Гапона ко всему крестьянскому люду воззвание. — 1905. — С. 15—16.
  • Г. А. Гапон. Воззвание ко всему крестьянскому люду // Священника Георгия Гапона ко всему крестьянскому люду воззвание. — 1905. — С. 1—12.
  • Г. А. Гапон. Воззвание к петербургским рабочим и ко всему российскому пролетариату // Священник Гапон. — Берлин, 1906. — С. 40—46.
  • Г. А. Гапон. Открытое письмо к социалистическим партиям России // Священник Гапон. — Берлин, 1906. — С. 46—48.
  • Г. А. Гапон. Письмо к Николаю Романову, бывшему царю и настоящему душегубцу Российской империи // Священника Георгия Гапона ко всему крестьянскому люду воззвание. — 1905. — С. 16.
  • Г. А. Гапон. Послание к русскому крестьянскому и рабочему народу. — 1905. — 24 с.
  • Г. А. Гапон. Письмо к членам «Собрания русских фабрично-заводских рабочих» // Молва. — СПб., 1905. — № 16. — С. 4.
  • Г. А. Гапон. Письмо в газету «Юманите» // Н. Симбирский. Правда о Гапоне и 9-м января. — СПб., 1906. — С. 187—189.
  • Г. А. Гапон. Письмо в газету «Нью-Йорк Геральд» // Н. Симбирский. Правда о Гапоне и 9-м января. — СПб., 1906. — С. 189—191.
  • Г. А. Гапон. Письмо к рабочим в годовщину 9-го января // Молва. — СПб., 1906. — № 10. — С. 2.
  • Г. А. Гапон. Письмо к министру внутренних дел П. Н. Дурново // Красный архив. — М.Л., 1925. — № 2 (9). — С. 295—297.
  • Г. А. Гапон. Первое письмо в газету «Русь» // Русь. — СПб., 1906. — № 35. — С. 4—5.
  • Г. А. Гапон. Второе письмо в газету «Русь» // Русь. — СПб., 1906. — № 55. — С. 2.
  • Г. А. Гапон. Обращение к прокурору Санкт-Петербургской судебной палаты // Нижегородский листок. — Н.-Новгород, 1906. — № 78. — С. 4.

Примечания

  1. Рабочие. В защиту Гапона // Новая Русь. — СПб., 1909. — № 8 (9 января). — С. 3.
  2. 2,0 2,1 2,2 Г. А. Гапон. История моей жизни. — М.: «Книга», 1990. — 64 с.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 Гапон, Георгий Аполлонович / Православная энциклопедия // под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — Москва : Церковно-науч. центр "Православная энцикл.", Т. 10: Второзаконие — Георгий. — 2005. — 750 с. — ISBN 5-89572-016-1
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 Гапон, Георгий Аполлонович Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  5. Письма Гапона // Русская мысль. — М., 1907. — № 5. — С. 104—116.
  6. Н. М. Варнашёв. От начала до конца с гапоновской организацией // Историко-революционный сборник. — Л., 1924. — Т. 1. — С. 177—208
  7. Петиция рабочих и жителей Санкт-Петербурга для подачи царю Николаю II // Красная летопись. — Л., 1925. — № 2. — С. 33—35.
  8. Г. А. Гапон. Петиция рабочих Санкт-Петербурга для подачи царю Николаю II // Красная летопись. — Л.: 1925. — № 2. — С. 1.
  9. Доклад директора Департамента полиции А. Лопухина о событиях 9-го января 1905 г. // Красная летопись. — Л., 1922. — № 1. — С. 330—338

Литература